ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ ОДКБ
Обозреватель - Observer 2006 №1 (192)
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ ОДКБ*
Вклад союзников России в ОДКБ и военно-политическую интеграцию
В.Николаенко,
кандидат исторических наук
Создание Организации ДКБ на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) явилось результатом коллективного осмысления обстановки, сложившейся на рубеже веков в сфере безопасности, когда интересам государств-участников ДКБ во все большей степени стали угрожать международный терроризм, наркотрафик и другие нетрадиционные вызовы при сохранении традиционных угроз, связанных с усилением военного потенциала НАТО и приближением ее к рубежам союзнических государств, переходом США к односторонним произвольным действиям в политике, общей неустойчивостью и непредсказуемостью международной обстановки.
При всей разновекторности политики, проводимой государствами ОДКБ, когда, в отличие от советского периода, ни НАТО, ни США, а тем более другие западные государства не только перестали рассматриваться в качестве противника, но для ряда членов ОДКБ стали партнерами, и даже стратегическими, их совместные интересы требовали более тесного взаимодействия именно в военно-политической сфере. В отличие от экономической, эта сфера, как отмечает один из российских исследователей, "намного проще и понятнее. Здесь гораздо легче определить взаимные интересы сторон, формы и цели их сотрудничества. Военные союзы не требуют долгого вызревания объективных предпосылок и создаются достаточно быстро"1.
Но так же, как в экономической и других сферах, в области военно-политической интеграции, особенно когда речь идет о союзнических отношениях, они должны быть равноправными, представлять из себя улицу с двусторонним или, скорее, с многосторонним движением, когда, выражаясь словами В.В.Путина, Россия должна перестать быть "дойной коровой" для всех и каждого.
Уважая независимость государств ОДКБ, многовекторность их внеш- ней политики, Россия вправе ожидать выполнения своими союзниками взятых ими самими обязательств как по ДКБ, так и по Уставу ОДКБ, а также других принятым в их рамках документам. В частности, в том, что касается приоритетного характера отношений между государствами-участниками ДКБ по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами, не входящими в Договор о коллективной безопасности, их обязательства информировать партнеров по Договору о целях и характере своих военно-политических контактов с третьими странами и международными организациями по вопросам международной и региональной безопасности, согласовывать важнейшие военно-политические шаги, в том числе относящиеся к размещению иностранных военных контингентов на своей территории, развитию системы ПВО и других оборонительных структур.
Пример такого равноправного взаимодействия должна, разумеется, подавать Россия как наиболее мощная в военно-политическом и военно-экономическом отношении страна. Но ОДКБ должна предъявлять в этом отношении одинаковые требования ко всем государствам-членам, используя соответствующие положения Устава Организации, включая санкционные. Тем более, что положение о приоритетном характере военно-политических отношений между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности по сравнению с их отношениями с третьими странами красной нитью проходит и через Устав Организации ДКБ, и другие документы этой Организации.
Развитие взаимодействия в рамках Договора с последующим преобразованием его структур в международную региональную организацию стало возможным благодаря вкладу всех без исключения государств ДКБ в совершенствование и углубление интеграционных процессов между ними. Вместе с тем каждое из государств вносит свой специфический вклад в эту работу, исходя из особенностей своего геополитического положения, экономического и военного потенциала, исторического опыта, влияния внутренних и внешних факторов.
Республика Армения при поддержке прежде всего России играет ключевую роль на Кавказском стратегическом направлении зоны действия Договора, являясь единственным в настоящее время в Закавказье государством-членом ОДКБ, к тому же непосредственно примыкающим к южному флангу НАТО в лице Турции.
Приоритетное внимание в этой связи армянское руководство уделяет укреплению объединенной группировки войск и сил, которая сформирована на основе российской военной базы в Гюмри и выделенных армянских частей и соединений. Эта группировка действует по согласованным планам, обеспечена всем необходимым и играет стабилизирующую роль в военно-политической ситуации на Кавказе. В зависимости от развития обстановки в регионе не исключается возможность её усиления. Кроме того, на территории Армении совместную охрану армяно-турецкого и армяно-иранского участков границы со своими армянскими коллегами несут российские пограничники.
