Условия перехода к возможному применению ядерного оружия

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1996, стр. 10-14

Условия перехода к возможному применению ядерного оружия

Генерал-майор запаса В.А.РЯБОШАПКО,

доктор военных наук,

действительный член Академии военных наук, профессор

Условия перехода к возможному применению ядерного оружия

АВТОР настоящей статьи считает, что использование ядерного оружия (ЯО) в любых военных конфликтах на нашей планете недопустимо и полностью разделяет мнение многих специалистов о необходимости запрещения и уничтожения всех ядерных средств военного назначения. Однако ЯО существует, поэтому существует и вероятность его применения. Сроки же полного отказа от него предсказать трудно. В связи с этим представляются оправданными исследования и меры, направленные на исключение предпосылок авантюрного, несанкционированного, случайного, провокационного использования ядерного потенциала любым государством.

Принятие «Основных положений военной доктрины Российской Федерации» ликвидировало бытовавшие в отечественных Вооруженных Силах принципы применения ядерного оружия (в ответных действиях после применения его агрессором), практическое использование которых изначально предопределяло утрату стратегической инициативы в военных конфликтах с массовым применением обычного высокоточного оружия. Это могло привести к катастрофическим последствиям для Российского государства, а в определенной обстановке - для всего мирового сообщества. Выступления ряда военно-политических руководителей Российской Федерации позволили внести ясность в оценку роли и места ядерного оружия в системе обороны нашего государства, более четко охарактеризовать ситуации, в которых возможно его использование. Однако некоторая неопределенность в отдельных вопросах, связанных с применением ЯО, все же сохранилась. Нынешнее состояние обороноспособности нашего государства и сформировавшиеся представления о способах развязывания и ведения войн с эвентуальным противником выдвинули на передний план проблему перехода к возможному применению ядерного оружия в ходе войны с использованием обычных средств поражения.

Необходимо отметить, что при наличии военно-политических факторов, способных повлиять на ход и исход войны, основные ядерные государства мира считают допустимым применение ЯО первыми. В связи с этим представляют интерес условия, при которых США (а их претензии и возможности по обеспечению «ядерного зонтика» для многих стран, как показали события последних лет, сохраняются) намерены использовать ядерные силы (не исключается - первыми): получение информации от системы предупреждения о нанесении противником ракетно-ядерного удара по территории США; вскрытие непосредственной подготовки вероятного противника к использованию ядерных сил в упреждающих действиях; применение противником в ходе обычной войны ядерного оружия и других средств массового поражения первым; уничтожение группировок СНС США до уровня, ставящего под сомнение возможность гарантированного уничтожения противника в ответном ударе; поражение либо реальная угроза поражения крупных группировок неядерных сил и сил союзников в ходе обычной войны; поражение (подавление) космических и наземных средств информационных систем; случайное, несанкционированное применение ядерного оружия. Такие же условия применения ЯО у Франции и Великобритании. КНР придерживается стратегической концепции «сдерживания», «устрашения» и «возмездия» с вероятностью использования ЯО первой, но на своей территории, если она будет занята агрессором.

Проведенный анализ условий применения указанными державами ядерного потенциала показывает, что их военно-политическое руководство предусматривает и заранее оговаривает возможность применения ядерных средств на любом этапе войны и даже вооруженного конфликта, если эта мера соответствует национальным интересам. Смысловое содержание условий привязано к конкретному, а не эвентуальному противнику, адрес которого не вызывает сомнений. Кроме того, конкретные показатели условий начала (перехода) применения ЯО не обозначены, а принятые качественные характеристики, как это показано на примере США, допускают весьма широкое их толкование. Отсутствуют, в частности, данные о формировании эскалационной модели перехода к массированному ядерному удару, так как не определены ситуации, при которых одиночные, групповые, избирательные пуски ядерных ракет (ракет с неядерной боеголовкой) одной стороны вызовут ответные массированные удары другой с катастрофическими последствиями для многих стран и народов. Отсутствие указанной конкретики лишает многих политологов иллюзии, что «в нужный момент времени» при начале развития катастрофической ситуации дипломаты начнут переговоры с целью смягчения обстановки, прекращения войны. Такого момента может не оказаться, и это будет означать конец цивилизации.

В свете последних событий на Балканах становится все более очевидной ставка военно-политического руководства США и НАТО на силовое решение возникших международных проблем под прикрытием рассуждений о необходимости их мирного разрешения, при этом действия дипломатов приобретают характер отвлекающего маневра. И если сегодня в мировом сознании сформировано негативное представление о сербах и Сербии, завтра то же может произойти с Россией, если она перейдет к политике активной защиты своих национальных интересов. В этих условиях оценка государства как «империи зла» вполне может служить оправданием не только экономической, политической, но и вооруженной агрессии.

Наличие фиксированных условий перехода к применению ядерного оружия в ходе обычной войны, факторов, определяющих возможность такого перехода, необходимо не только для принятия в сжатые сроки обоснованных решений, связанных с использованием средств массового поражения, но и для создания базы заблаговременной дипломатической деятельности (обеспечение переговорных процессов фактологическими данными), выбора направлений строительства и реформирования Вооруженных Сил, развития системы вооружения, планирования состава и структуры оперативных группировок, а также резервов. Кроме того, имеет большое значение и открытое информирование мировой общественности о позиции и возможных действиях России в случае развязывания против нее крупномасштабной агрессии.

