ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СССР ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В 1946-1961 годы

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(18)/2007

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Подполковник И.А. СМИРНОВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СССР ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В 1946-1961 годы

В многовековой истории нашей Родины издревле сложилось, что дело ее защиты является важнейшим аспектом деятельности государства и священным делом всего народа. Особое место здесь принадлежало и принадлежит воспитанию у каждого жителя страны готовности с оружием в руках отстаивать ее суверенитет, независимость и территориальную целостность. Страна направляла в ряды Вооруженных Сил своих лучших представителей, в большинстве своем молодых людей, и армия достойно защищала интересы Отечества, хранила дух нации, создавала и приумножала патриотические и боевые традиции государства и народа.

Именно чувство патриотизма придавало силы нашему народу в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны. Советский Союз понес огромные, ни с чем не сравнимые людские потери, которые составили более 26 млн. Гитлеровские захватчики и их сателлиты полностью или частично разрушили или сожгли 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень; разрушили 31850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи и 4100 железнодорожных станций; разорили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1867 совхозов и 2890 МТС. Прямой ущерб, причиненный Советскому Союзу фашистской Германией, с учетом военных расходов и потерь доходов от народного хозяйства оккупированных областей, достигал колоссальных сумм - 2 триллионов 569 млрд рублей1.

В тяжелые послевоенные годы патриотический подъем, вызванный победой над фашизмом, стал важным мобилизующим фактором в деле восстановления народного хозяйства, укрепления оборонной мощи Советского Союза. Мирное патриотическое движение явилось продолжением героических поступков советских людей в годы Великой Отечественной войны, ведь послевоенное восстановление экономики и превращение СССР в мощную ядерную державу явилось вторым по величине подвигом после Победы. Основной движущей силой этого процесса была молодежь.

По окончании Великой Отечественной войны органам советской власти в невероятно сложных условиях предстояло возглавить борьбу жителей страны за нормализацию жизни, за восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

Подвиг в борьбе с нацизмом сменился подвигом трудовым. Учитывая реальные материальные возможности и перспективы дальнейшего развития, советское правительство разработало долговременную программу подъема экономики страны на пятнадцать предстоящих лет. Ее основной частью стал четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., который был изложен в Законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы», принятый 18 марта 1946 г. на первой сессии Верховного Совета СССР2. Решающим фактором успешного выполнения пятилетки, считало государство, должен был стать патриотизм советских людей, особенно молодежи.

Центральный комитет КПСС в указанные годы призвал творческую интеллигенцию всемерно повышать идейно-художественный уровень советского искусства и литературы, запечатлеть в своих произведениях новые процессы, отражавшие восстановление страны, воспитывать у советских людей любовь к Родине. Задачи, поставленные перед художественной интеллигенцией, были сформулированы в постановлениях ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» (1946 г.) и «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели (1948 г.)3.

Активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи принимал комсомол. В центре всей деятельности ВЛКСМ было вовлечение широких масс молодежи в созидательную работу по скорейшему восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, воспитание молодежи в духе советского патриотизма и интернационализма. Основными методами для реализации задуманного было вовлечение молодых людей в кружки по изучению Устава ВЛКСМ, Конституции СССР. Молодые люди, еще не принятые в ряды ВЛКСМ, занимались в кружках вместе с комсомольцами1. Проводились комсомольские активы, читались лекции в большинстве случаев на темы по воспитанию советского патриотизма и советской национальной гордости. Анализ лекционной пропаганды показывает, что военно-патриотическое воспитание проходило по следующим направлениям: пропаганда идей о защите социалистического Отечества; разъяснение международной деятельности Советского государства; освещение пути Советских Вооруженных Сил, героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны; исторических подвигов русских полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева; освещение жизни, учебы, службы личного состава армии и флота в мирное время; освещение хода выполнения пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства; освещение военно-массовой работы оборонного общества. Так, например, за 1955-1956 гг. было проведено 55 795 бесед, лекций и докладов на военную тематику с 2 334 046 человек, просмотрено 17 360 кинофильмов с охватом 1 411 921 человека1.

Одной из форм военно-патриотического воспитания были мероприятия по увековечению памяти погибших героев Великой Отечественной войны. В целях ознакомления молодых людей с достопримечательностями нашей Родины, бытом и жизнью народов СССР, историческими местами боев, а также привлечения к поисковой работе и освоении ресурсов нашей Родины в 1948 году стали проводиться массовые походы по родному краю. Так, например, в период только 1956-1957 учебный год было проведено 7715 встреч с Героями Советского Союза, участниками Великой Отечественной войны, партизанами с охватом 643815 человек, проведены 2024 экскурсии по историческим местам боев Советской Армии с охватом 97945 человек1.

Особое внимание советское правительство уделяло ликвидации неграмотности и малограмотности молодежи. Примером может служить Постановление Совета Министров СССР от 10 сентября 1953 г. «О ликвидации неграмотности и малограмотности», приказ министра просвещения РСФСР Е.А. Афанасенко от 20.11.1959 г. «О ликвидации неграмотности допризывников»1. На 15 января 1959 г. в РСФСР были выявлены и взяты на учет практически все неграмотные и малограмотные юноши 15-17 лет и организовано обучение каждого из них. Так, например, в Челябинской области по состоянию на 1959 год из общего количества призывников 21 325 неграмотных было 121, малограмотных 1 335, после проведенного обучения осталось неграмотных ни одного, малограмотных 215 человек1.

Огромное государственное и политическое значение имело оказание Советским государством всесторонней материальной помощи семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и труда, детям-сиротам, демобилизованным воинам. О масштабах оказанной помощи можно судить по следующим данным, содержащимся в приказе министра социального образования РСФСР № 718 от 20 декабря 1949 г. За первое полугодие 1949 г. в районах РСФСР, подвергшихся оккупации, было трудоустроено свыше 64 тыс. инвалидов

Великой Отечественной войны, более 60 тыс. инвалидов обучено новым специальностям. Для нуждающихся семей погибших воинов и инвалидов Отечественной войны построены и отремонтированы десятки тысяч новых домов и квартир, выдано более 34 тыс. голов крупного и мелкого скота, десятки тысяч тонн зерна и хлебопродуктов, картофеля и овощей. Многим семьям пенсионеров оказана помощь в обработке земли под огороды. Свыше 150 тыс. детей погибших воинов были охвачены летними оздоровительными мероприятиями. Десятки тысяч инвалидов были отправлены в санатории и дома отдыха4.

Важное место в системе военно-патриотического воспитания молодежи отводилось начальному военному обучению юношей допризывного и призывного возрастов в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях, а также подготовке специалистов из числа юношей призывного возраста в учебных организациях ДОСААФ.

Самым массовым видом военной подготовки в 1946-1961 гг., через которую проходила практически вся молодежь страны, была начальная военная подготовка (НВП). В послевоенные годы НВП осуществлялась в соответствии с законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. и проводилась в 5-7 классах общеобразовательной школы. Допризывную военную подготовку юноши проходили в 8-10 классах школ и в соответствующих учебных заведениях. В исследуемый период в программу НВП входил следующий перечень дисциплин: тактика, уставы, огневая, строевая подготовка, физическая подготовка, материальная часть оружия, военно-санитарная подготовка, беседы и чтения о Советской Армии1.

Анализ программ и планов обучения показал, что по своему содержанию начальное военное обучение было ориентировано на получение навыков в области военного дела в целях быстрейшего ввода в строй молодого пополнения, на повышение качественных показателей начального периода прохождения военной службы. В процессе начальной военной подготовки молодежь усваивала положения о защите социалистического Отечества, уясняла назначение Советской Армии, ее характер и особенности, значение воинской службы как почетной обязанности граждан СССР; знакомилась с вооружением и боевой техникой, с размещением и жизнью личного состава; приобретала необходимые военные знания и практические навыки в объеме подготовки молодого солдата, с тем, чтобы юноши, будучи призванными на службу, смогли в короткие сроки овладеть современным вооружением и военной техникой. Кроме того, в весенне-летний период проводились лагерные сборы учащихся 8-10 классов.

В целях улучшения связи воинских частей и военных учебных заведений со школами Министерство обороны СССР, руководствуясь Директивой МО СССР № 96621 от 28.06.1957 г. «О допризывной подготовке учащихся средних учебных заведений на 1957/1958 гг.», используя офицеров запаса для руководства кружками и секциями, развернуло внеклассную оборонно-массовую и спортивную работу среди учащихся1.

В целях обобщения передового опыта, методики проведения занятий по допризывной военной подготовке и физическому развитию учащихся, развертывания внеклассной оборонно-массовой и спортивной работы в средних и средне-специальных учебных заведениях, отделами вневойсковой подготовки Управления боевой подготовки военных округов изданы «Сборники материалов по допризывной подготовке», которые были разосланы в каждую школу, военные комиссариаты5. Исходя из Директивы заместителя министра обороны № Д-46, изданной в 1959 г., в молодежной печати, через радио и телевидение стали шире освещаться вопросы службы, жизни и быта молодежи в армии, пропагандировался лучший опыт оборонно-массовой работы6.

В решении задач по проведению оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в исследуемый период важную роль сыграла деятельность Всесоюзного Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту. Совместно с партийными и советскими органами оно проводило работу по военно-патриотическому воспитанию, распространению военных знаний и подготовке молодежи к защите Родины.

Основными направлениями в работе оборонного общества по обучению юношей призывного возраста различным военно-техническим специальностям являлись: обеспечение учебных организаций учебными и вспомогательными помещениями; оказание помощи в создании и совершенствовании учебно-материальной базы; организация и проведение учебно-методических сборов с руководителями, преподавательским составом и мастерами производственного обучения; совместно с районными партийными и советскими органами, военкоматами подбор и назначение начальников (директоров) учебных организаций, их заместителей по учебно-производственной части и учебно-воспитательной работе4.

Отбор необходимого количества призывников, годных для обучения по соответствующим специальностям, контроль посещаемости занятий призывниками, а также направление призывников в виды Вооруженных Сил и рода войск с учетом полученной ими специальности осуществляли районные военные комиссариаты. Подготовка водителей, парашютистов, радиоспециалистов и специалистов других специальностей целиком возлагалась на организации ДОСААФ. Подготовка специалистов в учебных организациях, училищах профтехобразования проводилась без отрыва от производства.

Большое значение для подготовки молодежи к защите Отечества имела деятельность массовых оборонных организаций по развитию военно-прикладных видов спорта. О развитии стрелкового спорта можно судить по тому, что в первичных организациях ДОСАРМ СССР имелось около 340 тысяч постоянных стрелковых команд. Во всесоюзных отборочных стрелковых соревнованиях в 1949 г. участвовало 16 556 команд, которые выставили 82 780 стрелков4. Только за 1949 год в более 50 областных организациях СССР были проведены военизированные мотоциклетные кроссы, автомотопробеги. В 1952 г. в спортивных командах по автомотоспорту занималось 9 270 спортсменов, в автомотосоревнованиях и пробегах участвовало более 24 тыс. человек4.

В подготовке юношей к военной службе важное место принадлежит лечебно-оздоровительной работе и физической подготовке среди будущих воинов, так как ни один из социальных институтов общества не предъявляет таких высоких требований к физическим качествам и здоровью молодых людей, как армия, авиация и флот. Воинам приходится работать со сложной техникой, длительное время находиться в герметически закрытых отсеках подводных лодок, в кабинах боевых машин, у пультов управления боевым комплексом, прыгать с парашютом, преодолевать большие физические и психологические нагрузки.

Главной задачей лечебно-оздоровительной работы среди юношей допризывного и призывного возрастов являлось: своевременное выявление лиц, имеющих заболевания и последствия травм, препятствующих несению действительной военной службы или ограничивающих степень годности к ней; принятие активных мер для их излечения к срокам проведения приписки юношей к призывным участкам или призыва их на действительную военную службу1. Лечебно-оздоровительную работу среди юношей допризывного и призывного возрастов организовывали органы здравоохранения и военные комиссариаты под руководством местных партийных и советских органов, в контакте с профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями. Поскольку осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий невозможно без выявления заболевания у подростков и юношей, то в практике работы органов здравоохранения и военкоматов страны на первое место ставилось проведение ежегодных медицинских осмотров юношей, достигших 15-летнего возраста, и медицинских освидетельствований при приписке и призыве. Медицинское освидетельствование юношей, приписываемых к призывным участкам, производилось врачами, выделяемыми по решению районного исполнительного комитета из местных лечебных учреждений в распоряжение районных военных комиссариатов. Изучение состояния дел на местах показало, что здоровье молодежи в исследуемый период в связи с тяготами войны и послевоенного восстановления народного хозяйства значительно ухудшилось. Врачи отмечали рост желудочно-кишечных, легочных, сердечно-сосудистых, глазных заболеваний, других болезней, требующих упорного систематического лечения, и принимали все возможные меры для их излечения1. Так, например, в Азербайджанской ССР в 1954 г. из 8 427 человек, подлежащих лечению, вылечено 4 146 человек (более 50%). По состоянию на 1959 год в Молдавской ССР было негодно и ограниченно годно к военной службе 28,3 % от общего числа призывников; в Алтайском крае - 35,8%, в Якутской АССР - 37,35%1. На улучшение лечебно-оздоровительной работы в исследуемые годы были направлены организационно-практические мероприятия по вакцинации допризывных контингентов; в Узбекистане успешно работала лаборатория гигиены детей и подростков, на Украине обеспечивалась внеочередная госпитализация допризывников и призывников после прохождения медицинских осмотров; в Литве был открыт республиканский кабинет по работе с подростками. В целом по стране постоянно налаживались лечение и отдых больных в санаториях, профилакториях, домах отдыха4.

Важным направлением военно-патриотического воспитания в исследуемый период была военно-физкультурная работа. На решение проблем военно-физкультурной и физкультурно-оздоровительной работы государственные и общественные организации СССР ориентировали постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению массовой физкультурной и спортивной работы среди учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и ФЗО» от 23 января 1946 г.1; постановление ЦК ВЛКСМ 1946 г. «О проведении всесоюзного дня физкультурника»1; постановление секретариата ВЦСПС «Об улучшении воспитательной, физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди молодежи допризывного и призывного возраста» от 18 декабря 1959 г.1

В них сказано, что физическая культура и спорт являются важнейшим средством воспитания молодежи, важнейшей формой вовлечения ее в общественно-политическую жизнь страны; что комплекс ГТО СССР является основой государственной системы физического воспитания и должен занимать ведущее место в работе коллективов физической культуры и спорта1. Только за 1946 год на физическое воспитание молодежи по линии Министерства просвещения ассигновано 75 млн р. по линии профсоюзов спортивным добровольным обществам ассигновано 220 млн р. Бюджет спортивного добровольного общества «Спартак» утвержден в сумму 65 млн р. Промышленностью в указанный период изготовлено спортивного инвентаря на 300 млн р.1 Так, например, в 1957 году на 1 сентября из общего числа допризывников подготовлено 1116610 значкистов ГТО (51,7%) и 328 тыс. спортсменов-разрядников (16,2%) от общего числа призывников страны1.

Несмотря на имевшиеся объективные проблемы, в исследуемый период государственные органы и общественные организации добились успехов в военно-патриотическом воспитании молодежи. Благодаря проделанной работе в короткие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство, Вооруженные Силы СССР в 1946-1961 гг. представляли собой стройный и монолитно-единый боевой организм, который олицетворял могущество СССР, высокие достижения его науки и техники. Их боевая мощь и техническая оснащенность в достаточной мере соответствовали требованиям защиты Родины. Таким образом, критически осмысливая проделанную работу государственных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи, необходимо отметить как важный урок, что необходимость военно-патриотического воспитания молодых людей рассматривалась государственными органами и общественными организациями как важная и актуальная политическая задача. Она была призвана обеспечить благоприятный морально-психологический климат для надежной защиты социалистического Отечества и скорейшего восстановления народного хозяйства. И хотя нынешняя международная обстановка более благоприятна для нашей страны, задачи военно-патриотического воспитания по-прежнему остаются актуальными, и ценность опыта, приобретенного в период с 1946 по 1961 г., не снижается.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.РГАСПИ, ф.1,оп.47,д. 68, л. 115.

  1. См: Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы // Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период. С. 50-119.

  2. См: О партийной и советской печати: Сборник документов. С. 546-576.

  1. ГАРФ, ф. 7901, оп. 1, д.586, л. 220.

  1. См: Директива министра обороны СССР Д-432 «Об итогах работы по военному обучению и воспитанию допризывной молодежи». 1958.

  2. См: Директива зам. министра обороны СССР Д-46 «Об оказании материально-технической помощи школам и ВУЗам». 1959.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации