ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РОЛЬ УЧЕНЫХ МОРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АВН В ЕЕ СОЗДАНИИ И ВНЕДРЕНИИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

Вице-адмирал запаса Ю.А. БЫСТРОВ,

заместитель председателя Совета

по изучению производительных сил РАН,

профессор АВН

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РОЛЬ УЧЕНЫХ МОРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АВН В ЕЕ СОЗДАНИИ И ВНЕДРЕНИИ

В течение последних 10 лет в России занимающиеся морской деятельностью многочисленные органы федеральной и региональной власти, научно-исследовательские учреждения и общественные организации оказались связанными с выполнением единой, огромной, многоплановой работы, направленной на возрождение морской мощи государства и создание национальной морской политики Российской Федерации.

Причинами, побудившими начать эту гигантскую работу, послужила тяжелая, практически кризисная ситуация, сложившаяся в конце XX века в морской деятельности РФ по всем ее аспектам.

Российский торговый флот оказался вытесненным с мирового рынка транспортных услуг. Зарубежные судоходные компании завладели более чем 85 процентами общего объема перевозок российских грузов.

Износ основного оборудования доставшихся России при распаде СССР портов, таких как Новороссийск, Туапсе, Сочи составил более 60-80%, а таких портов Сахалина и Курильской гряды, как Бошняково, Углегорск, Александров-Сахалинск и Шахтерск - свыше 90%.

В совокупности в связи с ухудшением материально-технической базы транспортного флота (средств мореплавания и портов) грузооборот России к началу XXI века снизился по внешнеторговым позициям на порядок.

Так, если до объявления независимости России ее транспортный флот перевозил 31% всех товаров экспортно-импортной торговли, то по итогам 2000 года перевез всего лишь около 4%. Объем перевозок в каботажном плавании сократился на 41%. Без стабильных транспортных связей оказалось все российское побережье Северного Ледовитого океана с населением более 12 млн человек, что поставило под угрозу само существование всей системы их жизнеобеспечения.

Тревожное положение сложилось в отечественном рыбопромысловом флоте. Достаточно сказать, что если по состоянию на начало 90-х годов прошлого века в его составе на балансе числилось более 2500 судов, а в отрасли работало более 500 тыс. человек, то в настоящее время около 70% судов находится в технически непригодном состоянии. Ожидается, что к 2010 г. может быть списано еще около 30% находящихся в строю судов. Ловить рыбу станет практически нечем. Уже сейчас по сравнению с 1992 г. добыча морепродуктов в открытой части Мирового океана сократилась на 34%, душевое потребление рыбы в год снизилось более чем в 2 раза - с 20,3 кг до 7-8, при норме -18,3 кг.

Кораблестроительные и судостроительные заводы страны оказались недогруженными более чем на 70%. Объем государственного заказа за последние 10 лет сократился по гражданскому судостроению более чем в 5 раз, а по военному кораблестроению - в 20 раз.

Состояние российских морских исследований, представляющих особый вид морской деятельности, обеспечивающий развитие всех его других направлений, не лучше, чем состояние торгового судоходства и промышленного рыболовства.

Военно-морской потенциал страны снизился до одной трети от уровня 1992 г. Под воздействием эйфории первых лет после окончания «холодной войны», когда военно-политическому руководству страны показалось, что у России нет больше противников, мы необоснованно поспешили в вопросах разоружения. Россия полностью вывела свои войска и силы флота с территорий других государств, более чем вдвое сократила Вооруженные Силы, в том числе и состав ВМФ, кардинальным образом изменила районы присутствия военно-морских сил в Мировом океане.

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ по открытым источникам информации числится 350 боевых надводных кораблей, из них только 70 надводных кораблей пригодны для действий в океанской зоне, 40 атомных и 20 дизельных подводных лодок. Если не будут приняты соответствующие меры, то в составе ВМФ к 2015 г. может остаться не более 60 кораблей: 22 атомных, 9 дизельных подводных лодок и не более 29 надводных кораблей1.

У НАТО боевых кораблей будет 800. Следовательно, соотношение сил сторон составит 1:13 не в нашу пользу. Озабоченность вызывает и ситуация, складывающаяся с кадрами, особенно с укомплектованностью кораблей младшими офицерами, не видящими перспектив к лучшему в связи со снижением престижа морской службы, отсутствием служебного роста, низким социальным статусом моряков, тяжелыми социально-бытовыми условиями.

В итоге Россия уже сегодня оказалась не в состоянии обеспечивать постоянное присутствие требуемого количества группировок своих военно-морских сил в важнейших в военно-политическом отношении районах Мирового океана, таких как Средиземное море, Индийский океан, северо-восточная Атлантика, восточная часть Тихого океана и др. Весьма проблематичной стала возможность участия России в возможных международных акциях гуманитарного и спасательного характера. Одним словом, Военно-Морской Флот нашей державы, будучи в недалеком прошлом по предназначению океанским и занимавшим по боевому потенциалу второе место в мире, стал приобретать черты прибрежного флота с ограниченными возможностями по обеспечению политических целей, защите морехозяйственной деятельности и других национальных интересов России в жизненно важных районах Мирового океана.

Ситуация, сложившаяся во всех видах российской морской деятельности потребовала глубокого анализа породивших ее причин и поиска серьезнейших государственных решений, направленных на их устранение, возрождение былой морской мощи государства, восстановление утраченных позиций России в Мировом океане и возвращение ее в число ведущих морских держав.

В 1994 г. руководством Главкомата ВМФ обеспокоенность сложившейся ситуацией в военно-морской деятельности России была доложена в Генеральный штаб Вооруженных Сил. Одновременно был представлен проект директивы Генштаба «О необходимости разработки военно-морской стратегии РФ на период до 2010 года», подготовленный инициативной группой Главного штаба ВМФ под руководством член-корреспондента АВН, капитана I ранга М.В. Московенко. 30 ноября 1994 г. директива была подписана и Главный штаб ВМФ приступил к разработке указанного документа.

Начало общероссийской работы по возрождению деятельности России в Мировом океане было положено Президентом РФ в 1995 г., когда он своим поручением от 7 декабря 1995 г. поставил Правительству России задачу по разработке Концепции федеральной целевой программы «Мировой океан».

Руководство этой работой было поручено Министерству экономики РФ, а затем, после ликвидации этого Министерства, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Головной организацией по разработке Концепции ФЦП «Мировой океан» был утвержден Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей (ВНИИС).

В целях подготовки проекта Концепции в апреле 1996 г. решением министра экономики была создана рабочая группа, в которую вошли представители более 20 министерств, в том числе и специалисты Главкомата ВМФ, а также члены возглавляемого адмиралом флота И.М. Капитанцем Морского отделения Академии военных наук: академики В.П. Синецкий и Э.Г. Шевелев, член-корреспонденты М.В. Московенко и В.П. Лебедев и автор статьи профессор Ю.А. Быстров.

Возглавил рабочую группу заместитель директора Института академик АВН, доктор экономических наук, профессор Г.К. Войтоловский.

К началу 1997 г. Концепция ФЦП «Мировой океан» была разработана, утверждена Указом Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 и опубликована в «Российской газете».

На следующий год была разработана и Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919 принята федеральная целевая программа «Мировой океан». Принятие этой Программы стало действенным реальным шагом в деле сохранения Россией статуса ведущей морской державы и укрепления ее морской мощи.

Концепция федеральной целевой программы, сама программа и ее подпрограммы свели в единый комплекс интересы России в Мировом океане, в том числе международно-правовые, торговые, промысловые, транспортные, научные, военно-стратегические и другие. Они дали основу для разработки и осуществления единой скоординированной государственной морской политики Российской Федерации, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России в сфере использования Мирового океана, интеграцию усилий всех участников морской деятельности и координацию планируемых ими программных мероприятий.

В 1999 г. рабочая группа перешла в состав крупнейшего в стране Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН (далее именуется СОПС), возглавляемого академиком РАН А.Г Гранбергом.

