Разведывательные машины как средство достижения информационного превосходства на поле боя
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ,
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ
И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ
И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ
ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№1/0
Разведывательные машины как средство достижения информационного превосходства на поле боя
Учитывая наличие всевозможных фронтовых приборов наблюдения дальнего действия, установленных на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). вертолетах или самолетах (типа объединенной обзорной боевой радиолокационной системы Joint STARS), можно вполне закономерно поставить вопрос: зачем вообще нужны разведывательные машины?
Принято считать, как отметил на Европейском симпозиуме по бронированным машинам, состоявшемся 6 апреля 1999 г. в Великобритании, генерал-майор Р. Бочамп, командир командования бронетанковых систем и вооружения сухопутных сил США, что наземная разведка все еще нужна для организации непрерывных операций, поскольку она может осуществляться в любую погоду, не зависит от противовоздушной обороны противника, позволяет делать выводы на месте и осуществлять физическое извлечение материалов, а также дополнять средства наблюдения с воздуха в регионах, закрытых складками местности, листвой или камуфляжем.
Для большинства ведущих армий основным направлением развития в грядущем десятилетии является достижение "информационного превосходства" путем реализации информационных операций и использования информационной техники. Разведывательные машины, оснащенные сложными интегрированными зондирующими комплексами описанного ранее типа, выступают в роли основных источников информации наряду с разведывательной агентурой для достижения информационного превосходства на суше.
Заблаговременный сбор информации о намерениях противника не является, однако, конечной целью. Необходимо также попасть на место события и что-то предпринять. Соответственно, лейтмотивом следующих концепций развития, примером которых может служить доктрина сухопутных сил США "Army after Next" (2011-2025 гг.), является "физическая подвижность". В более прозаичной форме можно сказать, что задача "попасть на место события" всегда была важной для разведывательных подразделений как в тактическом, так и в стратегическом смысле. Поэтому так много споров идет вокруг выбора наземных платформ подходящего типа, будь они колесными или гусеничными.
Новые разработки в области легких композиционных материалов, гибридных электрических двигательных установок и активных подвесок предлагают перспективу создания значительно более легких, компактных и мобильных машин. Новые конструкции гусениц и материалы, обеспечение снижения демаскирующих признаков в радиочастотном и инфракрасном диапазонах, также создают возможность повышения скрытности машин. Это, в свою очередь, снижает их уязвимость и (в перспективе) потребность в непосредственной баллистической защите (защита от удара осколком или пулей), что позволяет уменьшить массу.
Возникают другие вопросы, связанные с необходимым уровнем защиты от мин и оптимальным уровнем вооружения. Первый вопрос давно является учитываемым фактором при разработке машин для сухопутных сил стран южноафриканского региона. Но для европейских армий он приобрел особое значение только с середины 90-х годов, когда они были вовлечены в миротворческие операции в Боснии. Создается впечатление, что при миротворческих операциях (с их ограничениями на ведение боевых действий и заботой о снижении потерь) требуется более высокий уровень защиты от противотанковых мин, чем во время войны. Поэтому очень желательно, чтобы в будущем разведывательные машины обладали модульной защитой.
Задачи, которые предписываются разведывательным подразделениям, определены по-разному в различных армиях, и это отражается на компоновке машин, которые они принимают на вооружение. Например, при проведении доктринальных исследований для британской армии агентство исследований и оценок Министерства обороны Великобритании DERA разделило эти задачи на четыре подзадачи: разведка, охранение, развитие успеха и вспомогательные функции. Первая из них, разведка, охватывает патрулирование, функции наблюдательного поста ядерной, биологической и химической разведки. Охранение включает проверку, охрану, прикрытие и контрразведку. Развитие успеха включает рейды, преследование, захват и удержание, а также разведку боем (наступление и отход) с демонстрацией слабости. Вспомогательные функции включают связь взаимодействия, регулировку движения, конвоирование, патрулирование и радиосвязь.
