Пути совершенствования оперативной подготовки
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1990, стр. 25-27
В ВОЙСКАХ, ШТАБАХ, ВВУЗАХ
Пути совершенствования оперативной подготовки
Полковник Г. С. БЕЛОВ
Развивая идеи, высказанные в статье генерал-полковника А. А. Демидова, автор предлагает вниманию читателей некоторые пути совершенствования оперативной подготовки офицеров и штабов. По его мнению, в современных условиях они являются приоритетными, однако требуют всесторонней проверки на проводимых мероприятиях оперативной подготовки, не исключаются и другие направления, способствующие дальнейшему повышению ее качества.
В СОВРЕМЕННЫХ условиях резко возрастает значение оперативной подготовки офицеров и штабов, требуются более совершенные формы и способы ее организации и проведения. Прежде всего это связано с развитием средств и способов вооруженной борьбы, необходимостью практической реализации положений новой советской военной доктрины. В связи с этим на основе личного опыта и анализа состояния оперативной подготовки штабов объединений сделана попытка показать наиболее актуальные пути ее совершенствования.
Первый. Приведение направленности и содержания оперативной подготовки в соответствие с современными требованиями. При этом основные усилия следует сосредоточить на практической реализации положений военной доктрины по всесторонней подготовке офицеров, штабов и войск для гарантированного отражения возможной агрессии в любых условиях обстановки. Первостепенное внимание необходимо уделять совершенствованию практических умений и навыков офицеров по качественному выполнению возложенных на них обязанностей, особенно при приведении войск в различные степени боевой готовности, оперативном развертывании, подготовке и ведении современных операций, добиваться от обучаемых творческой активности, самостоятельности и инициативы.
Органы управления и войска нужно готовить к действиям в условиях применения противником различных средств поражения, широкого использования им воздушных десантов, диверсионных разведывательных групп и средств радиоэлектронной борьбы. Важно учить подчиненных наиболее эффективным способам планирования операций, организации и осуществления взаимодействия, управления, оперативного и других видов обеспечения.
Второй. Совершенствование планирования, форм и методов оперативной подготовки. Опыт войск показывает, что одна из причин имеющихся недостатков в обучении офицеров и штабов - это издержки в его планировании. Зачастую планы разрабатываются не в полном объеме и в ходе учебного процесса требуют уточнения. Нередко чрезмерная насыщенность мероприятиями не позволяет своевременно вносить необходимые коррективы для качественной их отработки. Эти негативные моменты в ряде случаев являются причиной неразберихи в ходе обучения и снижают ответственность должностных лиц за качество проводимых занятий, сковывают инициативу обучаемых. Практика работы оперативных штабов показывает, что в целях придания большей самостоятельности подчиненным штабам при разработке тематики занятий и их распределении по периодам обучения целесообразно уточнить порядок планирования оперативной подготовки и осуществлять его по трем этапам.
Первый (предварительный) охватывает подготовку к планированию. На основе указаний вышестоящего штаба готовятся необходимые данные, формы документов и другие мероприятия.
Второй (основной) начинается с получения исходных данных для планирования (мероприятия старших начальников, сроки и места их проведения; определение руководителей и состава привлекаемых офицеров, штабов и войск; выделение учебных центров, организационно-методические указания и др.). С учетом этих данных проводится конкретное планирование, в ходе которого вырабатывается тематика занятий, указываются исполнители, сроки, силы и средства.
На третьем (завершающем) этапе детально уточняется содержание плана, при необходимости включаются дополнительные мероприятия и согласовываются сроки их проведения.
Опыт войск свидетельствует, что процесс подготовки должен осуществляться от простого к сложному. Нельзя говорить о слаженности отделения, отдела, управления, службы, если каждый офицер штаба не освоил в полном объеме свои функциональные обязанности. Не достигнут должной результативности и мероприятия, проводимые со штабом в целом, если в ходе раздельных штабных тренировок, групповых летучек все его подразделения не добьются уверенных действий.
Поэтому учебный процесс идет более эффективно при условии, если он проводится поэтапно и целенаправленно. На первом этапе офицеры изучают свои обязанности, обогащают теоретические знания и практические навыки, решают оперативные летучки, проводят практические тренировки на пунктах управления, технике и вооружении. При необходимости им даются дополнительные задания по слабоусвоенным вопросам. Второй этап включает сколачивание отделений, отделов, управлений и служб штаба. В ходе проведения раздельных штабных тренировок, оперативных летучек, групповых упражнений, а также тренировок рабочих групп и боевых расчетов пунктов управления обучаемые совершенствуют свои практические умения и навыки в отработке боевых документов, производстве оперативно-тактических расчетов, управлении войсками. На третьем этапе проводится слаживание штаба в целом в основном в ходе совместных штабных тренировок и учений, в процессе которых анализируется уровень подготовки органов управления, выявляются недостатки и намечаются пути их устранения. Четвертый этап охватывает командно-штабные военные игры и учения - высшие формы оперативной подготовки.
Несомненно, такой процесс обучения потребует более продуманного и гибкого планирования. Поэтому предпочтение должно отдаваться активным формам обучения, которые в наибольшей степени способствуют развитию практических навыков и умений. С этой целью особо хотелось бы отметить значение оперативных летучек. К сожалению, некоторые начальники недооценивают их возможности в освоении функциональных обязанностей, использовании средств управления, автоматизации и механизации, в повышении штабной культуры офицеров. А ведь именно оперативные летучки, особенно проводимые на местности со средствами связи, обозначения и имитации, решаемые каждым офицером индивидуально в ограниченные сроки, открывают широкий простор для проявления самостоятельности и творчества.
Реальной возможностью улучшения качества мероприятий оперативной подготовки является личное участие в их проведении руководящего состава всех звеньев управления. В ходе занятий старшие начальники должны ие только контролировать, но и обучать подчиненных, передавать им свой опыт, поощрять творческие, нестандартные решения с элементами военной хитрости, основанные на глубокой оценке обстановки и проведенных расчетах. Ори этом им не следует навязывать действия, предусмотренные заблаговременно разработанными графиками. Это сковывает инициативу и творчество обучаемых.
При всем многообразии форм подготовки офицера основой его профессионального роста является самостоятельная работа. Анализ показывает, что ее организация и проведение имеют целый ряд существенных недостатков, к которым можно отнести формализм, неконкретность, отсутствие должного контроля со стороны начальников. В некоторых штабах офицеры ограничиваются лишь изучением соответствующих теоретических положений и выполнением индивидуальных заданий. Видимо, этого недостаточно. На мой взгляд, весьма важно изучение функциональных обязанностей, проведение собеседований, индивидуальных оперативных летучек, тренировок по совершенствованию практических навыков.
Большое значение в совершенствовании оперативной подготовки офицеров имеет также умело организуемый обмен передовым опытом. К сожалению, в настоящее время прогрессивные методики зачастую не выходят за рамки штаба объединения. Для более широкого обмена опытом целесообразно, на мой взгляд, создать в главных штабах видов Вооруженных Сил и штабах военных округов информационно-методические центры (ИМЦ). В их состав должны входить опытные офицеры, обладающие высоким педагогическим мастерством.
Как показывает анализ, одной из причин недостатков в подготовке офицеров и штабов является низкая ответственность отдельных должностных лиц. Применение к ним мер только административного воздействия не дает желаемых результатов. Поэтому воздействие должно носить комплексный характер, т. е. осуществляться с учетом принципа материальной и моральной заинтересованности. Некоторый опыт в этом направлении в войсках уже имеется. Так, при назначении на должность офицеру определяется минимальный размер денежного содержания, предусмотренный для этой должности. По истечении определенного времени, когда он изучил и практически освоил свои функциональные обязанности, денежное содержание ему может быть повышено. Вместе с тем целесообразно всесторонне освещать передовой опыт работы офицеров на Офицерских собраниях, проводить конкурсы на замещение вакантных должностей.
В статье сделана только попытка выработать рекомендации по совершенствованию оперативной подготовки офицеров и штабов в современных условиях. В дальнейшем, видимо, необходимо продолжить исследования в этой области, используя все ценное, что было накоплено в практике оперативной подготовки.
Военная мысль. - 1990. - № 7. - С. 44-50.