США ПРИСТУПИЛИ К СОЗДАНИЮ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО КОНТРСИЛОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 2(19)/2007
ГЕОПОЛИТИКА И ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Генерал-майор С.В. ЯГОЛЬНИКОВ,
заслуженный деятель науки РФ,
доктор технических наук, профессор,
действительный член АВН;
подполковник А.В. ШУШКОВ
США ПРИСТУПИЛИ К СОЗДАНИЮ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО КОНТРСИЛОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Анализ ставших достоянием гласности в 2002 году основных положений новой американской ядерной политики1, а также принятой в 2005 году администрацией Дж. Буша так называемой, «превентивной военной стратегии»2 показывает, что все долгосрочные планы развития и применения своих стратегических сил США строят с учетом опоры на повсеместное использование ядерного оружия (ЯО) в войнах любого масштаба.
Данный вывод может показаться парадоксальным, если вспомнить многочисленные заявления политиков, ученых и общественных деятелей, включая российских, о невозможности достижения победы в ядерной войне, о бесперспективности и самоубийственности использования ЯО в связи с необратимыми экологическими последствиями для всей мировой цивилизации и т.д.3,4
Между тем, многое сразу становится на свои места, если допустить, что в обеих указанных доктринах речь идет не о нынешнем ЯО, а о принципиально новом, так называемом, «чистом» термоядерном оружии, применение которого не должно вызывать долговременного радиоактивного загрязнения местности продуктами взрыва.5
Известно, что долговременное радиоактивное загрязнение среды является следствием цепных реакций деления тяжелых ядер, которые в разной степени используются в современных ядерных или термоядерных боеприпасах.5 До сих пор именно это обстоятельство гарантировало высокий порог применения любых типов нынешнего ядерного оружия, включая ЯО малой и сверхмалой мощности.
В новом термоядерном оружии, как считают специалисты, ограничение сопутствующего ущерба будет достигаться, в первую очередь, за счет использования для инициирования реакции термоядерного синтеза не ядерных детонаторов, а источников энергии альтернативных им, например, мощных импульсных генераторов лазерного или электромагнитного излучения.5-7
Среди специалистов пока нет единой точки зрения, насколько далеко США и другие ведущие иностранные государства продвинулись в разработке «чистого» термоядерного оружия. Тем не менее, уже имеется достаточно много косвенных свидетельств того, что в США в условиях глубокой секретности такие работы давно ведутся полным ходом.6-9
Не вызывает сомнения, что успешное завершение работ по созданию нового термоядерного оружия обеспечит США значительное превосходство в военно-стратегической области и станет серьезной угрозой национальной безопасности РФ в военной сфере. В этой связи становятся крайне актуальными исследования характера возникающей угрозы, а также выработка мер, направленных на ее упреждающее парирование.
Анализ современной военно-политической обстановки показывает, что сегодня США де-факто стали единственным в мире центром силы, поэтому следующей для них стратегической задачей является недопущение появления в XXI веке любого противника, равного США по силе.
В отдаленной перспективе кандидатом номер один на эту роль, как считает нынешнее американское руководство, может стать Китай. Что же касается России, то в отношениях с ней, как заявляют американские должностные лица, США сегодня «отходят от политики сбалансированного устрашения».1
Одновременно Вашингтон не скрывает того, что «в случае, если российско-американские отношения значительно ухудшатся в будущем, для Соединенных Штатов может возникнуть необходимость пересмотра своей ядерной политики».1
Наряду с этим особо отмечается, что «российские ядерные силы и программы продолжают вызывать беспокойство», а будущий курс РФ «не может быть спрогнозирован со всей определенностью».1
В связи с этим, сразу после прихода к власти, администрация Дж. Буша приступила к реализации обширного комплекса мер (политических, финансово-экономических, технологических, военных и пр.), направленных на максимальное ослабление российского ядерного потенциала, имея конечной целью его полную ликвидацию.
Судя по результатам практической деятельности нынешней администрации США, военная составляющая американского плана ядерного разоружения РФ предусматривает создание качественно нового контрсилового потенциала, который в случае коренного изменения военно-политической обстановки должен будет обеспечить нанесение по стратегическим ядерным силам (СЯС) РФ превентивного разоружающего удара с «экологически приемлемыми» последствиями.
Осознание катастрофических результатов массированного применения существующего ЯО заставляет руководство США отказаться от сценария классической ядерной войны, когда для нанесения разоружающего удара по СЯС другой стороны предполагалось использовать исключительно компоненты нынешней ядерной триады стратегических наступательных сил (СНС) США.