Сухопутные силы Франции приступили к планированию ряда новых наземных разведывательных платформ. Среди них специализированная оснащенная приборами машина, которая должна быть представлена в 2020»-2025 гг. Она способна собирать информацию с дистанции 10-40 км с помощью технических средств. Она также будет иметь средства управления и координации действий других машин и разведывательных платформ. А пока ожидается, что сухопутные силы Франции будут модернизировать свои имеющиеся разведывательные платформы, в том числе бронированный автомобиль АМХ 10RC компании GIAT, имеющий конфигурацию шасси 6х6, и легкий бронированный разведывательный автомобиль VBL с конфигурацией шасси 4х4.
Государственная организация по разработке и производству оборонной техники GIAT Industries очень активно пропагандирует серию модернизированных вариантов бронемашины АМХ 10RC. В 1996 г. указанная компания поставила мультиспектральные комплексы, снижающие характерные признаки цели, для испытаний на борту бронемашины АМХ 10RC сухопутных сил Франции. Она также изготовила опытный образец бронемашины АМХ 10RC, оснащенной башней TML105 собственной разработки со 105-мм пушкой G2 высокого давления, способной стрелять боеприпасами НАТО. Схема перевооружения парка таких бронемашин сухопутных сил Франции в соответствии с аналогичными техническими условиями была одобрена и профинансирована, однако, по имеющимся сведениям, деньги, отведенные для этой цели, позднее были перенаправлены на модернизацию электроники и приборов наблюдения.
В число предложений компании GIAT входит модернизированная система обработки разведывательной информации и постановки задач, известная под названием "разведывательный комплекс FINDERS". Он базируется на системе управления боем FINDERS, разработанной компанией GIAT по собственной инициативе. Ей приданы дополнительное программное обеспечение и средства интеграции приборов наблюдения, а также усовершенствованный операторский интерфейс и навигационные средства для планирования маршрута (обычно в памяти хранится четыре маршрута, каждый из которых имеет до 29 путевых ориентиров). Важное значение имеет тот факт, что продукция этого комплекса (форматированные разведывательные сообщения в стандарте Adat-РЗ) может непосредственно поступать на систему управления маневрами SICF, которая распространяется на бригадный уровень и выше.
Совсем недавно компания GIAT рассекретила информацию о демонстрационной модели башни АМХ 10RC, которая оснащена модульным оборонительным комплексом КВСМ. также интегрированным с системой управления боем FINDERS. Оборонительный комплекс КВСМ содержит систему предупреждения о приближении ракет MILDS компании Daimler-Benz Aerospace, прибор обнаружения лазеров LWS-2 компании Amcoram (выпускаемый по лицензии компанией SAGEM), постановщики дымовых помех компании Lacroix и постановщик преднамеренных активных помех в ИК-диапазоне неуказанной компании. Сухопутные силы Франции планировали испытать этот комплекс в начале 1999 г.
Сухопутные силы Бельгии рассматривают вопрос о приобретении новых разведывательных автомобилей в рамках программы "Разведка после CVR (Т)". Это название говорит о необходимости замены боевых разведывательных гусеничных машин CVR (Т) британской конструкции FV101 Scorpion и их вариантов (Scimitar, Striker). В 1970 г. была заказана 701 такая машина. Техническое задание на новую машину должно было быть выдано в 1999 г., а оценку предложений на конкурсной основе планировалось завершить в конце 2000 г., а принятие на вооружение в 2002-2003 гг.
Считается, что потребность в этих бронированных разведывательных автомобилях с конфигурацией шасси 4х4 составит около 400-500 ед. Машина должна быть пригодной для проведения скрытых операций и иметь небольшие размеры. Поэтому основными претендентами среди имеющихся машин являются Scarab (Великобритания), Fennek (Нидерланды-Германия), VBL (Франция) и Eagle (Швейцария). В этой связи потребуется система управления боем, пригодная к интеграции с системой командования и управления SICBEL (бельгийский вариант системы SICF компании Thomson- CSF), а также приборный комплекс наблюдения с системой подъема для решения задач ближней разведки. Основными требованиями по защите являются защита от обычной пули калибром 7,62 мм и противопехотной мины.
В рамках двусторонней программы, которую возглавляют Нидерланды, сухопутные силы Нидерландов и Германии планируют соответственно приобрести 218 и 164 экземпляра разведывательных автомобилей Fennek 4х4. Базовая конструкция автомобиля Fennek, разработанная компанией SP Aerospace and Vehicle Systems (бывшая компания DAF Special Products) в Нидерландах в содружестве с германской компанией Wegmann (при поддержке правительственных агентств BWB в Германии и DMKL в Нидерландах), рассчитана на экипаж из трех человек. Она имеет массу 7,0 т, а боевую массу 9,6 т. В последнюю входит базовая баллистическая защита от 7,62-мм бронебойной пули и противопехотной мины, а также 260 л топлива и запасы на пять дней автономных действий.
После подписания соглашения в декабре 1994 г. четыре опытных образца были изготовлены в соответствии с совместным стандартом и испытаны в 1966-1997 гг. Результаты испытаний учитывались при доработке конструкции. Испытания этой новой машины (в которой боковые стороны отсека экипажа и корпусная плита изготовлены из алюминиевой брони толщиной 28 мм) должны были начаться в апреле 1999 г.
Одно из изменений, внесенных в конструкцию, связано с необходимостью повышения уровня боковой защиты от осколков противопехотных мин по опыту эксплуатации в Боснии. С этим впервые столкнулись подразделения сухопутных войск Германии в 1995 г. после изготовления опытных образцов корпусов. В качестве эталона выбрана стандартная противопехотная мина 23С2, состоящая на вооружении сухопутных сил Нидерландов. Необходимость в дополнительной бронезащите ведет к увеличению боевой массы машины до 10,2 т. По поступившим от компании Wegmann сведениям, опытный образец бронеавтомобиля Fennek показал во время ходовых испытаний в Норвегии и на полигоне Хохенфелс в Германии, что он отвечает по мобильности необходимым критериям и превосходит как машину Tpzl Fuchs с конфигурацией шасси 6х6, так и находящийся на вооружении разведывательный автомобиль Luchs с конфигурацией шасси 8х8.
Утверждение конструкции новой машины Fennek было запланировано на первый квартал 2000 г., выдача заказа на третий квартал, а начало поставок - на 2001 г. Сухопутные силы обеих стран планируют использовать комплекс приборов наблюдения STN Atlas BAA, систему вооружения, содержащую 7,62- или 12,7-мм пулемет и (в германском варианте) 40-мм гранатомет с дистанционным управлением. Сухопутные силы Нидерландов еще должны сделать свой выбор, а сухопутные силы Германии уже запланировали объединить выход комплекса приборов наблюдения с терминалом передачи данных FAKOM/DIFA, который связан с системой управления боем компании Ge Fu Sys через рации ОВЧ/ВЧ - диапазона.
На пути программы создания разведывательной машины для сухопутных сил Великобритании имеются ряд препятствий. В ожидании замены семейства машин CVR (Т), которых вначале в британской армии было около 1500 ед., они были подвергнуты в ряде случаев модернизации. В 1997 г. вместо бензинового двигателя Jaguar, установленного на CVR (Т) британской армии, был выбран дизельный двигатель мощностью 235 л. с. компании Cummins. Ожидалось, что первые переоборудованные машины Scimitar должны были вернуться в строй в конце 1998 г.
Имеющаяся на машинах CVR (Т) система ночного видения (для вариантов Scimitar и Sabre) состоит из орудийного прицела с усилением яркости изображения, который в ряде случаев дополняет ручной тепловизор OTIS для командира. Для модернизации 66 машин, использовавшихся в Боснии, в срочном порядке были приобретены перископические тепловые прицелы SPIRE компании Avimo в комплексе с системой управления огнем и лазерным дальномером. Компания Avimo была выбрана поставщиком модернизированного варианта теплового прицела E-SPIRE (который имеет модифицированный блок охлаждения) для остальных 104 машин Scimitar, применяющихся для разведки в разных соединениях.
Другие машины CVR (Т), использующиеся в боевых группах или для ближней разведки, будут модернизированы в рамках предстоящей двухъярусной программы оснащения боевых групп тепловизорами BGTI. Ожидается, что варианты с пушечным вооружением (например, Sabre) получат тепловизор того же типа, что и боевая машина пехоты Warrior. Этот тепловизор будет специально приспособлен под 30-мм пушку RARDEN, общую для обеих машин. Безоружные CVR (Т) Spartan, Samaritan и Sultan будут иметь прибор с более низкими характеристиками. Этот прибор будет устанавливаться в башне командира машины.
Начиная с 2007 г. функции разведки соединения и ближней разведки будет выполнять новая машина, которая должна быть разработана в рамках совместной программы Великобритании и США TRACER/FSCS. Эта программа общей сметной стоимостью 6 млрд. долл. является крупнейшим пунктом расходов в программе оснащения сухопутных сил Великобритании.
В рамках первого этапа ожидалась выдача в середине декабря 1998 г. объединенным управлением проектом, базирующимся на территории штаба закупок Министерства обороны Великобритании в пункте Abbey Wood, контрактов на уточнение проекта и демонстрацию передовых технологий. В число консорциумов, откликнувшихся на приглашение принять участие в тендере (торгах), входят: SIKA International (British Aerospace Defence, General Dynamics Land Systems, Lockheed Martin и Vickers Defence Systems) и LANCER (GEC-Marconi, GKN Defence, Raytheon TI Systems и United Defence LP). Каждый консорциум должен будет представить три разных варианта проекта: первый - в полном соответствии с общими тактико-техническими требованиями, второй - соответствующий определенному максимальному уровню затрат (ниже установленного в настоящее время) и третий - в соответствии с собственными представлениями об эффективности затрат для получения оптимальной конструкции. После этого один из консорциумов будет выбран для проведения этапов полномасштабной разработки (технической разработки и производства опытного образца) и организации производства.
Потребность Великобритании установлена в объеме 400 машин во всех вариантах. Машина ближней разведки, которая является по описанию упрощенным вариантом машины разведки соединения, должна стать основой как для машины технической разведки, так и для варианта интенсивного наблюдения с ракетным вооружением на подъемной приборной мачте. В США роль огневой поддержки разведывательных машин по большей части отводится боевым танкам.
Однако имеются сведения, что среди военных в США растет интерес к использующемуся в Великобритании подходу к организации интенсивного наблюдения, поскольку танки не обладают необходимой стратегической мобильностью (они не входят в транспортный самолет С-130), а их комплексные характеристики цели являются ярко выраженными и выдают во всех других отношениях скрытную разведывательную группу.
К стандартным системам, претендующим на роль ракетного вооружения для машин, осуществляющим интенсивное наблюдение за противником, относятся европейские разработки, например, ракета большой дальности TRIGAT компании EMDG и ракета Brimstone компании GEC-Marconi, которая является вариантом ракеты Hellfire, несущей активную головку радиолокационного наведения миллиметрового диапазона. Однако участие США может повысить конкурентоспособность ракеты AGM-114L Longbow Hellfire с головкой наведения миллиметрового диапазона или гиперскоростной ракеты LOSAT.
Для всех остальных вариантов машины тактико-технические требования ограничиваются необходимостью наличия пушки среднего калибра, способной обеспечивать самозащиту от подобных себе целей (разведывательных машин и боевых машин пехоты, например БМП-2 или БМП-3) и вертолетов с соответствующим боезапасом. Орудия большого калибра не получили предпочтения, так как эти машины не предназначены для окончательного решения боевых задач. Зато они могут определять местоположение объектов и указывать цели другим средствам поражения, например танкам Ml, стреляющим снарядами TERM повышенной (до 10 км) дальности.
Предпочтение отдается двум системам вооружения. Это пушка СТА2000, стреляющая 40-мм снарядами с телескопическим корпусом. Она разработана CTAI и продвигается на рынок США совместно с компанией Alliant Techsystems. Второй системой является орудие двойного калибра Bushmaster III. Она разработана компанией Boeing (бывшая компания Me Dollell Douglass). Консорциум Boeing, представленный в Великобритании компанией AEI (Aircraft Equipment International), также включает компании Oerlicon Contraves Pyrotec, Mauser Defence Systems и Alliant Techsystems. В серию боеприпасов Bushmaster III входят обычный 35-мм боеприпас (включая выстрел с длинным стержнем Rh 503) и 50-мм выстрелы с телескопическим корпусом Super Shot.
Ожидается, что TRACER/FSCS будет гусеничной машиной массой до 25 т. Заказчики специально предварительно не указали какой будет: колесный или гусеничный вариант, но один из официальных представителей британской армии по этой программе сказал, что он будет "очень удивлен". если колесный вариант будет отвечать требованиям по объему и размерам машины. TRACER/FSCS должна быть по размерам меньше бронемашины LAV с конфигурацией шасси 8х8, а по защите - лучше бронемашины Bradley МЗ (требуется базовая защита от пушечных снарядов среднего калибра и небольших запускаемых с плеча противотанковых ракет с накладными модулями, повышающими уровень защиты).
Запас хода должен равняться 600 км (достаточно для действий в течение около 48 ч без дозаправки), а максимальная скорость должна равняться 90 км/ч (50 км/ч при заднем ходе). Требуется, чтобы клиренс был не менее 45 мм, а глубина преодолеваемого машиной брода - 1м (так же как у бронемашины Bradley и танка Ml). Способность плавать считается желательной, но она вряд ли совместима с еще одним требованием - возможностью размещения одной машины внутри транспортного самолета С-130 Hercules (что означало бы ограничение общей массы машины 20 т). Должна быть обеспечена транспортабельность трех машин в транспортном самолете С-17.
Считается, что любая колесная машина будет иметь меньший внутренний объем и большие трудности г применением тяжелой боковой брони, чем гусеничная машина. Чтобы обеспечить нормальный ход большим колесам, которые, вероятно, потребуются для обеспечения оптимальной проходимости, машина должна быть сравнительно высокой, а линия привода может создать проблемы с клиренсом. Сухопутные силы Британии также озабочены проблемами многократного проезда, которые могут встретиться при прокладке пути через минное поле. Опасаются, что колесные машины могут застрять в узком проходе, который разбивается потоком гусеничных машин. Перед DERA была поставлена задача проведения испытаний на многократный проезд в конце 1998 г. в условиях повышенной влажности. Планировалось использовать принадлежащую DERA демонстрационную машину высокой проходимости с конфигурацией шасси 6х6, машины материально-технического обеспечения DROPS, а также гусеничные бронетранспортеры Warrior и танки Challenger.
При наличии, могла быть использована бронемашина Vextra с конфигурацией шасси 8х8 компании GIAT.
К середине 2002 г.. когда этап 1 программы TRACER/FSCS должен завершиться, должны быть получены дополнительные сведения о возможностях комплементарных систем фронтовой разведки. В Великобритании к ним относятся бортовая авиационная РЛС, обеспечивающая наблюдение с безопасного расстояния, а также беспилотные летательные аппараты артиллерийской разведки Sender. Решения о распределении задач и уровнях интеграции между ними и машинами TRACER/FSCS будут отложены. В рамках этапа уточнения проекта каждый из консорциумов представит демонстрационную машину. Решения о том. каким конструкторским аспектам будут посвящены эти демонстраторы, останутся за промышленностью.
Ее представители сдержанно отзываются о готовности некоторых технологий, которые навязываются для программы TRACER/FSCS. К ним относятся композиционные материалы, которые в настоящее время изучаются в рамках создания демонстрационных моделей композиционной бронированной машины (США) и перспективной композиционной бронированной машины (Великобритания). В перспективе они могли бы обеспечить выигрыш в массе, снижение шума и снижение демаскирующих характерных признаков цели в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Еще одной такой технологией является технология создания гибридных электродвигателей. Они получили высокую оценку благодаря своим потенциальным преимуществам с точки зрения внутреннего объема, конструкционной гибкости, приемистости и бесшумности.
DERA предлагает обоим консорциумам средства наблюдения и обнаружения в обширной зоне WASAD, а США ведут исследования аналогичных тепловых систем разведки в рамках программы демонстрации передовых технологий в области обнаружения целей. Обе страны также изучают возможность использования робототехнических разведывательных комплексов для усиления системы приборов наблюдения машины TRACER/FSCS.
По условиям межправительственного соглашения об обмене информацией оба консорциума используют результаты национальных программ Великобритании и США по разработке средств защиты. DERA проводит прикладную научно-исследовательскую программу, которая сосредоточена в основном на методах "мягкого'' подавления. Она дополняет исследовательские программы США по созданию средств "жесткого" поражения. Предполагается, что машина TRACER/FSCS будет иметь средства обеих категорий в своем интегрированном защитном комплексе DAS, в состав которого входит логическая система, определяющая использование средств либо "мягкого", либо "жесткого" поражения. В рамках этапа уточнения проекта будет внимательно изучен вопрос о поиске оптимального компромиссного соотношения между затратами и эффективностью методов "мягкого" поражения, "жесткого'' поражения и пассивной защиты. Комплекс DAS стоимостью 5 млн. долл. является ощутимой добавкой к затратам на машину, которые составляют 6 млн. долл.
Для британской армии TRACER станет первой машиной, проектируемой с самого начала как цифровая (компьютеризованная) платформа. Она будет иметь электрооптические, радиолокационные, акустические и (возможно) сейсмические приборы. Компьютер будет использоваться для повышения способности экипажа ассимилировать полученную с этих приборов информацию и затем готовить соответствующие сообщения и коммуникационные каналы для передачи донесений. Оба консорциума возглавляют аэрокосмические компании. Поэтому следует ожидать, что машина TRACER/FSCS будет иметь квазистеклянную кабину и интерфейс "человек-компьютер" , аналогичные тем, которые разрабатываются для вертолета RAH-66 Comanche и истребителя Eurofighter. Среди конкурирующих технологий радиосвязи находится пассивная радиочастотная маркировка, использующаяся в настоящее время для контроля за материально-техническим обеспечением. Она в настоящее время исследуется агентством перспективных научно-исследовательских проектов Министерства обороны США DARPA как средство скрытой передачи данных системам Joint STARS или ASTOR путем модулирования отраженных сигналов, входящих в эти системы РЛС с синтезированной апертурой.
Еще одна проблема, имеющая отношение к совершенствованию разведывательных платформ в Великобритании, связана с необходимостью создания для британской армии в ближнесрочной перспективе новой защищенной машины, известной под названием "перспективная машина командования и связи FCLV". Она нацелена на решение вспомогательных задач, которые до настоящего времени выполнял устаревший разведывательный автомобиль Ferret. К ним относятся: связь, радиовещание на боевую группу и второстепенные разведывательные функции, например, в механизированных пехотных батальонах, артиллерийских полках и некоторых инженерных частях.
Британская армия ищет в основном готовые решения, чтобы обеспечить экипажу из 3-5 человек базовую защиту от обычной пули 7,62 мм (14,5 мм с накладной броней) и противопехотных мин. В число рассматриваемых для этих целей машин входят Scarab компании Alvis. M-1114 (бронированный вариант высокомобильной многоцелевой колесной машины HMMWV компании AM General), Eagle компании Mowag (также на основе HMMWV) и VBL компании Panhard. Компания GKN также, по имеющимся сведениям, планирует подать заявку на участие в программе FCLV. Основным критерием выбора станет оптимальное соотношение между ценой и эффективностью, поскольку официальный заказ не может быть сделан, пока на него не отпущены деньги. В этой связи Министерство обороны Великобритании рассматривает альтернативные финансовые варианты, включая аренду или лизинг.
Сухопутные силы США планируют приобрести 1600 машин FSCS, но точное количество будет определено в рамках первого этапа программы TRACER/FSCS. Эти машины будут использованы для замены боевых машин МЗА2 компании Bradley, вооруженных ракетами TOW (наводимыми по проводу), которые тем временем должны быть модернизированы до уровня "компьютеризованного" стандарта A3 (что позволит вводить полученную с их помощью информацию в систему управления боем FBCB2 и другие подсистемы системы боевого командования сухопутных сил США) и бронированных высокомобильных многоцелевых колесных машин М1114, которые должны в результате модернизации получить интегрированный комплекс приборов наблюдения LRAS3.
В то время как в области разработки тяжелых машин превалирует программа FSCS сухопутных сил США, для легких машин основой является демонстрационная программа, связанная с разработкой машины разведки, наблюдения и целеуказания RST-V, спонсорами которой являются совместно корпус морской пехоты США и DARPA
Jane's International Defense Review. - 1999 .- M 1 .- Р. 55 -60.