ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4,5/2004

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ

СОВРЕМЕННЫЕ БМП

Семен Федосеев

Идею бронированного транспорта для передвижения пехоты на поле боя, как известно, одним из первых высказал «отец французских танков» полковник Жан Э. Этьен. В своей известной докладной записке от 1 декабря 1915г., посвященной постройке «сухопутных броненосцев», он предложил также буксировать за каждым «броненосцем» гусеничный бронированный прицеп с 20 пехотинцами. Так, пока еще чисто теоретически, зарождалась пара «танк-бронетранспортер».

После Первой мировой войны, впрочем, французская армия не торопилась «механизировать» пехоту, предпочитая ей «моторизацию», т.е. небронированные колесные или полугусеничные транспортеры. Однако после Второй мировой войны французы среди первых занялись новыми транспортно-боевыми машинами пехоты и успели внести свой вклад в создание облика первого поколения боевых машин пехоты. И в 19бО-е гг., и позже во французских работах отчетливо проступали такие черты, как предпочтение легким высокоподвижным машинам и традиционный для французской военной промышленности изначальный расчет на экспорт бронетехники.

Необходимость создания для пехоты транспортно-боевых машин, позволяющих ей действовать совместно с танками, была осознана во Франции уже в середине 1950-х гг. Поскольку основной боевой машиной французских сухопутных войск в это время был легкий танк АМХ-51 (АМХ-13), казалось логичным выполнить соответствующий бронетранспортер на его шасси и заменить им уже устаревшие малые БТР ТТ6 и ТТ9 «Гочкис». В 1955 г. был собран первый опытный образец, а с 1957 г. в г. Роанне на заводе производственного объединения ARE началось серийное производство нового БТР на базе АМХ-13.

Компоновка базового шасси с передним расположением МТО хорошо отвечала поставленной задаче. Характерно, что БТР последовательно сменил несколько обозначений: ТТ 12 СН М1е 56 вскоре сменилось на АМХ УТР («машина транспортировки войск»), а затем на АМХ VCI (VCI - Vehicule de Combat d'Infaterie, т.е. «боевая машина пехоты»). БТР имел массу 15т, экипаж три и десант 10 человек, вооружался одним 12,7-мм пулеметом на поворотной турели с бронещитом, но зато пехотинцы в десантном отделении сидели вдоль продольной оси машины лицом к бортам и через откидные бортовые люки могли вести огонь из своего оружия. Толщина брони достигала 30 мм, скорость хода 60 км/ч, запас хода 350 км.

На этом же шасси строились КШМ VIT/PC, грузовой БТР VIT-Cargo, самоходный «истребитель' танков». VIT/LT с ПТРК SS-11, «Милан» или «Toy», машина управления артиллерийским огнем VIT/LT, самоходная РЛС VIT/RATAC, санитарно-эвакуационная машина VIT/TB, самоходная 155-мм гаубица VTT/VCA. Впоследствии странам, закупившим такие машины, была предложена программа их модернизации с заменой бензинового двигателя дизельным и установкой 20-мм автоматической пушки во вращающейся башне.

БМП АМХ-10Р

Однако уже в начале 1960-х гг. стало ясно, что машина типа АМХ VCI не удовлетворяет растущим требованиям к боевым средствам мотопехоты, а принятие на вооружение основного боевого танка АМХ-63 (АМХ-30) лишало былого смысла и использование шасси АМХ-13. В середине 1960-х гг. по выдвинутым французской армией тактико-техническим требованиям началась разработка специальной машины пехоты, предназначенной для совместных боевых действий с танком АМХ-30.

В 1965 г. конструкторское бюро «Д'Исси-ле-Мулино» (Atelier de Construction d,Issy-les-Moulineaux) представило макет первого прототипа, а в 1968 г. началось производство первых БМП АМХ-10Р. В следующем году первые АМХ-10Р попали в войска. Серийное производство машин осуществлялось в г. Роанне, где одновременно с ними выпускались основные танки АМХ-30 и боевые разведывательные машины AMX-10RC.

АМХ-10Р относится к классу легких плавающих бронемашин и рассчитана на пехотное (мотопехотное) отделение. Общая схема компоновки, использованная в серийных БМП первого поколения (французской АМХ-10Р, советской БМП-1 и германской «Мардер»), стала впоследствии традиционной.

В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение (МТО), слева - отделение управления, вооружение установлено во вращающейся башне, десантное отделение занимает кормовую часть корпуса. Перед люком механика-водителя установлены три перископических прибора, средний из которых может заменяться пассивным (бесподсветным) прибором ночного видения. В средней части корпуса со смещением к левому борту (для уравновешивания МТО) установлена двухместная вращающаяся башня GIAT «Тукан» (Toucan) с основным вооружением. В башне справа от пушки располагается командир, слева - наводчик. Для посадки и высадки им служат верхние люки башни. В корпусе правее башни вдоль борта размещены два пехотинца лицом друг к другу. Позади башни на индивидуальных сидениях располагаются шесть пехотинцев - по двое вдоль бортов и двое в корме машины. Посадка и высадка десанта производятся через большую откидную кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В самой аппарели выполнены две двери. В крыше десантного отделения имеются два больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении. Для наблюдения десантники располагают семью перископическими смотровыми блоками: один впереди справа, по два вдоль бортов справа и слева, два сзади.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ

Характерной особенностью машины является вынесенная надбашенная установка вооружения - 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, который монтируется правее и выше пушки. 20-мм автоматическая пушка М693 имеет двустороннее (двухленточное) питание, что позволяет наводчику быстро переходить на стрельбу осколочными или бронебойными выстрелами. Темп стрельбы из пушки - 700 выстр./мин, эффективная дальность стрельбы по типичным «пехотным» целям (с которыми и призвано бороться вооружение БМП) - до 1500 м. В башне размещено 260 осколочных и 65 бронебойных выстрелов, полностью готовых к стрельбе. Темп стрельбы пулемета - 900 выстр./мин, эффективная дальность стрельбы - до 1000 м. Его боекомплект - 2000 патронов (900 в башне, из которых 200 готовы к стрельбе). Соосно с пушкой и пулеметом установлен прожектор РН 9А.

Командир пользуется прицелом М371 с кратностью увеличения 1х и 6х. Снаружи башни установлен зенитный прицел прямого наблюдения. Место наводчика оборудовано комбинированным перископическим прицелом ОВ 40 (дневная ветвь с увеличением 6х, ночная - 5х, поля зрения соответственно 10 и 7 градусов телесного угла). Вместо прицела ОВ 40 машина может комплектоваться дневным прицелом М406 с 2- и 6-кратным увеличением, который для стрельбы ночью заменяется ночным прицелом усилительного типа ОВ 37 с увеличением 6х. У командира и у наводчика для кругового обзора имеется по семь призменных смотровых блоков. Приводы наведения башни и пушки электромеханические с ручным дублированием. Управление оружием возложено на наводчика, но командир также имеет возможность вести прицельный огонь. Предусмотрено целеуказание наводчику от командира машины. На машине отсутствуют стабилизатор вооружения, баллистический вычислитель; тепловизионные приборы. Для измерения дальности используется оптический дальномер. Углы наведения вооружения по вертикали - от -8° до +63°. Перебросочная скорость в горизонтальной плоскости при использовании электрического привода 50 град/с.

По требованию заказчика пушка М693 может быть заменена равнокалиберной западногерманской Rh202 «Рейнметалл», устанавливаемой в башнях типа «Тукан»-1 или GIAT «Капр»-20, могут также использоваться другие башни с 20-мм пушкой и пулеметом калибров 12,7 или 7,62 мм.

Линейные БМП АМХ-10Р, состоящие на вооружении французской армии, имеют по два переносных ПТРК «Милан» с общим возимым боекомплектом 10 ПТУР. Пусковые установки ПТРК рассчитаны на стрельбу с грунта или с плеча, но при необходимости могут крепиться на корпусе - по одной с каждой стороны - для ведения огня с машины.

В каждой двери в кормовой аппарели выполнено по одной амбразуре для стрельбы из оружия десанта. Огонь в сторону бортов десант может вести через открытые люки десантного отделения.

Бронирование машины противопульное. Лобовая проекция защищена от огня 14,5-мм пулеметов (бронебойная пуля) на дальности от 300 м и выше. Корпус с прямыми бортами и большим наклоном лобового листа и низкопрофильная башня сварены из листов алюминиевого сплава. Слева и справа от башни неподвижно смонтировано по два 80-мм дымовых гранатомета, стрельбу из которых ведет командир машины (гранатометы могут крепиться также в задней части крыши корпуса).

При разработке машины АМХ-10, как и танка АМХ-30, основным требованием была высокая подвижность, что соответствовало взглядам на ведение боевых действий.

В МТО размещается силовой блок, включающий собранные вместе многотопливный дизельный двигатель HS-115 «Испано-Сюиза» и гидромеханическую трансмиссию. 8-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом при скорости вращения коленчатого вала 3000 об/мин развивает мощность 300 л.с. (220 кВт). Производство двигателя организовала компания «Рено». На первых машинах стояли дизели мощностью 260 л.с., но в дальнейшем их форсировали, подняв удельную мощность с 18 до 20,7 л.с./т. Пуск двигателя осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Трансмиссия обеспечивает четыре передачи переднего и одну заднего хода. Она включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом и двухпоточный механизм поворота дифференциального типа. Простая двухвальная коробка передач с синхронизаторами имеет предселекторный привод переключения передач. Забор воздуха для питания двигателя и охлаждения МТО производится через жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших газов и горячего воздуха - через жалюзи в правом борту.

Ходовая часть включает пять односкатных обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика на один борт. Ведущее колесо - переднего расположения. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на 1-х и 5-х узлах. Гусеница шириной 420 мм имеет резинометаллический шарнир, два продольных гребня, обрезиненную беговую дорожку, съемные резиновые асфальтоходные подушки, обеспечивает удельное давление 0,52 кг/см . Наличие двух гребней предотвращает спадание гусениц из-за провисания нижней ветви на плаву. Верхние ветви гусениц прикрыты жестким гидродинамическим кожухом.

Движение машины на плаву осуществляется с помощью двух водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели. Наличие таких движителей не только повышает скорость и управляемость на плаву, но и облегчает выход из воды на необорудованный берег. Перед входом в воду водитель включает два водооткачивающих насоса (помпы, одна в МТО, другая в десантном отделении) и поднимает волноотбойный щиток в носу корпуса. Однако АМХ-10Р могла выполняться и в неплавающем варианте.

Для защиты от ОМП в машине установлено ФВУ коллекторного типа (в корпусе у правого борта) и автоматическая быстродействующая система ППО с огнетушащим составом «Хэлон 1301». Имеется обогреватель обитаемого объема корпуса. Использование термодымовой аппаратуры не предусмотрено.

По сути, АМХ-10Р - «продвинутый» гусеничный БТР с усиленным вооружением наподобие Pbv 302, принятого еще в 1964 г. на вооружение в Швеции.

Для проведения модернизации АМХ-10Р были выбраны более мощный (350 л.с.) дизельный двигатель и новая трансмиссия (в частности, испытывался образец АМХ-ЮР с гидрообъемно-механической трансмиссией), а в СТО планировали включить стабилизатор вооружения. Хотя защищенность АМХ-ЮР уже не отвечает современным требованиям к БМП, усиления бронезащиты не проводили. К концу 1989 г. общий выпуск машин АМХ-10Р разных модификаций составил 1750 единиц.

БМП АМХ-10Р «повоевали» в 1991 г. зоне Персидского залива в составе французской оперативной группы «Дате», но ничем особо себя не проявили, да и не могли проявить. В вооруженных силах Франции в 2000 г. состояло 713 БМП АМХ10Р и PC. Кроме французской армии машины поставлялись в Грецию (240 единиц), Саудовскую Аравию (350 БМП, на 2000 г. числилось до 570 AMX-10RC и АМХ-10Р, включая 90-100 с ПТРК «Хот»), Катар (40), Объединенные Арабские Эмираты (30), Ирак.

Тактико-технические характеристики БМП АМХ-10Р

Боевая масса, т....................................................................................14,5

Экипаж, чел.........................................................................................

Десант, чел...................................................................................................8

Длина, м ....................................................................................................5,9

Ширина, м................................................................................................2,8

Полная высота, м ....................................................................................2,8

Клиренс, м................................................................................................0,45

Вооружение:

пушка...............................................................20-мм автоматическая М69

пулеметы........................................................................................1х7,б2-мм

Дополнительное вооружение .. ………………………….ПТРК «Милан»

Боекомплект ........................................................................760 выстрелов,

2000 патронов, 10 ПТУР

Двигатель: -

марка...............................................................HS-115 V-8 «Испано-Сюиза»

тип.........................8-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения

мощность, л.с. (кВт).........................................................................300 (220)

Емкость топливной системы, л................................................................528

Трансмиссия ………………………………………….гидромеханическая,

4 передачи переднего, 1 заднего хода

Подвеска ..........................................................индивидуальная торсионная

с гидравлическими амортизаторами на 1-х и 5-х узлах

Гусеница ....................................................................обрезиненная, с РМШ

и двумя гребнями

Среднее удельное давление на грунт, кг/см ………………………….0,5

Максимальная скорость, км/ч...................................................65 по шоссе,

7 на плаву

Запас хода по шоссе по топливу, км ............................................. .500-600

Преодолеваемый подъем..........................................................................35°

Ширина рва, м ...........................................................................................2,

Высота стенки, м........................................................................................0,7

Модификации АМХ-10Р

На шасси АМХ-10Р построено обширное семейство бронемашин, включающее КШМ АМХ-ЮРС, машины передовых артиллерийских наблюдателей АМХ-10 SAO (с 7,62-мм пулеметом) и АМХ-10 VOA, подвижный пункт управления артиллерийским огнем системы ATILA (в эту систему входят АМХ-10 VFA, АМХ-10 VIA, АМХ-10 SAF), машину АМХ-10 SAT для перевозки 155-мм выстрелов к самоходным гаубицам, самоходный ПТРК «Хот» (АМХ-10 НОТ), разведывательную машину АМХ-10 RATAC, самоходную РЛС «Разит», самоходный 81-мм миномет АМХ-10ТМС-81, тягач АМХ-10ТМ для 120-мм миномета «Брандт» (машина кроме расчета везет еще шестьдесят 120-мм мин с метательными зарядами), санитарно-эвакуационную машину АМХ-10 АМВ, БРЭМ АМХ-10 ЕСН, машину для подготовки механиков-водителей.

У машины артиллерийской разведки АМХ-ЮР RATAC вместо башни установлена доплеровская РЛС кругового обзора RATAC компании «Томсон-CSF». Такие же РЛС поставлялись вооруженным силам Франции для оснащения машин на шасси легких танков АМХ-13. Антенна РЛС размещена на крыше корпуса в передней части справа. РЛС имеет четыре режима работы: наземного обзора, обнаружения и опознавания, угловых измерений и автоматического слежения. Позади антенного поста в корпусе находится консоль управления, еще дальше к корме - диаграммный планшет. Машина оснащена навигационной аппаратурой и системой опознавания (во избежание поражения собственными противорадиолокационными средствами). Ее экипаж состоит из пяти человек: командира, оператора РЛС, его помощника, радиооператора и механика-водителя. На крыше корпуса в кормовой части могут быть установлены две пары дымовых гранатометов. Вооружение не предусмотрено. Высота машины - 2,84 м. Машина может использоваться в качестве пункта передовых артиллерийских наблюдателей. АМХ-ЮР RATAC поставлялась также в Саудовскую Аравию.

На АМХ-10 НОТ смонтирована низкопрофильная башня с комбинированным прицелом-прибором наведения, с каждого борта башни установлены по две пусковые установки ПТУР «Хот» с полуавтоматической системой наведения с передачей команд по проводам, дальность стрельбы - до 4250 м.

В 1983 г. государственная компания GIAT (Groupement Industriel des Armamentes Terrestres) впервые показала общественности разработанный в инициативном порядке опытный образец машины АМХ-10Р 25. Вместо штатной двухместной башни используется одноместная башня GIAT «Драгар» (Dragar) с 25-мм автоматической пушкой GIAT MkSll, имеющей двухленточное питание. В боекомплект пушки входят 175 осколочных и 45 бронебойных выстрелов. С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет с 200 готовыми к стрельбе патронами. Приводы наведения электромеханические, углы наведения вооружения в вертикальной плоскости составляют от -10 до +45°, в горизонтальной плоскости - 360°.

Наводчик для наблюдения в переднем секторе имеет четыре перископических блока М336, в заднем - два неподвижных стеклоблока. Дневная ветвь комбинированного прицела наводчика имеет кратности увеличения 1х и 7х, ночная ветвь - 4,5х.

Тепловизионный прибор и система стабилизации вооружения отсутствуют, но могут быть поставлены по требованию заказчика. Командир машины размещен в корпусе у левого борта. Его рабочее место оборудовано пятью дневными и одним комбинированным перископическим прибором. Масса машины - 14,3 т, экипаж - три человека (командир машины, наводчик и механик-водитель), десант - восемь человек.

На основе БМП АМХ-10Р был разработан ряд машин, ориентированных на экспорт. Так, АМХ-ЮР «Марин» (Marine) разработана компанией GIAT по тактико-техническим требованиям морской пехоты Индонезии. С учетом тех же требований была создана машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90. С 1982 г. партия из 50 машин АМХ-10Р «Марин» и АМХ-10 РАС 90 была поставлена в Индонезию. На них вместо стандартных дизелей HS-115 использовались двигатели 6 Fll SRX «Бедуин» мощностью 275 л.с.

Обе машины были приспособлены для действий в прибрежной зоне при высадке морских десантов, С этой целью был увеличен их водоизмещающий объем, они оснащались 12-дюймовыми водометами, обеспечивающими скорость на плаву 10 км/ч, имели специальную защиту от солевой коррозии, четыре водооткачивающих насоса (помпы), перекомпонованные воздухопритоки и аварийный пуск двигателя воздухом, подъемный перископ механика-водителя. Волноотбойный щиток увеличенного размера поднимается и опускается водителем с помощью гидравлического привода. Окна в щитке сохраняют механику-водителю достаточный обзор.

На БМП АМХ-10Р «Марин» вместо штатной двухместной башни над десантным отделением установлена новая одноместная башня CIBI 50 GIAT с вынесенной установкой 12,7-мм пулемета М2НВ со 120 готовыми к стрельбе патронами. Экипаж машины - два человека, десант - 13 стрелков. АМХ-1ОР «Марин» может оснащаться и другими башнями, включая башню «Драгар» с 25-мм пушкой. Считают, что улучшенные мореходные характеристики позволяют этой бронемашине высаживать десант с моря, а не просто пересекать реки и озера, как это делает базовая БМП. Строилась также модификация «Комманд Марин».

Модификации АМХ-10Р для морской пехоты поставлялись в Сингапур и Индонезию.

Машина АМХ-10 РАС 90 весит 14,8 т и представляет собой шасси АМХ-10Р с установленной на нем двухместной башней TS-90 GIAT, используемой также на колесных бронированных машинах «Панар» ERC-90 (6x6) и «Рено» VBC-90 (6x6). Основным назначением АМХ-10 РАС 90 является борьба с танками и огневая поддержка пехоты на поле боя на дальностях 1000 - 2500 м, но она может использоваться также как разведывательная машина, БТР, транспортер для ПТРК «Милан» с расчетом и др. 90-мм пушка GIAT может вести огонь снарядами различных типов: с готовыми убойными элементами, осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми, а также бронебойными оперенными подкалиберными с отделяемым поддоном. 20 выстрелов к пушке (12 бронебойных кумулятивных и восемь осколочно-фугасных) размещены в башне, еще 10 - в корпусе. Обязанности заряжающего возложены на командира машины. Слева от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3200 патронов. На бортах башни смонтировано по два дымовых гранатомета. В задней части корпуса на индивидуальных сидениях располагаются четыре пехотинца. Машина АМХ-10 РАС 90 оценивалась во многих странах, однако принята на вооружение только в Индонезии, хотя закупалась также и Сингапуром.

В опытном порядке на шасси АМХ-ЮР строился также «легкий танк» AM-10C с 7 5-мм пушкой.

Интересной чертой развития АМХ-1 ОР стало создание на ее основе колесной (6x6) боевой разведывательной машины AMX-10RC, принятой на вооружение во Франции в 1980 г. и вооруженной 105-мм нарезной пушкой.

Опытная БМП семейства «Марс-15»

Семейство «Марс-15» (MARS-15) было разработано компанией «Крезо-Луар» для замены гусеничных машин на шасси АМХ-13 и предназначалось прежде всего на экспорт. В зависимости от модификации масса машин находилась в пределах 15-18 т. Семейство «Марс-15» должно было отвечать более высоким требованиям к живучести, подвижности, эксплуатационным характеристикам и стоимости жизненного цикла, чем машины АМХ-13.

Полномасштабная разработка семейства началась в 1988 г. Первыми двумя опытными моделями стали легкий танк («истребитель танков») с башней TS-90 фирмы GIAT (90-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет) и БМП с системой вооружения Т25 (25-мм пушка и спаренный 7,62-мм пулемет). Предполагались также и другие варианты вооружения.

Среди возможных модификаций семейства «Марс-15» назывались КШМ, БТР, самоходный миномет, машина управления огнем артиллерии, разведывательная РЛС, различные варианты самоходных ПТРК, самоходный ЗРК, санитарно-эвакуационная машина, самоходная 155-мм гаубица и БРЭМ - делалась вполне разумная попытка перекрыть почти весь диапазон необходимых потенциальному заказчику бронемашин.

Компоновка машин - с расположением МТО в носовой части корпуса справа, а отделения управления слева от него. Рабочее место механика-водителя оснащено тремя перископическими приборами наблюдения, средний из которых может заменяться бесподсветным прибором ночного видения. Все машины, кроме самоходной артиллерийской установки, имеют в кормовой части люк, облегчающий экипажу аварийные вход и выход, а также быстрое пополнение боекомплекта.

Корпус, сваренный из листов стальной брони, обеспечивает защиту от 14,5-мм бронебойных пуль на дальности 100 м, а от 20-мм бронебойных снарядов - от 200 м в переднем секторе и круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль. По требованию заказчика могла быть установлена дополнительная защита. На машинах семейства установлено современное автоматическое ППО, приняты меры по снижению демаскирующих признаков в отношении тепловизионных и радиолокационных средств обнаружения.

На машинах ставится многотопливный дизельный двигатель 6 F12 SRY 400 «Бедуин» мощностью 400 л.с. (294 кВт). Германская автоматическая трансмиссия HSWL 106 «Рэнк» обеспечивает шесть передач переднего и три передачи заднего хода. Ходовая часть включает на борт пять обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, гидропневматическая подвеска опорных катков создана фирмой SAMM. «Крезо-Луар» рассматривала возможность создания и шестиопорного базового шасси.

Максимальная скорость движения по шоссе -7 6 км/ч, запас хода по топливу в зависимости от модификации составляет 600-670 км при средней маршевой скорости 50 км/ч. Эксплуатацию машин семейства старались облегчить за счет внедрения встроенного диагностического оборудования. На замену силовой установки требовался 1 ч. Однако легкое семейство «Марс-15» так и осталось опытным.

Колесная БМП VAB/VCI

Было бы странно, если бы французы с их стойким пристрастием к легким колесным бронемашинам (Франция в свое время была среди пионеров строительства бронеавтомобилей) не занялись колесной БМП.

Вполне логичным шагом выглядела попытка создания такой БМП на основе гусеничной АМХ-1ОР одновременно с БРМ. Однако если колесная БРМ AMX-10RC (6x6) поступила на вооружение и продолжает службу до сих пор, то БМП AMX-10RP на том же шасси признали неудачной.

Больше повезло машине, созданной на трехосном варианте шасси массовой французской бронемашины VAB (Vehicule d'Avant Blinde - бронированная машина переднего края). Поставки этих бронемашин в варианте БТР начались в 1976 г., вскоре после начала поставок БМП АМХ-10Р, к 1995 г. по отечественным и зарубежным заказам построили свыше 5 000 машин VAB. Шасси VAB 4x4 и 6x6 также послужили основой целого семейства бронемашин, включившего самоходный ЗРК, ЗСУ, самоходные ПТРК «Милан» и «Хот», машину управления артиллерийским огнем, КШМ, санитарно-эвакуационную машину.

Боевая машина пехоты VAB/VCI представляет собой БТР VAB/VTT (6x6) с башней GIAT «Тукан», такой же, как у БМП АМХ-ЮР, установка ПТРК не предусмотрена. В передней части корпуса расположено отделение управления, в нем слева от продольной оси машины находится место водителя, справа - одного из стрелков (в варианте БТР на этом месте находится командир, в варианте БМП командир размещается в башне). В бортах корпуса возле их мест имеются бронированные двери, а для аварийного покидания машины служат два люка над сиденьями в крыше корпуса. Большие окна в дверях и в верхнем лобовом бронелисте корпуса обеспечивают хороший обзор.

В окнах установлены бронестекла; при необходимости они прикрываются броневыми щитками, управляемыми изнутри. За отделением управления расположено МТО. Кормовую часть корпуса занимает десантное отделение, соединенное с отделением управления проходом справа от двигателя. В десантном отделении могут разместиться шесть пехотинцев в полной экипировке, их посадка и высадка производятся через две кормовые двери без центрального пиллерса (стойки), открывающиеся вправо и влево. В каждой двери есть окно, открывающееся наружу и при необходимости прикрываемое броневым щитком. В бортах корпуса оборудовано по 3 окна с пулестойкими стеклами, открывающихся наружу и фиксирующихся в этом положении. Через открытые окна пехотинцы могут вести огонь из своего оружия.

Двухместная башня с вынесенной установкой 20-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета смонтирована перед верхним люком десантного отделения, в центре корпуса. В передней части башни укреплены две пары дымовых гранатометов. Кроме стандартной башни предлагались варианты VAB/VCI с башней TL20S фирмы «Крезо-Луар» (20-мм пушка с ручными приводами наведения, это позволило перенести часть боекомплекта в башню и повысить вместимость машины до 12 человек), с башнями «Драгар» и Т25 с 2 5-мм пушкой (вместимость машины в этих вариантах - восемь человек).

Корпус VAB/VCI сварен из листов стальной брони, обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин.

В МТО слева от продольной оси машины установлен рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель «Рено» MIDS 06-20-45 жидкостного охлаждения мощностью 220 л.с. (162 кВт), объединенный с автоматической гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей пять передач переднего и одну заднего хода. Коробка передач и другие элементы трансмиссии расположены перед двигателем. Приводы управления сцеплением и переключением передач электромеханические. На каждой оси имеется главная передача и блокирующийся дифференциал. В МТО установлены топливный бак емкостью 300 л и противопожарное оборудование.

Подвеска колес независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Управляемые - две передние пары колес, управление с гидравлическими усилителями. При движении по шоссе привод двух передних пар колес может отключаться для большей экономичности хода. На всех машинах установлены колеса с шинами «Мишлен XL 14,00 х 20», имеется централизованная система регулирования давления в шинах «Хатчинсон VP-PV». Машина оснащена вентиляционной и отопительной системами, системой защиты от оружия массового поражения.

Как и базовая машина, БМП VAB/VCI преодолевает водные преграды вплавь, движение на плаву обеспечивают два водомета, для откачки воды служат две электрические помпы.

Роль БМП в привычном понимании машине VAB/VCI не удалась, однако она нашла себе применение в ВВС Франции как патрульная машина для охраны и обороны авиабаз, поставлялась и за рубеж (упоминается ее наличие, например, в Марокко).

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ

Опытная колесная БМП VEXTRA-25

В 1990-е гг. в очередной раз усилился интерес к колесным полноприводным шасси высокой проходимости и повышенной грузоподъемности как основе семейства бронемашин для мобильных сил. В конце 1990-х гг. французская корпорация GIAT разработала для экспортных поставок колесную боевую машину Vextra (8x8), представив ее в октябре 1997 г. на выставке вооружений в ОАЭ как базовое шасси для семейства боевых машин.

Отделение механика-водителя находится впереди слева, а силовая установка и башня с вооружением смещены вправо относительно продольной оси корпуса. Первый опытный образец бронемашины был вооружен 25-мм пушкой в одноместной башне GIAT «Драгар». В кормовой части корпуса находится десантное отделение, посадка и высадка десанта может производиться через откидную кормовую аппарель с гидравлическим приводом или через верхние люки.

Корпус БМП сварен из алюминиевого броневого сплава с усилением в наиболее ответственных местах, установкой верхнего лобового листа под большим углом наклона. Объявлялось, что лобовая броня защищает от 14,5-мм пуль (расчет на широкое распространение машин с пулеметом КПВТ и 14,5-мм пул сметных установок). Имеется система постановки дымовых завес Galix, включающая четыре 80-мм дымовых гранатомета с электрической системой управления.

Vextra-25 оснащена гидравлическим приводом рулевого управления на четыре передних колеса и имеет централизованную систему регулировки давления в шинах. Подвеска колёс индивидуальная гидропневматическая.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ

По заказу БМП может вооружаться 20-, 25- или 40-мм автоматической пушкой в одноместной башне со спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом. На базе Vextra-25 разработана боевая машина с тяжелым вооружением (БМТВ) Vextra-105, вооруженная 105-мм пушкой CN105G2 (боекомплект 35 снарядов) и 7,62-мм пулеметом, способная решать задачи тяжелой БРМ, колесной машины огневой поддержки и пушечного истребителя танков. Боевая машина может быть оборудована комплектом навесной динамической защиты. Масса Vextra-105 достигает 28-34т, длина с пушкой вперед - 7,5 м. Машина демонстрировалась в ОАЭ в том же 1997г.

8


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации