О ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

ИНФОРМАЦИЯ

В.А. КАРНАУХОВ,

доктор исторических наук, профессор,

действительный член АВН

О ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

20-21 ноября 2003 г. в Москве в актовом зале МГУ состоялось Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в котором приняло участие более 1 тысячи человек. В работе совещания приняли участие министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов, его заместители, ряд ректоров вузов страны.

Основные цели совещания состояли в том, чтобы подвести некоторые итоги модернизации образования в РФ и определить пути его дальнейшего совершенствования с учетом вступления РФ в единое европейское образовательное пространство, в так называемый Болонский процесс.

В первый день работы на пленарном заседании с докладами выступили заместители министра Л.С. Гребнев и М.Н. Стриханов, а также ректор МГУ В.А. Садовничий. Работали также 11 секций, в том числе историческая. Второй день начался с отчетов руководителей секций, высказавших ряд интересных идей о путях дальнейшего совершенствования преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Затем с обстоятельным докладом о состоянии образования в РФ и путях его дальнейшего совершенствования выступил министр образования РФ В.М. Филиппов.

В докладах на пленарных заседаниях и секциях отмечалась прежде всего возрастающая роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в сфере среднего и высшего образования. При этом обращалось особое внимание на то, что образование есть единство воспитания и обучения, в котором на первом месте стоит воспитание. В целом наше советское и российское образование имеет значительный опыт и многие положительные традиции, от которых не следует отказываться.

Вместе с тем совершенно новая ситуация в стране требует модернизации образования, приведения его в большее соответствие европейскому уровню с целью признания наших дипломов об окончании вузов на европейском образовательном пространстве. Ставится задача сделать одинаковыми и степени подготовки кадров (3 года - бакалавр, 5-6 лет - магистр).

Ректор МГУ В.А. Садовничий, однако, считает, что 3-летняя подготовка бакалавра не может считаться высшим образованием. Он же предупреждает от «ломки через колено» всей нашей системы образования. Совершенно неприемлема так называемая кредитная система аттестования выпускников (не по часам, а по кредитным единицам). Все выступающие выступали за разработку нового госстандарта по социально-экономическим дисциплинам.

На совещании ставится также вопрос о дальнейшем развитии творческой активности студентов. Вместе с тем общее неодобрение участников совещания вызвала мысль заместителя министра образования Л.С. Гребнева о предоставлении студентам полной свободы в ходе учебного процесса, полного исключения идеологии и политики из деятельности вузов.

Большое внимание было уделено подготовке педагогических кадров, в частности, восстановлению факультетов повышения квалификации. Что касается идеи фронтального омоложения педагогических кадров, то, по мнению В.А. Садовничего, она не оправдала себя.

Говорилось и о научных степенях. В Западной Европе, как известно, нет степени доктора наук и ученого звания академика. Там доктор соответствует нашему кандидату наук. Министр образования В.М. Филиппов высказался за то, чтобы в нашей стране сохранялась прежняя система: пусть будут и доктора наук, и академики. Интересная мысль была высказана министром о платном обучении студентов. Он говорит как о полной, так и частичной оплате в смысле освобождения от оплаты за высокую успеваемость по той или иной дисциплине (отличник - без оплаты, хорошист - с небольшой доплатой, троечник - с большей доплатой).

Ряд секций поставили вопрос об исключении кафедры физподготовки из числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин, что представляется разумным. Что касается философии, то ее признано целесообразным изучать на старших курсах. Министр также поддержал идею о создании в вузах психологической службы, подчеркнул особую роль отечественной истории в патриотическом воспитании студентов.

О ведущих вузах. Их, по мнению участников совещания, может быть 15-20. Но могут быть ведущие вузы и по отдельным направлениям. Министр привел слова президента: «На всех денег не хватит. Поддержите хорошо работающих». Ведущим вузам будет выделяться больше средств. При них будут и факультеты повышения квалификации. Определять это будет правительственная комиссия тайным голосованием на 5 лет.

В заключение совещания были приняты рекомендации по модернизации образования в РФ. Выделены три основных направления модернизации образования: системность на основе госстандартов, фундаментальность, бесплатность (в основе). Установлен принцип финансирования вузов: не по смете, а по объему и качеству образовательных услуг. А то, какое образование и в каком объеме получить, пусть решают сами люди.

В организационном плане рекомендовано создать во всех вузах советы по гуманитарному и социально-экономическому образованию, а в масштабе страны - Совета по этим дисциплинам при Правительстве РФ.

В.М. Филиппов поставил задачу довести содержание Болонского соглашения и рекомендации совещания до всех вузов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации