Стратегия геоэкономического возрождения России
Вестник Академии военных наук № 3-2003г (79-89)
ГЕОПОЛИТИКА И ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Стратегия геоэкономического возрождения России
и приоритетные направления ее развития и реализации _
Вице-адмирал В.Ф. Дорогин,
Депутат Государственной Думы РФ,
Э.Г. Шевелев,
засл. деятель науки РФ,
доктор военных наук, профессор,
действительный член АВН
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года важное место отводится приоритетным социально-экономическим задачам, характерным для российского государства наших дней, и справедливо подчеркивается необходимость их решения путем установления тесных взаимосвязей с мировой экономической системой. При этом особо подчеркивается, что основной внутренний вызов безопасности страны по-прежнему связан с незавершенностью и нестабильностью структур демократических институтов власти и управления1. В области экономической безопасности этим и объясняются: незавершенность экономических преобразований; слабость рыночных институтов экономики; сохранение убыточных экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологичных машин, оборудования, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-энергетических ресурсов; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Устранение перечисленных недостатков в условиях характерной для наших лет глобализации мирохозяйственной системы становится возможным лишь при разработке и последовательном претворении в жизнь стратегии геоэкономического возрождения России (СГВР). В чем ее суть и почему она стала необходима?
На протяжении многовековой истории российского государства его выдающиеся царствующие особы, великие политические и государственные деятели, «не щадя живота своего», отвоевывали или откупали (при возможности) приморские территории и выходы к морю, осваивали ресурсы и пространства Мирового океана, закономерно видя в этом будущее своих детей и внуков, великое предназначение и место россиян и России в безопасном развитии Евразии и человеческой цивилизации в целом. В итоге их многовековой и многотрудной деятельности был создан некогда великий и могучий Союз Советских Социалистических Республик, являвшийся великой морской державой и до недавнего времени (по историческим меркам) возглавлявший блок стран - участниц Варшавского Договора.
Распад Советского Союза и прекращение существования Варшавского Договора резко изменили геополитическую расстановку сил в области мировой морской деятельности и обернулись для россиян значительными геоэкономическими потерями, негативно повлияв не только на положение русскоязычного населения на постсоветском пространстве, но и на морскую деятельность Российской Федерации в целом, фактически подведя ее к рубежу необратимого распада и создав реальные угрозы самому существованию российского государства, его безопасному развитию, основными причинами которых являлись следующие2.
1. Ограничение выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, магистральным морским международным коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях. Российскую Федерацию как бы оттеснили на северо-восток Евразийского материка от основных торгово-экономических контрагентов, от благоприятных для жизни и морской деятельности регионов.
2. Около 50% портово-прибрежной инфраструктуры осталось в других государствах СНГ. Почти 40% внешнеторговых морских перевозок России обслуживают порты стран Балтии и Украины. Доля российских экспортно-импортных грузов в общем объеме перевалки через порты стран Балтии составляет 70-80%, доходы этих стран от выполнения такой работы превышают 30% от их валового национального продукта. Связанные с этим потери России - более 2 млрд. долл. США ежегодно.
3. Резкое изменение не в пользу России соотношения военно-морских сил: сегодня во всех основных регионах Мирового океана группировки ВМФ России в количественном отношении уступают зарубежным в 2,5-4 раза, а к 2010 году общее соотношение кораблей России и стран НАТО может составить 1:10.
4. Усиливающееся экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию с целью ее вытеснения из активной морской деятельности. По западному периметру постсоветского пространства расположились страны, стремящиеся использовать неблагоприятную для России геополитическую ситуацию в целях получения для себя политических, экономических и иных выгод. На Востоке - Япония и Китай; на Юге - Турция и Иран.
5. Расширение неконтролируемого и безнаказанного доступа к природным морским ресурсам России, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность Российской Федерации. Ежегодный экономический ущерб в этой области для России составляет миллиарды долларов США.
Объективный и всесторонний анализ рассматриваемых «геоэкономических потерь» России представляется исключительно важным для понимания ситуации не только в постсоветском пространстве, но и в мире в целом. Конечная цель такого анализа: избежать потерь в дальнейшем, осознать их губительные последствия для российского государства и выработать легитимные формы и способы борьбы с ними, прекратив «уход не оставаясь» с некогда освоенных Россией территорий.
Как показывают исследования, многих из уже состоявшихся потерь можно было бы избежать, если своевременно на государственном уровне были бы провозглашены геоэкономические интересы России, в ясной и четкой форме согласованы с партнерами - основными игроками на мировой хозяйственной арене (странами «семерки») национальные геоэкономические устремления и плацдармы, экономические границы, зоны экономического влияния российского государства3.
Представляется серьезной стратегической ошибкой и то, что политическим и военным руководством страны не осуществляется должный контроль за исполнением государственными органами рекомендаций, содержащихся в Посланиях по национальной безопасности Президента Российской Федерации, решений Совета безопасности РФ и Морской коллегии, положений принятой на государственном уровне Морской доктрины.
Например, до настоящего времени затягивается предусмотренный Посланием по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 1996-2000 гг. переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, не реализована идея создания геоэкономического атласа мира в электронной форме, способного стать важным инструментом обеспечения принятия органами власти грамотных решений с целью реализации стратегии геоэкономического возрождения России. Не выполняются решения Совета безопасности Российской Федерации, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и положения введенной указом Президента РФ Морской доктрины Российской Федерации о создании структур подготовки (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) руководящих кадров и специалистов по государственному управлению национальной морской деятельностью.
В связи с характерной для наших дней глобализацией мирохозяйственной системы на рубеже веков осуществляется радикальный геоэкономический передел мира, в процессе которого перечисленные упущения приводят к колоссальным потерям для российского государства, измеряемым миллиардами долларов, тысячами квадратных километров морских пространств исключительной экономической зоны, отчуждаемых у России другими странами. Высокими темпами идет закрепление мировых хозяйственных структур (прежде всего энергетических и военно-экономических) в Казахстане, Азербайджане, Грузии, Армении, Прибалтике. Не имея транснациональных хозяйственных структур и практически не участвуя в этом процессе Россия автоматически становится объектом широкомасштабной геоэкономической экспансии и оказывается неспособной к защите и реализации национальных интересов в Мировом океане.
В экономической области главный внешний вызов обусловлен тем, что позитивный и необходимый для возрождения России процесс «открытия» ее экономики при отсутствии надлежащей экономической политики сопровождается резким ослаблением экономической самостоятельности Российской Федерации, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением за ней топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике, стремлением разрешить возникающие проблемы лишь путем импорта технологий.
К решению возникающих в этой связи сложных и ответственных задач российское государство должно готовить специалистов новой формации, которые должны будут принимать решения: по развитию национальных экономик; по разработке и обоснованию единых методологических позиций концепций, доктрин, стратегий, программ в жизненно важных сферах государственной деятельности, таких, как защита и реализация национальных интересов в Мировом океане, оборонное строительство, военное сотрудничество, профессиональная переподготовка кадров в жизненно важных сферах государственной деятельности.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих по этим направлениям должна осуществляться в ведущих образовательных учреждениях страны (ВАГШ ВС РФ, РАГС при Президенте РФ, АНХ при Правительстве РФ и др.). Без их реорганизации, без качественного изменения направленности и путей разрешения противоречий в обучении и подготовке управленческих кадров, обязанных быть инициаторами нередко «болезненных» преобразований в уже сложившихся структурах государственной власти и управления, добиться результатов в разрешении перечисленных выше проблем практически невозможно. Одним из наиболее перспективных инструментов решения подобных задач в условиях глобализации мирохозяйственной системы становится ускоренно формируемая в последние годы стратегия геоэкономического возрождения России, предусматривающая ее интеграцию в мировую экономическую систему, прорыв к формированию мирового дохода и его перераспределению путем развития национальной морской деятельности и вынесения интернационализированных воспроизводственных ядер за пределы национальных границ4.
Отметим, что геоэкономический подход в наши дни для многих государств, и прежде всего для России, становится важнейшим фактором в формировании внешнеэкономической доктрины российского государства и стратегического арсенала ее реализации. Объективно совпадающие интересы членов мирового сообщества в формировании эффективной системы международной безопасности, в налаживании экономических, культурных и научных связей становятся в этих условиях важнейшими предпосылками для перехода от старого, конфронтационного к новому партнерскому мировому порядку.
В условиях переживаемого Россией кризиса в наши дни должны быть предприняты максимальные усилия для разработки и использования средств эффективного противодействия попыткам ослабления другими странами ее международных позиций и авторитета. Достижение данной цели призвано обеспечить соответствие международного статуса Российской Федерации ее объективному геополитическому, геостратегическому, геоэкономическому положению, пространствам и ресурсам, создать реальные предпосылки, необходимые для ее совершенствования и развития как многонационального государства.
В этой связи резко обострилась необходимость не только разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины, но и создания эффективного стратегического арсенала ее реализации, способного обеспечить переход России от торгово-посреднической к геоэкономической (производственно-инвестиционной) модели развития, что потребует создания специфических организационно-функциональных и координирующих структур, способных осуществить военную реформу на основе принципиально новой модели взаимодействия военной сферы с экономикой, политикой и обществом в целом, в которой реформа собственно Вооруженных Сил Российской Федерации является лишь одной из ее составных частей5. Их главной задачей должно стать своевременное и целенаправленное оказание содействия геоэкономическому возрождению России, его ориентации на приоритетные научно обоснованные направления развития. Одним из таких направлений в современных условиях является ускоренное развитие морской деятельности Российской Федерации, защита и реализация ее национальных интересов в Мировом океане. Результаты проведенных за последние годы исследований по ФЦП «Мировой океан», материалы многочисленных научных конференций, сотни научных трудов российских специалистов и ученых приводят к закономерному выводу: наличие мощного морского потенциала является в наше время для Российской Федерации объективной необходимостью, важнейшим условием ее геоэкономического возрождения, обеспечения национальной безопасности, укрепления авторитета в межгосударственных отношениях.
В основе реализации внешнеэкономической доктрины с позиций геоэкономики лежит прорыв к формированию и перераспределению мирового дохода. Современная внешнеэкономическая стратегия трактуется при этом как высшая область искусства оперирования в геоэкономическом пространстве, достижения стратегических внешнеэкономических целей, реализации национальных геоэкономических интересов. Под мировым доходом понимается доход в мировом измерении от внешнеэкономической деятельности, получаемый при реализации товаров и услуг, произведенных в рамках интернационализированных воспроизводственных циклов (ядер), транснациональных экономических структур с использованием всех видов национальных ресурсов, в том числе и ресурсов стран, не признанных в качестве участников этих циклов (ядер), и предназначенный для расширенного интернационализированного воспроизводства.
Стратегия предлагаемой геоэкономической интеграции России в мирохозяйственную систему на основе развития национальной морской деятельности и реализации ресурсов и пространств Мирового океана иллюстрируется рисунком 1.
Как следует из рисунка, стратегия геоэкономического возрождения России предусматривает ее геоэкономическую интеграцию в мирохозяйственную систему путем целенаправленного изменения товарно-вещественной структуры (объекта общения) и организационных структур (субъектов общения), ориентируемого на широкомасштабное участие российского государства в формировании и распределении мирового дохода и получение значительного эффекта от участия в деятельности трансграничных воспроизводственных систем.
Рис. 1. Стратегия геоэкономической интеграции России в мирохозяйственную систему на основе развития национальной морской деятельности и реализации ресурсов и пространств Мирового океана
При этом сбыт «единичного товара» отдельными российскими фирмами сопровождается прибылью, реализуемой на мировом рынке. Сбыт «товара-группы» крупными объединениями (корпорациями) сопровождается получением ассортиментной сверхприбыли. Выход на мировой рынок сбыта производственно-коммерческих агломераций (ПКА) с «товаром-предприятием» (объектом) и его реализация обеспечивают получение долговременного экономического эффекта.
Выход на мировой рынок сбыта объединений с участием государственных институтов с «товаром-программой» и ее реализация обеспечивают долговременный геоэкономический, военно-стратегический и политический эффект.
Приведенная на рисунке 1 схема сознательно ориентирована на Северный Ледовитый океан, поскольку в условиях рассмотренных выше геоэкономических потерь современные коммуникационные средства все более «приближают» прибрежные арктические регионы России к промышленным центрам, вовлекая их в общие процессы интеграции и глобализации.
Ценность арктических пространств определяется, во-первых, их масштабами в сочетании с их расположением и, во-вторых, природными богатствами, равно как и инфраструктурой, созданной трудом человека. Присутствие военного компонента США и НАТО в Арктике менее значительно, чем в других регионах, а широкомасштабная военная деятельность затруднена сложными гидрометеорологическими условиями.
Общению стран на внешнеэкономической арене присущи: выработка своего стратегического арсенала приемов и правил; осознание ими определенных закономерностей в эволюции конкурентной борьбы и происходящего в наши дни перехода от торговых войн к геоэкономическим (внешнеэкономическим).
Характерным для геоэкономических войн становится нанесение ущерба невоенными средствами и методами по заранее разработанной стратегии оперирования в геоэкономическом пространстве с использованием высоких геоэкономических технологий. В условиях глобализации мирохозяйственной системы любая национальная экономика может стать жертвой геоэкономической экспансии, для которой характерны свои средства, приемы, формы, способы и методы борьбы, такие, как: тщательно завуалированный механизм перелива национального и мирового дохода; кредитный удар; разрушение экономических инфраструктур; деформация социально-экономической структуры. Мирохозяйственная арена в наши дни не оставляет безнаказанной ни одну национальную экономику, которая не «догадывается» о возможных средствах и приемах геоэкономической борьбы и оказывается неспособной им противостоять.
Следует особо подчеркнуть и то, что обсуждаемая в настоящее время геоэкономическая модель развития России, ставящая целью комплексный выход в мировую хозяйственную систему фирм и компаний сопряженных отраслей и перераспределение мирового дохода6, требует для своей реализации восстановления и дальнейшего развития на государственном уровне морского потенциала российского государства и активизации им национальной морской деятельности.
Результаты выполненных за последние годы исследований в рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан»7 наглядно показывают, что именно морскому потенциалу страны должна быть отведена роль стратегического ресурса в ее будущем геоэкономическом возрождении. Важнейшим шагом по претворению в жизнь геоэкономической модели стратегии развития становятся в этих условиях надежная зашита и полномасштабная реализация национальных интересов России в Мировом океане. Следует особо подчеркнуть, что возникающие при разработке данных проблем вопросы требуют прежде всего создания соответствующих концептуальных систем морской деятельности, непрерывного совершенствования и развития концепции национальной морской политики, морской доктрины Российской Федерации и национальной морской стратегии.
Представляется исключительно важным их постоянное совершенствование и развитие как органических составных частей (показаны на рисунке 2 курсивом) соответственно: Концепции национальной безопасности Российской Федерации; Доктрины национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
На рисунке показаны органы, принимающие участие в их разработке, а также место и роль международно-правового обеспечения национальной морской деятельности в создании нормативно-законодательной базы обеспечения защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане.
С позиций геоэкономического подхода кардинальным образом меняются роль и место военного фактора во внешней политике. Характерные представления о ведении войн с применением
только силовых методов уходят в условиях глобализации мирохозяйственной системы в прошлое, на смену им приходят (и уже ведутся!) еще более опасные геоэкономические войны, сопровождаемые серьезными подвижками в геоэкономической картине мира.
Новая воспроизводственная структура мира выстраивается развитыми западными странами с учетом доступности необходимых для их дальнейшего беспрепятственного развития сырьевых и интеллектуально-ресурсных богатств других стран. Вооруженным силам США и НАТО отводится при этом важная роль по защите и реализации подобной схемы. Своим присутствием на чужих территориях они создают благоприятные условия для продвижения своих национальных геоэкономических интересов на территории других стран в ущерб их национальным экономикам.
При таком взгляде на происходящие в настоящее время события совершенно по-новому звучит мотивация к расширению НАТО на Восток и планируемых Пентагоном США масштабных перегруппировок войск и военно-морских сил8.
В процессе анализа отечественными специалистами и учеными возможных последствий подобного развития обстановки для России приходит все более глубокое понимание российской общественностью, специалистами и учеными недопустимости раздельного проведения реформ в экономической и военной сферах деятельности, крайней необходимости вплетения геоэкономической составляющей в военную сферу при разработке национальной доктрины и стратегии возрождения российского государства.
По мнению отечественных ученых и специалистов, реакция политического и военного руководства на складывающуюся в современных условиях обстановку для России должна формироваться на базе военно-экономического симбиоза с поиском совершенно новых, нетрадиционных подходов к разработке и разрешению проблематики национального возрождения российского государства.
Геоэкономическому подходу к национальному развитию Российской Федерации и стратегии его реализации в современных условиях закономерно отводится все более важная роль в деятельности российских ученых, специалистов и представителей органов власти, ответственных за будущее страны, за создание необходимых условий для жизнедеятельности и развития населяющих ее народов, обеспечение безопасного развития жизненно важных сфер государственной деятельности и национальной безопасности. С позиций предлагаемого методологического (геоэкономического!) подхода создание (или конструирование) национальной доктрины долговременного развития и обоснования стратегического арсенала ее реализации требует прежде всего осознания происходящей на рубеже веков хозяйственной транснационализации, выделения из глобального пространства и глубокого, раздельного рассмотрения и изучения его основных подпространств: геоэкономического, геополитического геостратегического. Вычленение из глобального пространства перечисленных основных подпространств становится обязательным для познания присущих им законов и закономерностей, для понимания новой роли внешней политики и военной ее компоненты; эволюции места и роли военной компоненты в стратегическом мировом балансе сил и интересов, закономерно переходящих от военно-стратегических и геополитических к геоэкономическим.
Стремительно набирающий силу процесс экономизации политики диктует мировой хозяйственной системе (МХС) свои правила; геополитика их «оправдывает», а военная компонента защищает, в силу чего заблаговременное изучение геоэкономического пространства, в котором предстоит функционировать национальному хозяйству, и тенденций его дальнейшего развития позволяет найти и использовать существующие резервы развития национальной экономики и предотвратить его опасные тенденции. Непременным условием выработки целесообразной геоэкономической стратегии в наши дни выступают: выявление закономерностей трансформации национальной экономики в ходе формирования и обеспечения функционирования целостной системы ее экономического взаимодействия с МХС; разработка модели внешнеэкономических связей национальной экономики с внешним миром; последовательное проведение единого системологического подхода к безопасному развитию жизненно важных сфер государственной деятельности: оборонному строительству; военному сотрудничеству; защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане.
Сущность системологического подхода применительно к данным сферам государственной деятельности заключается: в восприятии любой характерной для них проблемной ситуации как фрагмента процесса взаимного воздействия друг на друга сложных организационно-технических динамических систем; в переходе от морфологического уровня использования системного подхода при разработке проблем национальной безопасности к более высоким уровням - функциональному и информационному; в разрешении проблемной ситуации путем создания и организации эффективного функционирования специальных проблеморазрешающих систем. Перечисленные особенности системологического подхода позволяют существенно повысить адекватность моделирования анализируемых процессов функционирования проблемосодержащих и проблеморазрешаюших систем национальной безопасности9, и на этой основе создать и реализовать новые, более совершенные механизмы разработки рекомендаций по защите национальных интересов России и коллективных интересов стран СНГ от целого спектра внешних и внутренних угроз.
Из содержания понятий оборонного строительства и военного сотрудничества следует, что они тесно взаимосвязаны и имеют свойственную им специфику, заключающуюся в том, что характерные для этих сфер деятельности проблемные вопросы могут решаться лишь на государственном уровне, в силу необходимости комплексного использования в этих целях по единому замыслу и плану возможностей различных министерств и ведомств, и требуют от разработчиков не только глубоких теоретических знаний, богатого практического опыта, но и специального профессионального образования, базирующегося на современном системологическом подходе к проблемам защиты и реализации национальных интересов в сферах оборонного строительства и военного сотрудничества. Другая важная специфическая особенность деятельности в рассматриваемых жизненно важных сферах заключается в том, что она, в силу своей сложности и многоплановости, требует создания и функционирования по единому замыслу и плану специальных проблеморазрешающих систем, основу которых составляют единые творческие коллективы из гражданских и военных специалистов-профессионалов. Отсюда, в свою очередь, возникает необходимость их совместного обучения при подготовке, переподготовке и повышении квалификации.
Отметим, что такое совместное обучение специалистов (гражданских и военных) по проблемам европейской и международной безопасности уже ведется Соединенными Штатами Америки и другими странами НАТО. Сложность и взаимообусловленность проблем национальной безопасности делают их практически неразрешимыми без рассмотрения возникающих проблемных ситуаций в любой сфере деятельности как результата взаимного воздействия как минимум трех систем: проблемосодержащей системы, т.е. системы, в которой данная ситуация воспринимается как проблема, которую требуется разрешить; проблеморазреша-юшей системы, которая может так повлиять на ход событий, чтобы проблема исчезла или была разрешена; окружающей среды, в которой существуют и с которой взаимодействуют обе рассмотренные выше системы.
В наши дни становится все более очевидным, что обеспечение национальной безопасности любого государства может быть достигнуто лишь с системологических позиций на основе взаимного учета интересов как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом. Поэтому строгое соблюдение интересов каждого из участников -одно из основных условий создания устойчивых межгосударственных систем безопасности. В последние годы системология национальной безопасности все чаще воспринимается специалистами и учеными как относительно самостоятельная предметная область науки о методах системного исследования проблем национальной безопасности10.
Ее характеристика как новой предметной области знаний иллюстрируется рисунком 3 применительно к защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане с раскрытием: причин и предпосылок создания; содержания исследований; сущности и содержания методологического подхода к объекту исследования в целях экономического возрождения, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и укрепления ее авторитета в межгосударственных отношениях. Применительно к системам, создаваемым на государственном уровне для обеспечения национальной безопасности России в различных сферах деятельности (политической, экономической, экологической, военной, информационной и др.), в рамках системологии национальной безопасности ставятся цели: вооружить ученых и специалистов осознанием и глубинным пониманием необходимости проведения единого системологического подхода к задачам и проблемам, возникающим на различных этапах формирования, использования, совершенствования и развития создаваемых систем (и подсистем) обеспечения национальной безопасности; нацелить усилия разработчиков на опережающее развитие теории и упреждающее создание экономичных средств предотвращения возможных опасностей, недопущения перерастания их в непосредственные угрозы интересам личности, общества и государства.
В зависимости от назначения изучаемых подсистем национальной безопасности и сферы их функционирования составными частями - подсистемами системологии национальной безопасности России могут рассматриваться: системология общественно-политической безопасности, системология экономической безопасности, системология военной безопасности (военная системология), системология экологической безопасности, системология информационной безопасности и другие концептуальные системы. Каждая из перечисленных выше концептуальных систем также представляет собой относительно самостоятельную предметную область знаний о методах системного исследования проблем национальной безопасности и непосредственно связана с другими науками. Например, военная системология, изучающая сложные материальные и концептуальные системы военного назначения, охватывая процессы их создания, функционирования и развития, формируется в рамках военной науки в качестве методологии, инструмента и технологии исследований по проблемам строительства, подготовки и применения ВС РФ и их видов в военное и в мирное время. Аналогично могут быть определены и другие составляющие системологии национальной безопасности. Ее созданию и совершенствованию в соответствии с вызовами времени закономерно отводится ключевая роль в преодолении системного кризиса, который переживает Россия сегодня.
Подспудно такое утверждение базируется на признании того факта, что в современных условиях именно отсутствием системности теоретических исследований и практической деятельности по разработке и разрешению проблем национальной безопасности объясняется недостаточная результативность создаваемых с этой целью государственных и общественных структур. Анализ возможных путей разрешения подобных противоречий приводит к закономерному выводу: в современных условиях в России охватившему ее системному кризису могут быть противопоставлены лишь системная методология и системные методы борьбы с ним.
Что принципиально нового вносит переход от радиционного (аналитического) к системологическому подходу в разработку проблем национального возрождения и развития России? Принципиально новым при применении системологического подхода к разработке проблематики национального возрождения и развития России являются: углубленное изучение механизмов государственного управления планируемыми процессами использования в этих целях имеющихся ресурсов и пространств; более полный (по сравнению с традиционным подходом) учет возможных последствий принимаемых решений; введение в качестве обязательного этапа имитационного моделирования процессов функционирования создаваемых систем обеспечения национальной безопасности.
На этом этапе системологический подход способен разрушить наивные представления о предпочтительности тех или иных вариантов «оптимальной» национальной стратегии возрождения и развития России. Например, предложение добиться желаемых результатов лишь освоением пустующих или недоиспользуемых земель российского Севера становится недостаточно привлекательным из-за крупных экономических затрат и огромного количества необходимых материальных ресурсов.
Расчеты показывают, что все произведенное россиянами в суровом северном климате окажется неконкурентоспособным. Издержки производства промышленной продукции окажутся выше: американских - в 2,7 раза, японских - в 2,8, немецких, французских, итальянских - в 2,3 раза.
Исходя из особенностей системологического подхода к проблемам национальной безопасности, следует особо подчеркнуть, что его реализация связана прежде всего с разработкой инструментария (понятийного аппарата, новых методологических подходов и методов системного исследования; критериев, методов и методик количественной оценки функциональных свойств систем обеспечения национальной безопасности; моделей их функционирования и технологии исследования), способного адекватно воспроизводить на моделях процессы создания, функционирования и развития систем обеспечения национальной безопасности в различных сферах деятельности. Например, возможная война России с другими странами, и в частности вооруженная борьба, современные операции и боевые действия с позиций военной системологии предстают перед исследователями (а в недалеком будущем это будут не только специалисты и ученые, но и командующие, штабы различных уровней; президентские команды, создаваемые по тем или иным направлениям государственной деятельности в экстренных случаях) как процессы взаимного воздействия друг на друга сложных организационно-технических конструкций - боевых систем противоборствующих сторон.
Под «боевой системой» в общем случае понимается функционально связанная совокупность войск (сил), средств, объектов различного назначения, используемых по единому замыслу и под единым командованием для выполнения поставленной боевой задачи. Боевые системы создаются противоборствующими сторонами на основе развертываемых группировок войск (сил) путем организации их взаимодействия, установления необходимых взаимосвязей между элементами (подсистемами управления, связи, разведки и др.).
Главная цель исследования противостоящей группировки противника как боевой системы -выявление ее уязвимых элементов и режимов функционирования.
Полученная при этом информация служит основой для принятия решения на применение своих войск (сил), средств, объектов различного назначения в операциях и боевых действиях; выбора и обоснования главного и других направлений действий, основных объектов удара; определения последовательности и времени их нанесения.
Основная цель анализа своей группировки войск (сил), а также придаваемых ей средств и объектов различного назначения состоит в том, чтобы создать из них единую боевую систему (БС) и придать ей необходимые функциональные свойства для того, чтобы успешно противостоять противнику, а в случае необходимости - сорвать или в значительной степени нарушить функционирование его боевой системы. Разработанная на основе системологического подхода к познанию вооруженной борьбы с применением новейших технических средств теория боевых систем позволяет более полно, по сравнению с традиционным (аналитическим) подходом, использовать в этих целях возможности современных математических методов и вычислительной техники для изучения механизма вооруженной борьбы путем введения в рассмотрение и исследование функциональных свойств БС, предопределяющих ход и исход современных операций. Эти достоинства теории боевых систем открывают возможность принципиально по-новому подойти к проблемам строительства системно сбалансированных вооруженных сил и их видов, дальнейшему развитию тактики, оперативного искусства и стратегии в войнах будущего. Применительно к вооруженной борьбе на море это наглядно продемонстрировано в разработанной и защишенной В. Куроедовым на уровне докторской диссертации стратегии государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане12. Опыт локальных войн последнего десятилетия (в частности, война многонациональных сил с Ираком в зоне Персидского залива, события в Югославии) и результаты исследований показывают, что на современном уровне развития средств вооруженной борьбы важнейшими функциональными свойствами боевых систем являются присущие им (как и многим другим системам обеспечения национальной безопасности): интеллект; управляемость; организованность; наблюдаемость; скрытность; боевые возможности; боевая устойчивость.
Результаты исследований подтверждают: нарушение любого из них существенно сказывается на функционировании БС и влияет на достижение поставленной цели в операциях и боевых действиях. При этом поставленная цель применения войск (сил) и средств различного назначения в рассматриваемых формах может быть достигнута не только уничтожением назначенных объектов удара или разгромом группировки противника, что связано со значительными собственными потерями, но и нарушением (или подавлением) отдельных функциональных свойств БС противника. Например, подавлением интеллекта, лишением боевой устойчивости, наблюдаемости, скрытности БС противника можно заставить-его отказаться от ведения активных боевых действий и реализации планируемых агрессивных действий. Другой важный вывод, к которому закономерно приводят результаты исследований, состоит в том, что приоритет должен отдаваться «несиловым» средствам, методам и мерам воздействия на противника. Однако указанные средства, методы и меры оказываются эффективными лишь при опоре на военную силу и гарантированном сохранении возможности ее использования для зашиты национальных интересов России.
Как показывают практика и накопленный опыт системных исследований, к числу важнейших закономерностей процессов функционирования систем и подсистем обеспечения национальной безопасности следует относить зависимость эффективности выполнения ими функций и характерных для них задач в различных условиях обстановки от присущих им: «интеллекта» как способности принимать целесообразные решения в интересах достижения поставленных целей; «управляемости» как способности воспринимать поставленную задачу, ставить задачи своим подсистемам в соответствии с принятым решением, своевременно доводить их до сил, средств и объектов различного назначения, осуществлять управление своими подсистемами (с учетом возможных изменений обстановки); «информированности» как способности добывать, хранить и перерабатывать информацию, необходимую для принятия решения, постановки задач своим подсистемам и управления ими в реальном масштабе времени; «организованности» как уровня развития, определяемого ее структурой и организацией функционирования, а также способностью совершенствования и развития; «скрытности» как способности функционировать (в случае необходимости) скрытно для «оппонентов» и добиваться внезапности своих действий (с минимальными для себя потерями); «устойчивости» функционирования как способности осуществлять свои функции и выполнять задачи в условиях возможного воздействия (противодействия) среды и противоборствующих систем противника; «возможностей» как способности выполнять характерные для нее задачи.
Обеспечение национальной безопасности России при наличии существующего спектра внутренних и внешних угроз становится возможным в современных условиях лишь при адекватном безопасном развитии жизненно важных сфер государственной деятельности и эффективном управлении ими едиными заблаговременно и совместно обучаемыми коллективами из гражданских и военных специалистовисходя из всего комплекса поставленных на государственном уровне целей, ограниченности имеющихся ресурсов и эффективности разрабатываемых мероприятий по ликвидации существующих или внезапно возникающих угроз.
Особо отметим и подчеркнем, что такая интегрированная проблемно-ориентированная профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров, необходимых для государственного управления жизненно важными сферами деятельности, в Российской Федерации до настоящего времени отсутствует в силу существующего ведомственного разделения необходимых для этого ведущих образовательных учреждений страны: Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Одним из следствий ведомственного разделения ведущих образовательных учреждений страны и является отсутствие единства взглядов их выпускников на пути и методы разрешения проблем национальной безопасности, требующих комплексного применения всех возможных сил, средств и мер (с приоритетом несиловых!) различных министерств и ведомств. Но именно этим академиям и должна быть отведена важнейшая роль в совместном решении поставленной проблемы на государственном уровне, поскольку в соответствии со своими функциями и уже выполняемыми на протяжении ряда лет (с начала 90-х годов) задачами ими накоплен определенный опыт профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по проблемам государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации13. Из содержания выполненной авторами работы можно сделать следующие обобщающие выводы.
1. Предлагаемая стратегия геоэкономического возрождения России в условиях глобализации мирохозяйственной системы предусматривает переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, основывающейся на создании интернационализированных воспроизводственных ядер и вынесении их за пределы национальных границ на территории дружественных стран. Ее реализация осуществляется путем восстановления и развития национальной морской деятельности России в целях защиты и реализации национальных интересов в Мировом океане.
2. Реализацию предлагаемой стратегии геоэкономического возрождения России с последовательным получением прибыли на мировом рынке, получением ассортиментной сверхприбыли, достижением долговременного экономического эффекта и долговременного геоэкономического, военно-стратегического и политического эффекта можно осуществить соответствующим последовательным изменением товарно-вещественной структуры (объекта) и организационных структур (субъектов) обшения в процессе осуществления выхода на мировой рынок и развития взаимовыгодных внешнеэкономических связей с иностранными государствами.
3. Разработка и реализация в современных условиях стратегии геоэкономического возрождения России требуют кардинальной профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти для управления жизненно важными сферами государственной деятельности, которая должна быть возложена на ведущие образовательные учреждения страны и осуществляться на базе ВАГШ ВС РФ, РАГС при Президенте РФ и других ведущих вузов Российской Федерации.
4. С целью координации работ по геоэкономическому возрождению России целесообразно создать в Администрации Президента Российской Федерации Главное геоэкономическое управление, возложив на него разработку стратегических решений по защите и реализации геоэкономических интересов российского государства в условиях глобализации мирохозяйственной системы и предложений по их претворению в жизнь с участием Совета безопасности, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; контроль за созданием в ведущих образовательных учреждениях страны кафедр, необходимых для профессиональной переподготовки государственных служащих, осуществляющих управление приоритетными жизненно важными для страны сферами деятельности.
5. В интересах ускорения работ и мероприятий по геоэкономическому возрождению России целесообразно создать: в ВАГШ ВС РФ - кафедру геоэкономического межгосударственного противоборства; в РАГС при Президенте РФ - кафедру геоэкономики и кафедру национальной морской стратегии, возложив на них проблемно-ориентированную профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, обучаемых с целью совершенствования, развития и реализации стратегии геоэкономического возрождения России.
Примечания
1 Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Со&ранию. м., i»»o, С.-11.
2 Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане. В.Куроедов, докт. дисс. МО РФ, МНК, М.,2000.
3 Глобалистика. Теория, методология, практика. Учебник для вузов. Э.Кочетов. Изд-во НОРМА, М., 2002., С. - 96.
4 Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Кочетов Э.Г. Учебник по курсу «Мировая экономика». М., Изд-во БЕК, 2002, С. - 431^73.
5 Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.М.,1996. С. - 26.
6 Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). Э.Г.Кочетов. Учебник по курсу «Мировая экономика».М., Изд. БЕК., 1999, С.7&-81.
7 Военно-стратегические интересы России в Мировом океане. В.И.Куроедов. Мировой океан. ВИНИТИ., 2000, Вып.1, С. 91-100.
8 Пентагон: глобальная передислокация. «Независимая газета». 6 июня 2003. С. - 9.
9 Введение в военную системологию. Шевелев Э.Г. ВАГШ ВС РФ. 1993, С. - 53-56.
10 Системология национальной безопасности России: современное состояние и перспективы развития. Э.Г.Шевелев,"Военная мысль», №6,1996.
11 Крутой поворот и логика самозащиты. Очевидная перспектива - умеренный мобилизационный режим. Современные идеи возрождения страны. М.Ипполитов. Российский кто есть кто, №2 (23), 2001, С. - 30-35.
12 Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане. В.Куроедов. Hoktjwc.MO РФ, МНК, М.,2000.
13 В ВАГШ ВС РФ один из авторов статьи вел курс «Военная системология», в РАГС при Президенте РФ - курс «Методологии анализа возможностей государства по обеспечению национальной безопасности», в АНХ при Правительстве Р.Ф.- читал лекции по проблемным вопросам обеспечения национальной безопасности.
* Условимся называть такую подготовку кадров «интегрированной».