ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Обозреватель - Observer 2006 №6 (197)
ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
С.Калинченко,
кандидат исторических наук
Потребность в новом понимании сущности происходящих на Северном Кавказе социокультурных процессов весьма остро осознается сегодня на различных уровнях самосознания нашего общества, особенно в науке. Однако разработка концепции, отвечающая требованиям времени оказалась непростой задачей для ученых.
Своеобразное положение Северного Кавказа на юге России обусловлено не только его многонациональностью и исторически сложившимися ментально-психологическими особенностями народов, но и геополитическим статусом, промежуточной зоне между двумя великими цивилизациями: мусульманством и христианством. Кроме того, разные районы Северного Кавказа имеют неоднозначный уровень социально-экономического и культурного развития, и каждый район или народ требует конкретного подхода с учетом исторической ретроспективы. Поэтому Кавказ и его народы, различные социальные институты стали объектами исследования как российских, так и зарубежных ученых1.
История развития науки на Северном Кавказе как социального института, влияющего на все сферы жизни общества, позволяет проследить процесс становления интеллектуальной элиты региона, использовать ее знания и научные методы для выработки современной государственной политики.
Возникновение первых НИИ на Северном Кавказе было вызвано различными причинами: богатство и разнообразие природных ресурсов, обилие памятников исторического прошлого. Изучение этого своеобразного региона России началось задолго до 1917 г. организацией экспедиций ученых Российской академии наук.
Видными представителями российской науки, исследовавших Северный Кавказ, были академики А.Шагрен, В.С.Миллер, профессор Ковалевский и др.
Особо следует отметить деятельность Броссе, первого в России академика, избранного в 1836 г. специально для разработки кавказоведческих проблем.
Труды названных ученых были посвящены филологии, истории, этнографии, археологии2.
Значительную роль в привлечении периферии к научной жизни страны сыграла организация научных обществ, в состав которых входили как профессиональные ученые, так и любители.
Во второй половине ХIХ в. Академия наук перестала быть главным кавказоведческим центром. Лидерство в изучении Кавказа перешло в добровольные общества.
Русское археологическое общество (1846 г.), Кавказское общество сельского хозяйства (с 1850 г.), Кавказское отделение Русского географического общества (1851 г.), Археологическая комиссия (1859 г.), Кавказская археографическая комиссия (1864 г.) и др.2.
Наибольших успехов рубежа ХIХ-ХХ вв. в научном изучении Северного Кавказа достигала деятельность краеведческих обществ.
Среди них особой активностью отличались Общество изучения Кубанской области (1897 г., г. Екатеринодар), Кавказское горное общество (1902 г., г. Пятигорск), Ставропольское общество для изучения Северокавказского края (1910 г., г. Ставрополь).
Направления деятельности обществ были разнообразны: научная, просветительская, природоохранительная, издательская. Так как состав членов был достаточно пестрым, то данные общества следует относить к полунаучным или полупрофессиональным. Значение их деятельности состояло в популяризации научных знаний (истории, археологии), создании музеев, которые становились вспомогательными научными учреждениями3.
Особенностью всех научных обществ Северного Кавказа была их тесная связь со столичными научными центрами: Русским географическим, Русским Археологическим, Московским археологическим и т.д., которые оказывали влияние на исследование региона.
Отсутствие централизованного руководства наукой и высшей школой в дореволюционной России приводило к разобщенности в их деятельности, что отражалось на региональных научных исследованиях. Системно-культурные контакты между отдельными территориальными центрами оставались ограниченными. Каждый из них в своей культурной жизни предпочитал ориентироваться на столицы или небольшой ряд крупнейших провинциальных центров России.
Возможности развития научно-образовательной сферы российской провинции были ограничены. Крупнейшие города Северного Кавказа - Владикавказ, Пятигорск, Ставрополь - центры издательской и культурной жизни в дореволюционный период из-за отсутствия научных учреждений не имели материально-технической базы и достаточного числа квалифицированных специалистов для организации научных исследований.
Данная ситуация осложнялась низким уровнем грамотности населения.
К 1920 г. уровень грамотности колебался от 52,6% во Владикавказе до 0,84% в Чеченском округе.
Среди сельского населения наивысший уровень грамотности был у осетин (14,7%).
При этом у балкарского, ингушского, чеченского и многих народов Дагестана ко времени революции не было даже своей письменности.
Кроме этого, отсутствие высших учебных заведений в регионе отрицательно сказывалось на профессиональной подготовке кадров.
С момента становления советской власти на Северном Кавказе началась реализация политики большевиков в сфере науки и образования, которая рассматривалась в рамках создания "нового человека" и материальной базы социализма. Поэтому основными направлениями политики в 20-е годы XX в. было создание сети высших учебных заведений для подготовки профессиональных кадров; изучение природных, материальных, людских и иных ресурсов, которыми должны заниматься НИИ.
К началу 30-х годов на Северном Кавказе было образовано 9 научно-исследовательских институтов краеведения: Ингушский, Северо-Осетинский, Горский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Адыгейский, Чеченский, Черкесский, Карачаевский.
Фактически НИИ были образованы в 1920-1926 гг. на базе прежних научных обществ. Последние три НИИ были образованы соответственно 1930 и 1932 гг.4.
Следует выделить два периода в становлении научных учреждений региона:
- 1920-1927 гг. - связан с возникновением первых НИИ в национальных областях Северного Кавказа, их самостоятельной работой, относительно слабым контролем со стороны государства;
- 1 второй - 1928-1941 гг. - характеризуется плановостью как научных исследований, так и организационно-управленческой структуры.
Согласно Положению о научно-исследовательских институтах краеведения, они создавались для "изучения естественно-производительных сил автономных образований, этнических национальных культур горских народов Северного Кавказа, изучения с научной точки зрения вопросов, вызываемых государственными потребностями; подготовки научно-практических работников; содействия культурному развитию трудящегося населения путем популяризации научных знаний"4.
В структуру НИИ входили отделы естественно-исторический, экономический, культурно-исторический; общее руководство осуществлял Совет института, состоявший из действительных членов института, научных сотрудников, представителей местных органов власти. Непосредственное подчинение НИИ находилось в Главнауке при Наркомпросе РСФСР.
Открытие научно-исследовательских институтов в национальных областях Северного Кавказа проходило в различных социально-экономических, культурных, организационных условиях, касающихся как материальной базы научного учреждения, так и количества и качества научных работников. Общим направлением организации научных институтов был их краеведческий характер, связанный с деятельностью одноименных обществ.
Северо-Кавказский институт краеведения возник во Владикавказе (май 1920 г.) по приказу Терского областного отдела народного образовании в "целях приложения научных знаний и выводов к опытно-практической деятельности правительственных учреждений края (отдел народного образования, совнархоз, облземотдел)..."5.
Директором института с 1920 г. до начала 1923 г. состоял профессор, геолог С.А.Гатуев, после его отъезда в г. Ленинград Н.В.Виддинов5, утвержденный Наркомпросом Горской Республики.
Основными направлениями деятельности института являлось систематическое и всесторонне изучение Северного Кавказа; собирание материалов краеведческого характера для научного музея.
Научная работа института в первой половине 20-х годов заключалась в организации экспедиций в районы автономных областей горских народов Осетии, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана для изучения природы, экономики, этнографии, древностей края.
В экспедициях принимали участие профессор С.А.Гатуев, энтомолог М.А.Рябов, орнитолог Л.Б.Беме, зоолог Д.А.Тарноградский, этнограф В.П.Пожидаев и др.5.
Результаты научных исследований нашли свое отражение в общекавказском научно-информационном краеведческом журнале, который был создан на основании постановления 5-й сессии Центрального бюро краеведения при РАН.
В состав редколлегии вошли: от института краеведения Н.В.Виддинов, от Осетинского историко-филологического общества Г.Г.Бекоев; от Северокавказского педагогического института профессор В.Ф.Раздорский.
Общегосударственное значение деятельности Северокавказского института краеведения было отмечено Всероссийской конференцией по урегулированию научных учреждений РСФСР (протокол от 27 апреля 1922 г.), Московским отделением Центральным бюро краеведения при РАН, Главнаукой, Наркомом Дагестанской республики, научно-техническим Советом Карачаево-Черкесской области, Чеченской автономной областью, Представительством в Москве Горской республики, Центральным музеем Народоведения в Москве5.
Фактически Северокавказский институт краеведения заложил основы организационной структуры научных учреждений Северного Кавказа; определил основные направления научных исследований в рамках всех национальных областей региона. Вместе с тем нехватка научных работников привлекала к изучению региона ученых, работавших в вузах Владикавказа. Фактически одни и те же исследователи занимались научным изучением национальных областей всего Северного Кавказа.
Реорганизация Горской республики (1924 г.) привела к автономному существованию областей Северного Кавказа, что организационно отразилось на становлении НИИ в каждой республике.
Постановлением второй Краевой конференции по просвещению горских народностей (июль 1925 г.) Северокавказский институт краеведения был закрыт "как ненужное учреждение, в котором сидят люди, зараженные великодержавным шовинизмом, продолжающиеся придерживаться старых методов и мешающих развитию и укреплению краеведческих организаций среди горских народов. Имущество его разделить между Северной Осетией и Ингушетией"4.
В результате проведенной реорганизации и Постановлением Северо-Осетинского областного ревкома от 14 октября 1924 г. был организован Осетинский центральный научно-исследовательский институт краеведения. Базой формирования нового института стало Осетинское историко-филологическое общество6.
Еще в 1917 г. по инициативе осетинских исследователей учителя Б.А.Алборова, учителя реального училища Г.А.Дзагурова, М.Ю.Гадиева и др. было организовано "Осетинское историко-филологическое общество", которое начало заниматься организацией систематических научных исследований в области осетиноведения, собирания памятников истории и культуры, реформы осетинской графики.
Организационный период длился около года и в марте 1925 г. институт начал свою работу в составе трех отделений: естественно-исторического, эко- номического и культурно-исторического. С первых дней своего существования институт развернул активную исследовательскую работу по сбору и систематизации устного народного творчества осетин.
В 1925-1941 гг. было подготовлено и издано пять томов серии "Памятники народного творчества осетин", получивших широкое признание.
Проблематика и результаты исследовательской работы находили отражение в "Известиях OCИИИ".
B первом номере "Известий" в 1927 г. были опубликованы работы Ал.Кубалова "К вопросу о происхождении осетинских нартовских песен", Б.Алборова "Всеволод Миллер".
Таким образом, деятельность Осетинского НИИ в 20-е годы явилась продолжением научных исследований ученых дореволюционного периода. Основными направлениями изысканий были работы краеведческого характера, способствующие изучению культуры и быта осетин.
Ингушский НИИ краеведения был образован в 1926 г. из Северокавказского института краеведения.
В штате института в 1927-1928 гг. состояло 6 научных сотрудников. Среди них Г.К.Мартиросян (экономист), Л.П.Семенов (историк литературы и археолог), профессор В.Ф.Раздорский (ботаник), Л.Б.Беме (зоолог), А.Е.Вильяме (географ), Х.Б.Ахриев (художник)4.
Научная работа сотрудников института состояла в комплексной экспедиции (обследование фауны, быта и памятников древности).
Результаты исследований публиковались в "Известиях" института и монографиях.
В целом деятельность НИИ краеведения Ингушетии и Северной Осетии была основана на работе одних и тех же ученых, которые по-совместительству являлись внештатными сотрудниками институтов и учеными высших учебных заведений Владикавказа.
Первым официальным научным учреждением Кабардино-Балкарии, занимавшимся разработкой истории и этнографии населения было Кабардино-Балкарское общество изучения местного края, созданное в 1922 г.
Как видно из его устава, Общество имело целью "сбор, исследование материалов, характеризующих прошлую жизнь края, так и населявших современный быт и естественные богатства его"7.
Однако научная работа общества была незначительной и не могла удовлетворить потребностей новой власти в изучении природных ресурсов, экономики, истории, культуры, быта народов Кабардино-Балкарии.
6 января 1926 г. заседание Президиума ЦИК Советов Кабардино-Балкарии приняло постановление: "В целях привлечения научных сил в Кабарду и Балкарию для научного изучения и исследования естественных богатств и производительных сил области - экономики, истории, археологии и этнологии, в целях содействия и подготовки научных работников по краеведению, а также для распространения научно-проверенных сведений среди широких масс населения о Кабарде и Балкарии считать необходимым организовать в помещении Ленинского учебного городка Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт"7.
Одной из самых важных и трудных задач, вставших перед институтом, была проблема кадров. В республиках Северного Кавказа в то время было мало людей с высшим образованием, способных вести научную работу.
Из штатных и внештатных научных сотрудников института специальную научную подготовку имели только В.А.Рюмин, В.П.Пожидаев, А.Б.Беме, профессор Н.А.Буш. Трое последних не жили в области и работали в институте по совместительству.
Из-за отсутствия необходимых научных сил деятельность института в 20-е годы ограничивалась сбором материалов по этнографии, истории фольклору кабардинцев и балкарцев, а также по социалистическому строительству в области.
Самостоятельное научное учреждение в Дагестане было создано в 1924 г., когда при Наркомате просвещения ДАССР был организован научно-исследовательский институт, призванный заниматься изучением истории и культуры. На институт возлагалась задача объединения всех научно-исследовательских работ, проводимых в республике8.
Из-за невозможности в те годы полностью обеспечить все отделы института высококвалифицированными научными кадрами как временная мера было предложено заключать соглашения с видными специалистами в научных центрах страны.
28 мая 1928 г. научно-исследовательский институт постановлением СНК ДАССР и Дагестанского обкома ВКП (б) был реорганизован в Научно-исследовательский институт дагестанской культуры для расширения и планомерной организации научно-исследовательской работы в республике8.
Деятельность института за 1928-1929 гг. носила по преимущественно организационный характер.
Необходимо было оформить институт на началах, выраженных в Положении о нем, установить регулярные отношения с научными организациями и объединениями. Главная проблема состояла в нехватке профессиональных научных сотрудников.
Три штатных работника института были не в состоянии развернуть крупные исследования.
Для этой цели привлекались ученые соседних областей и Центра9.
Однако необходимость в общем, координирующем центре организации всех научных исследований Северного Кавказа привело к образованию Северокавказского краевого горского НИИ краеведения (ноябрь 1926 г. по Постановлению № 73 Совнаркома).
Институт располагал 11 и 13 научных практикантов штатными сотрудниками.
Основными направлениями исследований являлось изучение естественно-производительных сил горских областей Северного Кавказа; морфологии и динамики этнографии горских племен; культуры, языка и письменности; экономики горских народов в области сельского хозяйства, промышленности; подготовка научных кадров10.
Как отмечалось в докладе директора Горского НИИ краеведения У.Д.Алиева на совещании краеведов и представителей национальных институтов, "разграничение работ местных горских исследовательских институтов мыслится в порядке изучения общегорских проблем Краевым институтом, локальных проблем - местными национальными институтами; сфера деятельности Краевого института может сужаться и расширяться в зависимости от местных исследовательских сил"11.
В советское время, кроме традиционных Москвы и Петербурга, помощь новым научным центрам оказывали ученые и учреждения науки Ростова-на-Дону, Владикавказа, Ставрополя, Баку, Тбилиси.
В институты республик были переданы специальные библиотеки, архивные документы, содержащие ценные материалы и публикации.
Научное шефство над институтами взяли на себя головные научные учреждения: Институт языка и письменности народов СССР, Ростовский госуниверситет, Русский художественный музей с этнографическим отделением, Институт изучения материальной культуры и т.д. Благодаря этому на научные основы было поставлено изучение литературы, этнографии, культуры народов Северного Кавказа.
Фактически все НИИ Северного Кавказа реорганизовались из местных научных обществ, которые еще в дореволюционное время являлись первыми организационными центрами научных исследований, объединяли в своих рядах как профессиональных исследователей, так и любителей родного края.
Главное внимание в деятельности НИИ в 20-е годы XX в. было уделено практическим задачам развития культуры, образования и издательского дела, формирования литературных языков народов Северного Кавказа.
Основные направления научных исследований носили гуманитарный характер (история, археология, этнография и пр.). Это было вызвано отсутствием материальной базы для прикладных исследований (лабораторий, опытных станций), недостаточным финансированием, что не способствовало активному развитию естественных и точных наук. Основы изучения истории, этнографии, литературы были заложены в дореволюционное время, поэтому в последующем эти же ученые продолжили свои изыскания. Кроме того, 20-е годы - это время формирования и утверждения новой марксистско-ленинской идеологии, нового общественного сознания. Поэтому обращение к гуманитарным наукам, активно влияющим на формирование мировоззрения человека, героическому опыту прошлого придавало особую актуальность историческим, филологическим, этнографическим исследованиям.
Проблемы становления НИИ в республиках Северного Кавказа были связаны не только с материальными трудностями. Низкий уровень грамотности местного населения, отсутствие специального опыта научных исследований тормозил процесс научного развития или делал его в основном описательным.
Одной из основных проблем была нехватка профессиональных исследователей. Ученые местных вузов и члены научных обществ являлись одновременно и штатными работниками, и совместителями научно-исследовательских институтов. Ограниченное число ученых, с одной стороны, тормозило динамику научных исследований, с другой - являлось хорошо скоординированным процессом, способствующим активному созданию научного пространства Северокавказского края.
В 20-е годы XX в. это была деятельность ученых дореволюционного периода, которые с энтузиазмом стремились реализовать свои знания в новых условиях.
Примечания
1 Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение. Владикавказ, 2004. С. 4.
2 Орбели P.P. Кавказоведение. М.,1972. С.
3 Розин М.Д. Научные комплексы Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2000. С. 22, 43.
4 Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р.8060.Оп.3.Д.333.Л.1; Ф-А 2307. Оп.15.Д.15.Л.16; Ф-А 2307. Оп.105.Д.258 С. 22; Ф2307.Оп.17.Д.98.Л.41;Ф-А 2307.Оп.13.Д.43.Л.5.
5 Центральный Государственный Архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф.303.Оп.1.Д.70.Л.7; Ф-А.2307.ОП.9.Д.233. С.25, Л. 26.
6 ЦГА РСО-А.Ф.97 Д.37.
7 Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф.4.Оп.1Д.23. Л. 418; Ф.16.Оп.1.Д..412.Л.183; Ф.187.Оп.1Д.2.Л.226.
8 Центральный Государственный Архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф.р.73. Оп. 21.Д.197.Л. 2; там же. Д.188. Л.117.
9 Османов А.И. Центр исторической науки Дагестана // Флагман исторической науки Дагестана. Махачкала, 1998. С. 6.
10 Государственный Архив Ставропольского края. (ГАСК) Ф.1260.Оп.1.Д.1. Л. 12.
11 Гозулов А. Горское краеведение и Северокавказский горский институт краеведения // Революция и горец. 1928. № 1. С. 49.