ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНУТРЕННЕМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

Полковник В.В. ШУЛЯК,

Герой Российской Федерации

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНУТРЕННЕМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

Изменение характера вооруженной борьбы, мировая практика военных действий последних лет, Усложнение процессов подготовки и ведения специальных операций настоятельно требуют применения научных подходов, в том числе совершенствования методического аппарата в вопросе создания группировки войск (сил), используемой для разрешения внутреннего вооруженного конфликта.

Существующие методики создания группировок войск для ведения оборонительных, контрнаступательных (наступательных) и других операций, являющихся традиционными для крупномасштабных и локальных войн, и как показывает, в том числе, личный опыт участия в 1-й и 2-й чеченских кампаниях, не дают возможности обосновать состав и численность группировки войск для применения в совместной специальной операции1, особенно при необходимости ведения боевых действий в городах и других населенных пунктах.

В вопросе определения состава и численности такой группировки существует особенность, практически мало или вообще не учитываемая при создании группировок для ведения операций в региональных и локальных войнах. Заключается она в подходе к оценке своих сил и сил противника. Так, если боевые возможности регулярных соединений и частей вооруженных сил можно оценить через боевые потенциалы, а боевые возможности незаконных вооруженных формирований2, с определенными погрешностями - также через боевые потенциалы путем сравнения их с аналогичными по численности и вооружению регулярными формированиями в основных видах боя, то помощь населения силам НВФ в разведке, оповещении, укрывательстве, материальном обеспечении и т.п. боевым потенциалом не измерить. Представляется, что для решения этой задачи наиболее целесообразным будет такой подход, при котором разносторонняя помощь населения НВФ учитываться не будет, но будут определяться дополнительные силы, средства и меры для нейтрализации такой помощи.

Учитывая, что сил и средств для эффективного решения данной проблемы (разносторонней помощи населения силам НВФ) в ВС России нет, а также анализируя опыт борьбы с повстанчеством и басмачеством в 20-30 годы, с «лесными братьями» и бандеровцами в 40-50 годы3 и чеченскими бандформированиями в конце XX века, приходим к выводу, что группировка войск (сил) для действий в вооруженном конфликте должна включать формирования различных министерств и ведомств (соединения и части Вооруженных Сил, воинские формирования и органы других министерств и ведомств) в целях повышения эффективности операции и достижения ее как военных, так и невоенных, главным образом, политических целей.

Другим требованием к составу группировки должна быть достаточность ее сил и средств для выполнения задач специальной операции. Подтверждением данного тезиса является необходимость скорейшего реагирования на изменение размаха, форм и способов партизанской борьбы в вооруженных конфликтах, о чем свидетельствует опыт боевых действий французского Иностранного легиона в Индокитае, Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане4 и Объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике.

Важным условием достаточности состава Объединенной группировки войск (сил)5, создаваемой для решения задач в вооруженном конфликте, как показали проведенные исследования, является сбалансированность ее состава. При этом под сбалансированным составом ОГВ(с) понимаются силы и средства с заданным соотношением основных компонентов ее общего боевого потенциала, удельный вес которых обеспечивает успешное решение возлагаемых на эти компоненты задач.

Таким образом, группировка войск (сил), предназначенная для действий во внутреннем вооруженном конфликте (проведения совместной специальной операции), должна быть по своему составу разноведомственной, сбалансированной и достаточной для выполнения всей совокупности задач операции.

Для определения необходимого состава ОГВ(с) предлагается использовать следующий методический подход, определенные фрагменты которого уже отработаны в ходе учений и реальных действий войск в ходе совместной специальной операции6 на территории Чеченской Республики в 1999-2002 гг. (рис. 1).

В первую очередь, учитывая военно-политическую и военно-стратегическую обстановку в регионе, оперативную обстановку в районе конфликта, географическое положение и физико-географические условия района предстоящих действий, а также цели предстоящей операции, необходимо определить, какие министерства и ведомства и для выполнения каких задач должны выделять необходимые силы и средства.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНУТРЕННЕМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

Представляется, что такая задача может и должна решаться на уровне Правительства страны по представлению руководства федерального округа с привлечением к работе всех так называемых «силовых» министерств и ведомств, а также органа управления того министерства, на которое предполагается возложить руководство подготовкой и проведением совместной специальной операции7. В зависимости от реального (текущего) состояния и прогноза развития обстановки, таким органом управления может быть Генеральный штаб ВС РФ либо штаб Главного командования ВВ МВД России.

После этого, исходя из замысла ССО и дальнейших военно-политических действий, необходимо определить оперативные задачи, посредством решения которых планируется достигнуть цели операции. Такими задачами могут быть: информационно-психологическое воздействие на население и участников НВФ; огневое поражение необходимого количества важных объектов противника в короткие сроки (к определенному сроку) в интересах снижения его боевых возможностей; прикрытие участка государственной границы от проникновения бандформирований и пресечения поступления военной, технической и материальной помощи через территории сопредельных государств; блокирование района конфликта для недопущения проникновения бандформирований в соседние районы страны; поддержание режима чрезвычайного положения на территориях, примыкающих к району конфликта (при его введении); оперативное прикрытие создания объединенной группировки войск (сил); поэтапный разгром бандформирований в открытых боевых действиях; разгром бандформирований в рамках противопартизанской борьбы и боевых действий в населенных пунктах; поддержание режима чрезвычайного положения в районе конфликта; обеспечение деятельности государственных структур и функционирования группировки войск в районе конфликта; оказание населению гуманитарной помощи; ликвидация последствий воздействия противника на государственные и промышленные объекты и на объекты инфраструктуры и некоторые другие задачи.

Обязательным элементом этапа определения оперативных задач является необходимость проведения расчетов, в ходе которых определяются и сравниваются, с учетом функционального предназначения, возможности воинских формирований различных министерств и ведомств по выполнению каждой из оперативных задач предстоящей операции. После оценки и сравнения возможностей различных формирований определяется состав сил, позволяющий наиболее эффективно выполнить конкретную оперативную задачу.

В дальнейшем, с учетом последовательности предстоящего выполнения оперативных задач и расчетов оптимальной потребности сил и средств при выполнении каждой из них, определяется состав объединенной группировки войск (сил), включая необходимые резервы.

Каждый этап предложенного методического подхода должен обеспечивать переход к этапу, следующему за ним, при этом должны быть даны исчерпывающие ответы на все возникшие вопросы как в интересах следующего этапа, так и в интересах определения потребного состава ОГВ(с).

Так, оценка военно-политической и военно-стратегической обстановки в регионе, а также оперативной обстановки в районе конфликта должна дать наиболее реальный прогноз ее развития, в том числе в случае принятия только невоенных мер для разрешения конфликта и в случае комплексного принятия военных и невоенных мер для его разрешения.

Оценка географического положения и физико-географических условий района предстоящих действий, а также определение целей предстоящей операции должны дать конкретный ответ на вопрос - какие министерства и ведомства и для выполнения каких задач должны выделять силы и средства.

Определение общего объема оперативных задач, посредством которых плакируется достигнуть цели операции, должно показать не только этапы и последовательность проведения операции, но и конкретизировать, какие силы и средства от привлекаемых министерств и ведомств требуются для выполнения задач операции.

Проведение оперативных расчетов по определению оптимального состава сил и средств, расходов всех видов ресурсов, необходимых для выполнения каждой оперативной задачи, позволит отработать несколько вариантов выполнения оперативных задач и выбрать наиболее приемлемый и эффективный из них. Кроме того, на этом этапе конкретно определяется количество сил и средств, привлекаемых на каждый этап операции. Работа на данном этапе, кроме того, позволит спланировать применение резервов, замену частей для доукомплектования и отдыха.

На завершающем этапе определяется состав ОГВ(с) и проверяются оперативные расчеты. После завершения работы по определению состава группировки результаты ее докладываются лицам, принимающим решение, и используются при разработке плана совместной специальной операции. Таким образом, предлагаемый методический подход позволит оперативно создавать группировки войск (сил) необходимого (требуемого) состава для действий в вооруженных конфликтах.

Представляется, что было бы правильным использовать данный методический подход при планировании каждого этапа ССО, а при необходимости и в ходе проведения операции, когда возникнет потребность заменить любой компонент ОГВ(с) на другой, с аналогичными или большими возможностями по выполнению конкретных боевых или других задач.

Кроме того, данный методический подход предлагается использовать в учебном процессе военных вузов и в ходе оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

Примечания

1. Военная доктрина Российской Федерации //Независимое военное обозрение. 2000. № 15.

2. Далее по тексту НВФ.

3. Богданов В.Н. и др. Советский опыт борьбы с партизанами и повстанцами /Малая война: хрестоматия. Составитель А.Е.Тарас. Минск: Харвест, 1998.

4. Армия и внутренние войска в противоповстанческой и противопартизанской борьбе. ГК ВВ МВД России, ИВИ МО РФ. Москва, 1997.

5. Далее по тексту ОГВ(с).

6. Зачастую данную операцию называют контртеррористической, хотя представляется, что в своей сущности она стала контртеррористической только после завершения активного применения формирований ВС РФ и передачи руководства операцией органам ФСБ и МВД.

7. Далее по тексту ССО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации