ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РАЗНОРОДНЫХ СИЛ И СРЕДСТВ В ИНТЕРЕСАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА НЕЯДЕРНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 4(05)/200
В.А. УДАЛОВ,
кандидат технических наук, доцент
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РАЗНОРОДНЫХ СИЛ И СРЕДСТВ В ИНТЕРЕСАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА НЕЯДЕРНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Анализ основных тенденций развития военно-политической обстановки в мире свидетельствует о становлении в настоящее время новой модели межгосударственных отношений, что обусловлено рядом факторов, в частности:
значительными переменами в мире в политической, экономической и военной областях;
существенным снижением вероятности возникновения глобальной войны между Россией и США;
снижением порога перехода от невоенного конфликта к вооруженному противоборству на локальном уровне в результате исчезновения ряда сдерживающих факторов, присущих биполярной системе.
Для придания определенной системности в исследовании роли и места разнородных сил и средств в решении задач стратегического сдерживания необходимо провести их классификацию.
Как правило, обеспечение механизма стратегического сдерживания возможно путем комплексного использования политических, правовых, экономических, информационных и военных мер. В рамках данной статьи рассматривается роль и место Вооруженных Сил в механизме стратегического сдерживания.
Очевидно, что значительную роль в решении задач гарантированного стратегического сдерживания в настоящее время и в ближайшем будущем будет принадлежать стратегическим ядерным силам (СЯС), особенно в предотвращении крупномасштабных военных действий против РФ и ее союзников.
В последнее время отмечается тенденция к усилению роли неядерного стратегического сдерживания. Это обусловлено прежде всего ограниченными возможностями применения ядерного оружия в военных конфликтах незначительного масштаба и в борьбе против международного терроризма.
В этих условиях общая военно-стратегическая цель применения разнородных сил и средств заключается в решении задач стратегического сдерживания по недопущению развязывания военных конфликтов. При этом под разнородными силами и средствами в дальнейшем будем понимать силы и средства, привлекаемые из видов ВС и родов войск для реализации механизма неядерного стратегического сдерживания.
Несмотря на то, что понятие «классификация» достаточно условное и зависит от многих факторов, представим структурное изображение сил и средств в укрупненном виде, чтобы « за деревьями увидеть лес».
Классификация неядерных сил и средств стратегического сдерживания и краткая их характеристика
Неядерные средства стратегического сдерживания предлагается разделить на три основные группы:
1. Средства поражения стратегических сил, оснащенные обычными боеприпасами;
2. Средства поражения (неядерные) сил общего назначения;
3. Новые виды оружия (ОНФП), обладающие эффективным поражающим действием на вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ) и личный состав.
К первой группе следует отнести: стратегические бомбардировщики; ракетные подводные лодки стратегического назначения; ракетные комплексы, оснащенные неядерными головными частями; средства космических войск.
Для оценки вклада в решение задач стратегического сдерживания во второй группе целесообразно выделить две основные подгруппы, а именно: активные и защитные силы и средства соответственно.
Для достижения паритета, а в идеале превосходства над противником, существенное влияние в ближайшей перспективе должны оказать новые виды оружия, так называемое оружие на новых физических принципах (ОНФП), представляющие третью группу.
По мнению специалистов, вклад каждой из перечисленных трех групп в механизм неядерного сдерживания в настоящее время и в ближайшей перспективе будет составлять приблизительно 60, 30 и 10% соответственно. Естественно, по мере совершенствования существующего вооружения и создания новых видов оружия это соотношение будет претерпевать определенные изменения, что позволит прогнозировать приоритетные направления в развитии неядерных сил и средств стратегического сдерживания.
Структурная схема сил и средств неядерного стратегического сдерживания приведена на рис. 1.
Краткая характеристика сил и средств первой группы
До недавнего времени основной функцией ДА было осуществление политики ядерного сдерживания. Само присутствие ДА останавливало противника перед решительными мерами против нашей страны. С появлением нового оружия с обычными средствами поражения ДА стала выполнять задачу неядерного сдерживания.
Основными представителями дальней авиации в настоящее время являются бомбардировщики ТУ-160 и ТУ-95МС. При оснащении КРВБ обычными боеголовками они могут использоваться весьма эффективно в решении задач неядерного сдерживания. Неслучайно, что в настоящее время интенсивно проводятся работы по испытаниям КРВБ с неядерным оснащением, которые после проведения летных испытаний должны поступить на вооружение дальней авиации. Следует обратить внимание на то, что такие ракеты имеют малую эффективную поверхность рассеивания, высокую точность стрельбы, изменяемую траекторию полета и большую дальность по сравнению с другими КРВБ. Это позволяет самолетам дальней авиации не входить в зону действия ПВО противника, а, следовательно - повысить их живучесть и, соответственно, эффективность боевого применения [1].
Основу морских стратегических сил составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН), вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами. Эти средств в обычном оснащении также можно эффективно использовать для реализации механизма неядерного стратегического сдерживания, так как РПЛСН могут находиться почти в любой точке мирового океана (вне территориальных вод других государств).
Ряд известных преимуществ РВСН перед АСЯС и МСЯС позволяет с высокой эффективностью использовать их для решения задач неядерного стратегического сдерживания, если определенную часть как стационарных, так и подвижных ракетных комплексов оснастить боевыми частями в обычном снаряжении.
Очевидно, что ракетные комплексы, оснащенные неядерными боевыми частями, должны применяться для поражения соответствующих целей противника. Так, если запланировано применение моноблочной ГЧ ракеты, то ее целесообразно использовать для поражения защищенных объектов, в первую очередь таких, как государственные объекты особой важности, потенциально опасные объекты (АЭС и ПХП), а также плотины и дамбы.
Если запланировано применение разделяющейся ГЧ ракеты, то ее целесообразно использовать для поражения площадных целей, в первую очередь таких, как аэродромы дальней авиации, крупные административно-хозяйственные населенные пункты, военно-морские базы РПЛСН и т.п.
Оснащение ГЧ ракет современными и эффективными взрывчатыми веществами, использование вакуумных боеприпасов большой мощности позволит приблизить их боевые характеристики к тактическому ядерному оружию.
Таким образом, указанные преимущества РК подчеркивают особую важность именно данной составляющей в первой группе сил и средств неядерного стратегического сдерживания.
Силам и средствам космических войск в современных условиях и в будущем отводится существенная роль в неядерном сдерживании. Дело в том, что ни один вид и род ВС РФ не обходится без использования космических систем, обеспечивающих непрерывное решение задач разведки и целеуказания, связи и боевого управления, а также многих других видов обеспечения. Следует обратить внимание на то, что космические войска предназначены для решения задач стратегического уровня, а именно: предупреждения о ракетном нападении; противоракетной и космической обороны; контроля космического пространства; осуществления запуска космических аппаратов различного назначения.
Для повышения эффективности космических систем в реализации неядерного сдерживания необходимо обеспечить оперативную передачу информации от систем (ПРН, ПРО и ККП) всем потребителям. При этом она должна быть достоверной и в реальном масштабе времени. По мнению специалистов, необходимо сделать все возможное, чтобы космическая система ГЛОНАСС была полностью развернута в ближайшее время.
Актуальным остается и решение проблемы интеграции разновидных средств АСУ в связи с наличием их большого типажа, а также отсутствием единых военных, технических и технологических требований и их несопряженностью друг с другом.
Анализ сил и средств второй группы
Силы общего назначения являются важным элементом стратегического сдерживания, особенно в военных конфликтах регионального и локального масштаба. Возрастание значения неядерного сдерживания любого агрессора в свою очередь приводит к необходимости создания высокоэффективных систем вооружения во всех сферах, в которых предполагается ведение вооруженной борьбы. Целесообразно рассмотреть в этой группе отдельно активные и защитные силы и средства.
Для повышения роли активных средств в реализации неядерного сдерживания необходимо в первую очередь добиться того, чтобы отечественное вооружение по основным характеристикам не уступало зарубежному, а в идеале превосходило его, и, во-вторых, что не менее важно, в современных условиях, соответствовало требуемой живучести. Так, например, из-за малой дальности стрельбы и недостаточной мощности бортового вооружения, находящегося на БМП-1, БМП-2 и БТР-80, они обладают низкой живучестью, что предполагает создание в ближайшее время новых БМП и БТР, не имеющих указанных недостатков.
Наряду с улучшением боевых характеристик вооружения, которое обеспечивает неядерное стратегическое сдерживание, необходимо повышать характеристики вооружения и средств ПВО, которые должны обеспечивать эффективную защиту стратегических систем. В кратчайшие сроки необходимо провести перевооружение ЗРК на современные типы и комплексы средств активно-пассивной защиты, а также приступить к серийному производству максимально унифицированного комплекса С-400.
Для повышения живучести войск (особенно в современных условиях, когда нет возможностей создавать постоянные стратегические группировки на каждом направлении) целесообразно создавать стратегические группировки повышенной мобильности. Используя такие группировки, можно в необходимые сроки не только обеспечить паритет на данном конкретном направлении, но и превзойти его, что заставит противника отказаться от своих агрессивных действий.
В обеспечении требуемой живучести активных средств большая роль отводится так называемым защитным средствам. При решении задач оперативной и тактической маскировки наибольший объем работ должны выполнять боевые подразделения, а специфические работы - подразделения РЭБ, связи, инженерного обеспечения и РХБ защиты, при этом разработка идеологии их комплексного применения должна быть возложено на службу РЭБ, а координация выполнения работ - на штабы. Грамотное применение сил и средств по организации маскировки (как следует из анализа боевых действий в Персидском заливе, Югославии и Афганистане) позволяет существенно повысить живучесть активных средств.
Централизованное и комплексное применение ложных целей, средств радиоэлектронного противодействия, аэрозольных средств, пенных покрытий и радиопоглощающих материалов позволит уменьшить вероятность поражения объектов в среднем до 0,2.
Кроме того, эффективная маскировка позволит скрыть от противника сосредоточение вооружения и техники на определенном стратегическом направлении, а в заданный момент провести демаскировку, тем самым заставить противника отказаться от своих агрессивных действий.
Современные системы ВТО противника представляют серьезную угрозу для основных объектов, поэтому необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку аэрозольных средств, предназначенных для противодействия системам разведки и наведения ВТО во всем диапазоне частот, которые применяет противник. С этой же целью необходимо увеличить поставки в войска, особенно в части постоянной готовности комплексные средства защиты, систему защиты от ПТУР, пневматические имитаторы и т.д.
Анализ основных составляющих третьей группы
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, мир вступает в эпоху таких войн и вооруженных конфликтов, где основную роль будет играть оружие новых поколений, так называемое ОНФП. При разработке такого оружия и принятия его на вооружение определяющим, на наш взгляд, становится не применение силы как таковой, а угроза применения превосходящей силы. Вполне вероятно, что на этом этапе ОНФП может стать основным преемником ядерного оружия по стратегическому сдерживанию.
Предложения по реализации механизма неядерного стратегического сдерживания
Методологическая основа обоснования механизма сдерживания базируется на следующих основных принципах: строгой иерархической подчиненности целей сдерживания; решительности; непровоцируемости; убедительности, превентивности и комплексности.
Анализ сил и средств, применяемых для реализации неядерного сдерживания, позволяет сделать вывод о том, что необходимо в первую очередь обеспечить высокую централизацию управления по их комплексному применению.
На наш взгляд, целесообразно заблаговременно обосновать основные варианты реализации механизма неядерного сдерживания и в соответствии с ними разработать «План централизованного управления...». В этом случае при реализации конкретных вариантов потребуется лишь подкорректировать исходные данные, что позволит оперативно выработать оптимальное решение на выполнение поставленной задачи.
Очевидно, наличие такого большого количества разнородных сил и средств, а также принятия оптимального решения на их применение в условиях многовариантности потребует создания сложных вычислительных программ. Это приведет к необходимости решать проблему обеспечения пунктов управления современной вычислительной техникой, обладающей большой памятью и высоким быстродействием.
При принятии решения на реализацию механизма неядерного сдерживания необходимо твердо проводить выбранную стратегию, не допускать каких-либо полумер и тем более проявлять нерешительность в критических ситуациях. Исторические факты говорят о том, что в тех конфликтах, где неукоснительно выполнялся принцип решительности, удавалось пресечь агрессивные планы противника (реализация операции «Анадырь», военный конфликт на полуострове Даманский и т.п.).
Решительность действий при пресечении агрессивных планов противника в основном опирается на наличии в ВС РФ современных и эффективных систем вооружения. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо в первую очередь решить проблему оснащения ВС современным вооружением в необходимом количестве, а не делать упор только на модернизацию ВВСТ.
Принцип убедительности («демонстрации наших возможностей»), на наш взгляд, должен базироваться на открытости (гласности) проводимых мероприятий по неядерному сдерживанию или, как говорят специалисты, на всестороннем информационном сопровождении. Так, в частности, предлагается при принятии на вооружение новых образцов ВВСТ, которые, естественно, по основным характеристикам не должны уступать лучшим зарубежным образцам, а превосходить их, некоторые характеристики немедленно предавать гласности в СМИ. Эта убедительная информация, несомненно, будет играть определенную роль в механизме неядерного сдерживания.
Фундаментальные научные исследования, проводимые по прогнозированию возможных глобальных, региональных и локальных конфликтов, позволят в определенной степени предвосхитить сдерживающей стороной реальные возможности развития агрессии (принцип превентивности). В этом аспекте необходимо иметь достоверную информацию о вооружении, находящемся в армиях противника, и способах его применения, а также перспективы его модернизации и переоснащения войск новыми видами оружия.
Реализацию механизма неядерного сдерживания можно свести на «нет», если не учитывать наличие «информационного оружия» противника. Дело в том, что в настоящее время во многих ведущих государствах мира разработана и претворяется в жизнь концепция «информационных войн». Силами и средствами, используемыми в информационных войнах, можно полностью нейтрализовать систему управления противника. Специалисты утверждают, что в будущих войнах и вооруженных конфликтах преимущество будет на той стороне, которая сумеет лучше использовать и защищать свои информационные ресурсы, своевременно уничтожать (подавлять) информационные ресурсы противника. Поэтому решение проблемы обеспечения ВС РФ эффективными системами информационного оружия, должно быть первоочередным в создании механизма неядерного стратегического сдерживания.
На наш взгляд, роль неядерного сдерживания в дальнейшем будет возрастать, так как она в конечном счете является как бы одной из ступеней предохранения в реализации механизма стратегического ядерного сдерживания в целом.
Выступая на совещании высшего руководящего состава, министр обороны в докладе «Актуальные задачи развития ВС РФ» (сентябрь 2003 г.) обратил внимание на то, что понижение порога применения ЯО потребует от России перестройки системы управления войсками и подходов к сдерживанию угроз различного уровня, а говоря о факторе ядерного сдерживания, он подчеркнул, что в современных условиях оно может быть эффективным только при наличии высоко оснащенных и боеготовых сил общего назначения.
Примечание
1. В.В.Евсеев. Время выбора приоритетов //Независимое военное обозрение. 2002. №41.



