Возможности и проблемы ВС при управлении частотным спектром

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ,

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ

И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ

И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"

Ежемесячный информационный бюллетень

№1/0

Возможности и проблемы ВС при управлении частотным спектром

В настоящее время и, вероятно, в будущем требования на использование радиочастотного спектра будут определяться двумя взаимосвязанными факторами. Первый из них связан с новой телекоммуникационной средой, характеризующейся большей свободой правил, обменом информацией в глобальных масштабах, появлением новых служб и усиливающейся конкуренцией поставщиков услуг по связи. Второй фактор вызван быстрым развитием новых технологий, особенно в области связи, глобальной навигации, военной техники, систем точного наведения оружия.

Управление использованием радиочастотного спектра устанавливает правила и принципы, гарантирующие, что спектр радиочастот, являющийся дефицитным ресурсом, правильно разделяется между пользователями, в максимальной степени удовлетворяющими определенным требованиям.

Недавно состоялся семинар "Борьба за радиочастоты" ("Struggle for Frequencies"), посвященный взаимному сотрудничеству гражданских и военных пользователей радиочастотного спектра. В работе семинара приняли участие правительственные эксперты, представители национальных и международных организаций, промышленности и вооруженных сил. На семинаре обсуждены различные проблемы и аспекты использования в будущем радиочастотного спектра. Семинар выявил возможности и проблемы управления радиочастотным спектром вооруженными силами, связанные с современным развитием технологии.

Радиочастотный спектр становится важным фактором экономики, промышленности, общественной и даже частной жизни. Поэтому не удивительно, что радиочастоты имеют экономическую ценность, являются предметом торговли и важной основой экономического роста и промышленного развития.

Использование радиочастот позволяет организовать бизнес, а телекоммуникационная отрасль становится наиболее прибыльной отраслью национальной экономики. Поэтому радиочастотный спектр рассматривается как важная часть природных ресурсов.

Характерная особенность этого спектра состоит в том, что радиочастоты никогда не принадлежат только одной стране и для них нет национальных границ. Для использования в полной мере радиоспектра при таких обстоятельствах необходимо, чтобы все страны и нации выполняли требования общепринятых стандартов и норм. Использование спектра радиочастот для спутниковой связи и навигации глобального радиотелевиэионного вещания должно производиться на основе международных соглашений. Конвенция Международного союза электросвязи (ITU) подтверждает, что спектр радиочастот является ограниченным природным ресурсом, с которым следует обращаться как с общим наследием человечества. Поэтому ни одна страна не может действовать в этой области отдельно, игнорируя интересы других стран.

Современная ситуация и среда, в которой осуществляется политика использования радиочастотного спектра, характеризуются следующими особенностями:

- ограниченными объемами и возможностями использования радиочастотного ресурса:

- быстрым развитием радиотехнологии,

- конкурентной борьбой в экономике и мировой торговле;

- международными сотрудничеством и координацией принятия решений, затрагивающих интересы многих стран.

Эти особенности необходимо учитывать при рассмотрении требований на использование спектра радиочастот и предоставление их пользователям. В этом состоит задача управления спектром радиочастот. Оно включает в себя все действия, относящиеся к планированию, выделению и назначению частот, контроль за использованием радиочастот в соответствии с национальными законодательствами и международными нормами и правилами.

Управление радиочастотным спектром объединяет научно-технические и социально-экономические аспекты, такие как национальная безопасность, общественное благополучие, развитие экономики и промышленности. Управленческие решения принимаются с учетом следующих факторов:

- достижение целей национальной политики;

- рациональное использование ограниченных частотных ресурсов;

- предотвращение возникновения радиопомех и разрешение конфликтов.

Управление радиочастотным спектром является суверенным правом государства. Это право осуществляется через гражданскую администрацию на правительственном уровне или соответствующее агентство, действующие как национальные правительственные органы, отвечающие за распределение частот во всем спектре и контроль за их использованием. Вследствие определенных изменений в использовании связи, сделавших ее более доступной (что привело, в частности, к утрате монополии государств в этой области), доступ вооруженных сил к радиочастотному спектру стал определяться теми же правилами, как и для других групп пользователей. Это означает, что НАТО и национальные вооруженные силы могут использовать радиочастотный спектр только при поддержке их гражданской администрацией.

Поэтому обязательным условием является тесное взаимодействие гражданских и военных органов управления радиочастотным спектром с учетом специфических требований вооруженных сил.

Политика военных органов управления радиочастотным спектром определяется требованиями национальной безопасности и обороны. В рамках НАТО к этому добавляются международная безопасность и коллективная безопасность.

Учитывая ограниченные возможности спектра радиочастот как важного ресурса, военные органы управления использованием этого спектра добиваются максимального удовлетворения их требований на выделение радиочастот, необходимых для поддержания национальной обороны на должном уровне.

Военные органы управления использованием радиочастотного спектра должны обеспечивать, чтобы выделенные вооруженным силам частоты не оставались невостребованными, а использовались с максимальной эффективностью и чтобы военные радиотехнические средства не создавали помех средствам других пользователей, которым также выделяются частоты радиоспектра.

Управление использованием радиочастотного спектра должно основываться на высоком профессионализме руководителей и сотрудников и проведении квалифицированных экспертиз. Для военных руководителей, которые должны хорошо знать и понимать военное дело, обязательным требованием является умение взаимодействовать с гражданскими коллегами, занимающимися теми же вопросами.

Управление использованием радиочастотного спектра в национальном масштабе для стран-членов НАТО не может осуществляться отдельно от соответствующих действий в рамках этой организации.

Коллективная безопасность и оборона этих государств зависят от их согласованных действий. От их взаимопонимания и взаимодействия зависит эффективность проводимых НАТО операций. Управление использованием радиочастотного спектра вооруженными силами стран НАТО вносит определенный вклад в достижение этой эффективности. Рациональное управление спектром радиочастот дает возможность добиться того, чтобы все многонациональные вооруженные силы НАТО действовали, используя одни и те же частоты.

С учетом изменяющихся условий обеспечения безопасности НАТО выделила следующие пять направлений, требующих особого внимания и постоянного совершенствования:

- подвижность и готовность к развертыванию;

- бесперебойное материально-техническое обеспечение;

- эффективность боевых действий;

- живучесть вооруженных сил и инфраструктур;

- системы командования, управления и информации (C3I Systems НАТО).

Необходимые действия в этих направлениях определены в документе НАТО "Инициатива проведения эффективных оборонительных действий" (Defence Capabilities Initiative DCI), принятом главами правительств стран-членов НАТО в апреле 1999 г. В этом документе подчеркивается важность доступности радиочастотного спектра для проведения военных операций и эффективного командования и управления вооруженными силами.

Входящие в НАТО страны коллективно разрабатывают общую точку зрения на требования доступа вооруженных сил к радиочастотному спектру и обеспечивают защиту этих требований.

Это очень важная задача, для выполнения которой потребуется тесное взаимодействие гражданских и военных органов при управлении использованием радиочастотного спектра в НАТО и столицах указанных стран. Успешная деятельность по выполнению этой задачи является важным фактором повышения боевой готовности и оперативной эффективности, а также уменьшения потерь материальной части и личного состава во время боевых действий. Эффективность действия оружия точного наведения была продемонстрирована при проведении операций в зоне Персидского залива и на Балканах, где применялись совершенные системы наведения оружия, созданные на основе использования новейших технологий. Отмечается, что такая эффективность и получение оперативной информации в реальном времени стали возможными только благодаря доступности необходимых радиочастот для обнаружения и захвата целей, управления оружием и передачи сигналов о полетах ракет, а также для таких функций поддержки, как разведка и контроль воздушного пространства или дальняя связь.

Проводимые миротворческие операции НАТО на Балканах выявили такие существенные особенности информационного обмена в кризисных ситуациях, как возрастание объема передаваемой информации и необходимость передачи ее в определенном формате, сложность этой передачи на расстояние в глобальных масштабах и изменяющихся условиях окружающей среды. Современные военные системы C3I для достижения передачи информации в реальном времени применяют методы быстрой передачи данных по каналам с большой пропускной способностью. Режим передачи со скачкообразным псевдослучайным изменением рабочей частоты (frequency hopping) стал стандартным для тактической и дальней радиосвязи, передачи видеоизображений непосредственно от системы управления оружием на командный пункт, а также для проведения глобальных видеотелеконференций. Поэтому требования вооруженных сил на выделение им радиочастот охватывают весь радиоспектр от 10 кГц (морская радиосвязь) до 100 ГГц (спутниковая навигация и обнаружение целей). Наиболее важным для вооруженных сил является диапазон радиочастот 225 400 МГц, называемый в НАТО диапазоном УВЧ. Этот диапазон считается стандартным для радиосвязи "воздух-воздух" и "воздух-земля" во всех странах НАТО. Входящие в НАТО страны заключили соглашение о централизованном распределении частот этого диапазона как одной из функций по управлению радиочастотным спектром штаба НАТО. Распределение частот повседневно изменяется в связи с проведением тренировок, учений и воздушных боевых операций. Весь спектр частот в этом диапазоне доступен для самолетов НАТО.

НАТО имеет развернутую структуру органов управления распределением частот, которая адаптируется к мирным и кризисным условиям. Общее руководство по распределению и использованию радиочастот осуществляют высшие штабы союзнических стран SHAPE (Supreme Headquarters Allied Powers). Два органа (ячейки) управления радиоспектором на театре военных действий TFMC (Theatre Frequence Management Cell) расположены в Сараево и Приштине. Они действуют как локальные, а не национальные органы и отвечают за правильное использование выделенных частот, независимо от того, выделены ли они военным или гражданским пользователям.

Так же, как и национальные агентства по управлению использованием радиочастотного спектра в соответствующих странах TFMC разрабатывают и реализуют планы распределения частот, выдают лицензии на использование радиочастот гражданским пользователям, назначают радиочастоты для конкретных применений и поддерживают функционирование необходимых баз данных. Локальные военные органы осуществляют контроль за использованием радиочастотного спектра и выполнением требований международных норм. К этим нормам относятся согласование процедур передач за национальные границы, координация распределения радиочастот между контингентами вооруженных сил НАТО и стран, не входящих в НАТО, а также между военным командованием. Они поддерживают непосредственную связь с отделом управления использованием радиочастотного спектра Главного штаба НАТО в Брюсселе, действующим как центральный орган этого штаба по использованию выделенного НАТО диапазона УВЧ (225-400 МГц), а также частот диапазонов ВЧ и ОВЧ.

Выделенные вооруженным силам диапазоны радиочастот иногда рассматриваются как резерв для удовлетворения растущих требований на дополнительные частоты для гражданских применений. Такие утверждения можно объяснить незнанием действительного положения с использованием радиочастот в операциях вооруженных сил.

Хотя общее соглашение по использованию радиочастотного спектра военными и гражданскими партнерами НАТО NJFA (NATO Joint Civil/Military Frequency Agreement) действует уже в течение пяти лет, требования для вооруженных сил НАТО, установленные этим соглашением, еще сохраняют свою силу. Новые стратегическая концепция и структура командования НАТО, а также новые технические достижения в области спутниковой связи, навигации и идентификации могут даже усилить требования на выделение радиочастот для вооруженных сил по сравнению с действующим в настоящее время их распределением. Изучение этого вопроса начато в соответствии с упоминавшимся ранее документом DCI. Ожидается, что первые результаты этого изучения могут быть использованы в качестве основы для обсуждения вопросов о необходимости расширения требований вооруженных сил на радиочастоты, установленные NJFA, и о возможных пределах этого расширения. Как минимум, это обсуждение должно подтвердить действующее соглашение с перспективой удовлетворения растущих требований вооруженных сил на радиочастоты в ближайшем будущем в условиях усиливающейся борьбы за использование радиочастотного спектра. Положение с использованием радиочастот вооруженными силами может стать критическим вследствие снижения эффективности из-за применения устаревшего оборудования и систем. Но вместе с тем продажа частот, выделенных для военного сектора, может стать весьма притягательной для некоторых стран, занятых поиском дополнительных возможностей для увеличения своих финансовых ресурсов.

Военным органам управления использованием радиочастотного спектра приходится встречаться с проблемами, связанными с тем, что этот спектр имеет определенную рыночную стоимость. Следствием определенной либерализации в использовании связи и устранения государственной монополии на связь явился рост числа частных компаний, определяющих положение на мировом рынке средств телекоммуникации. В промышленности связи наблюдаются наибольший экономический рост и повышение курса акций компаний, выпускающих различные средства связи и мультимедийной передачи. Радиочастотный спектр стал предметом аукционов, и поставщики телекоммуникационных услуг не испытывают трудностей в выплате значительных сумм за получение достаточного количества радиочастот, необходимых для перекрытия диапазонов, в которых возможна мультимедийная связь.

В настоящее время оказывается сильное давление на национальные органы управления радиочастотным спектром с целью получения возможностей внедрения новых технологических достижений. Если в решениях Всемирной конференции по радиосвязи (WRC) в 1997 г. отдавалось предпочтение развитию спутниковой радиосвязи, радионавигации и радиовещания, то сейчас ожидается, что WRC 2000 сосредоточит внимание на развитии подвижной связи и следующего поколения подвижных систем связи, объединяющих использование сетей наземной и спутниковой связи. В настоящее время разрабатывается Международный проект подвижной радиосвязи 2000 (International Mobile Telecommunication-2000 Project-IMT-2000), известный в Европе как универсальная система подвижной связи UMTS (Universal Mobile Telecommunication System). В разработке этого проекта участвуют почти все страны мира. Этот проект объявлен как самый выдающийся проект в области связи из когда-либо разрабатывавшихся. UMTS дает возможность мультимедийной передачи в широком диапазоне частот со скоростью передачи 2 Мбит/с для использования в различных подвижных системах. На первой фазе реализации проекта будет необходима полоса частот шириной 155 МГц, которая должна быть доступной для пользователей. Но для полной реализации проекта эта полоса частот должна быть расширена до 555 МГц. Для сравнения, можно указать, что в настоящее время полоса частот, используемых НАТО в диапазоне УВЧ, равна 175 МГц и часть этой полосы используется коллективно с гражданскими службами.

Ввиду особого технического значения и большой экономической стоимости проекта UMTC он обеспечен высокой политической защитой. Несомненно, что этот проект окажет большое влияние на всех остальных пользователей радиочастотного спектра. Это вызовет усиление давления на военные органы и необходимость пересмотра их требований, чтобы сделать доступными для новых систем диапазоны частот, находящиеся в настоящее время исключительно в распоряжении военных властей. Пока эти попытки были безуспешными, но нет уверенности в том, что вооруженные силы сохранят такое положение и в будущем. На Всемирной конференции WRC 2000 предполагалось также обсуждать вопросы о выделении радиочастот службам спутниковой радионавигации (Radionavigation Satellite Services), включая будущую Европейскую спутниковую навигационную систему GALLILEO (European Satellite Navigation System GALLILEO), а также вопросы улучшения работы глобальной системы определения местоположения GPS (Global Positioning System), о чем объявили США. Существует единогласно поддерживаемое всеми членами НАТО мнение, что должны быть приняты все необходимые меры по недопущению отрицательных влияний будущих изменений в распределении радиочастот на функционирование военных систем радиолокации, воздушной радионавигации (типа TACAN и MLS), тактической радиорелейной связи и радиолинии MIDS/JITDS/Link-16.

Новое распределение радиочастот для локальных радиосетей высокой пропускной способности Radio LAN/HIPERLAN (High Performance Radio LAN) было еще одним важным вопросом при обсуждении на WRC 2000. Создается впечатление, что новые изменения в распределении радиочастот могут способствовать усилению конкурентной борьбы на рынке средств телекоммуникаций, повысят заинтересованность соответствующих фирм в разработке новых сетей связи и расширят действия поставщиков телекоммуникационных услуг. Новое распределение радиочастот для сетей Radio LAN/HIPERLAN потребует в конечном счете введения коллективного использования диапазона частот, предоставленного в настоящее время военной системе спутниковой связи SATCOM, а также других диапазонов, используемых военными системами воздушного наблюдения или морской радиолокации.

Наблюдается общая тенденция перехода к гибкому и экономичному коллективному использованию радиочастотных ресурсов и принятию стандартных норм, регулирующих такое использование. Военное руководство должно будет признать, что принцип совместного использования радиочастотного спектра относится также и к вооруженным силам, при условии, что это не приведет к созданию взаимных помех. Право вооруженных сил на монопольное использование определенного диапазона радиочастот будет исключением из принятых норм. Тем не менее, военное командование считает неприемлемым коллективное использование всего радиочастотного спектра, так как это привело бы к ослаблению оперативной способности вооруженных сил и снижению эффективности военных систем. С точки зрения военных коллективное использование диапазонов радиочастот не может быть принято до тех пор, пока разрешение конфликтов и кризисных ситуаций остается невозможным без вмешательства вооруженных сил. До достижения такой возможности требование коллективного использования радиочастотного спектра будет противоречить условиям национальной безопасности.

Тем не менее, требования перехода к коллективному использованию радиочастотного спектра становятся все более настоятельными, и соответствующие перемены могут наступить довольно быстро. Произошедшие изменения в применении телекоммуникаций, возрастающие требования на выделение радиочастот и новые технологические достижения создают все большие трудности вооруженным силам в деле сохранения своих прав на использование диапазонов радиоспектра для поддержания их боеспособности на должном уровне.

В ряде стран введены определенные тарифы на радиочастоты как средство более эффективного использования радиочастотного спектра. В тех странах, где эти условия распространяются также и на вооруженные силы, оплата выделенных для них радиочастот производится за счет военных бюджетов. Такое положение вызывает опасения, что может создаться такая ситуация, когда правительства этих стран не могут защищать интересы вооруженных сил в доступе к радиочастотному спектру.

Так как действительное положение с управлением радиочастотным спектром в различных странах имеет свои особенности, то и мнения военных экспертов по использованию радиоспектра также существенно различаются. Тесное взаимодействие и координация намерений военных и гражданских органов управления использованием радиочастотного спектра создают лучшие возможности для достижения правильного понимания требований вооруженных сил. Для достижения такого взаимопонимания военные органы управления радиочастотным спектром должны сосредоточить свои усилия на выполнении следующих задач:

- строгое определение и обоснование требований вооруженных сил на выделение радиочастот;

- квалифицированная рекомендательная поддержка национальной политики управления радиочастотным спектром;

- активное участие в работе Международного союза электросвязи (ITU), Европейской конференции администраций связи (СЕРТ) и Европейского союза (EU);

- согласованные действия по использованию радиочастот в НАТО в соответствии с международными стандартами;

- гибкая практика выделения радиочастот, оставляющая возможность выделения частот для невоенных применений, где что допустимо;

- электромагнитная совместимость военных радиосредств, исключающая возможность создания помех другим средствам;

административный контроль за использованием выделенных радиочастот;

- экспертные рекомендации военному командованию по использованию радиочастотного спектра.

Эти задачи охватывают весь комплекс проблем поиска новых возможностей в борьбе за радиочастоты с учетом динамического развития политики, экономики и техники. Для вооруженных сил это означает поддержание их боевой готовности и оперативной способности.

Military Technology MILTECH.- 2000.- № 5.- P. 72-74, 76.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации