Морально-политическая и психологическая подготовка войны США против Ирака

Вестник Академии военных наук № 3-2003г (57-60)

Морально-политическая и психологическая подготовка войны США против Ирака

Генерал-майор В.В.Чебан,

доктор философских наук,

действительный член АВН

Прежде чем говорить об уроках того или иного вида подготовки войны, а морально-политическая и психологическая подготовка являются именно такой чрезвычайно важной и необходимой деятельностью, следует отметить некоторые особенности этой войны.

Во-первых, США традиционно развязали и вели войну исключительно на чужой территории, на огромном удалении от собственной. Это существенным образом влияло на все виды подготовки, в том числе и на морально-политическую и психологическую подготовку, облегчало ситуацию и не требовало напряжения сил по формированию соответствующего духовного фактора, морального духа для населения и армии, ведущей войну на своей территории в режиме осажденной крепости.

Во-вторых, изначально инициатива развязывания войны принадлежала США, следовательно, была возможность основательной и спокойной подготовки, тщательного расчета вариантов. Поэтому чрезмерной нагрузки на мораль и психику населения, да и личного состава армии не отмечалось, как это обычно происходит при отражении внезапного нападения, вынужденной обороне и тому подобном (были отдельные моменты войны в Ираке, когда моральный дух американской армии и ее союзников испытал небольшую перегрузку вследствие потерь от несогласованности действий, недоразумений и ударов из-за угла местных жителей, а также во время разгула мародеров после взятия Багдада).

В-третьих, огромный перевес сил, а также авторитет сверхдержавы сам по себе уже был мощным моральным фактором для тех, кто занимался продолжением этой политики иными, именно насильственными средствами. Особенно сильное позитивное действие на моральный фактор личного состава войск оказывало отношение государства и руководства страны к военнослужащим. Материальная обеспеченность, социальная защищенность и моральная поддержка военнослужащего со стороны государства и большинства общества практически заблаговременно создавали базу для эффективной морально-политической и психологической подготовки американского офицера и солдата к любой воине.

В результате морально-политически и психологически переключить американского солдата с войны в Ираке на войну против Ирана или Северной Кореи особого труда не составит. Везде действует отлаженная и проверенная годами, в том числе заимствованная и у нас, система подготовки морального фактора к войне.

В-четвертых, огромный перевес сил, а также то, что военная сила применена была США и их союзниками на завершающей стадии борьбы с Ираком, на стадии его добивания, также облегчали морально-психологическую подготовку населения и личного состава войск к войне. США сначала в течение 10 лет сделали противника слабым, измотали его разного рода эмбарго, запретами и международными скандалами, а затем обрушили всю военную мощь на ослабленного противника.

Такое несколько облегченное представление о предстоящей войне, следовательно, и сокращение затрат на подготовку необходимых моральных и психических сил для ее ведения, кроме достоинства, имеет огромный недостаток. При встрече с достойным противником привыкший к легким победоносным войнам солдат не выдерживает. Его мораль и психика могут дать сбой, как это и отмечалось в германских вооруженных силах в войне против СССР.

Тем не менее, опыт морально-политической и психологической подготовки населения и личного состава вооруженных сил такого мощного государства, претендующего на безоговорочное мировое лидерство, каким сегодня являются США, заслуживает самого пристального внимания по ряду политических, теоретических и практических причин. Тем более что это государство не намерено останавливаться на войне в Ираке и готово дальше наращивать военный успех под благовидным предлогом справедливых войн против государств, отнесенных военно-политическим руководством США к пресловутой «оси зла».

Под морально-политической подготовкой войны следует понимать комплекс мероприятий, направленных на мотивацию и нравственное оправдание применения военного насилия для осуществления политических целей, преследуемых государством в предстоящей войне.

Эта мотивация имеет соответствующую законодательную, правовую основу. Так, одним из основополагающих документов военной политики является «Стратегия национальной безопасности США в следующем столетии» (попутно отметим, что на ее базе сформулирована стратегия военной политики, основное содержание которой изложено в знаменитом документе «Единая перспектива -2020г.»).

В «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» говорится: «Чтобы защитить граждан нашей страны и американский образ жизни, Соединенным Штатам необходимо быть лидером в мировых делах...»

Это положение и определяет главные военно-политические цели США: укрепление безопасности Соединенных Штатов, содействие экономическому процветанию США, распространение демократии и обеспечение соблюдения прав человека за рубежом.

Цели военной политики исходят не из благих пожеланий и общечеловеческих ценностей, а исключительно из национальных интересов США в области «безопасности, доступа к энергетическим и иным ресурсам на земном шаре, безопасности коммуникаций и граждан».

Отчетливо просматривается идеологическая направленность этого и других документов, регламентирующих военную политику США. Рассмотрение всех без исключения проблем осуществляется исключительно через призму своего, американского понимания мира, общественного устройства и роли США.

Так, в качестве точки отсчета для своих целей выделяются «жизненно важные интересы государства», которые у США разбросаны по всему земному шару, при этом за точку отсчета своего отношения к другим государствам берется исключительно идеологическое основание: «приверженность западным ценностям», «верность демократии и рыночным отношениям».

На этом основании определяются противники и союзники США. Однако, несмотря на то, что «рыночные отношения господствуют почти везде», на первом месте остаются традиционные, закаленные в битвах «холодной войны» такие союзники США, как Япония, Южная Корея, Турция, Израиль и отдельно выделяется блок НАТО.

Особое место занимает в документах отношение к России и Китаю. Хотя в тексте прямо не говорится, что данные государства рассматриваются как возможные противники США, но его компановка и логика прямо указывают на то, что Россия и Китай остаются зоной повышенного военно-политического внимания США.

Это понимание мира и места в нем США внедряется в сознание граждан и личного состава вооруженных сил при помощи разветвленной системы информационного и воспитательного воздействия. Вся индустрия внушения, начиная с работы СМИ и кончая практическими рекомендациями по моральному руководству, направлена на доказательство «справедливости», «святости» военной политики США.

По этой накатанной колее осуществлялась подготовка войны против Ирака. В качестве иллюстрации можно привести бойкие ответы американских военных на вопросы журналистов об острой необходимости «зашиты национальных интересов Америки» и «ценностей демократии». Как доказательство святости и справедливости войны сначала основательно и всесторонне пропагандировались антигуманные изъяны диктаторского режима Хусейна, его преступления перед собственным народом, факты деспотизма, нарушений прав человека. Настойчиво внедрялась мысль о грядущей опасности, которое «таит для всего человечества, а не только Америки, спрятанное оружие массового поражения», а также политика поддержки международного терроризма.

Затем детально демонстрировались уловки режима Хусейна по преодолению эмбарго и созданию препятствий на пути международных инспекторов.

Вершиной «системы доказательств» стали фотографии из космоса объектов, где, якобы, скрывается опасное для человечества оружие.

При этом осуществлялась и морально-психологическая подготовка всех, от кого прямо или косвенно зависел ход и исход войны. Под морально-психологической подготовкой понимается деятельность государства, соответствующих структур и специалистов, направленная на подготовку психики человека, группы людей, всего личного состава войск и населения страны для успешного ведения войны с учетом высокого риска для здоровья и жизни.

На практике дело выглядело следующим образом.

Сначала просто приковывалось внимание общественного и индивидуального сознания к предполагаемому объекту агрессии.

Затем создавалась атмосфера неприязни, переходящая в раздражение и ненависть к объекту агрессии.

Далее следовала утомительная пауза, монотонность которой неизбежно рождала такое психологическое состояние, когда все ждали немедленной развязки и конкретных решительных действий. Как правило, эта пауза совпадала с периодом скрытой переброски и демонстративного развертывания войск и сил для осуществления операций данной войны. Умышленно демонстрировалась мощь и несокрушимость армии, эффективность техники, вооружения и профессионализм военных, для чего использовались рекламные ролики, репортажи, интервью, видеокассеты с записями, сделанными заблаговременно на учениях, испытаниях, и тому подобное. Отмстим, во время войны на Балканах в различные агентства мира было направлено 25 тыс. штук видеокассет, где в выгодном для США свете показаны вооруженные силы и действия личного состава.

То же самое повторилось при подготовке войны против Ирака. Бодрые доклады военнослужащих о готовности их выполнить задачу по «защите демократии и либеральных ценностей» аккуратно были вплетены в ткань новостей и экстренных сообщений. На зрителей и слушателей обрушились многочисленные дискуссии, круглые столы и дебаты «независимых» аналитиков всех мастей с соответствующей информацией.

Средства массовой информации запестрели аналитическими докладами, справками, схемами, прогнозами, расчетами, оценками экспертов. Были использованы огромные возможности сетей Интернета.

Разумеется, свободным этот информационный и эмоциональный поток не был. Он искусно управлялся при помощи умелого дозирования материалов, жесткой цензуры, строгих запретов на действия официальных лиц (например, даже Кандолизе Райе было запрещено выступать публично, до завершения боевых действий, по темам, далеким от войны) и прямого подкупа и устранения неугодных журналистов. Многие запомнили, что талантливый и признанный во всем мире американский военный репортер был уволен с работы за то, что он отозвался об «иракской стороне» не так, как надо.

В результате создавалось психологическое ощущение огромной колеи, в которую попал весь мир, колеи, которая неизбежно вела к войне, и выбраться из нее - это все равно, что повернуть огромную реку вспять.

Таким образом, приучив население собственной страны (особенно способствовали этому регулярно проводимые социологические исследования и результаты опросов американских граждан) да и подавляющую часть населения планеты к неизбежности войны против Ирака, США устранили моральные и психологические барьеры на пути реализации конкретных планов предстоящих операций.

Затем, когда война началась, то первое психологическое состояние, которое возникло у многих людей, можно определить одной фразой: «Быстрее бы эта война закончилась. Не важно, кто победит, но только побыстрее».

Поскольку объектом морально-политической и психологической подготовки является духовный мир человека, индивидуальное и общественное сознание, где рациональное и эмоциональное тесно взаимосвязаны, то обычно эти виды подготовки не разделяют и объединяют в один вид деятельности - морально-политическая и психологическая подготовка.

Ее целью является формирование соответствующего морального фактора как системы ценностей, убеждений, чувств и настроений, словом особых свойств интеллекта и психики, способных не только преодолеть отрицательное воздействие войны, сражения, боя, адекватно оценить ситуацию, выбрать верные ориентиры поведения, но и, самое главное, в экстремальных условиях эффективно выполнить поставленную задачу.

Объектами морально-политической и психологической подготовки стали:

соответствующие структуры (конгресс США), политическая и военная элита, от которых зависит подготовка и принятие решения на ведение войны;

личный состав вооруженных сил и структур, непосредственно обеспечивающих подготовку и ведение войны;

население страны, в данном случае США;

мировое сообщество в лице государств, как поддерживающих политику данного государства-инициатора войны, так и его противников;

руководство государства и военное руководство страны - объекта агрессии;

личный состав армии - жертвы агрессии;

население страны - жертвы агрессии.

Разумеется, жанру войны подчинялся характер информации для конкретного адресата. Преувеличивались успехи своих войск, занижались потери для информационного потребления своего населения и личного состава. Следует подчеркнуть, что во всех войнах Америки самым уязвимым и чувствительным для общества и руководства было и остается число потерь. Сравнительно невысокий их уровень способен деморализовать как отдельные части, так и армию в целом.

Поэтому одним из главных критериев эффективности и пределов войны для них было не столько выполнение задач, а потери личного состава. Их рост может просто остановить военную машину США. Так было в годы Второй мировой войны, войны во Вьетнаме, миротворческой операции в Сомали (в последнем случае достаточно было увидеть на телеэкранах жестокую процедуру расправы местных жителей над пленным американским летчиком, чтобы США быстро свернули операцию).

Разумеется, на протяжении всей кампании тщательно скрывались и преуменьшались успехи противника и увеличивались его потери. Особенно старательно американцы пытались изобразить массовую сдачу в плен иракских военнослужащих и скрыть собственные промахи в организации боевых действий. Они тщательно скрывали и не спешили предать гласности информацию о потерях от «дружественного огня», столкновений, катастроф и тому подобное. Зато с голливудским размахом и традиционно американской символикой растиражировали по всем каналам видеоинформацию об освобождении из плена рядового американской армии.

Не случайно говорят, что правда является «первой жертвой войны». Не способствуют рассеиванию «тумана войны» военачальники и командиры всех степеней. Это и понятно. У них, в отличие от журналистов, совершенно другая работа и могут быть совершенно разные задачи. Так, командир американской части в Ираке по-солдатски прямо заявил «репортерам без границ» буквально следующее: «Не крутитесь под ногами у моих солдат, поскольку они натасканы, как собаки, убивать. Они и вас убьют».

В принципе основные задачи войны США выполнили. Они состояли в том, чтобы уничтожить вооруженные силы (а точнее добить), захватить территорию, которая 10 лет уже находилась в плену эмбарго и запретов, и свергнуть Хусейна.

Правда остается до сих пор открытым вопрос, подкуп или военная сила разрушила режим Хусейна? И куда делась иракская армия, гвардия и ополчение? Почему на поле боя со стороны Ирака главных действующих лиц войны не было? Скорее всего, это результат совершенно иной морально-политической и психологической операции, где главным средством стали деньги и тайные договоренности между воюющими сторонами. Это не опровергает роль морального фактора, а подтверждает правило, что «победа в войне зависит от состояния духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь». В данном случае массы и те, кто ими руководил, в основу поведения взяли другие моральные установки.

Финансирование морально-политической и психологической подготовки осуществлялось не только за счет военного ведомства, государственных структур, но и частного капитала. Традиционно в поддержании морального духа активно участвуют компании военно-промышленного комплекса. Причем не только во время войны или накануне ее, но и в мирное время (только на проведение одного юбилейного совещания НАТО 12 американских компаний выдели по 250 тыс. долл.). Нетрудно догадаться, что эти фирмы относятся к военно-промышленному комплексу и заинтересованы в высоком моральном духе тех, кто применяет их продукцию, фактически приносит прибыль и дает рабочие места. Их абсолютно не угнетает в моральном отношении тот факт, что на каждом долларе ком грязи и крови.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации