РЕФОРМИРОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 4(05)/200
А.А. ЛЕЛЕХОВ,
заслуженный деятель науки РФ,
доктор технических наук, профессор,
действительный член АВН
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ
Новая оборонная стратегия США сформулировала цели и задачи вооруженных сил (ВС) в новых условиях военно-политической обстановки (ВПО) в мире и возникших угроз и вызовов национальной безопасности. Территориальная уязвимость США и угроза применения против них ОМУ предопределили необходимость реформирования ВС США и создания таких оборонных структур, которые были бы способны противостоять любой угрозе безопасности США и их союзников. Считается, что реформирование ВС должно привести к фундаментальным изменениям в формах и способах ведения операций на суше, в воздухе и на море. Прежде всего должны быть определены цели, задачи, принципы, на которых будет осуществляться реформирование, а также концепции боевого применения ВС в операциях. При этом отмечается, что реформа - это не конечный результат, а процесс, который будет проходить последовательно и не сразу по всем направлениям. Необходим сбалансированный подход исходя из экономических возможностей страны и приоритетов реформирования ВС.
Основной целью реформирования ВС при общем сокращении их численности должно быть повышение их боевых возможностей и боевой готовности за счет структурной оптимизации и внедрения новых высокоточных систем оружия, передовых информационных систем и технологий. При МО США создан специальный комитет по реформированию ВС, который возглавляет один из заместителей МО.
Считается, что реформирование ВС должно учитывать решение следующих шести оперативных задач:
защита территории и важнейших операционных баз США, противодействие доставке и применению ОМУ;
проецирование военной мощи и обеспечение войск в условиях противодействия;
блокирование возможностей противника по маскировке своих сил;
извлечение преимущества из более эффективных информационных возможностей;
обеспечение устойчивого функционирования системы управления и проведения информационных операций;
повышение возможностей космических систем и наземной инфраструктуры.
Руководство МО считает, что реформирование ВС должно основываться на следующих основополагающих принципах:
упор на совместные операции и объединенные структуры;
создание и совершенствование объединенных и коалиционных систем управления и связи;
создание постоянных штабов объединенных оперативных формирований в каждом объединенном командовании (ОК) ВС США с ответственностью за географическую зону.
Сущность этих принципов состоит в следующем.
Борьба с террористами и возможными угрозами национальной безопасности США должна решаться объединенными усилиями коалиции государств.
Объединенные силы должны использоваться для урегулирования кризисных ситуаций, предотвращения конфликтов и проведения различных операций. Эти силы должны быть в состоянии не только проводить территориально разобщенные операции, но и активно противодействовать противнику на других направлениях.
Что касается объединенных и коалиционных СУ и связи, то считается, что формированиям ВС США друг с другом, но и с другими силовыми структурами и федеральными органами США и союзниками. Для этого требуется объединенная или совместимая СУ и связи, единые концепции и тактические приемы, современные, в том числе высокоточные, ВВТ и способы их применения.
Создание постоянных штабов объединенных оперативных формирований и самих постоянных оперативных формирований является одним из основополагающих принципов при реформировании ВС США. Считается, что это необходимо для повышения эффективности подготовки и ведения совместных операций. Оргструктура штабов и формирований войск уже разрабатывается в МО США для внедрения их в передовых ОК ВС США и в первую очередь в Европе, зоне Тихого океана и в ОЦК. Эти штабы должны иметь одинаковую структуру и систему управления. Они будут использовать средства адаптивного планирования, что позволит эффективно реагировать на изменения обстановки.
Три основополагающих принципа, на которых будет осуществляться реформирование ВС США имеют и свои оперативные концепции.
Новые оперативные концепции должны являться важными элементами в процессе реформирования и отвечать на вопрос - как с меньшими силами и затратами выполнить поставленные задачи. Одна из таких концепций по заданию КНШ экспериментально отрабатывалась на опытных учениях («Вызов тысячелетия 2002») в объединенном командовании единых сил (ОКЕС). Эта концепция получила наименование «быстрая решительная операция». Сущность этой концепции состоит во всестороннем подрыве боеспособности противника (по опыту действий в Афганистане и Ираке) и синхронного применения всей военной мощи США для проведения успешной операции по разгрому противника. Эксперименты в этой области продолжаются.
Военно-политическое руководство (ВПР) США считает, что реформирование ВС надо начинать с совершенствования всех видов разведки и ее структур как в целях повышения ее эффективности, так и в целях предупреждения возможных угроз и акций террористов против США.
Разведка, по мнению ВПР США, является «первой линией обороны» от террористов и угроз, исходящих от враждебных государств. В интересах ее реформирования предусматривается:
расширение полномочий директора центральной разведки (ЦРУ), с возможным подчинением ему всех структур разведки;
разработка и внедрение новой системы разведывательного предупреждения об угрозах и действиях вероятных противников;
изыскание новых методов добывания и сбора информации с целью предупреждения возможных угроз и готовящегося нападения;
развитие новых технических средств и технологий, повышающих эффективность разведки;
организация сбора информации об угрозах террористов с привлечением всех источников, чтобы не допустить повторения событий 11 сентября 2001 года.
По решению президента США уже в октябре 2001 г. было создано при аппарате Белого дома управление внутренней безопасности США и образован консультативный совет по безопасности (16 чел.). В июле 2002 г. было создано федеральное министерство внутренней безопасности США (МВБ) с весьма широкими полномочиями, в том числе с правом прослушивания телефонных переговоров граждан и слежкой за подозреваемыми лицами, на что общественность США уже отреагировало негативно.
Другим важным мероприятием по реформированию ВС является план реформирования объединенных командований ВС, который вступил в силу с 1 октября 2002 г.
Основным принципиальным отличием нового «Плана объединенных командований ВС США» (в дальнейшем - Плана) от предыдущих является то, что впервые вся территория земного шара разделена между географическими (региональными) командованиями, в зону ответственности которых вошла и территория России, бывших республик СССР.
Второй особенностью Плана является создание нового ОК «Северной Америки», созданного после теракта для непосредственной защиты территории США.
Третьей особенностью Плана реформирования ОК явилось перераспределение зон ответственности ОК для реагирования на появление новых угроз и вызовов безопасности США, сложившихся к началу XXI столетия, и, наконец, это слияние двух ОК целевого назначения (ОСК и ОКК, последнее вошло в состав ОСК).
Новый План значительно расширяет права командующих ОК по разработке ими оперативных планов по ведению военных действий. Новая нарезка границ ОК расширяет возможности командующих и самостоятельность в принятии военно-политических решений. Включение в состав ответственности ОК ВС США в Европейской зоне и ОЦК Закавказских и Центрально-Азиатских стран в том числе бывшего СССР даст возможность США прочно закрепиться в Закавказье и Центральной Азии и при необходимости жестко диктовать руководству этих государств свои условия.
Всего на 1 октября 2003 г. в ВС США входят девять ОК, пять из них географические (зональные) и три целевые (функциональные).
К географическим ОК ВС США относятся:
ОК в Европейской зоне;
Объединенное Центральное командование;
ОК в зоне Тихого океана;
ОК в зоне Северной Америки;
ОК в зоне Центральной и Южной Америки.
К целевым ОК ВС США относятся:
Объединенное стратегическое командование;
ОК специальных операций;
ОК стратегических перебросок;
ОК единых сил.
Реформирование стратегических сил
С 1 октября 2002 г. в состав ОСК вошли силы и средства Объединенного космического командования т.е. стратегические оборонительные силы: СПРЯУ ПРО, ПКО. Теперь в ОСК кроме триады СНС (МБР, ПЛАРБ и СБА, передаваемой из ВВС на боевое дежурство), входят оборонительные силы СПРЯУ ПРО и ПКО, а также единая инфраструктура стратегических сил и система управления ими. Этому ОК по прежнему придается важнейшее значение в решении задач по обеспечению национальной безопасности США. Это командование объединяет все стратегические силы США и является важнейшим ОК, на которое возложена ответственность за стратегические ядерные силы в интересах решения задач национальной стратегии ядерного сдерживания. Штаб и командный центр ОСК размещены на АБ Оффут (шт. Небраска).
Стратегические силы и прежде всего стратегические ядерные силы по взглядам ВПР США играют основную роль в обеспечении национальной безопасности США, их союзников и партнеров. Обладание ядерным оружием, как отмечается в докладе МО, дает США уникальную возможность «держать под прицелом» важнейшие объекты противника, что позволяет достигать стратегические цели.
Сложившаяся обстановка в начале XXI столетия и появление новых угроз со стороны террористов и «стран-изгоев» требует новых решений, прежде всего сдерживания их устремлений получить и применить против США ОМУ. Поэтому требуется применение комбинированных наступательных и оборонительных стратегических сил и средств, что уже было отмечено в ядерной стратегии США1.
ВПР США считает, что по имеющейся договоренности с Российской федерацией (2002 год) будет проводиться сокращение стратегических сил. Конечной целью сокращения к 2012 году является наличие не более 1700-2200 оперативно развернутых боезарядов. Сокращение планируется проводить поэтапно, начиная с 2002 года. Предполагается снять с вооружения МБР «MX», вывести из боевого состава СНС четыре ПЛАРБ типа «Огайо» (две уже выведены), сократить количество боезарядов, размещенных на БРПЛ, а также на стратегических бомбардировщиках (СБ) В- 52Н и В-2.
Следует отметить, что США не собираются уничтожать или разбирать боевые заряды, снятые с МБР и ПЛАРБ, а планируют складировать их и содержать как пассивный стратегический резерв на случай возможных непредвиденных угроз. Поэтому заявление США, что к 2012 году останется только 1700-2200 зарядов, весьма сомнительно и требует дальнейшего уточнения, подтверждения и контроля2.
Космические силы
Специальная комиссия американского конгресса по оценке национальной безопасности сделала вывод: «Безопасность и экономическое благосостояние США, их союзников и партнеров напрямую зависят от способности нашей страны успешно проводить операции в космосе»3.
Министерство обороны по рекомендации конгресса проводит структурные изменения в космических силах США, непосредственно этим занимается министерство ВВС. Дальнейшее совершенствование и реформирование военного космоса будет осуществляться по следующим направлениям:
проведение запусков КА, оборудование космодромов и пунктов управления орбитальными группировками;
организация разведки и наблюдения;
развертывание спутниковых систем связи;
совершенствование СПРН;
контроль космического пространства;
навигационное обеспечение ВС;
метеообеспечение ВС.
Совершенствование информационных систем
Планом реформирования ВС намечается создание в рамках МО глобальной информационной сети на основе новых технологий и концепций. Это должна быть защищенная, широкополосная, устойчивая, интегрированная сеть с единой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающая тесное взаимодействие между информационными системами МО и всеми разведывательными службами, а также принятие решений в реальном масштабе времени и управление системами оружия по типу действующей в Афганистане системы БЛА «Предатор», состыкованной с системой «Навстар». В настоящее время МО США ведет разработку всепогодных высокоточных систем поражения критичных по времени целей в рамках включения их в единую разведывательно-ударную систему, эффективно действующую практически в реальном масштабе времени.
Реформирование сухопутных войск
В ходе реформирования соединений и частей сухопутных войск имеющие на вооружении тяжелое и легкое вооружение и военную технику (ВВТ) СВ должны будут приобрести большую мобильность для быстрого стратегического развертывания. Реформирование соединений СВ будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе две бригады сухопутных войск. (Форт-Льюис, шт. Вашингтон) реорганизованы в «средние» бригады, на вооружении которых имеются боевые бронированные машины. Эти формирования будут обладать огневой мощью тяжелых и мобильностью легких бригад. На переброску такого соединения в любую точку мира потребуется не более 96 часов. На базе этих бригад будут организовываться оперативно-тактические группы, предназначенные для решения конкретных задач. На втором этапе планируется создать еще несколько таких соединений (общим числом не менее шести). Это будут многоцелевые бригады с высокими ударными способностями, высокой маневренностью и выживаемостью, способными вести длительные боевые действия. Они будут оснащаться новыми, более эффективными ВВТ в сочетании с системами, стоящими на вооружении в настоящее время. В значительной мере новые формирования будут оснащаться перспективными средствами управления и связи, а также информационными системами, позволяющими их командирам принимать решения в реальном масштабе времени. Эти новые соединения будут обеспечены перспективными средствами защиты от ударов баллистических ракет, химических и биологических боеприпасов. Создаваемые на их базе оперативно-тактические группы, по существу, будут качественно новыми «едиными силами», способными вести боевые действия на ТВД.
В настоящее время осуществляется реорганизация штаба и секретариата СВ, В ОК передовых зон будут созданы штабы мобильных формирований. Основной целью этих преобразований является создание более гибких и отвечающих современным требованиям штабных структур. Считается, что реформирование СВ должно обеспечить проведение современных операций, повысить боевую эффективность войск и позволит успешно противостоять существующим угрозам.
Реформирование военно-морских сил
Военно-морские силы США решают различные задачи, от защиты и обороны территории США, ведения операций на море до переброски войск в передовые зоны, высадки морских десантов и морской пехоты в различных регионах мира и обеспечения действий СВ и ВВС.
В ходе реформирования ВМС важное значение приобретают новые концепции применения сил флота.
Современные темпы строительства кораблей (6 единиц в год), по мнению руководства ВМС, значительно ниже потребностей ВМС, которые составляют 8-10 кораблей в год. Морская авиация также устарела и требует модернизации. Согласно расчетам, для ВМС ежегодно требуется 180-210 новых самолетов и вертолетов, а нынешние темпы дают только около 90. Переоснащение ВМС новой техникой и вооружением будет продолжаться с нарастающими темпами. Будет проводиться и реформирование морской пехоты, особенно ее вооружения и техники.
Хотя в целом современные ВМС имеют отвечающие поставленным задачам оргструктуру и вооружение, в настоящее время они реформируются для борьбы с терроризмом и решения задач в составе «единых сил». На этой основе в ВМС разрабатывается новая концепция и принципы ведения боевых действий совместно с СВ ВВС и морской пехотой.
Реформирование ВВС
Действия ВВС в современных и будущих операциях ВС США базируются на новых концепциях национальной военной стратегии и исходят из вновь возникающих угроз национальной безопасности США и возможностей ВВС. Использовать эти возможности планируется с учетом концепции экспедиционных авиационно-космических формирований, что в определенной степени уже нашло отражение в действиях американских войск (сил) в операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане и Ираке, где ударные средства, прежде всего авиация, производили удары с большой дальности и наносили значительное поражение противнику. В ходе реформирования ВВС получат новые самолеты-истребители F-22 и JSF. Эти самолеты будут дополнять возможности стратегической и тактической авиации по нанесению высокоточных ударов с дальних расстояний, используя разведданные авиационно-космической разведки.
Одним из важных аспектов поддержания высокой боеспособности ВВС является перевооружение на новые типы самолетов. Срок службы самолетного парка составляет 22 года. Считается, что к 2020 г. этот срок возрастет до 30 лет, а для некоторых типов самолетов - до 44-47 лет, что уже является предельным и снижает боеготовность ВВС. Поэтому сейчас в ВВС США разработан план модернизации старого парка и ввода в строй новых самолетов.
Одним из направлений в реформировании ВВС является модернизация системы управления и информационных структур на базе новых технологий с учетом новых организационных структур ВВС и ВС в целом.
Что касается космических систем, то главным направлением будет повышение их живучести, учитывая и то, что ВВС уже вывели в космическое пространство несколько спутников в интересах точного определения координатов целей поражения, наблюдения за обстановкой и раннего предупреждения в глобальном масштабе. В ВВС развиваются и совершенствуются беспилотные летательные аппараты (БЛА). Так, в Афганистане проходит боевое испытание БЛА «Глобал Хок». Исследуется вопрос оснащения БЛА «Предатор» ударной системой поражения.
Предполагается в период 2003-2005 гг. провести значительные организационные изменения в ВВС, внедрить новые принципы ведения боевых действий и технологии нового поколения, соответствующие новой концепции «единые силы».
В целом реформирование вооруженных сил США направлено на повышение их боевых возможностей и снижение риска, создаваемого будущими угрозами и прежде всего международным терроризмом и странами с экстремистскими режимами, пытающимися заполучить ОМУ и шантажировать США путем угрозы его применения.
Реформирование СУ ВС будет продолжаться по ранее определенной концепции развития ГСОУ (С 4i FTW), что позволит формировать «единое информационное пространство поля боя» для всех участников системы, окончательным звеном которой является солдат, танк, самолет, корабль, и повысить эффективность боевого применения войск (сил).
Будет совершенствоваться тыловое, в том числе материально-техническое обеспечение войск (сил), которое в основном найдет отражение в автоматизации управления тыловыми учреждениями и подразделениями тыла и МТО.
Таким образом, можно констатировать, что реформирование ВС США проводится в соответствии с установками новой стратегии национальной безопасности США. Реформирование ВС учитывает опыт операций в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. Считается, что реформирование ВС должно привести к фундаментальным изменениям в формах и способах ведения операций на суше, в воздухе, космосе и на море. Основной целью реформирования считается повышение боеспособности и боеготовности ВС, эффективности их боевого применения в новых геостратегических условиях обстановки и борьбы с международным терроризмом.4
Литература
1. Доклад заместителя министра обороны США «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США (новая ядерная стратегия США)». Вашингтон, 2002. (Перевод ГУ, 2002).
2. Доклад «Фальсификация в отношении ядерных ограничений» (неправительственная исследовательская организация США. «Совет по защите природных ресурсов») 2002.
3. Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США /Доклад министра обороны США президенту и конгрессу. Вашингтон, 2001.
4. Кроме перечисленных, в статье использованы материалы из следующих работ:
Стратегия национальной безопасности США. Вашингтон (Перевод ГУ, 2002).
Доклад министра обороны США президенту и конгрессу. Вашингтон. 2002.
ЛЕЛЕХОВ А.А. Реформирование объединенных командований ВС США //Вестник Академии военных наук РФ. 2003, №1.
ТКАЧЕВ B.C., ЛЕЛЕХОВ А.А. Глобальная система оперативного управления ВС США. //Журнал АВН «Стратегическая стабильность».1999. № 4.