НАМЕРЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Обозреватель - Observer 2006 №6 (197)
НАМЕРЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
К юбилею Потсдамской конференции
А.Исаков,
профессор
Шестьдесят один год назад, с 17 июля по 2 августа 1945 г., состоялась Потсдамская конференция трех великих держав - СССР, США и Великобритании, которая подвела военные и политические итоги Второй мировой войны. Вместе с И.В.Сталиным в ней приняли участие новый президент США Г.Трумэн и премьер-министр Великобритании У.Черчилль, которого в ходе конференции сменил лейборист К.Эттли, победивший на парламентских выборах.
К этому времени интересы победителей все более расходились, особенно по вопросам послевоенного устройства Германии и Польши.
Германская проблема
Центральное место на Потсдамской конференции занял германский вопрос. Решая судьбу Германии, союзники стремились заложить основы нового мироустройства и межгосударственных отношений в Европе, а также системе международной безопасности.
На конференции было решено полностью разоружить и демилитаризовать Германию, упразднить ее силовые структуры и спецслужбы - вермахт, СС, СА, СД и гестапо, ликвидировать военную промышленность, наказать преступников. Запрещалась любая нацистская и милитаристская деятельность и пропаганда. Предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. Вопрос о расчленении германского государства, в отличие от Ялтинской конференции, где предусматривалось создать четыре зоны оккупации, уже не рассматривался. Государства-победители обязались принять все меры к тому, чтобы Германия никогда больше не угрожала сохранению мира на планете и выплатила положенные репарации. Правда, последний вопрос выявил среди "большой тройки" определенные разногласия. СССР и США удалось выработать компромиссное решение, согласно которому Советский Союз получил репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за рубежом, а также четверть промышленного оборудования из западных зон. При этом из своей доли, по настоянию Великобритании, Советский Союз должен был удовлетворить и репарационные претензии Польши.
Немало споров возникло вокруг возрождения промышленности Германии.
По общему согласию союзников, возрождение промышленного потенциала Германии должно было носить исключительно мирный характер, хотя хорошо известно, что четкой грани между военной и невоенной промышленностью не существует.
Последующие события показали, что Германия, быстро восстановив тяжелую промышленность, угледобычу, машиностроение, уже к началу 60-х годов прошлого столетия, вопреки решениям Потсдамской конференции, создала основу для возрождения военной промышленности.
Сейчас Германия - одно из наиболее промышленно развитых государств Западной Европы.
Объединив экономику ФРГ и ГДР, она в 2005 г. производила: 498 млрд. кВт-ч электроэнергии (на тепловых и 20 атомных электростанциях), 91 млн. т каменного угля, 47 млн. т стали, 38 млн. т чугуна, 7,8 млн. т нефти, 4,5 млн. автомобилей.
Это позволило Германии создать первоклассную военную промышленность, оснастить бундесвер современной боевой техникой и развернуть широкий экспорт оружия. Сейчас бундесвер одна из сильных армий Европы.
На 1 января 2006 г. под ружье при населении 82,5 млн. чел. и военном бюджете 30,1 млрд. долл. (2005 г.) было поставлено 284,5 тыс. чел. (в том числе 94,5 тыс. чел. по призыву).
Резерв вооруженных сил составляет 358,6 тыс. чел., мобресурсы - 20,5 млн. чел.
Сухопутные войска насчитывают 192 тыс. чел. и включают штаб германо-голландского корпуса, штаб германо-американского корпуса, семь дивизий (3 танковые, 2 мотопехотные, аэромобильную и специальных операций), командование специальных операций, 2 бригады тылового обеспечения, 13 танковых и мотопехотных бригад, несколько бригад других родов войск.
На вооружении сухопутных войск состоят 2400 танков, 3700 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, 1700 артиллерийских орудий, около 2 тыс. пусковых противотанковых установок, 1500 орудий зенитной артиллерии, около 150 зенитных ракетных комплексов, 525 вертолетов.
Военно-воздушные силы (около 68 тыс. чел.) включают 384 боевых самолета и состоят из 18 авиаэскадрилий различного назначения и 24 зенитных ракетных дивизионов.
Военно-морские силы имеют в своем составе около 26 тыс. чел.
Они включают две эскадры надводных лодок, 4 эскадры подводных кораблей, 3 эскадры ракетных катеров, 8 авиационных эскадрилий.
Всего на вооружении ВМС Германии состоит 13 подводных лодок, 2 эскадренных миноносца, 20 ракетных катеров, около 70 самолетов и более 40 вертолетов.
По планам НАТО, бундесвер совместно с вооруженными силами Польши должен быть основной ударной силой для "предотвращения" угрозы с Востока.
Для расширения географических рамок применения германских вооруженных сил и создания условий для их задействования вне зоны ответственности блока в 2003 г. бундестагом одобрен документ "Основные направления политики ФРГ в области обороны", в котором впервые в послевоенной истории страны бундесверу определяется цель - "готовиться к решению задач за пределами национальной территории".
Правда, в течение ряда последних лет, особенно в 2001-2003 гг., в экономике Германии усилились застойные явления, следствием чего явилось общее ухудшение уровня жизни немецкого населения.
Так, темпы роста ВВП в течение 2004 и 2005 гг. были близки к нулю, а в ряде отраслей - отрицательными.
Безработица несколько лет достигает уровня 4 млн. чел., а в начале 2006 г. превысила цифру 5,2 млн.
Остро стоит вопрос с выравниванием уровней экономического развития в старых и новых федеральных землях. Пока уровень жизни восточных немцев отстает от западных на 12-15%, а безработица в восточных землях выросла до 20%. Население Германии стареет.
Пенсионному фонду грозит многомиллиардный дефицит. Пенсионный возраст для мужчин в 2006 г. повышен с 60 до 63 лет.
Страховой взнос в пенсионные фонды остается на уровне 19,5% от совокупного дохода.
Германский рынок труда с 2006 г. открыт только для высококвалифицированных иностранцев.
В настоящее время Германия уверенно занимает четвертое место среди мировых экспортеров вооружений (после США, России и Франции). Об этом сообщается в представленном в Берлине докладе объединенной конференции "Церковь и развитие", где указывалось, что в 2004 г. на мировом рынке Германия реализовала оружия и военной техники на сумму 3,8 млрд. евро. В докладе также отмечалось, что новое правительство под руководством канцлера Ангелы Меркель не намерено сокращать программу экспорта вооружений.
Одновременно Германия выступает в качестве одной из главных движущих сил в процессе реформирования Евросоюза, главной целью которого является обретение большей независимости объединений Европы от США в экономической, военно-политической и военной сферах. В достижении своих целей руководство Германии рассчитывает на поддержку союзников, и в первую очередь Франции. Однако со стороны США, Великобритании и других европейских государств планы Германии воспринимаются с настороженностью, как и ее попытки стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Основными направлениями внутриблоковой деятельности Германии являются:
-
совершенствование структуры и системы управления ВВС НАТО;
-
повышение коалиционных возможностей по реагированию на нетрадиционные угрозы (в первую очередь, связанные с международным терроризмом и оружием массового поражения);
-
содействие дальнейшей интеграции с альянсом вновь принятых стран.
Для усиления своих позиций в НАТО Германия добивается повышения роли возглавляемых ею комитетов и сохранения на прежнем уровне своего значительного по численности военного компонента в составе объединенных вооруженных сил.
Идя на поводу у США и НАТО, Германия неоднократно демонстрировала свои антидемократические настроения. В 60-80-х годах прошлого столетия она составила основной ударный кулак НАТО, нацеленный на страны социалистического содружества. В 1953 г., 1961 и 1968 гг. была главным инициатором провоцирования беспорядков в Германской Демократической Республике. В 1991 г., как об этом справедливо пишет независимый канадский ученый Мишель Коллон, Германия, возглавляемая канцлером Коллем, спровоцировала войну в Боснии и явилась основным инициатором распада Югославии.
Еще в 1979 г. немецкая разведка (БНД) направила в Загреб группу тайных агентов. Их задачей было поддержать Франье Туджмана - расиста, который пропагандировал этническую ненависть и делал все возможное, чтобы развалить Югославию. Германия финансировала и снабжала его оружием. Объяснялось это просто. ФРГ никогда не признавала объединенного югославского государства, которое мужественно сопротивлялось германской агрессии во время двух мировых войн.
Стремясь еще раз разъединить Югославию на мини-государства, Германия хотела установить безраздельный контроль над Балканами. Это была бы экономическая зона, которую она могла бы аннексировать и доминировать на ее рынке. Учитывала Германия и то обстоятельство, что через Югославию пролегают основные стратегические маршруты нефти и газа с Ближнего Востока и Кавказа. В 1992 г. министр внутренних дел Баварии заявил: "Гельмуту Колю удалось сделать то, что не смогли сделать ни император Вильгельм, ни Гитлер".
Но этими "благими" деяниями не ограничивается послевоенный послужной список германских руководителей. Он сейчас значительно расширился и простирается через Югославию до Ирака и Афганистана.
Определенный интерес в вопросе послевоенного устройства Германии представляет четырехтомное издание, написанное группой видных немецких политиков и экономистов "История германского государства". В работе довольно подробно излагается объединение двух германских государств - ФРГ и ГДР - и делается осторожный намек - прогноз о возможности виртуального "собрания" германских земель (Судеты, Силезия, Померания, Восточная Пруссия).
Правда, на пути этих нереальных надежд немцев, как неприступная стена встают решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций трех великих держав, определивших послевоенное устройство и границы Германии. Но это вовсе не значит, что для германского государства все вопросы территориального устройства решены окончательно и бесповоротно.
Ведь уже наступил XXI в.
Здесь есть над чем подумать не только Чехии, Польше и России, но и другим державам - США, Великобритании, Франции, Италии. Последние кровно заинтересованы не в укреплении, а в ослаблении их постоянного конкурента не только на европейском, но и на мировом рынке.
Польский вопрос
Вторым по значимости на Потсдамской конференции был польский вопрос. Дело в том, что Польша как центрально-европейское государство, всегда играла роль связующего звена между Западной Европой и Россией. Поэтому западные державы всегда были заинтересованы иметь в Польше такую власть, которая бы надежно обеспечивала их интересы на Востоке. Советский Союз, наоборот, стремился к тому, чтобы Польша была свободным демократическим государством, состоящим в добрососедских отношениях с нашей страной.
Вот почему еще на Ялтинской (4-11.2.1945 г.) конференции глав государств СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о правительстве и границах Польши.
Было предусмотрено создать на широкой базе Временное правительство Польши с включением демократических деятелей самой Польши и поляков из-за рубежа, в частности, С.Миколайчика, которой в 1943-1944 гг. был премьер-министром польского эмигрантского правительства в Лондоне. Советско-польскую границу предполагалось провести по "Линии Керзона", а польско-германскую - по р. Нейсе и Одер. Позже эти вопросы были конкретизированы на Потсдамской конференции.
В результате Потсдамских соглашений к Польше отходила восточная часть Германии (Силезия и Восточная Померания, южная часть Восточной Пруссии, побережье Балтийского моря в районе Данцига и Гдыни). Соответствующим образом, как это было предусмотрено в Ялте, определялись границы Польши.
Потсдамская конференция не предусматривала каких-либо рекомендаций в отношении экономического потенциала Польши. Считалось, что он может быть восстановлен на собственной основе и за счет поступлений репараций из Германии. Но прошли годы и экономика Польши значительно превзошла довоенный уровень.
Она стала производить, по данным на 2005 г.: 142 мрд. кВт-ч электроэнерии, 204 млн. т каменного угля, 18,2 млн. т стали, 11,2 млн. т чугуна, 384 тыс. т меди, 238 тыс. т цинка, 300 тыс. автомобилей.
На этой основе к 1991 г. Польша стала располагать достаточно развитой военной промышленностью, смогла обеспечить потребности в вооружении собственных армии и флота и часть боевой техники обратить на экспорт. Однако на протяжении следующего десятилетия военный потенциал Польши значительно уменьшился, главным образом, из-за резкого сокращения собственных вооруженных сил, распада Организации Варшавского Договора, а также финансово-экономических проблем, возникших в стране.
Перелом к лучшему наметился в 2001 г., когда правительство Польши изменило подход к военному сектору и его нуждам. Именно тогда был принят основополагающий документ "Стратегия структурных изменений промышленно-оборонного потенциала на период 2002-2006 годов". Из разрозненных предприятий (их было более 100) были созданы концерны, главными из которых в настоящее время является "Бумар" и Агентство развития промышленности (АРП). Структурные изменения позволили удешевить военную продукцию, повысить ее качество и доверие со стороны потенциальных зарубежных заказчиков (стран Юго-Восточной Азии и Индии).
Войско Польское, оснащенное главным образом боевой техникой и вооружением собственного производства, представляет собой серьезную боевую силу, повысившую боевой потенциал НАТО, и имеет общую границу с Россией и Беларусью.
На 1 января 2006 г. численность вооруженных сил Польши при населении 38,1 млн. чел. составляла 141,5 тыс. чел. (в том числе 67,5 тыс. срочнослужащих).
Кроме того, в Польше более 14 тыс. чел. находится в пограничных и 8 тыс. чел. во внутренних войсках.
Резерв вооруженных сил - 234 тыс. чел., мобресурсы - 10,3 млн. чел.
Сухопутные войска Польши включают около 90 тыс. чел, штаб польско-германско-датского корпуса, 2 штаба корпуса, 3 механизированных и 1 бронетанковую дивизии, 17 бригад различных родов войск. На их вооружении состоит 974 танков различных модификаций, в том числе советских), более 900 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, более 1000 орудий полевой артиллерии, в том числе 652 самоходных, 644 орудия зенитной артиллерии, 952 зенитных ракетных комплекса, около 170 вертолетов.
Военно-воздушные силы (30 тыс. чел.) имеют на вооружении 224 боевых самолета и 283 зенитных ракетных комплекса в основном советского производства и состоят из 7 авиаэскадрилий различного назначения.
Военно-морские силы (14,3 тыс. чел.) включают 3 флотили, авиацию и войска береговой оборон, в которых насчитывается 5 подводных лодок, 3 фрегата, более 30 ракетных катеров и 32 самолета.
Видя уязвимость своего положения в системе восточноевропейских государств (неудовлетворительное развитие экономики, слабое освоение западных земель, сложность польско-германских отношений). Польша стремится хотя бы частично компенсировать это активизацией деятельности в рамках НАТО, обострением польско-российских и польско-белорусских отношений, безропотной поддержкой акций США на международной арене (Иран, Афганистан, Косово).
Особого внимания засуживает оценка польско-российских отношений, которые в последнее время значительно обострилась, причем из-за особой позиции польского государства. Особых причин, как отмечают многие обозреватели, две: историческая память и соблазн реванша в новой исторической обстановке (нахождение Польши под "зонтиком" НАТО и ослабленное положение России).
Действительно, исторически Польша всегда была плацдармом для вторжения агрессоров в Россию. Именно с ее территории начинались походы на Москву Швеции, Франции и Германии. Иными словами, угроза с Запада для России исходила из Польши на протяжении многих веков и осталась в памяти российского народа. Да и сама Польша неоднократно пользовалась периодами слабостей России для завоевания исконно русских земель.
Достаточно вспомнить смутное время (1598-1613 гг.), когда Польша захватила значительную часть западных земель русского государства. Или взять 1920 г., когда Польша, воспользовавшись критическим положением ослабленного в войне с Германией молодого советского государства, захватила Западную Украину и Западную Белоруссию.
Получается, что в историческом противоборстве Западной Европы с Россией Польша всегда играла роль своеобразного "восточного вала", который, с одной стороны, сдерживал влияние России на Западную Европу, а с другой - служил исходным рубежом для агрессии западноевропейских стран против России.
Это позволяло Польше периодически усиливать свою мощь и вести империалистическую политику. Царская Россия отвечала Польше тем же. Она совместно с Пруссией и Австрией организовала несколько территориальных разделов Польши. Не случайно к концу 70-х годов XVIII столетия Польша представляла собой тяжелую картину: анархия достигла небывалых размеров, шляхта, не подчиняясь центру, создавала на местах свои воинские формирования, рассчитывая тем самым повысить авторитет Польши на международной арене.
В новых исторических условиях Польша, видимо, сочла возможным возродить былую славу антироссийского плацдарма, рассчитывая на всемерную поддержку США, которые заинтересованы держать Россию под натовским прицелом. Более того, за океаном всячески поощряют стремление Польши взять на себя роль лидера тех стран, которые недовольны процессом объединения Старого Света. Не случайно в США заговорили о Новой Европе, имея в виду Польшу и некоторых других членов ЕС, которые заявили о своей готовности покорно идти в натовской упряжке. В этой связи следует вспомнить особую позицию Польши в рамках ЕС по Ираку, по Конституции ЕС, активизацию "польско-балтийской линии" в ЕС по вопросу его политики стратегического партнерства с Россией, объявление России злейшим врагом Польши. Такое поведение Польши вполне объяснимо. Борьба между Польшей и Россией за политическое, экономическое и военное влияние на Беларусь и Украину ведется уже более 500 лет с переменным успехом. В новых условиях с превращением Польши в активного члена НАТО у польского руководства возник соблазн геополитического реванша. Справедливости ради следует отметить, что у Польши сейчас нет для этого реальных возможностей. Если не считать амбиций не считающейся с реальностями польской элиты.
Достойно сожаления то обстоятельство, что польское руководство еще находится в плену реваншистских иллюзий. Оно упорно не хочет видеть политические реалии завтрашнего дня, когда со всей остротой встанет вопрос о западных землях Польши, судьбе Силезии и Восточной Пруссии, поиске путей налаживания взаимоотношений Польши с Украиной, Беларусью и Россией.
Выводы
1. Потсдамская конференция трех великих держав - СССР, США и Великобритании имела важное военно-политическое и экономическое значение и в значительной степени способствовала сохранению мира на планете на протяжении более полувека. Особенно велика была ее роль в развитии политических и экономических процессов в Западной Европе.
2. В свою очередь конференция в Потсдаме явилась своеобразным стартом "холодной войны" западных держав против стран социалистической ориентации, которая с переменным успехом ведется до сих пор. На смену открытым угрозам превентивной ядерной войны против СССР пришли ее скрытые формы, направленные на подрыв России изнутри, оттеснение ее из числа мировых держав и установление над ней политического, экономического и военного контроля.
3. В качестве ведущего государства Европы, которое вопреки решениям Потсдамской конференции, быстро восстановило свой экономический и военный потенциал, выступает Германия. Поглотив ГДР, она уже исподтишка помышляет о своих границах до Второй мировой войны и рвется к решению вопросов мироустройства далеко за пределами европейского континента. Все более откровенными становятся ее посягательства на Калининградскую область России. Идеи реванша за поражение во Второй мировой войне пока еще не выветрились из голов некоторых немецких политиков.
4. Польша, получившая в Потсдаме карт-бланш на самостоятельное демократическое развитие, после распада СССР, Организации Варшавского Договора и вступления в НАТО, стала проводить откровенно антироссийскую и антибелорусскую политику, оправдывая роль передового натовского плацдарма. Пользуясь поддержкой США и Европейского союза, Польша совершенно пренебрегает сложившимися реалиями и значительными экономическими и военными возможностями своих восточных соседей.
5. Россия, получив на Потсдамской конференции определенные гарантии своей безопасности, в настоящее время поставлена в роль скромного свидетеля негативных процессов, протекающих у ее западных границ.
Современная геополитическая и экономическая обстановка на планете подтверждает основной итог Потсдамской конференции - за мир надо бороться и не забывать уроков истории.