В начале 2000 г. на базе ФЦП «Мировой океан» совместными усилиями СОПС, Главкомата ВМФ, Морского отделения Академии военных наук и других, связанных с морской деятельностью РФ, организаций был разработан проект Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации». 4 марта 2000 г. Указ был подписан.

27 июля 2001 г. накануне Дня Военно-Морского Флота Президентом РФ была утверждена «Морская доктрина Российской Федераций на период до 2020 года».

Для реализации положений Морской доктрины и координации всех видов морской деятельности РФ Постановлением Правительства от 1 сентября 2001 г. № 662 в России была создана постоянно действующая Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации и разработано Положение об ее деятельности. Руководство Морской коллегии возложил на себя Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов. В состав Коллегии включены в качестве заместителей председателя министр обороны РФ СБ. Иванов, министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф, министр промышленности, науки и технологий РФ И.И. Клебанов и главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.И. Куроедов. Ответственным секретарем Коллегии назначен член-корреспондент АВН капитан 1 ранга запаса М.В. Московенко. Всего в составе Морской коллегии - 17 человек.

Научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Коллегии возложено на Совет по изучению производительных сил. I этих целях в СОПС создано специальное научное подразделение во главе с доктором военных наук академиком АВН капитаном 1 ранга запаса В.П Синецким.

Морская доктрина-2001, по существу, первый полномасштабный официальный государственный морской документ такого рода, принятый а всю историю России. Она в отличие от многих других российских морских доктринальных документов является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику России в сложившихся международных условиях.

Морская доктрина-2001 определила в качестве одного из принципов национальной морской политики приоритет политико-дипломатических, экономических, информационных и других невоенных средств при разрешении противоречий в Мировом океане и устранении угроз национальной безопасности России с океанских морских направлений. Вместе с тем практика международных отношений показывает, что наша страна должна быть готова к последовательном достижению целей национальной морской политики не только экономическими и политическими, но и военными средствами.

Вследствие этого среди основных видов морской деятельности РФ, указанных в Морской доктрине-2001, основное место было отведено военно-морской деятельности. Она отнесена Морской доктриной к категории высших государственных приоритетов. Военно-морская деятельность РФ была признана настолько важной, что в Указе Президента РФ от 4 марта 2000 г. «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации» ей посвящен специальный документ - «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», представляющий собой важнейшую составную часть морской государственной политики страны.

Это обстоятельство продиктовано целым рядом геополитических и военно-стратегических обстоятельств, в том числе и тем, что Мировой океан, являясь сегодня самой перспективной международной областью транспортного, рыбопромыслового, научно-исследовательского и иных видов сотрудничества, может одновременно стать и уже постепенно становится источником самых серьезных политических, экономических и военных конфликтов, решение которых может потребовать наличия военно-морской мощи государства.

Примерами таких конфликтов могут служить споры между Турцией и Грецией о разграничении шельфа в Эгейском море, споры между Норвегией и Россией - в Баренцевом море, тресковая «война» между Англией и Исландией, омаровая - между Францией и Бразилией, тунцовая - между США и Мексикой и другие2. Пути разрешения этих конфликтов четко международным правом не определены.

Кроме того, в Мировом океане зарождается еще одна чрезвычайно опасная для России тенденция. Смысл ее в том, что Россия в связи с ее широкомасштабными мерами по расширению своей деятельности в Мировом океане, особенно на направлениях, связанных с добычей и использованием ресурсов морского дна и толщи вод, может быть брошен упрек в том, что она, будучи крупнейшей континентальной державой мира, обладающей колоссальными природными богатствами, вследствие своей экономической, финансовой и технической отсталости (немощи) не способна самостоятельно осваивать не только принадлежащие ей океанские экономические и шельфовые зоны, но даже свои богатейшие внутренние континентальные ресурсы. Следовательно, было бы целесообразным так повлиять на Россию, чтобы она либо сама отказалась от использования определенных районов Мирового океана в пользу более бедных природными ресурсами стран, либо заставить ее сделать это силой. Таким образом, вполне правомерно предположить, что подобные заявления могут привести к Углублению противоречий, а затем - к появлению пропасти между наиболее развитыми морскими державами и Россией, а со временем эти противоречия могут принять более жесткий антироссийский характер.

Сегодня потенциальные угрозы национальным интересам России в Мировом океане могут быть связаны также и с качественным и количественным наращиванием мощи военно-морских сил другими странами в акваториях, прилегающих к нашему побережью практически на всем протяжении морских границ российского государства.

На Севере в регионе Баренцева моря отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью границы между их экономическими зонами. Россия отстаивает западную границу своего сектора Арктики по меридиану 32 градуса восточной долготы, а Норвегия в связи с предполагаемыми месторождениями нефти и газа в данном районе настаивает на смещении границы к востоку по линии равных удалений от побережий. Следует учитывать также, что министерство рыболовства Норвегии в 1996 г. увеличило в одностороннем порядке для норвежских моряков квоту вылова сельди в своей экономической зоне, которая почти в шесть раз стала превышать квоту, установленную для России. В ситуации, когда Норвегия, наблюдая резкое снижение военно-морского потенциала нынешней России, не захочет учитывать российские интересы, нельзя полностью исключать вариант применения сторонами военной силы для разрешения конфликта.

На Западе в акватории Балтийского моря источниками напряженности могут стать выдвигаемые Литвой, Польшей и ФРГ требования уменьшить группировку российских войск, а затем полностью демилитаризовать Калининградскую область, территориальные притязания Литвы на отдельные районы этой области, в частности, на Куршскую косу, дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии. Нельзя не учитывать и то, что военно-политическое руководство прибалтийских государств, которые только что получили приглашение вступить в НАТО, не возражают против участия в формировании объединенных балтийских ВМС совместно с военно-морскими силами Германии, Дании и Польши. А это - путь к сколачиванию на Балтике новых антироссийских военных группировок, освоению ими балтийского ТВД и созданию на театре необходимой военной инфраструктуры.

На Юге, в регионах Черного и Каспийского морей, интересам России противостоят усиление влияния воинствующего исламского фундаментализма, попытки отдельных кругов ущемить экономические интересы нашего государства в вопросах разработки и эксплуатации каспийского и среднеазиатского нефтегазовых месторождений, бурный рост боевой мощи военно-морских сил Турции и Ирана.

Беспрецедентно возрастает активность стран НАТО в регионе Черного моря, заметно расширились румыно-американские и болгаро-американские связи по линии командования военно-морскими силами, регулярными стали заходы в порты Румынии и Болгарии кораблей США. И, наконец, национальным интересам России ни в коей мере не отвечает неурегулированность вопроса по статусу Черноморского флота в Крыму, резкое сокращение его состава, развал инфраструктуры и ослабление боеспособности в целом, попытки украинского руководства вытеснить Россию из геополитического пространства Черного моря, чем наносится непоправимый ущерб военной и экономической безопасности нашего государства3.

Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то следует заметить, что на пороге XXI в. он оказался самым динамичным и быстроразвивающимся районом мира. Главным субъектом региона является набирающий силу Китай. Большое внимание Пекин уделяет оснащению своих вооруженных сил ядерным и термоядерным оружием. В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) КНР представляют собой классическую триаду, состоящую из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, баллистических ракет военно-морских сил и авиационных носителей ядерного оружия. Правда, морской компонент СЯС Китая представлен пока всего одной атомной ракетной подводной лодкой типа «СЯ», оснащенной 12 баллистическими ракетами «Цзюйлань-1» (дальность полета 2200-3000 км). Однако ведется разработка новой, более современной ракеты «Цзюйлань-2» с боеголовкой мощностью 2000-3000 кг4. Значительные усилия в реформировании вооруженных сил сосредоточены на развитии военно-морского флота, оснащение его авианосцами, атомными подводными лодками и другими современными кораблями.

В целом сегодняшний Китай является мощной военной державой, обладающей самой сильной в регионе армией и флотом, оснащенными современным оружием, хорошо обученным личным составом, отличающимся высочайшей воинской дисциплиной и преданностью национальным интересам. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Российские же Дальний Восток и Сибирь имеют обширные редконаселенные и малоосвоенные территории, обладающие богатейшими ресурсами, включая и энергоносители. Так что в ближайшей перспективе может возникнуть и территориальная проблема в отношениях между Китаем и нашим государством. Поводом для решения спорных вопросов силовым путем могут послужить проблемы, возникающие у российских властей в отношениях с огромной китайской диаспорой на Дальнем Востоке.

Другим серьезным геополитическим и геоэкономическим соперником России в регионе является Япония - ведущая держава в рамках АТР не только по своим экономическим показателям, но и по той активной военной роли, которую она занимает в регионе. Прочность позиций Японии в регионе обусловлена ее глубокими внешнеполитическими связями с США, присутствием на ее островах значительного контингента американских войск, постоянным совершенствованием сил самообороны Японии. Они имеют в своем составе сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. По плану предполагаемого реформирования сил самообороны намечается осуществить их стратегическую переориентацию с северного направления на южное и западное, осуществить качественное улучшение вооружений, нарастить формированиями сил экстренного резерва и быстрого реагирования. По данным Международного института стратегических исследований, ежегодные расходы страны на оборону с 1993 г. постоянно увеличиваются и в настоящее время значительно превышают бюджеты ведущих европейских держав, таких, как Франция, Германия, Великобритания. Фактически Япония занимает третье место в мире после США и России по военным расходам и первое среди азиатских стран5. Она делает в последние годы все возможное, чтобы использовать свои экономические и политические рычаги в целях благоприятного решения своей территориальной проблемы. Япония, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Учитывая, что Япония активизирует развитие своих амфибийно-десантных сил флота под предлогом их возможного участия в миротворческих операциях, нельзя полностью исключать вероятность применения ВМС Японии и для силового решения спорных территориальных проблем.

Источниками угроз национальным интересам и безопасности России в Мировом океане следует также рассматривать реальную военно-морскую мощь США и их союзников по НАТО, стремящихся доминировать как в Мировом океане в целом, так и в отдельных его регионах, их приверженность к единоличному решению спорных вопросов военными средствами без согласования Советом Безопасности ООН. У американцев в настоящее время примерно такое же, как у нас общее количество кораблей, но у них 13 ударных авианосцев, из них 9 атомных, около 160 надводных кораблей для действия в океанских районах и несравнимо более обновленный состав морских стратегических ядерных сил. Более того, США и другие морские державы Европы и дальнего Востока продолжают наращивать ударную мощь своих флотов и усиливать их активность в оперативно важных районах Мирового океана. Так, например, Пентагон ожидает вступление в строй в 2003 году нового атомного ударного авианосца «Рональд Рейган» и новой атомной ракетной подводной лодки «Джимми Картер», Франция завершает строительство атомного ударного авианосца «Шарль де Голль» и четвертой атомной ракетной подводной лодки. Наращивают свои флоты Великобритания, Германия, Турция, Италия, Япония и другие морские державы. Вследствие этого сложилось положение надвигающейся угрозы национальной безопасности России в области ее деятельности в Мировом океане.

Следовательно, военные потребности России должны определяться не вымышленными, а реально существующими, доказуемо вероятными, а не теоретически возможными, так сказать, виртуальными угрозами своей безопасности. Неудержимая тенденция глобализации, несмотря на официальную позицию России, не перестающую утверждать о сохранении многополярного мира, ярко обозначила, по сути, один на сегодня центр силы - США. Он представляет собой полюс притяжения экономических и людских ресурсов, капиталов, товаров и услуг.

В этой связи можно утверждать, что решение вопроса об основном источнике и характере военной опасности для России в ближайшей и долгосрочной перспективе существенным образом зависит от роли США в мире и тех ее военно-политических, экономических, ресурсных, собственно военных и иных возможностей, которыми США могут оперировать исходя из своего понимания национальных ценностей и интересов.

Нравится это или нет военно-политическому руководству России, но такова реальность, и было бы недальновидно ее не учитывать.

Морская доктрина-2001 и другие морские документы, утвержденные Президентом России, стали залогом практического перехода нашего государства к созданию качественно нового Военно-Морского Флота, рационально соответствующего национальным интересам РФ в Мировом океане и реально складывающейся в нем военно-стратегической обстановке. С их принятием в России начался постепенный переход к долгосрочной политике нашего государства в отношении возрождения Военно-Морского Флота как единственной силовой основы реализации и защиты его национальных интересов в Мировом океане. Есть все основания утверждать, что эта задача будет выполнена.

Первым опытом практической реализации Морской доктрины Российской Федерации и Основ политики РФ в области военно-морской деятельности стало проведение по распоряжению Президента РФ В. Путина в августе 2002 г. сбор-похода Каспийской флотилии. В нем приняли участие Каспийская флотилия, соединения и части Северо-Кавказского военного округа, 4-ой армии ВВС и ПВО, авиация и специальные подразделения Черноморского Флота. Кроме того, в маневрах непосредственно участвовали формирования Внутренних войск МВД, подразделения ФСБ, МЧС и пограничных войск ФСБ. В отдельных эпизодах использовались техника и объекты Минтранса и Минэнерго. Непосредственное руководство учениями осуществлял командующий флотилией вице-адмирал В. Масорин. Отчасти наблюдение и руководство ими осуществляли министр обороны С. Иванов и главнокомандующий ВМФ адмирал флота В. Куроедов. Объявленные количественные показатели маневров: 10,5 тыс. человек, 60 кораблей и судов, более 30 летательных аппаратов.

Итоги сбор-похода были доложены Президенту Российской Федерации В. Путину и обсуждены на заседании Морской коллегии. По ним сделаны практические выводы. Принято решение в целях продолжения отработки взаимодействия министерств, ведомств и органов, участвующих в реализации морской политики государства, провести в августе 2003 года аналогичное командно-штабное учение в Дальневосточном регионе с обозначенными силами, войсками и средствами Тихоокеанского флота.

Следующими масштабными эпизодами военно-морской деятельности в 2003 г. стали:

- трехмесячное пребывание (в мае-июле) в Индийском океане отряда боевых кораблей и вспомогательных судов в составе 9 единиц Черноморского и Тихоокеанского флотов под командованием вице-адмирала Е.Орлова. ОБК принял участие в совместном учении INDRA-2003 с кораблями Западного флота ВМС Индии;

- прошедшие в конце июня на Балтике совместные учения Северного и Балтийского флотов под руководством командующего БФ адмирала В.Валуева. В них приняли участие 35 надводных кораблей, в том числе ТАКР «Петр Великий», РК «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Левченко», ЭМ «Настойчивый» и СКР «Неустрашимый», 8 вспомогательных судов, дизельная подводная лодка и авиация.

Важным шагом в реализации морской политики Российской Федерации стал военно-морской салон IMDS-2003, который прошел в Санкт-Петербурге с 25 по 29 июня. В нем приняли участие более 320 предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в том числе 48 иностранных фирм, представляющих 15 государств. Руководство ВМФ РФ во главе с адмиралом флота В. Куроедовым рассчитывают, что салон даст мощный импульс перспективным военно-морским разработкам и позволит пополнить флот новыми современными средствами ведения вооруженной борьбы на море.

Страна переживает сегодня важный период в работе по анализу хода внедрения разработанных морских документов. Вызвано это тем, что в 2002 г. закончился первый этап реализации ФЦП «Мировой океан (1998-2002 годы)». В целях рассмотрения проблем, возникших в ходе реализации Программы, национальной морской политики и других морских документов органами государственной власти РФ различного уровня, морскими субъектами страны и хозяйствующими структурами проведен целый ряд научно-исследовательских и научно-практических мероприятий (заседаний, конференции, круглых столов и т. п.), проверок приморских субъектов и региональных управленческих структур.

Так, в сентябре 2002 г. в Президентском зале Российской академии наук под руководством вице-президента РАН академика Н.П. Лаверова была проведена научно-техническая конференция по результатам реализации мероприятий 1-го этапа ФЦП «Мировой океан». 30 апреля 2003 г. в Новороссийске состоялось заседание Морской коллегии - четвертое по счету, на котором один из вопросов повестки дня был посвящен анализу итогов выполнения 1-го этапа ФЦП «Мировой океан» и хода реализации других морских документов. 22 апреля по поручению Правительства РФ в СОПС под руководством его председателя академика РАН А.Г. Гранберга была проведена научно-практическая конференция на тему: «Морская доктрина России: стратегия реализации». Материалы конференции были изданы в виде отдельных брошюр и использованы участниками состоявшейся в Новороссийске Морской коллегии.

27 мая под руководством автора статьи профессора АВН Ю.А. Быстрова в Международном комитете «Мир океанам» был проведен «круглый стол»: «Об основах национальной морской политики РФ и ходе ее реализации» с участием членов комитета, представителей Академии военных наук, СОПС, Федерального собрания РФ, Правительства России, деловых кругов и общественных организаций, связанных с морской деятельностью РФ.

Всеми докладчиками и выступавшими на всех уровнях подчеркивалась несомненно положительная роль разработанных в России в последние 2-3 года морских доктринальных документов, направленных на возрождение морской мощи государства. Подавляющее большинство военно-морских специалистов не ставят под сомнение правильность и необходимость изложенных в них положений. Вместе с тем было отмечено, что в документах немало общих рассуждений, терминов, пунктов, подпунктов, слабо связанных с реальной жизнью флота, его практикой, состоянием военно-морского потенциала, показом путей выживания и улучшения социального положения моряков.

Нуждаются, например, в более глубоком анализе и более подробном изложении разделы о формах и способах боевого применения Военно-Морского Флота в мирное и военное время, о небоевых формах применения флота, о тенденциях, наметившихся в изменениях форм применения ВМФ в связи с появлением принципиально новых средств ведения вооруженной борьбы, и т. п.

Так, о формах применения ВМФ в мирное время в Основах политики РФ в области военно-морской деятельности написана всего одна фраза: «В мирное время основными формами боевого применения Военно-Морского Флота являются боевая служба, боевое дежурство, выполнение отдельных и специальных задач». Этот раздел даже приблизительно не раскрывает содержание того, что делает флот в мирное время. Ее львиную долю занимает наряду с военной и невоенная деятельность, нацеленная на обеспечение стратегической стабильности в оперативно важных районах Мирового океана, адекватное реагирование на угрозу безопасности России и ущемление ее национальных интересов, защиту и обеспечение безопасности экономической деятельности государства как в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах, так и в других океанских и морских районах. Включением в указанные документы перечисленных видов деятельности флота была бы еще раз подчеркнута его серьезная значимость в современных условиях.

Еще один очень важный вопрос. С древних времен считалось, что военно-морские силы являются не только одним из важных средств вооруженной борьбы на море, но и одним из эффективных инструментов внешней политики государства в мирное время. В нашей стране во второй половине XX века был накоплен значительный опыт использования в этих целях оперативных группировок сил, создаваемых в отдаленных оперативно важных районах Мирового океана: в Атлантике, Средиземном море, Индийском и Тихом океанах. Усилению военно-политического авторитета Советского Союза служили также и заходы кораблей с морской пехотой на борту в иностранные порты. Например, в конце 60-х - начале 70-х годов в этих целях советские корабли совершали визиты в порты Средиземноморья, Республики Гвинея, Сирии, Анголы, Кубы, Йемена, Сомали, Ирака, Эфиопии, Сейшельских островов, Кампучии. Мозамбика, Вьетнама, островов Сокотра, Маврикий и др6. И этот вид деятельности ВМФ также желательно было бы учесть при последующей корректуре Морской доктрины РФ, Основ политики РФ в области военно-морской деятельности и других морских документов.

Что касается форм применения ВМФ в военное время, то в Основах политики РФ в области военно-морской деятельности сказано верно - применение ВМФ в военное время осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных сил Российской Федерации в единой системе планирования, подготовки и применения7. Вооруженная борьба на море является главным содержанием военно-морской деятельности России в военное время. Сегодня принято считать, что к основным формам применения сил и войск флота в войне относятся: удар, морской бой, морское сражение, боевые действия и систематические боевые действия, морские операции и операция флота, а также стратегические действия на океанском театре военных действий8. Указанные формы существуют в Военно-Морском Флоте уже не один десяток лет. Однако в современных условиях они, на наш взгляд, нуждаются в корректуре. Ее причинами являются: принципиальные изменения в геополитическом положении страны, которые произошли в результате распада Советского Союза, новые военно-политические условия, сложившиеся на театрах военных действий, революционные изменения материальной базы ведения вооруженной борьбы на море и т. п.

Уже более 10 лет США отрабатывают принципиально новую форму ведения войны, основу которой составляют воздушно-космическо-морские ударные и оборонительные операции. Ее с подачи профессора В.И. Слипченко стали называть «Бесконтактные войны»9. Театром военных действий в таких войнах является воздушно-космическо-морское пространство. Боевые действия в ходе их ведутся специально создаваемыми разведывательно-ударными боевыми системами. Они включают в свой состав: космические разведывательно-навигационные системы, высокоточные крылатые ракеты большой дальности (2500-3000 км) типа «Томахог», воздушные и морские носители крылатых ракет: самолеты берегового базирования и палубные, атомные подводные лодки, ракетоносные надводные корабли.

Кардинальной смене поколений войн должно соответствовать осуществление кардинальной военной реформы. При этом речь должна идти не о Реформировании вооруженных сил, а о военной Реформе государства, охватывающей экономические, социальные, правовые и собственно военные преобразования. Реформа должна исходить из объективных оценок окружающего мира и своих собственных возможностей и проводиться не на основе призывов, а по научно обоснованным планам, в строго определенный период времени под жестким контролем военно-политического руководства страны. Высказываемые в настоящее время военными и политическими деятелями самого высокого уровня пожелания иметь вооруженные силы, не меняя их сложившуюся структуру, более компактными, мобильными, оснащенными современными средствами вооруженной борьбы, несомненно, правильные для условий прошлых поколений войн, но для будущих войн они хоть и являются необходимыми, но уже совершенно недостаточны. Следовательно, военная реформа должна быть направлена не на совершенствование существующих Вооруженных Сил, а на создание совершенно новых военных силовых структур, которые соответствовали бы не сегодняшним опасностям и угрозам, а возможным опасностям и угрозам недалекого (2015-2020 гг.) и отдаленного (до 2030 г.) будущего10. В связи с этим необходимы новые концепции национальной обороны, новые военные и морские доктрины, новые взгляды на ведение вооруженной борьбы на море, новое соотношение видов Вооруженных Сил, новые материальные средства вооруженной борьбы. Все это должно быть, безусловно, учтено в ходе реализации разработанных морских документов.

Литература:

1. Литовкин Д. Корабль «Сообразительный». Военно-Морской Флот готовится к перевооружению //Известия. 2003. № 88 (26405). 22 мая.

2. Синецкий В.// Мировая экономика и международные отношения. 2003. №1. С. 27-36.

3. Васюков В. Военно-Морской Флот и обеспечение национальной безопасности страны в Мировом океане. //Морской сборник. 2003. № 1 (1874). С. 28.

4. Снежный Д. Устрашение и сдерживание. //Независимое военное обозрение. 2000. №24 (197). 13 июля.

5. Армия России. М.: ИСПИ РАН, 1999. С. 42.

6. Васюков В. Военно-Морской Флот и обеспечение национальной безопасности страны в Мирное время. //Морской сборник. 2003. №1 (1834). С. 2

7. Указ Президента РФ от 4 марта 2000 г. «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года»/ Национальная морская политика. М., 2001. С. 34-47.

8. Кравченко В. Угрозы с морских и океанских направлений растут. //Независимое военное обозрение. 2003. №3(318).

9. Слипченко В. Бесконтактные войны. М.: Изд. дом «Гран-пресс», 2001.

10. Слипченко В. Указ. соч. С. 182.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации