МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Обозреватель - Observer 2006 №5 (196)
МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Т.Петрова,
кандидат физико-математических наук
(Волгоградский государственный педагогический университет)
Изменения, происходящие в обществе, широкая информатизация всех сфер образования обусловили возникновение новых видов профессиональной деятельности педагога, которые, в свою очередь, определяют трансформацию форм обучения и появление дистанционного обучения. Анализ профессиограммы современного преподавателя информатики показал, что он должен быть готов к реализации дистанционного обучения, как своего предмета, так и других, а также к оказанию методической помощи специалистам других предметных областей. Все это определило необходимость трансформации процесса подготовки педагога к реализации дистанционного обучения информатике.
Педагогическое обеспечение подготовки учителя к реализации дистанционного обучения информатике выдвигает требование объединения в учебном процессе его трех составляющих:
-
овладение необходимыми психологическими знаниями;
-
интерализация профессиональных ценностей, а также приобретение и развитие профессионально важных качеств;
-
формирование профессиональных навыков и поведенческих образцов.
Выстраивая систему подготовки к реализации дистанционного обучения информатике, необходимо исходить из предположения о том, что такая подготовка будет эффективной в том случае, если ее основные черты будут максимально соответствовать выявленным принципам и требованиям; что в процессе подготовки можно найти разрешение основного противоречия, понимаемого как противопоставление собственно реальной профессиональной деятельности и процесса овладения этой деятельностью.
В связи с этим готовность к реализации дистанционного обучения информатике представляет собой осознанную направленность педагога на педагогическую профессию в области дистанционного обучения, мировоззренческую зрелость, установки на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в разработке авторской технологии дистанционного обучения.
Разработанная модель подготовки будущего учителя к реализации дистанционного обучения информатике включает следующие этапы: общеподготовительный, профессионально-ориентирующий и профессионально-специализирующий.
Целью общеподготовительного этапа является овладение психолого-педагогическими знаниями и знаниями информатических дисциплин, получение опыта участия в обучении по различным технологиям дистанционного обучения; профессионально-ориентирующего - формирование готовности будущего педагога к реализации дистанционного обучения информатике; профессионально-специализирующего - формирование методического опыта реализации дистанционного обучения информатике.
На общеподготовительном этапе в соответствии с учебным планом начинается изучение дисциплин психолого-педагогического цикла. Приоритетное место в содержании занимает психология, которая в учебном плане вуза присутствует в большинстве случаев в виде набора курсов: общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология и т.д. Содержание психологической подготовки предлагается организовывать в такие блоки, как "Введение в психологию человека", "Профессиональные основы консультирования" и дополнить курсами по выбору, позволяющими усовершенствовать важные в профессиональном отношении аспекты подготовки к консультированию в учебном процессе.
На этом этапе также осваивается дидактика, которая обеспечивает получение системы знаний по теории обучения. Освоение курса завершается разработкой и защитой проекта с использованием потенциала информационных технологий.
Информационная деятельность формируется в рамках учебных курсов "Математика и информатика" и "Информационно-коммуникационные технологии".
Дополнительно в содержание включается курс по выбору "Введение в дистанционное обучение", предполагающий освоение таких тем, как "Основы дистанционного обучения", "Технологии дистанционного обучения", "Методическая система дистанционного обучения".
На профессионально-ориентирующем этапе продолжается освоение дисциплин психолого-педагогического цикла, приоритетными становятся знания о возможностях и особенностях специфики работы с клиентами. Дополнительно в содержание психолого-педагогических дисциплин включаются дидактические модули по теории и методике консультирования; курс "Профессиональные основы консультирования".
Также предлагаются такие дистанционные учебные курсы по освоению дисциплин информатического цикла, как "Интернет-образование", "Интернет-ресурсы на уроках и во внеурочной работе", "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе", "Информационные технологии в работе педагога", "Информационная деятельность педагога", "Информационно-коммуникационные технологии в моей жизни" и др.
В качестве основного средства организации взаимодействия при освоении их содержания используется электронная почта.
Студент, выбравший дистанционный курс, получает в виде пакета информационный модуль, после этого по электронной почте проводится консультация по организации учебной работы, в ходе которой выстраивается график освоения курса и определяется логика его изучения; завершается освоение курса очной зачетной работой.
Другой вариант организации дистанционного курса - размещение информационного образовательного ресурса на сервере кафедры. Работа при реализации этого пути предполагает разумное сочетание очной и дистанционной форм обучения.
Для реализации сочетания очной и дистанционной форм используются тьюториалы, такие формы организации учебного процесса, при которых интегрируются характеристики урока, консультации, проектного занятия и деловой игры.
В ходе установочного тьюториала под руководством преподавателя создается индивидуальная траектория освоения данного курса, далее студент самостоятельно работает по этому графику с теоретическим и практическим материалами, консультации проводятся преподавателем перед контролем.
Перед итоговой отчетностью за курс проводится итоговый тьюториал, в рамках которого через тренинги определяются и устраняются проблемы, возникшие у обучаемых и систематизируется материал по освоенному содержанию. После этого проводятся зачет или экзамен.
На данном этапе также предлагаются следующие курсы по выбору: "Основы дистанционного обучения", "Введение в дистанционное образование", "Модели дистанционного обучения", "Технологии дистанционного обучения".
В программу курса "Основы дистанционного обучения" входят такие разделы, как:
- "Основные понятия" (рассматриваются различные определения "дистанционного обучения", его особенности, системы дистанционного обучения, история развития);
- "Программное обеспечение" (рассматриваются типы обучающих компьютерных программ и требования, предъявляемые к ним, инструментальные среды для создания дистанционных учебных курсов);
- "Методическое обеспечение" (демонстрируются примеры нестандартных дидактических приемов оформления учебного материала, проведения занятий в условиях дистанционного обучения);
- "Организационное обеспечение" (демонстрируются приемы организации дистанционного обучения в вузах России и на Западе, рассказывает о целях и задачах различных ассоциаций по дистанционному обучению, даются полезные ссылки в Интернет).
Заканчивается изучение курса работой, в которой описывается спроектированный дистанционный курс, методические приемы обучения, особенности использования Интернет, сценарий обучающей программы.
В рамках курса "Введение в дистанционное образование" изучаются следующие разделы:
- "Дистанционное обучение: сущность феномена";
- "Характеристика дистанционного обучения";
- "Дистанционное образование: сущность феномена";
- "Принципы дистанционного образования (за рубежом)";
- "Зарубежные концепции дистанционного образования";
- "Развитие дистанционного образования в России";
- "Образовательные учреждения дистанционного образования в России".
Основное содержание этих разделов представляется через теоретические блоки и блоки упражнений.
Курс "Модели дистанционного обучения" включает такие занятия, как: "Модели в педагогике и методике обучения"; "Модели дистанционного образования"; "Участники процесса дистанционного обучения"; "Дистанционные курсы как элемент дистанционного образования"; "Модели дистанционных курсов". В рамках этого курса увеличивается доля самостоятельной работы студентов, поэтому кроме блоков упражнений к каждому занятию предлагаются упражнения для самостоятельной работы.
Профессионально-специализирующий этап дает возможность посредством блока курсов по выбору приобрести навыки реализации ситуаций консультирования в дистанционном обучении информатике.
На данном этапе в качестве дистанционных учебных курсов предлагаются курсы по содержанию, наполненные проблемами консультирования в дистанционном обучении. Они демонстрируют средства данного консультирования через дистанционное обучение.
В состав курсов по выбору входят курсы "Социально-психологические аспекты работы с клиентами в дистанционном обучении", "Консультирование в дистанционном обучении", "Методическая система дистанционного обучения", "Организация консультирования для дистанционного курса", "Выбор стратегии консультирования при дистанционном обучении".
Например, курс "Методическая система дистанционного обучения" включает в себя следующие темы:
- "Общая характеристика системы дистанционного обучения";
- "Телекоммуникации в дистанционном обучении";
- "Методическая система обучения: сущность, структура";
- "Методическая система дистанционного обучения";
- "Цели дистанционного обучения";
- "Содержание дистанционного обучения";
- "Методы дистанционного обучения";
- "Средства дистанционного обучения";
- "Формы дистанционного обучения";
- "Субъекты дистанционного обучения: обучающий и обучаемый";
- "Подсистемы системы дистанционного обучения".
На этом этапе обучаемый получает (ограниченный их опытом и под контролем преподавателя) доступ к настоящему "живому" консультированию в условиях дистанционного обучения не только в условиях учебной аудитории, но и в образовательных учреждениях, центрах дистанционного обучения.
На практике студенты выполняют следующие задания:
- разработать содержание дистанционного дидактического курса по одной из содержательных линий информатики;
- определить логику освоения этого курса обучаемыми;
- сконструировать рекламу для этого курса;
- создать технолого-методическое обеспечение для разработанного курса.
На заключительной конференции по педагогической практике презентуются результаты выполнения заданий.
Таким образом, содержание традиционной профессиональной подготовки будущего учителя информатики дополняется курсами по выбору, обеспечивающими формирование готовности будущего учителя к реализации ситуаций консультирования в дистанционном обучении информатике.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что на I этапе целесообразно использовать такие средства, как учебные проекты, тренинги, учебно-профессиональные ситуации, на II - учебные проекты, дистанционные учебные курсы, учебно-профессиональные ситуации, на III - учебно-профессиональные ситуации, учебные проекты, деловые игры, дистанционные учебные курсы.