УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 2(19)/2007
А.А. ТАРАСОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент, профессор АВН
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Система военного обучения студентов высших учебных заведений страны ведет свою историю с 1926 года. Решение о ее создании ставило своей целью при минимальных финансовых затратах подготовить из наиболее эрудированной части молодежи резерв командного состава Вооруженных Сил страны и вместе с тем предоставить ей возможность сразу по окончании вуза приступить к работе по полученной гражданской специальности, не отрываясь на прохождение военной службы по призыву.
В результате, с одной стороны, Вооруженные Силы получали резерв подготовленных командиров, которые при необходимости могли быть определены на военную службу, а с другой, - народное хозяйство получало специалистов сразу по окончании вуза.
За 80 лет своего функционирования система военного обучения студентов вузов продемонстрировала свою высокую устойчивость и эффективность.
По свидетельству ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академика РАН ВА Садовничего «Из числа выпускников выросла блестящая плеяда талантливых руководителей, офицеров. Их зрелость, воинское мастерство с необычайной яркостью проявились в ожесточенных битвах с немецким фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в последующих локальных войнах и военных конфликтах. Сегодня многие из выпускников Московского университета и его военных кафедр трудятся в интересах укрепления государства Российского и его армии, решают сложные задачи укрепления оборонной мощи»1.
Высоко ценили и всячески поддерживали систему военного обучения студентов в течение многих лет министры Елютин В.П., Ягодин Г.А., их заместители Краснов Н.Ф., Перегудов Ф.И., Егоров Н.С., Куцев Г.Ф.
Важнейшим качеством этой системы является способность выпускаемых офицеров к быстрой адаптации в новых сложных условиях. К примеру, во время Великой Отечественной войны и в последующие годы представленная союзниками радиолокационная техника обслуживалась преимущественно выпускниками гражданских вузов. Старшие лейтенанты и капитаны, призванные из запаса, успешно исполняли высокие должности заместителей командиров по радиолокации зенитно-артиллерийских полков и дивизий.
Способность выпускников военных кафедр гражданских вузов к успешной профессиональной адаптации в короткие сроки использовалась и в последующие годы.
Развернутая вокруг Москвы в период «холодной войны» зенитная ракетная система ПВО потребовала быстрого комплектования офицерским составом боевых расчетов. Из-за недостатка подготовленных кадровых офицеров некомплект восполнялся офицерами, призванными из запаса. И в последующем мобилизационные потребности этих частей удовлетворялись за счет офицеров запаса, подготовленных на военных кафедрах.
Боевые расчеты маловысотного зенитного ракетного комплекса, установленного на Балтике, успешно комплектовались из выпускников военной кафедры Ленинградского политехнического института.
Новейшее оборудование командных пунктов ПВО эксплуатировалось выпускниками военной кафедры Рязанского радиотехнического института.
Практика призыва выпускников военных кафедр на военную службу сроком на 2 года позволила организовать сбор и изучение отзывов об их службе.
В результате этой работы, проведенной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социологическим исследованиям, были получены достоверные сведения об уровне их подготовки по специальности и способности исполнять должностные обязанности на офицерских должностях. Из подразделений ПВО, дислоцированных на всей территории страны, было получено более 1000 отзывов.
Все офицеры признаны соответствующими заявляемым должностям. Большинство из них (до 90 %) приступили к несению боевого дежурства в течение 1-3 месяцев после вступления в должность.
Существующая система подготовки офицеров запаса и в настоящее время обладает достаточно высокими качественными параметрами. Основным достоинством данной системы является то, что она базируется на мощном научно-интеллектуальном и учебно-методическом потенциале высшей школы России и имеет возможность органически синтезировать и трансформировать в себе ее лучшие достижения.
Однако за последние годы система военного обучения студентов подвергается необоснованной критике.
Военные кафедры и факультеты военного обучения испытывают сегодня воздействие нерешенных в обществе экономических, профессиональных и социальных проблем.
Уместно привести мнение профессора Хабаровского государственного педагогического университета Л. Вязниковой: «Многие ошибки, наблюдаемые в образовании в последние годы, являются не только следствием объективно сложившейся социально-экономической ситуации, но и результатом непрофессионализма руководителей образования на разных «этажах» системы управления»2.
Неопределенность в развитии Вооруженных Сил России и направлений их реформирования поставили систему военного обучения студентов под угрозу развала.
Какая военная организация необходима для РФ (по составу, организации, системе комплектования, вооружению и др. компонентам) для нейтрализации потенциальных угроз и выполнения оборонных задач? Этот вопрос и ряд других были поставлены на обсуждение военно-научной конференции Академии военных наук совместно с руководящим составом ВС РФ 20-го января 2007 года на тему «Структура и основное содержание новой «Военной доктрины России»3.
В докладе Президента Академии военных наук генерала армии М.А. Гареева, в выступлениях участников конференции аргументированно предлагалось исходить из коренных военно-политических изменений в мире и учета более широкого круга угроз, осуществляемых как военными, так и невоенными средствами. Отмечалось, что главные угрозы объективно существуют и реализуются не только и не столько военными средствами и способами, а главным образом скрытыми и открытыми методами политико-дипломатического, экономического, информационного воздействия, различными подрывными действиями и вмешательством во внутренние дела других стран. В связи с этим интересы безопасности РФ требуют не только оценить, но и определить адекватные меры реагирования на эти угрозы.
В докладе также подчеркивалось, что Военная доктрина как система официально принятых взглядов на оборону страны затрагивает интересы всех государственных структур, всего общества и всех граждан РФ. Поэтому желательно разработку ее вести в меру возможности открыто, с привлечением не только государственных, но и общественных организаций, чтобы доктрина была не просто привнесена «сверху», а сознательно принята обществом, большинством граждан и воспринималась как их родное кровное дело. Тогда будут созданы благоприятные условия для проведения в жизнь ее основных положений.
Этот тезис, возвышая роль общества в обеспечении коллективной безопасности, возлагает на вузы особую миссию воспитания активных исполнителей этой роли, из которых сформируется профессиональная элита.
Особое место в формировании личности будущего специалиста, офицера, государственного деятеля играет военная кафедра вуза.
Однако, чтобы эта роль высшей школы и системы военного обучения студентов не была утрачена в процессе модернизации российского образования, необходима государственная поддержка всех сторон образовательного процесса, включая систему военного обучения. Именно такая задача ставится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Важно также в процессе модернизации сохранить накопленный за многие годы положительный опыт управления системой военного обучения студентов. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить квалифицированное руководство этой системой, сосредоточить его в едином органе управления, обладающем широкими полномочиями.
Преобразования в системе военного обучения студентов были вызваны влиянием на общественные явления научно-технического прогресса и связанным с ним в военном строительстве бурным развитием принципиально новых систем вооружения. Эти преобразования охватывают период «холодной войны» с конца 50-х до начала 90-х гг.
Именно в этот период автор публикации был свидетелем и участником решения проблем военного обучения студентов сначала в управлении Главнокомандующего Войсками ПВО страны, а с 1979 года в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР, в Государственном комитете СССР по народному образованию, в Совете учебно-методического объединения вузов РФ по военному обучению студентов.
Этот период представляет интерес для исследования процессов управления системой военного обучения студентов, в частности по специальностям Войск противовоздушной обороны, когда в наибольшей степени проявились основные достоинства системы военного обучения студентов, существующей и развивающейся в лоне гражданских высших учебных заведений.
В процессе решения задач обучения потребовалось найти общие подходы в педагогике высшей школы и военной педагогике, ибо система военного обучения базировалась на фундаментальной подготовке по гражданским специальностям, а изучение военной техники выступало своеобразным практикумом при изучении теоретических дисциплин.
Чтобы содействовать восстановлению утрачиваемой преемственности руководства системой военного обучения студентов, целесообразно представить краткий перечень проблем, которые решались в процессе развития этой системы за последние 50 лет и обеспечили ее эффективность.
1. Проблема концентрации руководства системой военного обучения студентов вузов в едином органе управления, обеспечения компетентности руководителей.
2. Проблема многократного увеличения объема информации в программах подготовки офицеров запаса и пути ее разрешения.
3. Организация военного обучения студентов вузов по наукоемким военно-учетным специальностям (ВУС):
а) выбор вузов, факультетов и специальностей, наиболее подходящих для организации такой подготовки;
б) распределение военной подготовки по семестрам и согласование ее с учебными планами гражданских специальностей;
в) организация курсов подготовки преподавательского состава военных кафедр и обеспечение условий для формирования педагогического мастерства всем офицерским составом военных кафедр;
г) организация научно-методического совета по новым специальностям;
д) разработка программ военной подготовки по новым установленным ВУС и структурно-логических схем учебного процесса.
4. Создание учебно-материальной базы учебного процесса:
а) разработка табелей учебного вооружения ивоенной техники, согласование их с довольствующими органами и Генеральным штабом ВС иутверждение у Главнокомандующих видами ВС;
б) организация заказов в промышленности учебной техники, подготовка распоряжений о передаче вооружения из войск и военно-учебных заведений;
в) создание учебных полигонов и лабораторий,размещение в них получаемой техники;
г) создание наглядных пособий и обучениеучебно-вспомогательного персонала;
д) разработка штатов отделений учебной техники и тренировочной аппаратуры, комплектование их личным составом.
5. Разработка и утверждение планов изданияучебников и учебных пособий, редактирование рукописей, подготовка их к утверждению и изданию, работа совместно с редакцией над верстками.
6. Организация учебных сборов студентов ввойсках (на примере Войск ПВО):
а) определение оптимальной численности студентов, направляемых в каждое подразделение Войск ПВО, несущее боевое дежурство;
б) составление планов учебных сборов, закрепление военных кафедр за объединениями ПВО;
в) разработка директивных указаний в войска по организации и проведению учебных сборов студентов;
г) разработка и утверждение Инструкции по организации и проведению учебных сборов студентов для командиров частей и подразделений Войск ПВО, в которой предусматривалось:
- выделение боевой техники из запаса для выполнения полного объема регламентных работ студентами;
- распределение студентов по номерам боевого расчета с использованием методов профессионального отбора, действующих в войсках;
- организация сдачи экзаменов на классную квалификацию с последующим вручением соответствующего свидетельства и значка;
- организация спортивных и культурных мероприятий;
- проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию будущих офицеров;
- организация выступлений студентов перед личным составом на различные актуальные темы, подготовленные до выезда на сборы;
д) организация проверок качества учебных сборов, анализ отчетов о проведенных сборах, подготовка итоговой директивы о результатах проведенных сборов с указанием выявленных недостатков и командиров частей, допустивших их.
7. Участие в проведении плановых проверок военных кафедр для оказания помощи в решении возникающих проблем.
8. Организация ежегодных методических сборов начальников военных кафедр с обсуждением всех сторон их деятельности. Награждение отличившихся офицеров.
9. Организация и проведение широкомасштабных исследований по оценке системы военного обучения студентов, уровня подготовки офицеров и определению путей совершенствования этой системы:
а) разработка единой методики оценки уровня подготовки офицеров, призванных в войска из запаса;
б) организация сбора информации об уровне подготовки призванных из запаса офицеров, их служебных характеристик;
в) определение в качестве одного из критериев времени профессиональной адаптации как времени от момента прибытия в воинскую часть домомента допуска к несению боевого дежурства в составе боевого расчета;
г) анализ влияния различных факторов на профессиональную адаптацию офицеров;
д) разработка путей дальнейшего совершенствования системы военного обучения студентов и реализация их в разрабатываемых нормативных документах;
е) внедрение в практику управления системой разрабатываемых рекомендаций.
10. Организация учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по военному обучению студентов (УМО) и выполнение им следующих работ:
а) участие в подготовке приказов, регламентирующих деятельность УМО и входящих в него учебно-методических советов по направлениям(специальностям) военного обучения студентов;
б) разработка и утверждение Положения об УМО;
в) формирование совета и президиума УМО;
г) организация пленумов УМО и заседаний совета;
д) рассмотрение и рецензирование проектов нормативных и методических документов, рукописей учебных пособий;
е) организация и проведение социологических исследований по оценке отношения студентов к военной подготовке и военной службе;
ж) оказание содействия педагогическим коллективам военных кафедр в подготовке диссертационных работ.
Подробное изложение постановки и путей реализации перечисленных проблем содержится в опубликованных работах автора, в том числе в статье «Полвека с военными кафедрами»4. Но наиболее актуальные из них целесообразно осветить более подробно.
Прежде всего, это вопрос о количестве вузов, при которых функционируют военные кафедры и факультеты военного обучения. Неоднократные ошибочные решения по сокращению числа военных кафедр приводили к необходимости их восстановления, сопровождались большими материальными затратами, потерей квалифицированных педагогических кадров, а главное, снижением престижа военной службы.
В настоящее время сокращение численности военных кафедр и их реорганизация в учебные военные центры вызвана лишь попыткой удовлетворения узковедомственных интересов, эффективность такого сокращения весьма сомнительна5.
Система военного обучения студентов призвана участвовать в решении задач государственного значения по формированию гражданина и патриота, обладающего не только профессиональными качествами, но и активной жизненной позицией.
Модернизация высшего образования в России и неразрывно связанной с ним системы военного обучения не может осуществляться как ведомственный проект. В его реализации заинтересованы в первую очередь граждане и общество в целом, ибо в ней находит осуществление сочетание интересов личности, общества и государства.
Затянувшиеся необоснованные попытки реорганизовать систему военного обучения студентов уже нанесли ущерб этой системе, в том числе укомплектованности военных кафедр офицерским составом. Это сопровождается увольнением наиболее опытных педагогов по возрасту, нежеланием молодых офицеров служить на военной кафедре.
Восстановление педагогических коллективов военных кафедр и формирование их педагогического мастерства требуют больших затрат времени и средств.
Офицер военной кафедры должен сочетать в себе качества педагога, психолога, воспитателя, способного сформировать у студентов положительное отношение к военной службе, необходимый будущему офицеру комплекс военно-профессиональных качеств. Несомненно, что решить эту задачу может только офицер, пользующийся у студентов непререкаемым авторитетом, а следовательно, обладающий широким кругозором и интеллектом, соответствующим уровню профессорско-преподавательского состава вуза. Офицер военной кафедры должен совершенствовать свою профессиональную и научную квалификацию, иметь перспективу продвижения по службе и в воинском звании.
Важным направлением, способствующим успешной деятельности военных кафедр, является постоянная связь с войсками. «Закрепление» военных кафедр за определенными воинскими частями позволяет, прежде всего, всесторонне и своевременно готовить и плодотворно проводить учебные сборы студентов. Участие студентов в проведении регламентных работ на технике, в других мероприятиях подразделения становится полезным не только для участников сборов, но и для самих подразделений, в которых они проводятся. Сборы перестают быть дополнительной нагрузкой для подразделения. Опытные офицеры военных кафедр нередко передают свой опыт личному составу подразделения, а молодые преподаватели проходят своеобразную войсковую стажировку.
Установившиеся связи оказываются полезными для обеих сторон.
Кроме того, появляется возможность без каких-либо затрат на социологические исследования собрать достоверную информацию о службе выпускников военных кафедр, призванных для прохождения военной службы на офицерских должностях. С другой стороны, их успешная работа является воспитательной мерой по формированию положительного отношения к военной службе у студентов.
Таким образом, постоянная связь с войсками способствует проведению воспитательной работы в вузе.
С целью выявления оценки военно-профессиональной выучки и готовности офицеров, подготовленных на военных кафедрах, к исполнению служебных обязанностей на первичных офицерских должностях, в июне-июле 2004 г. проведено исследование в воинских частях Московского военного округа.
По всем профессиональным качествам, подлежащим оценке, выпускники характеризуются положительно, приступили к самостоятельному исполнению обязанностей по занимаемой должности не более чем через 2 мес. после прибытия в часть.
Анализируя данные, полученные в ходе исследования в 2004 г., и сравнивая их с результатами исследований 1999-2002 гг., можно составить следующую обобщенную характеристику выпускников военных кафедр.
За время прохождения службы в воинской должности выпускники военных кафедр характеризуются как дисциплинированные и добросовестные офицеры, способные в короткие сроки освоить воинскую специальность. Они способны обучать и воспитывать подчиненных, имеют достаточную специальную и техническую подготовку. Офицеры, участвовавшие в тактических учениях с боевой стрельбой, с поставленными задачами справились успешно.
Командирские и организаторские способности выпускников военных кафедр развиты удовлетворительно.
Существенным признаком надежности системы подготовки офицеров на военных кафедрах является то, что положительные отзывы получили все офицеры независимо от того, в каком вузе они обучались6.
Система военного обучения студентов пока еще обладает научно-методическим потенциалом в лице ведущих педагогов военных кафедр и факультетов военного обучения, способных принять участие в решении насущных проблем.
Использование этого потенциала позволило бы избежать повторения ошибочных решений, реализации идей, ведущих к разрушению этой системы.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Садовничий В.А. В интересах укрепления государства Российского и его армии. Военному обучению 80 лет (1926-2006) - М.: МГУ. 2006.
2. Л. Вязникова. Руководитель образовательного учреждения (к вопросу о психологии управления). // Высшее образование в России. 2005. №1.с. 120.
3. К военно-научной конференции Академии военных наук. Структура и основное содержание новой военной доктрины России.// Вестник Академии военных наук. 2006. № 4. с. 3-4.
4. Тарасов А.А. Полвека с военными кафедрами.// Высшее образование в России. 2004. №5.
5. Янкович Е.Е. Военная кафедра вуза. Что она сегодня дает и может дать армии? // Вестник Академии военных наук. 2006. №2 (15). с.42.
6. Секунов В.В. и др. Оценка качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов по результатам социологического исследования.// Научно-методический сборник. - М.: МЭИ (ТУ). 2005. с.47-49.