Именно по этой причине в основу замысла нового разоружающего удара положена идея внезапного массированного применения по объектам СЯС РФ высокоточного оружия (ВТО) большой дальности в сочетании с проведением наступательно-оборонительных операций силами противолодочной и противоракетной обороны США.
Структура формируемого контрсилового потенциала логически вытекает из целевой направленности разоружающего удара, а также тех количественно-качественных параметров, которые будут иметь СЯС РФ на момент удара.
Сразу следует обратить внимание, что в ходе создания нового потенциала США пытаются реализовать на практике особый, двухсторонний подход к решению задачи ядерного разоружения РФ.
С одной стороны, опираясь на свои финансовые и технологические возможности, США ускоренными темпами приступили к формированию обширного научно-технического задела в области разработки новейших ударных и оборонительных стратегических вооружений, который должен обеспечить им гибкое реагирование на любые возникающие угрозы и привести, в конечном итоге, к созданию нового контрсилового потенциала.1
С другой стороны, осознавая ограниченность возможностей последнего, США через заключение выгодных для себя международных договоренностей, в первую очередь это касается подписанного в 2002 году Договора об ограничении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП),10 стали осуществлять своеобразную «подгонку» количественно-качественных параметров СЯС РФ под реальные боевые возможности создаваемого ими потенциала.
Не вызывает сомнения, что целями разоружающего удара в первую очередь станут объекты управления российских стратегических сил, играющие ключевую роль в ходе организации и нанесения СЯС РФ ответно-встречного (ответного) ядерного удара, стратегические ракетные комплексы наземного и морского базирования, а также успевшие стартовать баллистические ракеты.
По мнению многих отечественных специалистов, главную роль в ходе ответных действий СЯС РФ будут играть их наземная и морская компоненты. Стратегическая (дальняя) авиация для этой цели малопригодна вследствие относительно большого времени полета к целям и ее высокой уязвимости от средств ПВО противника.11
В настоящее время группировка РВСН насчитывает около 520 межконтинентальных баллистических ракет (МБР).12 По оценкам специалистов к 2012 году, на момент окончания ДСНП, в составе РВСН останется всего 220-290 шахтных стационарных и подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), а число развернутых на межконтинентальных ракетах боеголовок (БГ) составит 1000-1400 единиц.13 При этом количество ПГРК типа «Тополь-М» может составить не более 30-40 % от общего состава группировки РВСН.14
В табл. 1 приведены оценки боевого состава РВСН, с учетом типажа состоящих на вооружении ракетных комплексов, на момент окончания ДСНП.13,14
Что касается морской компоненты российских СЯС, то, по экспертным оценкам, к 2012 году в ее составе будет насчитываться не более 8-10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН), из них только 1-2 лодки смогут находиться на боевом дежурстве.15,16
Необходимо добавить, что в указанный период из состава СЯС РФ опережающими темпами будут выводиться мобильные ракетные комплексы наземного и морского базирования. При этом количество ПГРК должно сократиться более чем в 2,5 раза, РПК СН в районах боевого патрулирования - в 3 раза, шахтных стационарных ракетных комплексов - в 1,5 раза.
Исходя из представленных данных, логично предположить, что основу нового американского контрсилового потенциала должны составить следующие стратегические системы:
глобальная система разведки, предназначенная для непрерывного наблюдения и контроля стационарных и мобильных стратегических целей;
ударная система, обладающая высокой скрытностью применения и обеспечивающая гарантированное поражение стратегических стационарных и мобильных наземных целей в любых географических и погодных условиях;
система противоракетной обороны (ПРО), обеспечивающая гарантированное отражение ракетных ударов противника заданной интенсивности;
система противолодочной обороны (ПЛО), обеспечивающая уничтожение подводных ракетоносцев противника в районах их боевого патрулирования (РБП) или непосредственно в прибрежной зоне.
При этом на вооружении ударной системы должны состоять средства поражения с большой дальностью полета, способные осуществлять допоиск мобильных целей в их позиционных районах, идентификацию этих целей и их уничтожение.
В то же время, для гарантированного поражения высокозащищенных и сильнозаглубленных целей (ВЗСЗЦ) типа командных пунктов СЯС и шахтных пусковых установок (ШПУ) средства поражения ударной системы должны оснащаться боевыми частями (БЧ) проникающего типа.
Рассмотрим теперь более подробно состояние и перспективы развития перечисленных выше составляющих контрсилового потенциала США, опираясь на один из основных американских концептуальных документов в области новой ядерной стратегии «Обзор ядерной политики и состояния ядерных сил США»1 (далее для краткости - «Обзор...»).
Планам создания первой составляющей нового потенциала - глобальной системы разведки посвящен отдельный раздел «Разведка», где указывается, что «система систем» должна включать «средства ведения космической, воздушной, наземной (надводной) и подповерхностной (подземной, подводной) разведки».1
Особое внимание при этом уделяется задаче обнаружения и непрерывного наблюдения за мобильными стратегическими целями, начиная с момента их выхода из пунктов базирования и заканчивая их возвращением в эти пункты.1 Для ее решения намечено создать после 2010 года космическую систему радиолокационной разведки на базе перспективных радиолокаторов типа SBR.17
Кроме глобального и непрерывного наблюдения за стационарными и мобильными объектами противника в любой точке Земли, вне зависимости от метеоусловий и времени суток, данная система будет обеспечивать получение радиолокационных портретов целей и местности для их использования при наведении средств поражения на эти цели.
Наряду с космическими средствами разведки для наблюдения за мобильными целями планируется также использовать малозаметные разведывательные беспилотные летательные аппараты (БЛА) и наземные автоматические системы на базе разведывательно-сигнализационных приборов (РСП), заблаговременно развертываемые в позиционных районах противника.1
В состав систем РСП может входить до нескольких сотен датчиков, определяющих направление на цель, дальность до цели и ее тип.18
Новейшие РСП оснащаются, как правило, несколькими типами датчиков (сейсмическими, магнитными, электромагнитными, акустическими, сейсмоакустическими, инфракрасными), радиопередатчиками УКВ-диапазона и радиоретрансляторами.18
Для определения собственного местоположения на каждом РСП устанавливаются приемники космической радионавигационной системы «Навстар».
В качестве средств доставки РСП в районы разведки могут использоваться БЛА или крылатые ракеты.
Вторая составляющая контрсилового потенциала - ударная система, предназначенная для поражения стратегических стационарных и мобильных наземных целей, может быть развернута на базе ПЛАРБ типа «Огайо», переоборудованных в атомные подводные лодки - носители крылатых ракет (ПЛАРК).1,19
Ожидается, что эти лодки будут способны осуществлять скрытное длительное боевое патрулирование в прибрежных районах, включая арктические. Ввод первых четырех ПЛАРК в боевой состав ВМС США намечен на 2007 год.
Каждая ПЛАРК оснащается 154 крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) RGM-109E «Тактический Томахок» бл.4, системой управления стрельбой типа TTWCS и системой двухсторонней спутниковой связи TSN, предназначенной для перенацеливания КРМБ в полете.19,20
В отличие от предыдущей модификации на КРМБ «Тактический Томахок» бл.4 установлен усовершенствованный турбореактивный двигатель, использующий более высокоэнергетическое топливо, что позволяет увеличить дальность полета КРМБ до 2,5-3 тыс.км.20
Таким образом, все позиционные районы РВСН и пункты базирования отечественных РПК СН попадают в зону досягаемости американских ПЛАРК и многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) с КРМБ «Тактический Томахок» бл.4 при условии боевого патрулирования этих лодок в акваториях Карского, Баренцева, Охотского и Японского морей (рис. 1).20,21
Аппаратура управления полетом ракеты обеспечивает точность стрельбы (КВО) 3-5 м. При этом время подготовки полетных заданий, по сравнению с КРМБ предыдущей модификации, сокращается почти на 50 %.19
Для расширения возможностей КРМБ по поражению мобильных целей в программу управления полетом ракеты введен режим барражирования в назначенном районе.
КРМБ RGM-109E «Тактический Томахок» бл.4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 году. Всего планируется закупить свыше 2200 КРМБ данного типа.
Следует отметить, что в условиях массированного удара КРМБ нынешняя система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) будет абсолютно бесполезной для организации ответно-встречных действий СЯС РФ, поскольку она способна обеспечивать выдачу информации предупреждения исключительно об ударе баллистических ракет.
Что касается выбора боевого оснащения для средств поражения ударной системы, то в «Обзоре...» отмечается следующее: «современные обычные вооружения способны только нарушить функционирование высокозащищенных или заглубленных целей, ... применение обычных вооружений не позволяет выводить из строя подземные сооружения на длительный период».1
О недостаточных возможностях современных проникающих БЧ в обычном снаряжении свидетельствуют также результаты их испытаний, недавно проведенные в США (рис. 2).22
В связи с этим, в настоящее время США вынуждены сделать ставку на разработку ЯО нового поколения, которое становится краеугольным камнем создаваемого контрсилового потенциала.
С помощью нового ЯО руководство США планирует значительно расширить спектр поражаемых целей. Объектами ядерных ударов должны стать мобильные и подвижные цели, носители химического и биологического оружия, а также ВЗСЗЦ.1 Исследование концепции применения перспективных ядерных боеприпасов (ЯБП) было начато в США в 2004 году в рамках программы AWCE.
В качестве основных направлений разработки в США перспективных ЯБП сейчас выбраны:1
создание ЯБП со сниженным побочным действием;
создание ЯБП, проникающих перед взрывом в грунт (программа RNEP);
разработка ЯБП с гибким выбором мощности.
О том, что упомянутые в «Обзоре...» ЯБП со сниженным побочным действием есть не что иное как «чистые» термоядерные боеприпасы, свидетельствует создание в США самой мощной в мире лазерной системы имитации ядерных испытаний NIF, способной реализовывать температуры и давления, наблюдаемые в природе только в центре звезд.5,6
Следует добавить, что к строительству аналогичной по задачам лазерной термоядерной установки недавно приступила и Великобритания.23
Одновременно, в ряде СМИ прямо указывается, что Лос-Аламосская и Ливерморская национальные лаборатории США ведут работы по созданию нового термоядерного оружия (программа RRW), которое к 2012 году должно заменить имеющееся сейчас на вооружении ЯО.9
Известно также, что в США в практическую плоскость уже переведена разработка компактных сверхмощных источников импульсного электромагнитного излучения, так называемых FC-генераторов. Испытания опытных образцов взрывомагнитных генераторов подобного типа были проведены в Ираке в 2003 году.5
Особо необходимо обратить внимание на использование в 2006 году во время конфликта в Южном Ливане так называемых «противобункерных бомб» в ядерном снаряжении, при взрыве которых специалистами был отмечен довольно низкий уровень радиоактивного загрязнения местности.8
Данный факт наводит на мысль, что в боевых условиях тогда были проведены испытания проникающего в грунт ЯБП сверхмалой мощности со сниженным побочным действием, на необходимость разработки которого указывалось в разделе «Поражение высоко-защищенных и заглубленных целей» «Обзора...».1
Еще одним косвенным свидетельством разработки в США новых типов ЯБП является проводимый в настоящее время комплекс мероприятий под названием ENTR по сокращению с 36 до 12 месяцев срока готовности полигона в штате Невада к проведению подземных ядерных испытаний.1
Таким образом, с большой долей уверенности можно полагать, что в настоящее время в США ведется разработка ЯБП с низким уровнем радиоактивного загрязнения местности, которые по своей проникающей способности и мощности, в сочетании с высокой точностью их доставки, могут в перспективе использоваться для поражения ВЗСЗЦ типа КП СЯС и ШПУ.
В соответствии с «Обзором...», являющаяся третьей составляющей нового контрсилового потенциала многоэшелонная система ПРО США должна быть «способна обеспечить перехват баллистических ракет любой дальности действия на любом участке траектории их полета».1
Начало развертывания глобальной системы ПРО было положено подписанием в 2002 году президентом Дж. Бушем директивы «Национальная политика США в области противоракетной обороны». В настоящее время ведутся работы по вводу в строй опытно-боевой системы ПРО американской территории.24
К 2008 году планируется развернуть два-три лазерных комплекса воздушного базирования (ЛКВБ) типа ABL, комплексы противоракет (ПР) наземного базирования типа GBI на Аляске, в Калифорнии и Польше, четыре корабля с системой «Иджис» и ПР «Стандарт-2, -3», а также средства ближнего перехвата, включающие зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Патриот» РАС-3, противоракетные комплексы (ПРК) THAAD и «Эрроу».1,24
Основные типы перспективных и существующих ПРК, которые предполагается использовать в составе системы ПРО США, приведены в табл. 2.
По оценкам, полномасштабная система ПРО территории США будет способна осуществлять одновременный перехват до 200 боеголовок противника.
При этом особую опасность для СЯС РФ может представлять первый эшелон американской ПРО, предназначенный для перехвата ракет на активном участке траектории (АУТ) их полета, поскольку именно здесь имеется уникальная возможность уничтожить одним ударом ракету вместе со всеми находящимися на ней боеголовками и средствами преодоления.
В первую очередь, это относится к ПРК наземного базирования, которые в ближайшее время могут быть размещены в южной части Польши.25
Потенциальную угрозу также представляет развертывание американских авиабаз в Закавказье и странах Центральной Азии, куда могут быть оперативно перебазированы самолеты с ЛКВБ или кинетическими перехватчиками (рис. 3).
Следует отметить, что весьма реальная ставка США на свой первый эшелон ПРО объясняет, почему входе подготовки ДСНП они диаметрально изменили свою позицию в отношении российских МБР с разделяющимися головными частями (РГЧ), хотя совсем недавно запрет на оснащение ракет РГЧ был краеугольным камнем американской позиции в отношении ратификации Договора СНВ-2.
Очевидно, что чем больше ракет с РГЧ будет уничтожено в местах их базирования или на активном участке траектории, тем меньше боеголовок придется перехватывать средствам ПРО на среднем и конечном участках траектории.
Последней составляющей нового контрсилового потенциала являются подводные силы ПЛО США. К 2010-2015 гг. в их составе будет насчитываться 55-68 многоцелевых АПЛ, из них 20-25 лодок постоянно будут находиться в море, включая 10-12 АПЛ в составе передовых группировок.26
Таким образом, основная часть средств и систем вооружения, которые могут стать базой для нового контрсилового потенциала США, уже находится на этапах разработки, испытаний или опытно-боевой эксплуатации.
Сделав в 2002 году ставку на повсеместное использование «чистого» термоядерного оружия, США были вынуждены приступить к коренной реорганизации своей триады СНС.
Исходя из анализа официальных документов и выступлений должностных лиц нынешней американской администрации, можно выделить следующие компоненты новой стратегической триады США (рис. 4):1,27
1) ядерные и неядерные наступательные силы;
2) стратегические оборонительные силы;
3) оборонная инфраструктура.
Все три компоненты новой триады взаимосвязаны через усовершенствованную систему связи, управления, разведки и адаптивного планирования.
В период до 2012 года, по замыслу руководства США, первая компонента новой стратегической триады будет состоять из двух «малых» триад: «традиционной» триады СНС (МБР, ПЛАРБ, СБА) сокращенного состава и новой, так называемой, триады «стратегических сил реагирования». 28
В связи с очевидной бесперспективностью применения накопленных арсеналов ЯО США планируют в рамках ДСНП сократить к 2012 году ядерные вооружения старой триады СНС с имеющихся примерно 6000 ядерных боезарядов (ЯБЗ) до 1700-2200 оперативно развернутых ЯБЗ.1
При этом, ядерные силы первой «малой» триады, на вооружении которых пока сохранится «грязное» ЯО, продолжат решение задач стратегического ядерного сдерживания. В случае коренного изменения военно-политической обстановки они же будут использованы для нанесения «противоценностных» ракетно-ядерных ударов по важнейшим стратегическим объектам противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь РФ и КНР.
Что касается второй «малой» триады - триады «стратегических сил реагирования», то ее создание обусловлено начавшимся в США процессом трансформации ныне действующей концепции «ядерного сдерживания», опирающейся исключительно на СЯО, в концепцию «неядерного сдерживания», основывающуюся на применении обычного ВТО.3
Возможности существующего ВТО в обычном оснащении не позволяют сейчас США реализовать «неядерное сдерживание» в полном объеме. Поэтому между двумя этими концепциями будет некоторое время существовать фаза Смешанного «ядерно-неядерного сдерживания», опирающегося как на современное ЯО, так и ВТО в обычном и ядерном («чистом») оснащении (рис. 5).При этом, такие качества «чистого» ЯО, как высокая точность доставки, гибкий выбор мощности и ограниченное побочное действие ставят его по условиям боевого применения в один ряд с обычным ВТО, резко снижая психологический порог его использования.
Рис. 5. Трансформация американской концепции «ядерного сдерживания»
По своим формальным признакам новое ЯО уже не может быть отнесено к категории оружия массового уничтожения (ОМУ), в связи с чем оно выпадает из правового поля всех международных договоров, касающихся ОМУ.
Военным специалистам и философам еще предстоит подробно оценить роль и место «чистого» ЯО в новой системе стратегических вооружений. Мы же, говоря в дальнейшем о ядерном ВТО, будем понимать под ним «чистые» термоядерные боеприпасы, размещенные на высокоточных средствах доставки (нынешнее стратегическое и тактическое ЯО в данную категорию не попадают).
Конкретный состав триады «стратегических сил реагирования» пока не определен, известно только, что она должна включать средства воздушного, морского и наземного базирования, способные наносить высокоточные удары, в том числе через космическое пространство.28
Исходя из задач, возлагаемых в настоящее время на Объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США и объединенные командования (ОК) ВС США в передовых зонах, можно предположить, что силы новой триады будут привлекаться для нанесения ударов стратегическими носителями в ядерном и обычном оснащении по стратегическим целям в любой точке земного шара, а также, возможно, для ведения боевых действий в региональных конфликтах.29
Основу новой триады, скорее всего, составят самолеты СБА (включая часть авиационной компоненты СНС США), многоцелевые АПЛ, ПЛАРК, надводные корабли-носители крылатых ракет (крейсеры, эсминцы и др.), а также МБР и БРПЛ в обычном оснащении.
Второй компонентой новой американской стратегической триады станут стратегические оборонительные силы (СОС), опирающиеся на систему предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), глобальную многоэшелонную систему ПРО, а также системы противовоздушной, включая систему обороны от ударов стратегических крылатых ракет, и противокосмической обороны.1
Последней компонентой стратегической триады США должна стать гибкая научно-исследовательская, промышленная и военная инфраструктура, позволяющая в ответ на любые возникающие угрозы оперативно осуществлять разработку, испытания, производство и принятие на вооружение любых наступательных и оборонительных систем, включая перспективные ядерные.1
Наряду с проведением организационно-технических мероприятий, нацеленных на создание нового контрсилового потенциала, США заблаговременно осуществили ряд шагов по выводу своих перспективных вооружений из договорно-правового поля.
В первую очередь это относится к ЯБЗ новых типов, КРМБ, а также средствам и системам ПРО.
Например, подписанный в 2002 году ДСНП дает США возможность, манипулируя понятием «оперативно развернутые ядерные боезаряды», без каких-либо ограничений осуществлять разработку, производство и развертывание любых новых типов ЯБЗ. Огромным недостатком ДСНП также является отсутствие в нем каких-либо количественных ограничений, касающихся обычного и ядерного ВТО.
Понимая, что создание новых типов ЯБЗ потребует проведения ядерных испытаний, администрация Буша-младшего отказалась от повторного выдвижения в Сенат конгресса США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний для его ратификации. Находясь, таким образом, вне правового поля этого договора, США обеспечили себе возможность осуществлять любые программы ядерных испытаний в любое удобное для себя время.
Наконец, в интересах создания качественно новых СОС США денонсировали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, что позволило им приступить к неограниченной разработке, испытаниям и развертыванию противоракетных систем любых классов с размещением их компонентов как на территории США, так и за ее пределами.
Следует добавить, что недавно были внесены важные изменения в нынешнюю американскую стратегию применения ядерного оружия.
В соответствии с американской доктриной «превентивных ударов», которая больше известна как доктрина Буша, ВС США получили право наносить в мирное время превентивные удары ядерным оружием по странам, от которых может исходить угроза национальной безопасности США.2
При этом указанная доктрина предусматривает возможность возвращения в ВВС и ВМС США (в первую очередь на надводные боевые корабли и подводные лодки) снятого в 1991 году с носителей тактического ЯО.2
Следующим важным моментом является включение в соответствии с новым «Планом объединенных командований» континентальной части РФ в зону ответственности (30) ОК ВС США в Европейской зоне. Островные же территории РФ (в основном острова Курильской гряды) вошли в 30 ОК ВС США в зоне Тихого океана.30
Напомним, что до 2002 года территория РФ формально была «ничейной» и официально не входила ни в одну из 30 ОК ВС США. Поэтому надо отдавать отчет в том, что включение нашей страны в 30 указанных ОК ВС США недвусмысленно означает автоматическое планирование боевых действий на территории РФ.
В заключение следует обратить внимание, что недавно, наряду с США, к коренному реформированию своих СЯС приступило уже второе государство из нынешней «пятерки» ведущих ядерных держав - Великобритания.
Судя по сделанному в 2005 году британским министром обороны Дж. Ридом заявлению, в течение ближайших двух лет парламент Великобритании должен утвердить новый «план ядерного сдерживания».31 Он предусматривает замену существующей стратегической системы, включающей четыре подводные лодки-ракетоносца типа «Вэнгард» с баллистическими ракетами «Трайдент-2», на новую стратегическую систему вооружения.
При этом британская газета «Индепендент» отмечает, что альтернативой системе «Вэнгард» может стать система вооружения, развернутая на базе крылатых ракет в ядерном оснащении.23 Не исключено, что в состав этой системы войдут многоцелевые АПЛ типа «Трафальгар», способные производить пуски КРМБ «Томахок».
В целях соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия боеголовки для крылатых ракет должны быть разработаны Великобританией самостоятельно, а не получены из США. В этой связи, как уже отмечалось выше, британское правительство планирует построить в Центре исследования ядерных вооружений, расположенном в г. Алдермастон (графство Беркшир), лазерную термоядерную установку «Орион».23
Произошедшее совпадение взглядов американского и британского руководства на основные направления реформирования своих стратегических сил, а также развитие научно-исследовательской базы, нацеленной, в первую очередь, на изучение термоядерного синтеза, является еще одним косвенным подтверждением намечающегося прорыва в области перспективных ядерных вооружений.
В качестве заключения можно сделать следующие выводы:
1. США приступили к формированию качественно нового контрсилового потенциала, который может обеспечить им возможность нанесения превентивного разоружающего удара по РФ с «экологически приемлемым» уровнем ущерба для окружающей среды.
2. В основу замысла подобного удара положена идея внезапного массированного удара КРМБ по объектам СЯС РФ с одновременным уничтожением силами ПЛО США отечественных РПК СН в их районах боевого патрулирования. Окончательное уничтожение успевших выйти из-под удара российских стратегических ракет планируется осуществить силами ПРО США, главным образом, на активном участке их полета.
3. В США уже имеются органы управления стратегического и оперативно-стратегического уровней (ОСК ВС США, ОК ВС США в Европейской зоне и зоне Тихого океана), ответственные за планирование и организацию удара.
Продолжается формирование наступательно-оборонительных сил удара на базе объединенных оперативных формирований «глобальных ударных операций», сил ПРО и ПЛО США. Подготовлена правовая база и разработана стратегия нанесения превентивных ядерных ударов в мирное время.
4. Ведется разработка и принятие на вооружение средств и систем разведки, способных осуществлять непрерывный контроль за перемещением мобильных средств СЯС РФ.
Продолжается создание ударных систем на базе ПЛАРК с КРМБ большой дальности полета. Ведутся работы по созданию проникающих боевых частей КР в обычном и ядерном оснащении. Осуществляются разработка и развертывание средств и систем ПРО для перехвата стратегических БР на активном, среднем и конечном участках траектории. Совершенствуются подводные силы ПЛО, способные действовать в прибрежной зоне.
5. Существующая отечественная СПРН в условиях массированного удара КРМБ будет неспособна обеспечить российское военно-политическое руководство информацией предупреждения для организации ответно-встречных действий СЯС РФ.
Значительное сокращение СЯС РФ, и в первую очередь их мобильной компоненты, при подавляющем превосходстве США по ВТО большой дальности, силам ПРО и ПЛО ведет к резкому снижению потенциала ответного удара и, тем самым, провоцирует Соединенные Штаты на нанесение превентивного разоружающего удара по РФ.
6. В качестве первоочередной меры, направленной на укрепление отечественного потенциала ядерного сдерживания, видится создание системы предупреждения о воздушном нападении (СПВН), обеспечивающей контроль основных ракетоопасных направлений и выработку сигнала предупреждения о массированном ударе КР в интересах подготовки СЯС РФ к проведению ответно-встречных действий.
При этом СПВН может быть развернута на базе перебазируемых радиолокационных средств загоризонтного обнаружения, радиолокационных средств типа «Резонанс», которые особенно эффективны для обнаружения в полете таких малозаметных целей как крылатые ракеты, а также средств РТВ ВВС, непосредственно находящихся в позиционных районах РВСН.32
Второй мерой должна стать организация эффективной эшелонированной системы ПВО районов базирования СЯС РФ, обеспечивающей отражение массированного налета низковысотных малозаметных БЛА и КР.
Основу данной системы ПВО, помимо авиационных комплексов перехвата и зенитно-ракетных систем типа С-300 и С-400, могут составить комплексы ПВО ближнего действия типа «Панцирь».32
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США// Заруб. воен. обозрение, 2002, № 4. С. 2-20.
2. Федоров А. Америка готовится к ядерным ударам. // Незав. воен. обозрение, 2005, № 25 (434). С. 3.
3. Краснов А. Эволюция стратегии «ядерного» сдерживания США// Заруб. воен. обозрение, 2002, №.11. С. 2-6.
4. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. - М.: Вече, 2002. - 384 с.
5. Бочаров И.Ф. Создается ядерное оружие четвертого поколения // Незав. воен. обозрение, 2005, № 39(448). С.6.
6. Михайлов В.Н. Перспективы новых технологий разработок ядерного оружия // Незав. воен. обозрение, 1999, № 15 (138). С. 6.
7. Коробушин В.В. Ядерный фактор в деле обеспечения стратегической стабильности и безопасности в Северо-Восточной Азии // Вестник Академии военных наук, 2005, № 1 (10). С. 35-39.
8. Гнетий В. Конечно, не Хиросима, но все же... // Незав. воен. обозрение, 2006, № 43 (501). С. 2.
9. О создании новой ядерной боеголовки в США // Заруб. воен. обозрение, 2006, № 8. С. 62.
10. Рогов О.М. Капитуляция или переход к партнерству//Незав. воен. обозрение, 2002, № 16(286). С. 1, 4.
11. Волков Е.Б. Об основных предпосылках обеспечения мира в современных условиях // Военная мысль,2005, № 12. С. 10-14.
12.РВСН урезаются// Независимое военное обозрение, 2005, №45 (454), С. 1.
13.Россия сокращает арсенал межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования // Janes Defence Weekly. - 2004. - 13 April. - P. 15.
14.Сокут С. Хождение по ракетно-ядерному кругу // Незав. воен. обозрение, 2003, № 2 (317). С. 4.
15.Кедров И. Первое попадание «Булавы» // Военно-промышленный курьер, 2005, № 37 (104). С.
16.Щербаков В. Курс-мировой океан//Военно-промышленный курьер, 2004, № 28 (45). С.
17. Лисов И.А. Прототип большого космическогорадара // Новости космонавтики, 2006, № 4 (279), том16. С. 38-39.
18. Мосалев В. Системы дистанционного наблюдения за полем боя на базе разведывательно-сигнализационных приборов // Заруб. воен. обозрение, 2000, № 2. С. 21-27.
19.Дьяков А., Мясников Е. Высокоточные ракеты заменяют ядерные // Незав. воен. обозрение, 2000, №4(177). С.6.
20.Горшков А.Ф. Ядерные силы США: меньше количество - выше качество // Незав. воен. обозрение, 2006, № 9 (467). С. 6.
21.Барабанов М. Вся российская армия. Выпуск 2 // Коммерсантъ ВЛАСТЬ, 2005, № 7. С. 70-94.
22.Щербаков Р. Программы создания гиперзвуковых управляемых ракет//Заруб. воен. обозрение, 2003, № 6. С.34-39.
23.Иванов С. Модернизация британских баллистических ракет морского базирования // Заруб. воен. обозрение, 2006, № 5. С. 64.
24.Горшков А.Ф. Программа стратегической противоракетной обороны США // Незав. воен. обозрение, 2005, № 38 (447). С. 4.
25.Григорьев Е. Нож к горлу РВСН // Незав. воен. обозрение, 2005, № 45 (454). С. 2.
26.Константинов В. ВМС США в начале XXI века. // Заруб. воен. обозрение, 2003, № 1-2. С. 32-38, 43-49.
27.Коробушин В.В. Перспективы развития характера стратегического сдерживания и его роль в обеспечении безопасности России // Вестник Академии военных наук, 2005, №2 (11). С. 59-63.
28.Горшков А.Ф. В вооруженных силах США происходит не просто реформа, а революция // Незав. воен. обозрение, 2005, № 12 (421). С. 4.
29.Иванов В. Объединенное стратегическое командование ВС США // Заруб. воен. обозрение, 2006, № 2. С. 12-15.
30.Печуров С.Л. Реорганизация с глобальным прицелом // Незав. воен. обозрение, 2002, № 34 (304). С. .
31.Заявление британского министра обороны // Заруб. воен. обозрение, 2005, № 11. С. 66.
32.Сиротинин Е.С., Подгорных Ю.Д. Структура вооруженных сил в теории и практике // Незав. воен. обозрение, 2003, № 29 (344). С. 1, 4.