К вопросу о создании Генерального штаба ВС СССР

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1991

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

К вопросу о создании Генерального штаба ВС СССР

Генерал-майор А. Ф. ГОЛОБОРОДОВ

СЕМЬДЕСЯТ лет назад, 10 февраля 1921 года, ЦК РКП (б) принял постановление «Об укреплении Красной Армии», на основании которого Революционный военный совет Республики (РВСР) издал приказ о слиянии Полевого штаба и Всероглавштаба в единый орган - Штаб РККА, ставший предшественником советского Генерального штаба. Хотя, конечно, и до его образования, а именно с мая 1918 года, существовали различные органы, осуществлявшие оперативные (оценка и прогнозирование военно-стратегической обстановки я планирование операций), организационные (строительство Вооруженных Сил) и мобилизационные (организация перевода экономики, транспорта, связи на военное положение) функции.

«Мозг армии»- так образно назвал Генеральный штаб видный советский военачальник и военный теоретик Б. М- Шапошников. И Генштаб действительно оправдывает это определение на протяжения всей своей истории. Он прошел сложный путь, впитав все лучшее от русской армии и создав свои традиции. Являясь важнейшим органом военно-стратегического руководства, Генеральный штаб стал надежным организатором защиты социалистического Отечества.

История советского Генерального штаба сложна и многообразна. Она - неотъемлемая часть истории Советских Вооруженных Сил. В ней можно отчетливо проследить зарождение и становление высшего органа военного руководства, выявить закономерности и тенденции его поступательного развития с первых дней социалистической революции.

Развязывание гражданской войны и нашествие интервентов потребовали ускоренного строительства новых революционных вооруженных сил. Важную роль в этом играли декреты СНК РСФСР от 15 января 1918 года «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и от 29 января - «Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота», положившие начало созданию Вооруженных Сил Советской республики и образованию новых органов военного управления.

При Наркомвоене декретом СНК от 15 января 1918 года была учреждена Всероссийская коллегия. На нее возлагалось направление и согласование деятельности местных, областных и краевых организаций по формированию, учету вновь создаваемых боевых единиц, руководство комплектованием обучением, обеспечение новой армии вооружением, ее снабжение, санитарно-медицинская помощь, финансовое заведование, разработка новых уставов и инструкций. Членами Всероссийской коллегии были назначены Н. В. Крыленко, К. А. Мехоношин, Н. И. Подвойский, В. А. Трифонов, К. К. Юренев.

Некоторые военные специалисты считали необходимым и в новой армии сохранить Генеральный штаб. Были даже разработаны и утверждены его штаты. Однако начавшееся 18 февраля 1918 года наступление германских войск не позволило претворить в жизнь этот замысел.

Опыт борьбы с германской армией свидетельствовал о невысокой эффективности деятельности органов военного управления, их несогласованности в работе. В этих условиях шли напряженные поиски решения проблемы. Необходимо было создать аппарат, способный централизовать вопросы организации обороны Республики. Им стал Высший военный совет, образованный 3 марта 1918 года. Являясь органом коллегиального руководства, он должен был выполнять функции, которые в старой армии решались Главным управлением Генерального штаба, Главным штабом и Штабом Ставки. Но такой объем задач не соответствовал структуре Высшего военного совета. Нужен был аппарат, способный решать оперативные, мобилизационные и другие задачи.

Приказ Наркомвоена № 339 от 8 мая 1918 года определил создание Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб). Его возглавил Совет в составе Н. И. Бессонова, А. И. Егорова и Н. Н. Стогова. В новый военный орган наряду с Всероссийской коллегией по организации и формированию Красной Армии, Главным штабом, Главным комиссариатом военно-учебных заведений, Управлением по ремонтированию армии вошли также бывшее Главное управление Генерального штаба и оперативный отдел Московского окружного военкомата. Организационно Всероглавштаб включал управления: по командному составу, организационное, по ремонтированию армии, всеобуча, военно-топографическое и Главное управление военно-учебных заведений. Позже в нем были созданы оперативное и мобилизационное управления.

К лету 1918 года военно-политическая обстановка для Советской республики резко обострилась. Увеличение масштабов военных действий, численности армии усложнило планирование операций, управление войсками, потребовало нового подхода к решению вопросов их мобилизации, формирования и обеспечения. В этих условиях в июне (918 года создается Штаб Высшего военного совета, что способствовало более успешному решению оперативных и других задач.

И все-таки устранить серьезные недостатки в работе центральных органов военного управления не удалось. Особенно сильно они стали ощущаться в августе 1918 года, когда страна оказалась в кольце фронтов и значительно возрос пространственный размах военных действий. Причинами сложившегося тяжелого положения явились отсутствие планов войны, несогласованность действий, взаимное дублирование различными органами управления вопросов снабжения войск.

В начале сентября 1918 года ВЦИК принял постановление, в котором говорилось: «Советская республика превращается в военный лагерь. Во главе фронтов и всех военных учреждений Республики ставится Революционный военный совет с одним Главнокомандующим». Первым Главкомом стал И. И. Вацетис.

Согласно положению ВЦИК Главкому принадлежала полная самостоятельность во всех вопросах стратегическо-оперативного характера. Высший военный совет с формированием РВСР упразднялся. При РВСР создавался Полевой штаб.

Всероглавштаб и Полевой штаб РВСР приложили немало усилий для быстрого создания армии нового типа. Их деятельность, непосредственно связанная с организацией и обеспечением оперативного руководства армией и флотом, способствовала укреплению Вооруженных Сил, повышению их боеспособности, достижению побед на фронтах.

С разгромом основных сил внутренней контрреволюции и интервентов Советское государство приступило к восстановлению разрушенного первой мировой и гражданской войнами народного хозяйства, укреплению Красной Армии и Флота. Одним из главных направлений в этот период явилось совершенствование структуры и функций центрального военного аппарата, численность которого к середине 1921 года достигала 20 тыс. человек. Суть реорганизации состояла в том, чтобы создать орган, способный успешно решать задачи обеспечения надежной защиты страны и руководства оборонным строительством.

Как отмечалось, в феврале 1921 года был образован Штаб РККА. Целью проведенной в то время реорганизации являлось уточнение функций различных органов, устранение параллелизма в их работе, слияние отдельных управлений и сокращение разбухших штатов.

Начальником Штаба РККА был назначен начальник Полевого штаба РВСР П. П. Лебедев, имевший немалый опыт штабной работы и внесший существенный вклад в планирование большинства стратегических операций з годы гражданской войны.

В последующем при проведении военной реформы 1924-1925 годов роль и место Штаба РККА в руководстве вооруженными силами определялись еще более четко. М. В. Фрунзе, будучи его начальником, подчеркивал, что «этот оперативный штаб должен стать не только мозгом Красной Армии, он должен стать военным мозгом для всего нашего Советского государства...». Штаб РККА принимал активное участие в подготовке страны и Вооруженных Сил к военной защите от империалистической агрессии. После М. В. Фрунзе его последовательно возглавляли С. С. Каменев, М. Н. Тухачевский, Б. М. Шапошников, А. И. Егоров.

Коренные преобразования в Вооруженных Силах, перевооружение армии и флота, появление и развитие новых родов войск потребовали пересмотра разработки новых взглядов на военно-теоретические проблемы и их внедрение в практику, характера оперативкой и боевой подготовки штабов и войск. В этих условиях деятельность Штаба РККА не могла оставаться в неизменном виде.

В 1934 году постановлением СНК СССР упраздняется Реввоенсовет. Одновременно Народный комиссариат по военным и морским делам переименовывается в Народный комиссариат обороны СССР. Совершенствование организационной структуры центрального военного аппарата вызвало необходимость переработки Положения о Народном комиссариате обороны СССР, в соответствии с которым Штаб РККА становится центральным органом управления в НКО СССР по подготовке и использованию Вооруженных Сил для обороны страны.

Разработку вопросов военного строительства и подготовки армии и флота Штаб РККА осуществлял с учетом опыта первой мировой и гражданской войн и новейших достижений военно-теоретической мысли. Много внимания он уделял разработке актуальных проблем военного искусства, и в первую очередь теории глубокого боя и операции. Основы теории глубокой наступательной операции были заложены в трудах таких видных советских теоретиков, как К. Б. Калиновский, В. К. Триандафиллов, М. Н. Тухачевский. Основные положения новой теории проверялись в войсках на опытных учениях в Белорусском, Ленинградском, Московском, Приволжском и Украинском военных округах.

Возрастание роли Штаба РККА в руководстве Вооруженными Силами и организации обороны страны способствовало тому, что в сентябре 1935 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение о его переименовании в Генеральный штаб РККА. Его первым начальником был назначен руководивший до этого Штабом РККА А. И. Егоров. Возглавляемый им Генеральный штаб проводил многогранную организационную и исследовательскую работу.

Преобразование Штаба РККА в Генеральный штаб нельзя рассматривать как изменение названия. Оно явилось организационным выражением наиболее рациональной формы руководства подготовкой страны и Вооруженных Сил к обороне. В Генеральном штабе как качественно новом стратегическом органе управления сосредоточились прежде всего функции планирования, руководства и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Наряду с этим он организовывал и направ1 лял деятельность всего аппарата военного управления по строительству Вооруженных Сил. В известной мере Генштаб стал задающим генератором, который прогнозировал характер вероятной войны, военно-политическую обстановку в мире, готовил Вооруженные Силы к отражению возможной агрессии, развивал военную теорию и практику.

Необходимо отметить внешнеполитический аспект деятельности Генерального штаба. К середине 30-х годов расширились и укрепились рамки международных связей Советского Союза, что привело к необходимости активизировать контакты Наркомата обороны СССР, и в частности Генерального штаба, с военными ведомствами различных буржуазных государств. В этих условиях определенное значение имело и то, что самим наименованием подчеркивалась высокая компетентность и авторитет этого органа в военных вопросах.

Генеральный штаб сыграл свою положительную роль в становлении штабов родов войск, которые начали создаваться в середине 30-х годов. Однако текучесть кадров, развернувшаяся в стране борьба с «врагами народа» не позволили качественно провести эти мероприятия.

Объем и Сложность задач органов управления, в том числе и Генштаба, значительно возросли с началом второй мировой войны. Требовалось приблизить структуру штаба к военному времени. Постановлением Главного военного совета в октябре 1939 года он был переведен на новую организацию. Начальниками Генерального штаба накануне войны были генералы армии К. А. Мерецков, Г. К. Жуков.

Во второй половине 1940 года после мартовского Пленума ЦК ВКП(б) и анализа итогов советско-финляндской войны Главным военным советом было признано целесообразным расширить состав Генерального штаба до восьми управлений (оперативное, разведывательное, организационное, мобилизационное, военных сообщений, устройства тыла и снабжения, по укомплектованию войск и военно-топографическое). Были сохранены и некоторые отделы: укрепленных районов, военно-исторический, общий и кадров.

Весной 1941 года произошли изменения в распределении обязанностей в Наркомате обороны СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 года общее руководство Красной Армией Народный комиссар обороны осуществлял не только через Генеральный штаб, но и через заместителей Наркома и систему главных и центральных управлений. Начальник Генштаба становился одним из заместителей Народного комиссара обороны. Его роль в управлении была значительно снижена. Тем самым Генеральный штаб терял своё былое значение и растворялся в общей структуре органов высшего военного управления.

Недооценка роли Генерального Штаба в системе военного руководства, частые изменения в его структуре не могли не отразиться на подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии. Свое отрицательное влияние на решение этого вопроса в немалой степени оказывала и частая смена начальников Генерального штаба, которая сопровождалась и не всегда обоснованными перемещениями начальников управлений, отделов и их заместителей. Так, менее чем за год, с осени 1940 года и до лета 1941 года, сменилось четыре начальника оперативного управления Генштаба.

Начало второй мировой войны открыло новый этап в развития и становлении Генерального штаба как основного стратегического органа управления Народного комиссара обороны по руководству Вооруженными Силами. Он характеризовался дальнейшим уточнением функций Генштаба и перестройкой систем управления и строительства армии и флота, планирования оперативного и мобилизационного развертывания с учетом опыта разгорающейся войны на Западе. Поскольку в орбиту вооруженной борьбы были вовлечены экономика, политика, идеология многих воюющих государств, мобилизация всех материальных и духовных ресурсов требовала централизации управления страной при содействии «мозгового» центра армии.

Предчувствуя неотвратимость войны для нашей страны, Генеральным штабом предпринимались различные меры организационного и технического характера, направленные на повышение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Они обусловливались и опытом ведения войны с Финляндией, ее уроками, показавшими неготовность Красной Армии к ведению боевых действий с сильным противником. Необходимо было пересмотреть направления строительства Вооруженных Сил, систему их подготовки и управления. Самым серьезным образом следовало заняться вопросами технического оснащения армии и флота, их всестороннего обеспечения, подготовкой ТВД, и в первую очередь территории, которая вошла в состав СССР накануне войны. Решение этих проблем в Генеральном штабе получило свое начало. Однако ни одна из них к моменту развязывания немецко-фашистскими войсками агрессии против Советского Союза не была доведена до конца. Не удалось окончательно уточнить оперативный план, подготовить и осуществить стратегическое развертывание Вооруженных Сил.

Быстрый рост новых формирований без учета экономических возможностей страны по оснащению их вооружением привел к появлению. в Красной Армии небоеспособных соединений и частей. Особенно сильно этот недостаток ощущался в механизированных корпусах, сформированных накануне войны. Не хватало современной боевой техники в Военно-Воздушных Силах и Военно-Морском Флоте. Тактико-технические характеристики некоторых видов вооружения Красной Армии уступали аналогичным образцам противника.

Осуществляя подготовку Вооруженных Сил к войне, Генеральный штаб не смог уделить достаточного внимания вопросам военного искусства. Проблемы начального периода войны оказались теоретически непроработанными. Вариант вынужденного перехода советских войск к стратегической обороне не предусматривался. Штабы и войска не были готовы к ее ведению и ориентировались на разгром врага на чужой территории малой кровью.

С началом войны структура Генерального штаба претерпела значительные изменения. Организационные перестройки преследовали цель главным образом создать Генштабу наиболее благоприятные условия для решения оперативных вопросов, обеспечения эффективного руководства стратегическими действиями Вооруженных Сил. К примеру, в конце июля 1941 года организационно-мобилизационные функции, а вместе с ними и соответствующие управления были изъяты из Генштаба и переданы вновь сформированному Главному управлению формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформ). Военные сообщения переданы в ведение начальника Тыла Красной Армии.

Главное внимание в деятельности Генерального штаба уделялось разработке планов стратегических действий, директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию Вооруженных Сил, организации и руководству разведывательной деятельностью, противовоздушной обороной, совершенствованию работы тыла, сбору, обработке и распространению материалов по обобщению опыта войны и другим важным вопросам. Возникли и новые направления его деятельности. Генеральный штаб стал выполнять задачи, связанные с согласованием военных усилий стран антигитлеровской коалиции, формированием на территории СССР иностранных частей. В его составе был учрежден корпус офицеров Генерального штаба, создано управление по обобщению опыта войны. На него же возлагалась подготовка материалов к международным военно-политическим конференциям и встречам глав правительств и государств.

Таким образом, Генеральный штаб являлся основным рабочим органом Ставки ВГК по стратегическому планированию и руководству войсками на фронтах войны. Наиболее ярко его возможности проявились в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и в сражениях за Днепр. В итоге Советскому Верховному Главнокомандованию удалось перехватить стратегическую инициативу.

Спланированные Генштабом крупнейшие стратегические операции (кампании) Советских Вооруженных Сил в 1944-1945 годах по освобождению Белоруссии, Украины и Прибалтики, а затем Польши, Румынии, Венгрии, Чехо-Словакии и других европейских государств, боевые действия на территории Германии привели к полному разгрому вермахта. Затем была спланирована и блестяще осуществлена кампания на Дальнем Востоке.

Начальниками Генерального штаба в годы войны были Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, А. М. Василевский, А. И. Антонов.

В целом система стратегического руководства Вооруженными Силами с участием Генерального штаба доказала свою высокую работоспособность и живучесть. Она оказалась довольно гибкой, мобильной и явилась важным фактором в достижении общей победы над агрессором. Основными тенденциями в ее развитии являлись: централизация, усиление связей политического и стратегического руководства, возрастание роли Генерального штаба в руководстве Вооруженными Силами, приближение стратегической инстанции к войскам действующей армии путем создания промежуточных звеньев в виде главных командований стратегических направлений (ТВД), назначение представителей Ставки для координации действий ряда фронтов, повышение оперативности руководства войсками при возрастании роли оперативных органов и общевойсковых штабов в целом, сращивание военной связи с государственной, широкое внедрение технических средств связи.

Приобретенный опыт управления войсками и силами флота в годы Великой Отечественной войны нашел свое преломление в развитии системы руководства Вооруженными Силами в послевоенный период. После окончания Великой Отечественной войны осуществлена реорганизация высших органов военного управления в соответствии с условиями мирного времени. Генеральный штаб подчинен министру обороны СССР. Совершенствовались его организационная структура и методы работы. Одной из важнейших задач Генерального штаба стало обеспечение согласованной деятельности главных штабов видов Вооруженных Сил, штаба Тыла, штаба Гражданской обороны СССР, штабов военных округов, групп войск и флотов.

Начальниками Генерального штаба в послевоенный период были А. И. Антонов, А. М. Василевский, С. М. Штеменко, с 1952 года - В. Д. Соколовский, М. В. Захаров, С. С. Бирюзов, В. Г. Куликов, Н. В. Огарков, С. Ф. Ахромеев. С декабря 1989 года начальником Генерального штаба стал генерал армии М. А. Моисеев.

Наряду с глубоким изучением и обобщением богатого опыта второй мировой и Великой Отечественной войн Генеральный штаб внимательно следит за развитием военного дела. Бесспорен его вклад в разработку современной военной доктрины СССР.

Как известно, военная доктрина СССР вытекает из политики нашего государства. С учетом реальной военной угрозы Генеральным штабом принимаются меры по недопущению развязывания новой войны, совершенствованию обороны страны, боевой мощи Вооруженных Сил с тем, чтобы поддерживать военное равновесие, не допустить военного превосходства противника и быть готовым нанести ему поражение при любых условиях развязывания им войны.

Изменения в расстановке сил на международной арене, в социально-политической, экономической и научно-технической областях, а также революция в военном деле оказали влияние на все стороны организации стратегического руководства вооруженными силами и управления войсками.

Важная роль Генерального штаба на современном этапе проявляется прежде всего в определении перспектив развития средств вооруженной борьбы с, учетом новейших достижений научно-технического прогресса, основных направлений военного строительства и задач вооруженных сил.

Ускорение всех процессов вооруженной борьбы в возможной войне обусловливает тенденцию повышения оперативности руководства вооруженными силами. Высокий технический уровень средств связи позволяет Генеральному штабу устанавливать непосредственные контакты с исполнителями, минуя промежуточные звенья, что явилось одним из новых методов работы, продиктованных последствиями использования достижений научно-технической революции.

В своей деятельности Генеральный штаб учитывает, что новые средства вооруженной борьбы ведут к пересмотру взглядов во всех областях военного искусства. Ускоренное развитие материально-технической базы, вызванное научно-технической революцией, резко сократило сроки изменений, происходящих в военном искусстве. Новые способы ведения военных действий немедленно предъявляют новые требования к вооружению, к усовершенствованию его тактико-технических характеристик, к организации войск и тем самым как бы дают срочный заказ на дальнейшее их развитие, что неизменно предъявляет серьезные требования к Генеральному штабу.

На современном этапе деятельность Генерального штаба всецело подчинена задачам перестройки в стране, основана на новом политическом мышлении и направлена на обеспечение мирного труда советских людей и укрепление международной безопасности, организацию обороны в пределах границ СССР, недопустимость растаскивания армии по республикам.

Вместе с тем это не означает, что ранее существовавшие функции Генерального штаба утратили свою актуальность. Они сохраняются и теперь. Более того, в настоящее время они существенно дополнены рядом других направлений, связанных с интенсификацией разоруженческих процессов, расширением контактов и связей по военной линии между Вооруженными Силами СССР и армиями иностранных государств, и прежде всего НАТО. Генеральный штаб обеспечивает проведение переговоров по сокращению вооруженных сил и вооружений, направленных на понижение уровня военного противостояния сторон, осуществление контроля ядерной безопасности страны. Особая роль принадлежит Генштабу в разработке и осуществлении военной реформы. Под его руководством проводятся сокращение армии и флота, изменение их структуры и придание им сугубо оборонительного характера, проведение в стране конверсии военного производства, решение других задач, в том числе народнохозяйственного значения.

В условиях перестройки в Вооруженных Силах, как и во всей стране, происходят глубокие изменения. В соответствии с принципом оборонительной достаточности осуществляется сокращение армии и флота, а также аппарата управления. Его реализация происходит в рамках реформы Вооруженных Сил, мероприятия которой вытекают из политики Советского государства в области обороны и безопасности. Их цель - достижение максимального соответствия структуры и функций аппарата Генерального штаба характеру задач Вооруженных Сил, обеспечение их высокой боевой готовности и надежной защиты Родины.

Под руководством Генерального штаба в Вооруженных Силах СССР осуществлена переработка основных руководящих уставных документов, разработана теория подготовки и ведения оборонительных и контрнаступательных операций на континентальных ТВД и других операций, связанных с внедрением в практику требований военной доктрины СССР. В последнее время Генеральный штаб значительно активизировал свою деятельность по организации и руководству научной работой в армии и на флоте. Она направляется на исследование актуальных проблем укрепления обороноспособности страны, военной теории и практики, строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Генеральный штаб основные усилия сосредоточивает на поддержании боевой готовности на уровне, обеспечивающем предотвращение войны, гарантированное отражение агрессии и надежную защиту суверенитета и государственной целостности Советского Союза, на полной реализации установок военной доктрины, концепции дальнейшего развития Вооруженных Сил. Ведется значительная работа по поддержанию тесного взаимодействия Генерального штаба с другими государственными, экономическими и общественными структурами страны, всестороннему обеспечению жизнедеятельности армии и флота в условиях перестройки.

В выполнении задач Генеральный штаб опирается на богатый опыт прошлого, непременно руководствуется требованиями Советского государства, скалывающейся международной обстановки и неразрывно связывает их со стремлением всего человечества к сохранению прочного мира на Земле.

При написании статьи использованы материалы ряда упрашкаая а отделов Генерального штаба.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации