ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ПВО

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(21)/2007

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Полковник И.В. ГРУДИНИН,

кандидат военных наук,

профессор АВН

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ПВО

Главной задачей и основной функцией научного познания является открытие законов исследуемой предметной области. Основу развития любой теории, в том числе и теории информационного обеспечения управления огнем зенитных формирований, составляет установление законов действительности, выражение их в соответствующей системе категорий и понятий, определение многообразных условий практической применимости законов через систему принципов практической деятельности. Сама научная теория по своему внутреннему содержанию представляет собой систему законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Под законом принято понимать «существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь (отношение) между явлениями». Важнейшими чертами закона являются необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Последнее свойство выводит закон из состояния зависимости от конкретных условий окружающего мира и превращает его в высшую форму абстрактного мышления человека. В рамках практической деятельности человека законы проявляются в виде обусловленных совокупностью случайных факторов закономерностей, трактуемых, в частности, как «объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном содержательном уровне» (рис. 1).

Теория философии вкладывает в рассматриваемые термины различное содержание: под закономерностью, прежде всего, понимается тенденция, «пойманная» наукой и представляющая собой проявление закона, который (пока) не удается установить в его «чистом» виде1. Определение закона предусматривает такое формулирование существенной связи между явлениями, которая ни в малейшей мере не подвержена зависимости от совокупности внешних, как правило, случайных факторов и представляет собой некую рафинированную логическую конструкцию, независимо возвышающуюся над априорной эклектикой окружающего мира. Установка на познание законов задает более высокие и жесткие требования и в большей степени уместна для чисто теоретических исследований.

В работах, носящих военно-прикладной характер, основное внимание, как правило, уделяется выявлению закономерностей исследуемой предметной области, под которыми понимаются подчиненность явлений и связей, составляющих его содержание, диалектическим законам развития природы и общества, а также законам вооруженной борьбы. Знание закономерностей призвано обеспечить возможность обоснованной выработки концептуальных подходов к совершенствованию процесса и построению исследуемой системы, их рациональной организации и эффективной реализации.

С учетом релятивного характера понятия «информационное обеспечение управления огнем» представляется логичным предположить его сущностную и содержательную подчиненность по отношению к составляющим его понятиям. В соответствии с этим анализ закономерностей информационного обеспечения управления огнем целесообразно осуществлять, опираясь на имеющиеся подходы к трактовке законов вооруженной борьбы, управления боевыми действиями, информации, а также закономерностей управления огнем и информационного обеспечения управленческих процессов.

Такое системно-иерархическое соотношение законов и закономерностей, когда элементами на уровне системы выступают общие законы функционирования, характерные для любого этапа исследуемого процесса, а на уровне подсистемы - закономерности, проявляющиеся при реализации отдельных его функций, обеспечивает преемственность проводимых научных исследований в рамках предметной области управления огнем зенитных формирований войск ПВО.

Кроме того, специфика исследуемой предметной области, основу которой составляет процесс функционирования сложных динамических систем, объективно предопределяет необходимость применения общих законов функционирования систем, которые отражают различные аспекты их деятельности и закономерные связи между элементами.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ПВО

 Как уже отмечалось, современная философия классифицирует законы окружающего мира на законы строения, функционирования и развития. Специфика исследуемой предметной области предполагает первоочередное проявление законов функционирования и развития сложных организационно-технических систем. Основные законы исследуемой предметной области представлены на рис. 2. Приведенные на рис. 2 законы развития сложных организационно-технических систем представляют интерес с точки зрения научного обоснования тенденций и перспектив развития средств и систем информационного обеспечения управления огнем.

Дадим краткую характеристику каждому из законов функционирования.

 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ПВО

Закон соответствия форм и способов, материально-технической базы и условий функционирования предопределяет взаимосвязь форм, методов, способов и приемов информационного обеспечения управления огнем, состава группировки сил и средств информационного обеспечения и условий его организации и осуществления. Специфика проявления закона заключается в наличии прямых и обратных связей между условиями организации и осуществления информационного обеспечения - с одной стороны, и возможностью наиболее полно реализовать боевые возможности сил и средств информационного обеспечения в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия со стороны противника - с другой стороны.

Совершенствование средств воздушного нападения (СВН), а также форм и способов их боевого применения ведет к усложнению условий организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем при постоянно растущих требованиях к пространственным и временным параметрам системы информационного обеспечения со стороны обеспечиваемых зенитных средств.

Создание и внедрение новых образцов разведывательной техники и средств автоматизированного управления требуют разработки новых форм организации и способов их применения. В свою очередь, способы применения должны в максимальной степени соответствовать условиям ведения боевых действий обеспечиваемыми зенитными средствами.

Рассмотренный закон имеет первостепенное значение для практики управления огнем группировок войск (сил) ПВО, поскольку составляет его методологическую основу. Усложнившиеся условия борьбы с противником в воздушной сфере существенно снижают уровень эффективности боевых действий зенитных формирований. Это происходит, прежде всего, ввиду явного несоответствия существующих способов применения сил и средств информационного обеспечения управления огнем реально складывающимся условиям современного противовоздушного боя.

Данные обстоятельства требуют разработки и научного обоснования новых способов организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем зенитных формирований войск (сил) ПВО с учетом комплексного применения разнородных и разнотипных источников информации о воздушном противнике, разработки теоретических основ их реализации и научно-методического аппарата оценки эффективности функционирования системы информационного обеспечения.

Закон единства организационно-методических основ на всех уровнях иерархии системы информационного обеспечения управления огнем определяет, что организация и осуществление информационного обеспечения силами и средствами, структурно принадлежащими к различным уровням системной иерархии, должны осуществляться на единых организационно-методических основах. К организационным основам функционирования системы информационного обеспечения управления огнем зенитных формирований можно отнести:

- правила построения боевых порядков сил и средств информационного обеспечения и распределения их усилий в пространстве и во времени;

- единую согласованную организацию процесса информационного обеспечения на всех уровнях системной иерархии обеспечиваемой группировки зенитных сил и средств;

- рациональное распределение усилий сил и средств информационного обеспечения управления огнем в пространстве и во времени с учетом их потенциальных возможностей по формированию информационной модели обстановки с требуемыми показателями качества;

- способы организации и ведения разведки воздушного противника.

К методическим основам относятся:

- положения теории, определяющие цель, задачи, содержание процесса информационного обеспечения управления огнем;

- основные категории, законы и принципы организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем;

- виды, формы и содержание решений, принимаемых командирами в процессе организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем, способы оценки его эффективности и другие основополагающие методические вопросы.

В принципе, ключевая проблема исследуемой предметной области и заключается в формировании единых методических основ организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем на базе комплексного использования сил и средств информационного обеспечения различной организационной и ведомственной принадлежности.

Закон сохранения целостности системы в процессе функционирования требует учета всех взаимосвязей как внутри системы, так и системы с внешней средой. Сложная система должна рассматриваться как единое целое2, поскольку именно целостность системы определяет ее существование как самостоятельного объекта. Сущность рассматриваемого закона состоит в том, что композиция и декомпозиция системы информационного обеспечения управления огнем должны осуществляться в направлении генерирования информации более высокого системного уровня, характеризующей систему как единое целое. То есть система - это целостный объект, допускающий членение на подсистемы, но только как единое целое она будет обладать системными свойствами, не присущими отдельным подсистемам.

Так, основное функциональное предназначение группировки войск ПВО общевойскового объединения (соединения) состоит в уничтожении СВН противника с определенной эффективностью. Реализация данной функции возможна только при определении группировки как сложной системы, состоящей из функционально определенных элементов (средств разведки, управления, огневых средств). В противном случае, при декомпозиции ее на составные части, системное предназначение не реализуется.

Так, система разведки способна добывать только разведывательную информацию, система управления способна обработать эту информацию и доводить ее в обработанном виде (в виде огневых задач) до системы зенитных средств. Те, в свою очередь, способны эффективно уничтожать СВН только при поступлении информации из системы управления, при самостоятельном добывании информации о воздушном противнике эффективность действий этой подсистемы резко снижается вследствие значительного увеличения уровня потерь.

Ни одна из подсистем не обладает свойством целостной системы - уничтожать самолеты противника с требуемым уровнем эффективности. Выполнение системой своего предназначения возможно только при условии сохранения всех элементов структуры и взаимосвязей между ними. Выход из строя хотя бы одного из элементов или нарушение любой из взаимосвязей ведет к нарушению целостности системы и, следовательно, к невыполнению системой своего предназначения или существенного снижения ее эффективности.

Декомпозиция группировки войск ПВО на ряд подсистем и выполнение каждой из них вполне определенных функций для реализации основного целевого предназначения группировки требует рассмотрения закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности функций системы.

Этот закон отражает связи и зависимости между выполняемыми системой функциями и необходимую степень их реализации в процессе отражения ударов воздушного противника. Теория сложных систем3 доказывает, что максимальная эффективность работы системы достигается только в том случае, когда работа одних элементов оптимальным образом обеспечивает работу других элементов системы.

Так, в процессе отражения ударов СВН противника группировка сил и средств разведки должна обеспечивать соответствующие пункты управления информацией в объеме, соответствующем возможностям системы управления по обработке информации. Избыточный поток информации о воздушном противнике способен вызвать нарушение работоспособности системы управления вследствие ее перегрузки, недостаточный поток информации приведет к неполной реализации системой управления своих потенциальных возможностей.

В обоих случаях дисфункция системы управления проявится в снижении эффективности боевых действий управляемой группировки войск (сил) ПВО. Оптимальный режим обеспечения органов управления информацией о воздушном противнике создаст необходимые условия для своевременной выработки и принятия управленческих решений с требуемым уровнем качества (соответствующих боевым возможностям управляемых зенитных средств группировки ПВО).

Из вышеприведенного закона вытекает другой важный закон - закон зависимости эффективности боевых действий системы ПВО от качества функционирования каждой из входящих в ее состав подсистем. Этот закон выражает устойчивые связи между качеством функционирования группировки войск (сил) ПВО как единого целого и степенью реализуемости каждой подсистемой своих функций с точки зрения существующей структуры. Механизм реализации данного закона позволяет оценить вклад каждой из существующих подсистем в эффективность борьбы с воздушным противником.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых при организации и осуществлении информационного обеспечения управления огнем группировки войск (сил) ПВО, определяет механизм обеспечения требуемой эффективности этого процесса. Суть его заключается в том, что формирования из состава группировки войск (сил) ПВО, действующие в соответствии со стоящими перед ними задачами, должны быть ориентированы на достижение группировкой ПВО общесистемной цели - завоевания господства в воздушном пространстве. Важным методологическим следствием данного закона является требование обязательности и необходимости подчинения локальных целей (в частности, целей информационного обеспечения управления огнем зенитных формирований) общей.

Закон совместимости технических средств и систем управления подчиненных и взаимодействующих сил и средств отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности применения различных систем при совместном решении задач отражения ударов воздушного противника. Актуальность данного закона особенно проявляется в современных условиях ведения боевых действий, когда успешное противоборство с воздушным противником возможно только за счет комплексного применения разнородных сил и средств под единым руководством.

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач информационного обеспечения управления огнем особенно важен в связи с системообразующей ролью информационно-управленческого ресурса, формируемого на пунктах управления группировки войск (сил) ПВО в процессе достижения целей противоборства с воздушным противником, в процессе отражения его ударов. Основное содержание проблематики, обусловленной проявлениями данного закона, составляют противоречия:

- между располагаемым и требуемым временем для реализации полного цикла функционирования системы информационного обеспечения управления огнем;

- между возможностями источников информации, системы управления и обеспечиваемых зенитных средств по обработке и обстрелу целей.

Разрешение этих противоречий с учетом специфики применения данного закона в условиях современного противовоздушного боя возможно:

- за счет рационального определения перечня функций разведки и управления в процессе отражения удара СВН противника в соответствии с условиями обстановки, направленного на сокращение общей длительности цикла функционирования системы на основе оптимизации содержания и структуры частных процессов;

- за счет выбора и реализации рациональных способов организации и осуществления информационного обеспечения управления огнем при условии комплексного учета возможностей средств разведки, пунктов управления и обеспечиваемых зенитных средств группировки войск (сил) ПВО.

Этот вывод имеет важное методологическое значение, поскольку требует систематизации функций информационного обеспечения управления огнем, а также разработки новых подходов к определению сущности и содержания методов, способов и приемов организации и осуществления информационного обеспечения.

Анализ содержания рассмотренных законов функционирования систем информационного обеспечения управления огнем позволяет сделать следующие выводы:

- процесс информационного обеспечения управления огнем зенитных формирований войско вой ПВО, организуемый и осуществляемый силами и средствами, принадлежащими к различным уровням иерархии системы ПВО, должен строиться на единых организационных и методических основах;

- обеспечение целостности системы в процессе функционирования является необходимым условием достижения поставленной перед ней цели. При этом эффективность функционирования во многом определяется оптимальной соотносительностью выполняемых системой функций и мерой их соответствия условиям отражения удара воздушного противника, что определяет необходимость совершенствования организационных и методических основ процесса информационного обеспечения управления огнем;

- технология информационного обеспечения управления огнем должна основываться на достижении каждым элементом системы своей локальной цели, направленной на достижение общей цели, стоящей перед группировкой сил и средств ПВО;

- усложнение условий подготовки и ведения боевых действий группировками войск (сил) ПВО требует разработки новых методов, способов и приемов организации и осуществления информационного обеспечения управления их огнем, позволяющих в максимальной степени реализовать высокий боевой потенциал зенитных средств при подготовке и в ходе отражения ударов воздушного противника;

- достижение группировкой сил и средств ин формационного обеспечения управления огнем своих целей возможно только при комплексном применении разнородных сил и средств, объединенных в единую систему под единым руководством, что требует обеспечения возможности автоматизированного обмена данными между технически сопрягаемыми средствами разведки и управления.

В процессе функционирования сложных систем, к которым относится и система информационного обеспечения управления огнем, безусловно, проявляются и другие законы, которые необходимо вскрывать, формулировать с учетом специфики боевых действий группировок войск (сил) ПВО в современных условиях, выяснять механизм их действия и изыскивать пути и способы наиболее эффективного использования в практике исследуемой предметной области.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Друянов П.А. Место закона в системе категорий материалистической диалектики. М.: Высш. школа, 1981.С. 10.

2.Оленович И.Ф., Кириченко В.Д. и др. Методологические основы системного решения актуальных задач войск ПВО. Учеб. пособие. Киев, ВА ПВО СВ, 1987, 300 с.

3.Бусленко Н. П. Лекции по теории сложных систем. М., Сов. радио, 1973. - 94 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации