Беспилотные средства воздушного нападения и борьба с ними
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1986, стр. 28-34
Беспилотные средства воздушного нападения и борьба с ними
(По материалам иностранной печати)
Полковник Р. И. ПИГАСОВ
Полковник С. Г. РАК
ВАЖНЕЙШИМ направлением в развитии средств воздушного нападения в армиях агрессивного блока НАТО является разработка и массовое производство крылатых ракет (КР) различного назначения и малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). При этом особое внимание уделяется созданию стратегических крылатых ракет (СКР) воздушного, морского и наземного базирования.
Стратегические крылатые ракеты воздушного базирования (ALCM) AGM-86B в декабре 1982 года поступили на вооружение первой эскадрильи B-52G САК ВВС США. На каждом самолете размещается по 12 таких ракет. Они имеют ядерную боевую часть мощностью 200 кило-тонн и предназначены для нанесения ударов по наземным целям на дальности до 2600 км. Высота их полета 60-120 м над рельефом местности и скорость - около 800 км/час. Система управления «Терком» обеспечивает коррекцию траектории полета и наведение на цель с точностью, характеризующейся круговым вероятным отклонением (КВО) около 30 м. Для оснащения стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-1В в США создается усовершенствованная КР воздушного базирования AGM-86C с меньшими габаритами, более низким уровнем демаскирующих признаков, дальностью полета до 4000 км и высокой живучестью. На каждом из них планируется разместить до 20 таких крылатых ракет.
Наиболее обширную программу разработки КР, получившую наименование «Томагавк», имеют ВМС США. В соответствии с ней создаются ракеты в трех вариантах: СКР BGM-109A с ядерной боевой частью оснащаются надводные корабли и подводные лодки, они предназначены для нанесения ударов по наземным объектам на дальности до 2600 км; ракеты BGM-109B созданы для нанесения ударов обычным зарядом по надводным целям на дальности 500-550 км, эти ракеты уже установлены на некоторых надводных кораблях и подводных лодках ВМС США; BGM-109C - тактическая КР с обычной боевой частью, которую планируется использовать для нанесения ударов с надводных кораблей и подводных лодок по береговым объектам на дальности до 1000 км.
Все ракеты семейства «Томагавк» имеют дозвуковую скорость (около 800 км/час) и высоту полета 60-120 м. Коррекция траектории полета рэкет BGM-109A осуществляется системой «Терком», а тактических КР - «Диджисмек», обеспечивающей КВО 5-.10 метров.
На базе ракеты BGM-109A разработана СКР наземного базирования (GLCM) BGM-109G с ядерной боевой частью и дальностью стрельбы до 2600 км. Первые их отряды уже размещены в Великобритании, Италии и ФРГ, на очереди Бельгия и Нидерланды. До конца 80-х годов США намерены установить в Западной Европе 116 пусковых установок, по четыре крылатых ракеты GLCM на каждой.
Для авиации ВМС разрабатываются КР AGM-109L и AGM-109H класса «воздух - земля» с дальностью действия 500-600 км. К ракете AGM-109H проявляют большой интерес и ВВС США. Ее планируется оснастить фугасной или кассетной боевой частью, снаряженной суббоеприпасами различного назначения, главным образом бетонобойными.
В США исследуются возможности создания межконтинентальной СКР с дальностью полета до 11-15 тыс. км, а также СКР с ядерным двигателем, имеющей практически неограниченную дальность полета.
Крылатые ракеты являются, по мнению американских военных специалистов, перспективным видом вооружения, т. к. могут применяться на предельно низких высотах, имеют малые геометрические размеры и эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), что затрудняет борьбу с ними существующими средствами ПВО.
Широкие масштабы в ряде стран Запада приобрели также разработка и производство малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), имеющих, как отмечается в иностранной печати, определенные тактические преимущества по сравнению с самолетами. Летательный аппарат, не имеющий на борту человека и, следовательно, оборудования, обеспечивающего его жизнедеятельность, обладает более высокими маневренными характеристиками. Широко используемые в конструкциях БЛА пластмассы, стекловолокно и другие радиопрозрачные материалы существенно снижают эффективную поверхность рассеяния этих целей, что усложняет их обнаружение радиолокационными станциями. Они обладают большей живучестью и могут применяться в районах, плотно прикрытых наземными средствами ПВО и истребительной авиацией, в очагах радиоактивного заражения, независимо от погоды и времени суток. Кроме того, для них не требуется специально оборудованных дорогостоящих аэродромов и посадочных площадок, что позволяет применять их непосредственно из боевых порядков войск в различных условиях быстро меняющейся боевой обстановки. Это обусловливает высокую оперативность БЛА.
