РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Обозреватель - Observer 2006 №1 (192)
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
А.Задохин,
доктор политических наук, профессор
(Дипломатическая академия МИД РФ)
"Он из Германии туманной привез учености плоды"
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин"
"Мы полагаем, что в теперешнем положении дел Россия
не может не иметь другого союзника, как Пруссия,
точно так же как и Пруссия - другого союзника, как Россия;
союз их может быть союзом благословенным,
потому что у обеих цель правая"
Н.Я.Данилевский "Россия и Европа"
"Россия восстановила целую народность, целый мир готовый пасть …
Не она ли призвала его к жизни самобытной,
не она ли вернула его самостоятельность и организовала его?"
Ф.И.Тютчев "Россия и Германия"
Приведенные цитаты свидетельствуют, что сегодняшние, в целом неплохие отношения России с Германией - скорее правило, чем исключение. И в прошлом Германия воспринималась россиянами вполне лояльно. Хотя были и времена взаимного ожесточения. Но вина в этом лежит соответственно на Западной Европе и тех диктаторах двух стран, которые ввергли русских и немцев в пучину Первой и Второй мировых войн. И, тем не менее, историческая доминанта брала свое…
Смена правительства в ФРГ побуждает экспертов поставить вопрос о том, каков будет внешнеполитический курс этого государства. Можно предположить, что мадам Ангела Меркель, став канцлером ФРГ, продолжит "пророссийский" курс Герхарда Шредера. Могут быть какие-то изменения и новые нюансы. Но в любом случае отношения с Россией по-прежнему будут занимать одно из главных мест среди приоритетов германской внешней политики. Это обусловлено историческим опытом Германии и России, особенностями их геополитического положения и национальными интересами.
По оценкам российских и германских политиков и политологов, интересы обеих стран в двустороннем и многостороннем форматах в преобладающей степени совпадают.
"Центральный интерес" Германии, как он официально формулируется в ФРГ, состоит в том, чтобы вовлечь Россию в качестве партнера в международные организации, а также в международное экономическое разделение труда и обеспечить ее конструктивное участие как великой державы в новой организации Европы.
Эта установка совпадает с интересами России, которая ожидает, что именно Германия проявит себя как самый важный партнер в развитии, преобразовании и модернизации в нашей стране.
Но, несмотря на общность основных интересов и сотрудничество по многим направлениям, остается взаимная неудовлетворенность этим сотрудничеством и определенное расхождение в понимании европейского процесса и современной ситуации в России.
В России с некой предвзятостью оценивают европейскую интеграцию. Можно было бы констатировать значительные успехи европейцев, хотя бы в сравнении со стартовым этапом их объединения, но практически любая пробуксовка в процессе (дискуссия вокруг проекта Конституции и референдумы, разногласия по вопросу принятия Турции в ЕС и т.п.) рассматривается как чуть ли ни признак нарастания противоречий, кризиса и начало провала европейской идеи. А в том, что делают европейцы в своих интересах, воспринимается как угроза и нечто антироссийское. Если же коснуться темы дискуссии в политических и научных кругах по поводу вступления/невступления России в ЕС, то она важна только для нас в поиске тех истоков российской идентичности, которые были потеряны в советский период. Но эту проблему будут решать новые поколения россиян.
Например, те молодые люди, которые с детских лет отпуска проводят в Европе, а затем учатся и работают там.
В Германии и других европейских странах не драматизируют постоянно возникающие проблемы с ЕС, то есть … караван идет.
Но в Германии, признавая европейскую идентичность России, выражают беспокойство возможностью изменения её политического курса: их более волнует повороты внутренней политики, чем внешней. Как бы не изменялась конфигурация власти в России, ее определенная системная привязка к Западу (то есть - взаимозависимость РФ и Запада, включенность в систему западной политики), да и процессы глобализации (с которыми так или иначе приходится считаться) не позволят новой или ново-старой кремлевской команде кардинально изменить внешнюю политику государства, то есть Россия будет вынуждена дружить с Европой и, в первую очередь с Германией.
В целом позитивное восприятие россиян современной Германии определяется не ее государственным статусом. Этому статусу всего-то чуть больше 130 лет, не говоря уже о том, что германская государственность утверждалась с большим трудом. Другое дело давнее историческое сопряжение культур: соседство русских и немцев и даже совместное проживание в одной империи. Это позволяет понять, почему, несмотря на то, что в двух мировых войнах германское государство являлось противником, и оно нанесло России колоссальный ущерб и не только вообще, но и непосредственно многим россиянам, для послевоенного периода российско-германских отношений характерно быстрое восстановление взаимной лояльности, в том числе и на личностном уровне.
Для сравнения можно обратить внимание на наличие в российском обществе устойчивых антиамериканских настроений, хотя США до, после революции и сейчас непосредственно ничего плохого вроде бы и не сделали нашей стране, а тем более каждому россиянину в отдельности. За исключением тех, которые по приказу ЦК КПСС боролись за счастье чужих народов, и тех, кто попытался спрятать в американских банках "нажитое" в период стихийной приватизации национального богатства СССР.
В Германии не только политики, но и собственно сами немцы всегда хорошо понимали Россию и русских. Более того, не преувеличивали угроз со стороны России, если не считать каких-то отдельных периодов и конкретных кризисных ситуаций времен "холодной" войны. Да и то, и в этих случаях политики и дипломаты оказывались на высоте, и все заканчивалось миром.
Однако исторический опыт России свидетельствует, что опасность для нее из Европы конкретизируется лишь в случае активного подключения или подталкивания Германии и германского потенциала к подготовке и осуществлению антироссийских акций.
Первая мировая война началась на Балканах, где, как известно, поводом был конфликт Сербии и Австро-Венгрии. В этот исторический момент интересы Германии в большей степени расходились с ее западными соседями, чем с Россией.
В свою очередь Россия была связана определенными обязательствами с противниками Германии.
Таким образом, Россия была втянута в водоворот европейской политики, хотя, как представляется, для нее был более выгоден нейтралитет. Российско-германский конфликт во Второй мировой войне - это результат кризисов российской и германской государственности как следствие Первой мировой войны.
В период "холодной" войны в Бонне стали понимать, что немцы опять становятся заложниками интересов Запада и столкновения мессианских идеологий. Бонн, несмотря на все внешние и внутригерманские обстоятельства, пошел на развитие связей с СССР, причем фактически соперничая в этом с ГДР.
В настоящее время основная проблема российско-германских отношений - это экономика России и отсутствие гражданского общества как гаранта политической стабильности.
Известный германский политолог Х.Тиммерман отмечает: "Германия весьма заинтересована в формировании такой России, которая была бы сильной, уверенной в себе и одновременно открытой для свободного мира и демократии"1.
Хотя в России есть скептики, которые уверены, что Германия не заинтересована в стабильной, экономически сильной Россия, ибо последняя может стать ее конкурентом. Отсюда поддержка Берлином политики расширения НАТО на Восток и противодействие интеграционным процессам в СНГ и т.д. Следует отметить, что контрроссийские настроения присутствуют в политических кругах Германии, есть и те, кто стремится использовать "российскую карту" во внутриполитической борьбе. Но такова реальность демократии: плюрализм мнений и издержки политической конъюнктуры.
Рассматривая российско-германские отношения в контексте европейской политики обеих стран, следует согласиться с рядом немецкий авторов, что эти отношения имеют асимметричный характер. Это выражается в следующем:
- Объединение Германии как государства сопровождалось ее отказом от исторического реванша в имперском и националистическом его понимании. великодержавных традиций, признанием окончательного характера ее границ и отказом от любых тенденций к "ревизии".
- После своего воссоединения Германия остается тесно интегрированной в евро-атлантические военно-политические структуры и использует свое возросшее политическое и экономическое влияние в интересах интеграционного процесса и его распространения на Восток. В свою очередь Россия лишилась союзников, утратила свой статус супердержавы и пытается в настоящее время утвердиться в качестве великой державы в Европе.
- Россия по-прежнему проводит гегемонистскую политику в отношении стран СНГ и пытается сохранить свое влияние в Центральной и Восточной Европе, используя энергетический фактор.
- Международное влияние Германии определяется не столько ее военной силой, сколько экономической мощью, достижениями в области технологий, внутренней стабильностью и динамизмом развития. Значительная часть политических элит России свое понимание мощи продолжает основывать на преимущественно военных категориях типа: "сферы влияния", "соотношение сил", "геополитические оси и треугольники", "ядерное сдерживание" и т.п.
Данные категории являются (если исключить патологию и профессиональные штампы) опосредованным способом защиты, отражением нарушения внутреннего равновесия общества. Представители российской стороны на научных дискуссиях часто говорят о своих чувствах и защищают не интересы, а ценности. Очевидно, это объясняется тем, что в большинстве случаев в этих дискуссиях российская сторона представлена германистами, которые профессионально не изучают Россию.
Можно задать и такой вопрос: изучают ли их немецкие коллеги свою страну или в большей степени их интересует политический процесс в России?
Отмеченное создает трудности при обсуждении путей разрешения существующих проблем и возможностей использовать существующие благоприятные условия - исторически лояльную терпеливость немцев по отношению к русским и России - повышения эффективности российско-германского сотрудничества, в том числе в европейской и мировой политике в интересах каждой страны.
Если же говорить о чувствах и ценностях, то Германия извлекла уроки из своей истории. И настойчиво, как свойственно немцам, стремится преодолевать свои комплексы, доставшиеся ей от прежних времен. Одной из важных мер по завоеванию доверия было безусловное осуждение преступлений нацистского режима.
В то же время в Германии отмечают, что в России практически закончились попытки разобраться с советским прошлым. Подобная позиция наносит ущерб отношениям России с ее соседями и затрудняет сближение позиций2.
В Европе и у наших соседей есть свои основания соответствующим образом оценивать прошлое. Очевидно, следует признать, что есть и у нас подспудное и естественное для личности желание найти компромисс с прошлым.
Как представляется, нельзя согласиться с тем, когда прошлое хотят причесать. Ради чего? - политической стабильности или стабильности власти?
Не стоит преувеличивать изыскания немецких политологов, хотя в определенной степени с их мыслями о нас можно согласиться: ученым-политологам, как и археологам, свойственно стремление докапываться до истоков. Но в этом процессе они отрываются от современности и реальности. Собственно, как и некоторые политики в пылу ораторского вдохновения.
Следует сказать, что германской экономике не стоит бояться конкуренции, так как ее мощь очевидна. Списывать же просчеты и объяснять естественные процессы в СНГ только злыми умыслами германских ли, европейских или американских политиков было бы наивно.
Примечания
1 Timmemann H. Rublands Aussenpolitik in Richtung Europas // BIOST. Zwischen Krise und Konsolidierung. Mьnchen, 1993.
2 Hohmann H-H, Meier Chr., Timmermann H. Rubland und Deutshland in Europa. BIOST. 38/1997.