УРОКИ И ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ВОЕННЫХ ДОКТРИН
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(18)/2007
А.А. КОЛЬТЮКОВ,
начальник Института военной истории МО РФ
УРОКИ И ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ВОЕННЫХ ДОКТРИН
Споры о необходимости разработки и содержании военной доктрины в России ведутся уже почти сто лет.
Русская военно-теоретическая мысль накануне Первой мировой войны впервые в военной истории с научных позиций подошла к вопросу о необходимости разработки самого понятия «военная доктрина» и выделения структурных элементов ее содержания.
Основной причиной, послужившей толчком к широкой дискуссии, явилось стремление военных теоретиков объяснить поражение русской армии в русско-японской войне отсутствием единства взглядов на ведение военных действий. Большинство из них считало, что военная доктрина - это тот фундамент, на котором воздвигается здание обучения и воспитания армии. Однако были и противники разработки доктрины.
Так, А.Зайончковский писал: «Опасно само слово «доктрина». Меня прямо пугает насаждение доктрины в таком живом деле, как война». Сторонники Зайончковского считали, что единая военная доктрина на деле сведется к установлению шаблона в армии, станет тормозом развития военного искусства.
Сторонники разработки военной доктрины утверждали, что наличие доктрины не исключает, а предполагает свободу творчества. Командиры, имеющие единство взглядов, быстрее придут к наиболее целесообразным решениям.
Необходимо отметить, что на этом историческом этапе характерно представление о военной доктрине как своде единых принципов боевой подготовки войск и управления ими в бою.
Вновь в России вернулись к вопросу о военной доктрине после революции 1917 года. Новая дискуссия началась после серии статей В.Е.Борисова. Его взгляды можно свести к следующему: отсутствие единой военной доктрины или единого для всех учения о войне, способах и формах ее ведения приводит к поражениям; необходимо, чтобы во всех звеньях военного управления говорили одним языком, были приучены оценивать обстановку с общей для всех точки зрения.
Следующая дискуссия развернулась в 1920 году. Если раньше споры шли прежде всего о необходимости военной доктрины, то теперь разногласия возникали при определении сущности военной доктрины и способа распространения в войсках. Однако и в ходе этой дискуссии не было достигнуто единства взглядов в определении самого понятия «военная доктрина».
В 1921 году в первом номере журнала «Военная наука и революция» появилась статья Г.Гирса «Задачи науки и военная доктрина в связи с переживаемой нами революционной эпохой». В ней речь шла о необходимости единства взглядов в вопросах военного строительства, а также о невозможности механического перенесения в Россию военных доктрин других государств.
Здесь же была опубликована статья М.В.Фрунзе «Единая военная доктрина и Красная Армия», в которой он обосновал свое понимание военной доктрины: «Единая военная доктрина есть принятое в армии данного государства учение, устанавливающее характер строительства вооруженных сил страны, методы боевой подготовки войск, их вождение на основе господствующих в государстве взглядов на характер лежащих перед ними военных задач и способы их разрешения, вытекающие из классового существа государства и определяемые уровнем развития производительных сил страны».
Фрунзе впервые выделил в структуре военной доктрины две ее стороны - политическую и техническую. Он подчеркивал, что армия должна отчетливо понимать политические цели, во имя которых она создана. В технической части доктрины необходимо обобщать опыт, свести в единое целое все отдельные элементы военного искусства, превратить их в определенные формы, уставы, наставления и военно-учебные программы.
Таким образом, в предвоенные годы в СССР в основном сформировалось представление о военной доктрине. Она рассматривалась как принятая в Вооруженных Силах СССР система теоретических положений о типах войн современной эпохи, их социально-политической сущности, расстановке военно-политических сил, политических и стратегических целях противоборствующих сторон; о стратегическом характере возможной войны, способах подготовки и ведения вооруженной борьбы и ее сочетании с другими видами борьбы (экономической, идеологической, дипломатической и др.) и практических руководящих принципов строительства вооруженных сил, подготовки страны и ее вооруженных сил к обороне.
В наиболее полном виде военная доктрина СССР была сформулирована в проекте Полевого устава 1939 г.
Следующая документально оформленная военная доктрина появилась в 1987 г. как доктрина Организации Варшавского Договора.
После распада Советского Союза возникла необходимость коренной переработки всей законодательной базы Российской Федерации. Появились законы «Об обороне», «О безопасности», законы, регламентирующие деятельность Вооруженных Сил и других силовых структур государства. Параллельно с разработкой новых законов шла работа над Основными положениями военной доктрины России, которые в открытом варианте были опубликованы в печати в 1993 г.
В 1996 г. в рамках выполнения поручения Президента России началась работа над новой редакцией Военной доктрины. Впервые Военная доктрина разрабатывалась на основе выводов, полученных в ходе проведения целенаправленных исследований в рамках НИР «Долина», проведенных ЦВСИ ГШ.
Исследования позволили вновь обратиться к обширному теоретическому наследию военных ученых России, чьи труды оказались незаслуженно забыты и не востребованы современными военными специалистами. Прежде всего следует сказать о труде «Государственная оборона» начальника Штаба РККА Лебедева, статьях профессора Военно-морской академии Жерве, трудах Свечина.
Исследования показали, что военная доктрина существует в любом государстве. При внимательном рассмотрении официальных документов оборонного характера различных государств, скрывающихся под названиями «большая стратегия», «национальная военная стратегия», «стратегия национальной обороны» и т.д., мы всегда обнаружим весь комплекс вопросов, традиционно включаемых нами в понятие «военная доктрина».
Традиционные военные доктрины прошлых лет содержали в себе установки военной политики и военной стратегии на цели и характер возможной войны, на строительство вооруженных сил и их подготовку к будущей войне. Такое положение в течение длительного времени соответствовало угрозам существованию государства, среди которых на первом месте была угроза вооруженной агрессии.
В последующем кризисы в экономике и связанные с ними социальные потрясения, рост национального самосознания народов в многонациональных государствах, проявление национализма и сепаратизма, международный терроризм и другие факторы значительно расширили спектр угроз существованию государства и объективно обусловили необходимость формирования государственной политики национальной безопасности. Эта политика стала рассматривать вопросы обеспечения не только военной, но и других видов безопасности: социально-политической, экономической, экологической, информационной, технологической и т.д.
Традиционные военные доктрины, ориентированные на подготовку к будущей войне, уже не давали ответ на политические принципы, формы и способы применения военной силы для обеспечения безопасности государства в целом.
Изучение теории вопроса позволило вскрыть ряд существенных противоречий во взглядах на военную доктрину и потребности практики.
-
Военная доктрина развивается прежде всего под влиянием изменений в военно-политической обстановке, процессов, происходящих в государстве и обществе. На сегодняшний день в России существенно изменились политическая система, способ производства, общественно-государственное устройство, механизм государственного и военного управления.
-
Задачи в военной области, направленность военного строительства не увязываются с целями и задачами государственного развития.
Несмотря на то, что спектр угроз существованию и возможности поступательного развития государства коренным образом изменился, военная доктрина по-прежнему ориентируется только на отражение возможной агрессии.
3. Военно-техническая политика увязывается с уровнем развития военной экономики, а не с потребностями военной стратегии. Направленность развития военной экономики определяется вне всякой связи с военно-политическими целями государства и потребностями стратегии для их достижения, т.е. военно-промышленный комплекс ориентируется на поставку таких вооружений и военной техники, которые он в состоянии произвести, а не на то, в чем реально нуждаются вооруженные силы.
Однако полученные в ходе исследований выводы лишь частично были реализованы в проекте Основ военной доктрины. Прохождение проекта документа оказалось очень сложным процессом. Было подготовлено несколько промежуточных вариантов документа, проведено их согласование. На этапе согласования с различными министерствами и ведомствами в документ было внесено множество поправок, в том числе и не имеющих никакого практического значения.
Последний вариант Военной доктрины РФ был утвержден только в апреле 2000 г. после завершения разработки в январе того же года новой редакции Концепции национальной безопасности. В последующем содержание доктрины было существенно дополнено в документе Министерства обороны «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом многие из противоречий действующих Основ удалось устранить, однако осталось еще много нерешенных вопросов. К ним относятся:
1. Военная доктрина ориентируется не на военную организацию государства, а лишь на ее вооруженные структуры. Строительство военной организации лишено единой правовой, экономической, научной и методологической базы.
-
Документы военной доктрины, законы в сфере обороны и безопасности продолжают разрабатываться на несогласованной терминологической основе. Самый наглядный пример: полное несовпадение понятия «военная организация» в законе «Об обороне», Основах военной доктрины и Основах (концепции) государственной политики РФ по военному строительству.
-
Не разработан юридически правомочный механизм формирования и перечень документов военной доктрины.
-
В военной доктрине до сих пор нет ответа на главный, стержневой вопрос - как обеспечить поступательное национальное развитие реальной военной силы - от сдерживания вероятного противника до прямого ее применения для обеспечения жизненно важных интересов государства во всех сферах жизнедеятельности. Мы же по-прежнему ориентируемся только на отражение возможной агрессии. В современных условиях этого явно недостаточно. Наглядный пример - в странах НАТО активно прорабатывается вопрос о применении военной силы в случае угрозы энергетической безопасности странам Североатлантического союза.
Основным фактором, требующим новых подходов к формированию военной доктрины в современных условиях, является расширение спектра угроз существованию государства и обусловленный им переход к формированию политики безопасности. В рамках традиционных взглядов на военную доктрину, ориентированную лишь на военную безопасность, невозможно в полной мере реализовать присущие доктрине функции и решить задачи применения военной силы для обеспечения безопасности государства во всех сферах его жизнедеятельности.