По опыту локальных войн и учений, проводимых в армиях стран НАТО, беспилотные летательные аппараты наиболее широко применяются сейчас для ведения разведки. Они оснащены аэрофотоаппаратами, телевизионными и инфракрасными приборами, лазерными и пассивными радиолокационными устройствами. В настоящее время создаются также БЛА, способные наносить удары по РЛС, танкам и другим наземным целям, осуществлять радиоэлектронное противодействие, обеспечивать целеуказание, наведение оружия, ретрансляцию радиосигналов и др.
Исследования, проведенные в ВВС США, показали, что задачи разведки, РЭБ и целеуказания беспилотные летательные аппараты могут выполнять более эффективно, чем экипажи самолетов. Зарубежные специалисты считают, что в конце 80-х годов они станут одним из самых массовых средств воздушного нападения на Европейском театре войны, где сконцентрировано большое количество малоразмерных целей, плотно прикрытых современными средствами ПВО. При этом считается, что наиболее целесообразно широко применять их в начале операций, когда использование пилотируемой авиации сопряжено со значительными потерями самолетов и летного состава.
Самые интенсивные работы по созданию этих средств воздушного нападения ведутся в США. В различных стадиях разработки и испытаний находится целый ряд беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для различных видов вооруженных сил и родов войск (табл. 1).
Разработку БЛА нгряду с США ведут европейские страны НАТО и Израиль. Так, израильские «Мастиф» и «Скаут» использовались в ходе агрессии в Ливане (1982 год) для ведения разведки поля боя и РЭБ и, по оценке зарубежной печати, показали высокую боевую эффективность. Отмечалось, что высшее руководство Израиля имело возможность наблюдать на телевизионном экране весь ход боевых действий в Ливане, включая удары по позициям ЗРК. Эта информация передавалась бортовой аппаратурой БЛА, запускаемых в воздушное пространство над долиной Бекаа. С их, помощью велась разведка частот работающих арабских РТС. Полученные ими данные поступали на самолеты Е-2С «Хокай», а после обработки - на борт самолетов - постановщиков радиоэлектронных помех или ракетным и артиллерийским батареям.
Промышленность ФРГ и Великобритании разрабатывает беспилотные летательные аппараты «Тукан» и «Стабилай» соответственно. В настоящее время дивизии сухопутных войск этих стран оснащаются канадскими БЛА CL-89. В Италии создана система БЛА «Андромеда». Во Франции и Бельгии в составе сухопутных войск имеются части разведки целей, вооруженные БЛА R.20 и «Эпервье». На большинстве их устанавливаются двигатели внутреннего сгорания. Крейсерская скорость БЛА составляет 100-180 км/час, высота боевого применения- 1000-3000 метров, продолжительность полета - 3-4,5 часа. Беспилотные летательные аппараты многоразового применения оборудуются, как правило, панорамными телевизионными камерами, средствами передачи информации на землю в реальном масштабе времени. Аппараты одноразового применения создаются преимущественно для уничтожения различных радиолокационных станций.
Практика показала, что КР и БЛА являются «трудными» целями для современных систем ПВО вследствие их малых геометрических размеров, эффективной поверхности рассеяния и слабого теплового излучения двигателей. Это обусловило появление принципиально новых проблем организации и ведения ПВО объектов и группировок войск.
Военные специалисты США и ОВС НАТО, учитывая вероятность создания беспилотных средств воздушного нападения в других странах, ведут активный поиск эффективных средств и способов борьбы с КР и БЛА. В этих целях США и Канада разрабатывают ряд программ по усовершенствованию системы ПВО «Норад», которые предусматривают реализацию двух основных способов борьбы с крылатыми ракетами: уничтожение самолетов - носителей до пуска КР и уничтожение самих ракет в полете. При этом командование «Норад» стремится вынести рубежи перехвата как носителей, так и ракет на максимально возможную дальность от своих сухопутных и морских границ. Для этого США постоянно содержат на аэродромах Исландии и Аляски по 1-2 самолета ДРЛО и управления системы АВАКС и по одной эскадрилье истребителей-перехватчиков.
По мнению зарубежных военных специалистов, уничтожение КР является составной частью общей системы противовоздушной обороны. Для эффективной борьбы с ними в полете считается необходимым заблаговременно выполнить ряд мероприятий: спрогнозировать ракетоопасные направления, снизить нижнюю границу радиолокационного поля, развернуть сплошные радиолокационные полосы предупреждения путем уплотнения группировок радиотехнических средств ПВО, создать локальные маловысотные поля на подступах к важнейшим районам и объектам.
В США особое значение придается совершенствованию системы радиолокационной разведки. Для этого создаются загоризонтные РЛС (ЗГ РЛС), способные обнаруживать самолеты стратегической авиации в диапазоне дальностей 900-3240 км.. Намечается провести испытание станции по обнаружению КР, летящих на высоте 30 метров, а также определить курс ее дальнейшего совершенствования.
Обнаружение носителей КР с северного направления планируется возложить на линию радиолокационных постов «Дью», самолеты ДРЛО и управления системы АВАКС. Это вызвано тем, что над полярными районами ЗГ РЛС малоэффективны из-за сильных помех в коротковолновом диапазоне волн, вызываемых магнитными бурями. На отдельных участках линии «Дью» намечено использовать аэростатные РЛС, которые могут поступать в систему ПВО уже в 1988 году. Практические испытания показали, что по результативности они не уступают обычным РЛС, установленным на вершинах гор высотой 2-3 тыс. метров.
Предусматривается также развернуть сеть радиолокаторов космического базирования. По мнению американских военных специалистов, это позволит существенно расширить возможности и масштабы радиолокационного контроля воздушного пространства в пределах практически всего земного шара и создать всепогодную систему наблюдения, способную работать независимо от времени суток и обеспечить решение задачи обнаружения самолетов стратегической, транспортной и тактической авиации, а также крылатых ракет различного базирования в полете.
Для обеспечения гарантированного уничтожения КР в полете предполагается с помощью информации, полученной от комплексной системы радиолокационной разведки, вскрывать налет самолетов - носителей КР. Это позволит своевременно направлять в районы их обнаружения самолеты Е-ЗА системы АВАКС, которые будут наводить на бомбардировщики и крылатые ракеты в полете выделенную для борьбы с ними авиацию ПВО. В качестве истребителей-перехватчиков предусматривается использовать самолеты типа F-15 и F-16, вооруженные ракетами средней дальности с радиолокационными головками самонаведения, обеспечивающими поражение малоразмерных целей на малых и предельно малых высотах.
На первом этапе планируется использовать истребители F-15A и F-16A, дозаправляемые в воздухе самолетами-заправщиками КС-135 для выноса рубежей перехвата КР и их носителей на удаление до 2000 км от прикрываемых объектов, а в последующем - F-15E, оборудованные конформными топливными баками (прилегающими к фюзеляжу и создающими малый прирост аэродинамического сопротивления) и способные выполнять задачи без дозаправки.
Уничтожение КР, прорвавшихся к объектам, планируется осуществлять зенитными ракетными комплексами «Пэтриот». В зависимости от важности прикрываемого объекта в их состав могут входить 5-8 пусковых установок. Использование в ЗРК радиолокатора большой мощности с электронным сканированием луча и принципа наведения ракет ТРВ (управление через ракету) дает возможность, по мнению специалистов США, уничтожать воздушные цели с высокой вероятностью в условиях сильных электронных помех. С помощью этих комплексов предусматривается прикрыть около 200 военных баз на территории США. В интересах повышения эффективности ЗРК системы «Пэтриот» намечается их оснастить ракетами с ядерными зарядами и усовершенствовать математическое обеспечение ЭВМ ее радиолокатора и командного центра.
Для противоракетной обороны европейских баз НАТО от ударов баллистических и крылатых ракет США приступили к разработке системы ATM (системы тактической ПРО), которую планируется создать к 1988 году. На первом этапе предполагается усовершенствовать ЗРК «Пэтриот» для обеспечения перехвата оперативно-тактических баллистических ракет и модифицировать ЗРК «Усовершенствованный Хок» для поражения КР наземного базирования. В дальнейшем в систему будут входить новые антиракеты, наземные и самолетные РЛС обнаружения и сопровождения, разведывательные спутники, средства управления и связи. При создании системы ATM намечается использовать научно-технический потенциал, накопленный во всех родах войск, включая возможное применение радиолокатора корабельного ЗРК «Иджис» после модификации его на наземное базирование.
Кроме того, с 1982 года проводятся исследования возможности уничтожения КР с помощью лазера, установленного на летающей лаборатории ALL (Боинг NKC-135). В ходе экспериментов в июле 1983 года лучом лазера были последовательно выведены из строя пять ракет-мишеней «Сайдуиндер» класса «воздух - воздух», запущенных с самолета. Скорость ракет составляла около 3200 км/час. Они не разрушались в воздухе, а теряли управление в результате повреждения их ИК-головок самонаведения.
Учитывая, что в США на КР в настоящее время устанавливаются корреляционные системы наведения «Терком» (радиолокационная) и «Диджисмек» (оптическая), основанные на использовании принципа сравнения рельефа местности, над которой пролетает ракета, с данными, введенными в память системы, в зарубежной печати указывается на возможность замаскировать как сам объект, так и изменить конфигурацию прилегающих к нему естественных и искусственных наземных ориентиров, что может обеспечить срыв наведения КР на цель. В качестве средств маскировки планируется использовать наземные передатчики активных помех или уголковые отражатели сигналов системы «Терком», а также различные маски и аэрозоли для нарушения работы аппаратуры системы «Диджисмек».
Особое место в современных условиях занимает проблема борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Наиболее широко они будут применяться в оперативно-тактической зоне на высотах 1-3 тыс. метров при крейсерской скорости полета 100-180 км/час, что по мнению зарубежных специалистов, должно обеспечить их высокую живучесть над полем боя. Однако ряд таких разведывательных признаков, как передача ими информации на наземные пункты, интенсивный прицельный огонь артиллерии, удары ракет по РЛС из определенных районов, позволяют вскрывать применение БЛА и организовать противодействие им.
Основными способами борьбы с БЛА, как отмечается в зарубежной печати, являются их уничтожение и радиоэлектронное подавление.
Считается, что уничтожение элементов наземного оборудования, обеспечивающего функционирование разведывательных БЛА, могут осуществлять артиллерия, вертолеты огневой поддержки и штурмовая авиация. Расположение этих объектов может выявляться с помощью разведывательных элементов системы ПЛСС и вертолетов, оборудованных средствами оптической, инфракрасной и лазерной разведки, а также беспилотных летательных аппаратов. Нанесение ударов по пусковым установкам противорадиолокационных БЛА будет значительно затруднено из-за большого удаления мест их расположения от переднего края (100-150 км), высокой скрытности и автономности действий. Эту задачу, как считают зарубежные специалисты, целесообразно возлагать на тактическую авиацию.
Малые ЭПР и геометрические размеры беспилотных летательных аппаратов в значительной мере затрудняют их обнаружение в полете. Поиск разведывательных БЛА признано целесообразным осуществлять путем пеленгации их радиоизлучений при передаче информации на пункты управления. С помощью радиопеленгаторов, установленных на земле или на вертолетах, определяются координаты БЛА и осуществляется наведение на них активных средств ПВО, среди которых наиболее эффективно выполняют эту задачу, по мнению военных специалистов НАТО, ЗСУ и ЗРК, имеющие свои РЛС наведения оружия. Кроме того, для борьбы с БЛА могут широко применяться боевые вертолеты, имеющие почти такие же, как у них, скоростные, высотные и маневренные характеристики, оснащенные средствами обнаружения и поражения воздушных целей. Кроме пушек и пулеметов, на вертолетах предполагается установить разрабатываемые сейчас управляемые ракеты класса «воздух - воздух». Патрулируя над районами стартовых позиций батарей ЗУР «Хок», «Патриот», центрами управления и оповещения, передовыми пунктами управления системы АСУ «Нейдж», 485L и др., они смогут обнаруживать и уничтожать противорадиолокационные БЛА типа «Пейв Тайгер».
Наряду с огневым поражением борьба с большинством типов БЛА весьма эффективно может вестись средствами РЭП. Это достигается путем постановки активных помех в линиях управления ими и передачи видеоинформации бортовой аппаратурой на наземные пункты управления. Такой способ борьбы в сочетании с применением средств маскировки боевых порядков войск считается наиболее эффективным на всех этапах боевых действий. Зарубежные специалисты полагают, что постановка помех более выгодна в линиях передачи информации с БЛА, так как на них устанавливаются маломощные передатчики. В то же время бортовая аппаратура РЭП самолетов и вертолетов может в десятки и сотни раз превосходить их по мощности сигнала и ширине спектра излучений.
Таким образом, развивая высокоточные и беспилотные средства воздушного нападения, военное руководство стран НАТО вынуждено одновременно модернизировать существующие и разрабатывать новые системы оборонительного вооружения для борьбы с ними, совершенствовать тактику их боевого применения. Считается, что борьба с КР и БЛА является комплексной проблемой, решить ее можно только путем совместных, согласованных действий по выявлению и уничтожению их на земле и в воздухе, а также проведением мероприятий по радиоэлектронному подавлению радиотехнических систем, обеспечивающих функционирование этих средств воздушного нападения.
Для ведения эффективной борьбы с беспилотными средствами воздушного нападения необходимо хорошо знать их тактико-технические характеристики и способы боевого применения, умело использовать оружие и боевую технику разнородных сил ПВО,
Flight International, 1982, № 3832, p. 1112-1116.
Aviation Week and Space Technology, 1981, 3 August, p, 58.
T а м же, 1984, № 6, p. 157.
Flight, 1984, 10 March, p. 620.
Defence International, 1979, № 58, p. 55-62.
Flight, 1983, № 3871, p. 123.
Flight, 1983, № 3874, р. 300.
Defence Electronics, 1982, № 10, p. 158.
Armada International, 1982, № 1, p. 32.
Flight, 1933, № 3877, р. 541.