В Армении, как сообщил министр обороны С.А.Саргсян:
- введен в действие региональный объединенный командный пункт ПВО и авиации;
- поставлены на совместное боевое дежурство силы ПВО и авиации вооруженных сил Армении и российской военной базы;
- подразделения войск ПВО Армении принимают непосредственное участие в коалиционных учениях "Боевое Содружество" с проведением боевых стрельб на российском полигоне Ашулук2.
Развивается нормативно-правовая база сотрудничества Армении как в рамках ОДКБ, так и на двусторонней основе. В дополнение к имеющимся документам в октябре 2002 г. министры обороны Армении и России подписали Межгосударственное соглашение о совместном использовании объектов военной инфраструктуры и Межгосударственное соглашение об обмене в информационной области. Армения пользуется преимуществами, вытекающими из существующего в рамках ОДКБ льготного режима поставок вооружения и военной техники, а также подготовки военных кадров.
Армянская сторона рассматривает вопрос о создании на основе ДКБ международной региональной организации прежде всего в плане укрепления политической составляющей интеграционного объединения, активного участия в создании новой системы международной безопасности, нацеленной против реальных угроз и свободной от идеологических симпатий. Для Армении ОДКБ - наиболее продвинутое интеграционное объединение в рамках Содружества. Одновременно она рассматривает ГУАМ* как "троянского коня" НАТО в СНГ.
В то же время согласно курсу, провозглашенному еще 1998 г., Армения выдвинула в качестве основного принципа своей внешней политики так называемую комплементарность, призванную сбалансировать внешние связи с Востоком и Западом. Речь идет о взаимодополнении отношений Армении с теми и другими партнерами в результате прагматического согласования интересов сторон3.
Республика Беларусь в тесном взаимодействии с Россией играет ключевую роль в обеспечении безопасности на Восточноевропейском стратегическом направлении зоны действия ОДКБ. Она вторая в ОДКБ по основным военным параметрам после России. Белоруссия непосредственно граничит с новыми членами НАТО Польшей, Литвой и Латвией, что с учетом планируемой передислокации части натовской инфраструктуры, войск и вооружений на Восток выдвигает повышенные задачи обеспечения безопасности перед силами и средствами Союзного государства Белоруссии и России и Организации ДКБ.
В свете этого между Белоруссией и Россией постоянно уточняются вопросы, связанные с укреплением общей системы безопасности, вырабатываются документы о совместной границе Союзного государства, в том числе о совместной охране внешней границы в воздушном пространстве, по миграционным вопросам и др.
Ведущее место в решении военно-политических задач принадлежит тесному политическому взаимодействию в рамках Союзного государства и ОДКБ, развитию и совершенствованию системы стратегического сдерживания и предупреждения возможных военных акций с европейского направления.
Белоруссия является поборником активизации внешнеполитической координации между государствами-членами ОДКБ, прежде всего по вопросам взаимодействия в международных организациях, по проблематике НАТО, участия государств ОДКБ в Совете евроатлантического партнерства, по афганской, иракской проблематике и другим ключевым международным вопросам. Ряд этих вопросов обсуждается также на коллегии министерств иностранных дел Белоруссии и России.
Белорусское руководство придает первостепенное значение укреплению военного сотрудничества на Восточноевропейском направлении и конкретно Объединенной региональной группировки войск, сформированной из выделенных для этих целей частей и соединений вооруженных сил Белоруссии и России. Это и повышение боеготовности группировки, начиная от укомплектованности личным составом, вооружением, техникой и заканчивая вопросами оперативного характера. Это и вопросы материально-технического обеспечения войск, оперативного оборудования местности. Это и выработка военной доктрины Союзного государства. Это и создание Единой региональной системы ПВО Белоруссии и России. Причем большую роль в плане совместной воздушной обороны, слежения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении играет РЛС "Волга", расположенная на белорусской территории.
Являясь одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран ОДКБ, Белоруссия, наряду с Россией, оказывает на самых льготных условиях военно-техническое содействие своим союзникам, в том числе Армении, Таджикистану. В силу того, что по Конституции Белоруссия не может направлять свои воинские контингенты на территории других государств, военно-экономическое и военно-техническое сотрудничество является одним их основных направлений солидарной помощи, оказываемой белорусской стороной другим государствам ОДКБ.
Базой для этого является тесное военно-экономическое сотрудничество между Белоруссией и Россией.
Около 200 российских оборонных предприятий поддерживают технологические связи почти со 120 организациями белорусского ВПК.
В оборонном производстве России доля поставок из Белоруссии достигает 17%. Главным образом, это средства спутниковой и космической связи, оборудование для радиостанций, радионавигационные устройства и другая наукоемкая продукция.
Активное взаимодействие осуществляется Белоруссией со своими союзниками в сфере противодействия новым вызовам и угрозам, и прежде всего международному терроризму и незаконному обороту наркотиков. Белорусская территория является транзитной для наркодельцов, незаконных мигрантов, что требует постоянного согласования усилий с союзниками, в том числе по линии Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.
Республика Казахстан является одним из инициаторов многих интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в том числе в военно-политической области. При этом широко используются идеи русских евразийцев 20-х годов прошлого века Л.Гумилева, А.Сахарова. Еще в 1994 г. Президент Н.А.Назарбаев выступил с развернутыми предложениями по формированию Евразийского союза (ЕАС) государств с разделом, посвященным вопросам обеспечения безопасности стран-участниц. В частности, его проект включал положения о создании единого оборонного пространства, совместной охране внешних границ ЕАС, создании коллективных миротворческих сил для обеспечения стабильности и погашения конфликтов в странах-участницах и между ними4.
По инициативе Казахстана были предприняты такие важные шаги по углублению интеграции в рамках ДКБ, как:
- провозглашение приоритетного характера военно-политических отношений между государствами-участниками Договора по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами,
- создание штабного органа ДКБ как самостоятельной от системы СНГ структуры,
- активизация военно-технического сотрудничества и обучения кадров на льготных условиях в рамках ДКБ,
- налаживание взаимодействия между региональными системами коллективной безопасности.
Казахстан приветствовал договоренности о создании ОДКБ и поддержал все подготовленные в этой связи документы. Новая организация, по убеждению казахстанской стороны, будет находиться в ряду влиятельных региональных организаций, что является результатом совместных усилий по активизации, начиная с 2000 г., деятельности структур Договора. Что касается обеспечения собственной безопасности государств-членов, то казахстанская сторона делает акцент на необходимость максимального использования в рамках ОДКБ военно-технического сотрудничества, на развитие мобильных сил, высокоточного оружия, авиации, ПВО, современных средств связи и разведки, на отлаживание на уровне учений и других мероприятий вопросов, связанных с возможным применением сил и средств системы коллективной безопасности.
Кыргызская Республика, оказавшаяся на рубеже XX и XXI столетий объектом нападений со стороны террористических группировок, на своем опыте ощутила важность союзнической солидарности, ценность принадлежности к ДКБ.
После вторжения боевиков на территорию Баткенской области Киргизии летом-осенью 1999 г., когда на помощь республике в соответствии с Договором пришли Россия, Казахстан, Таджикистан и Армения, новое вторжение примерно через год было встречено более оснащенными и подготовленными силами.
Оказанная участниками Договора разносторонняя помощь способствовала тому, что бандформированиям не удалось сохранить устойчивые маршруты для проникновения в Ферганскую долину, в том числе для наркотранзита через Ошскую и Баткенскую области Киргизии в Россию и далее страны Западной Европы. По итогам этих событий были сделаны выводы, включая создание на территории этих областей при поддержке ДКБ достаточно мощной Южной группы войск с линией обороны по всем опасным направлениям5.
В дальнейшем с созданием Коллективных Сил быстрого развертывания (КСБР) появилась впервые в Центральной Азии и в зоне ответственности ДКБ в целом многосторонняя группировка сдерживания, в том числе против террористов. Киргизия самым активным образом участвовала в создании этих сил, разместив в Бишкеке Постоянную оперативную группу штаба КСБР, становлению и деятельности которой она оказывает всяческое содействие. Не случайно, что первые крупные учения этих сил состоялись в явившейся объектом вторжений террористов Баткенской области республики уже в октябре 2001 г.
Несмотря на дислокацию в Киргизии с начала 2002 г. военной базы сил антитеррористической коалиции во главе с США для оказания тыловой поддержки вооруженным действиям этих сил в Афганистане, роль ДКБ для обеспечения безопасности собственно Киргизии не уменьшилась. Как заявил тогда Секретарь Совета безопасности республики М.А.Аширкулов, "в разрезе обеспечения собственной безопасности в дальнейшем мы на американцев не рассчитываем. Полагаемся в первую очередь на собственные силы и на коллективные силы быстрого реагирования, созданные в рамках Договора о коллективной безопасности, - хорошо вооруженные, умеющие воевать в экстремальных условиях. Если кто-то и подумывает сюда вторгаться, они знают, что за нами стоит великая Россия"6.
Важным решением - сначала принципиального характера на Московской сессии СКБ, а затем практического - на Душанбинской явилось создание авиационной составляющей КСБР. Решением СКБ от 28 апреля 2003 г. в состав Коллективных сил быстрого развертывания введена российская авиационная база с местом дислокации - г. Кант (Киргизская Республика). Эта мера существенно повышает мобильность КСБР, их способность быть действительно силами быстрого развертывания.
Важную роль для Киргизии Организация ДКБ имеет в плане оказания политической поддержки. Однако, как показали недавние события в этой стране, ОДКБ, верная своим принципам, не вмешивалась в ее внутренние дела.
Республика Таджикистан занимает стратегически важное место на передовых южных рубежах зоны ответственности ДКБ, на наиболее угрожаемом направлении, прежде всего, с точки зрения террористической и наркоугрозы. Это определяет значение республики во всех основных сферах деятельности Договора и Организации ДКБ.
Разумеется, это значение смогло проявиться в полной мере лишь после достижения политического примирения в Таджикистане, в чем определенную роль сыграли и структуры Договора. По всеобщему признанию опыт мирного процесса в Таджикистане является примером не только для государств региона, но и для мирового сообщества как способ разрешения внутреннего конфликта и прекращения военно-политического противостояния в обществе7.
Впоследствии Таджикистану принадлежала ключевая роль совместно с Россией в оказании поддержки и помощи силам Северного альянса в Афганистане, которые сыграли основную роль при свержении режима талибов. Тем самым был внесен существенный вклад в обеспечение безопасности южных границ СНГ и ДКБ.
Создание на базе 201-й дивизии российской военной базы поднимает военное сотрудничество Таджикистана с Россией и в рамках Организации ДКБ на новый уровень.
Усиление потока наркотиков, прежде всего из Афганистана, повышает роль взаимодействия Таджикистана с другими государствами-членами ОДКБ в вопросах борьбы с наркоугрозой. Здесь по-прежнему существенную роль играет пограничное сотрудничество, оснащение погранзастав современной техникой.
В политическом плане Таджикистан продолжает играть важную роль в сфере урегулирования афганской проблематики как страна-член ОДКБ, наиболее близко связанная с Афганистаном исторически, экономически и этнически. Поэтому голос Таджикистана при обсуждении тех или иных рекомендаций в этих вопросах в рамках ОДКБ и других международных организаций особенно весом. В то же время эта страна продолжает быть одним из главных объектов международного терроризма. Как явствует из заявления Усамы Бен Ладена американской телекомпании CNN еще в мае 1997 г., "теперь мы будем чистить Таджикистан, а затем и всю Центральную Азию"8.
Придавая важное значение укреплению антитеррористической коалиции, Таджикистан поддерживает контакты с другими, в том числе западными членами коалиции, развивает с ними сотрудничество, включая военно-техническое.
Однако и здесь приоритет отдается связям с государствами-членами ОДКБ как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях.
Примечания
1 Шишков Ю.В. Интернациональные процессы на пороге XXI века. Почему интегрируются страны СНГ. М.: III тысячелетие, 2001. С. 452.
2 10 лет Совету министров обороны государств-участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества. С. 27-28.
3 Чепурин А. О союзничестве и комплементарности во внешней политике Еревана // Международная жизнь. 2004. № 1. С. 46.
4 Мысль. Алматы. 1995. № 1. С. 5.
5 Рудов Г. Нам суждено жить вечно в дружбе: документальные страницы российско-кыргызских отношений на рубеже веков. М., Бишкек: Илим, 2002. С. 235.
6 Известия. 2002. 21 июня.
7 Саидов З.Ш. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе: Авасто, 2000. С. 122.
8 Молдалиев О.А. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек: Фонд им. Фридриха Эберта, 2001. С. 22.
* Часть вторая. Начало см.: "Обозреватель-Observer". 2005. № 12.