Известно, что одной из главных задач Вооруженных Сил РФ является отражение агрессии. Однако очень важна и другая задача - предотвращение войн и вооруженных конфликтов. Она требует четкой регламентации поведения военно-политических институтов в предвоенный период, при ликвидации локальных конфликтов в прилегающих к.территории России и ее союзников регионах, при санации возрастающих военных угроз ее национальной безопасности.

Декларирование условий перехода к применению ядерного оружия на государственном уровне значительно усилило бы позиции России в вопросах обеспечения собственной безопасности, что особенно существенно в новой военно-политической ситуации, связанной в первую очередь с возможным расширением НАТО за счет восточно-европейских стран и созданием эффективной системы европейской безопасности. Кроме того, это избавило бы Россию от унизительной необходимости постоянно демонстрировать «готовность к честному сотрудничеству», намекать на опасность торможения реформ из-за неустуйчивости военной политики Запада и т.п.

Системный анализ возможности применения ядерного оружия и перехода к его использованию в ходе обычной войны показал, что геостратегическое положение России, состояние ее экономики, научные и технико-технологические возможности до 2005 года предопределяют необходимость существенного (по сравнению с США, Францией, Великобританией) расширения состава факторов, обусловливающих переход к применению ядерного оружия, конкретизации условий.

В пользу этого вывода говорят сегодня некоторые очевидные перспективы развития военно-стратегической ситуации в мире и регионах, граничащих с Россией: расширение зон ответственности НАТО и их выход непосредственно к Государственной границе РФ; ослабление на важнейших направлениях группировок Вооруженных Сил, обусловленное положениями Договора о сокращении обычных вооружений; снижение возможностей отечественной системы предупреждения о ракетном нападении, контроля подготовки агрессии и т.д.

Необходимость расширения состава указанных факторов определяется и функциональной зависимостью состояния национальной безопасности, военно-стратегического равновесия в мире, ядерного сдерживания эвентуальных противников от уровня обороноспособности государства, боеспособности и боеготовности его Вооруженных Сил.

В методическом плане все факторы целесообразно разделить на две группы. К первой относятся факторы, связанные с усилением непосредственной угрозы безопасности государства, ко второй - определяющие условия применения ядерного оружия с развязыванием агрессии. Реакция на эти факторы со стороны государственных институтов должна быть адекватной по направленности и объему принимаемых мер - от повышения боеготовности, живучести, устойчивости ядерных компонентов Вооруженных Сил до формирования конкретного содержания приказа на их применение.

К первой группе факторов, определяющих возможность перехода к применению ядерного оружия в мирное время, относятся: формирование военно-политических союзов, агрессивных по отношению к РФ, а также ее союзникам, способных создать реальную военную угрозу одновременно более чем на одном стратегическом направлении (Западное и Восточное, Западное и Южное); наращивание группировок войск (сил) в регионах, примыкающих к территории РФ и ее союзников, до пределов, резко нарушающих сложившееся соотношение сил; подготовка стратегических резервов и их боевое слаживание; размещение сил и средств вооруженной борьбы государств - ведущих членов- НАТО на территории стран, ранее входивших в состав СССР, или стран - членов Варшавского Договора; приведение стратегических ядерных группировок в состояние, обеспечивающее массированное применение ядерных средств.

Появление одного или нескольких факторов в любом сочетании может послужить поводом для принятия комплекса мер, направленных на повышение боеготовности оборонного потенциала ядерных сил, усиление контроля за действиями потенциального противника.

Учитывая, что решение на применение ядерного оружия - прерогатива Президента, необходимо заблаговременно подготовить обоснованный проект решения, реализация которого заняла бы минимум времени и не могла быть вскрыта техническими средствами разведки.

Ко второй группе факторов, определяющих возможность применения ядерного оружия в военное время, относятся: ввод крупных ударных группировок войск на территорию сопредельных с Российской Федерацией государств (кроме случаев, оговоренных в «Основных положениях военной доктрины РФ»); перспективы развития агрессии против России на ее национальной территории (например, имеющиеся и ожидаемые потери территории, союзников, личного состава, боевых и обеспечивающих средств); воздействие сил и средств агрессора по объектам стратегических ядерных сил, наземным, воздушным и космическим объектам, обеспечивающим их боевое применение (системы государственного и боевого управления, предупреждения о ракетном нападении, информационные сети и т.д.); несанкционированные, провокационные либо предупредительно-демонстрационные пуски ракет; воздействие агрессора по космической группировке сил и средств (разведывательные, ударные, навигационные, связные, пусковые, командно-измерительные комплексы); поражение мобилизационных ресурсов государства (людской контингент, стратегические сырьевые запасы, транспорт, предприятия, обеспечивающие производство в особый период, и т.д.); нанесение ударов по промышленному потенциалу страны - в первую очередь по атомным и гидроэлектростанциям (плотинам), предприятиям ядерной, химической и нефтехимической промышленности, топливному комплексу; широкомасштабная (до региона) радиоэлектронная агрессия путем функционального поражения объектов и средств государственного и военного управления; массированный подъем в воздух (полет в направлении границ Российской Федерации) самолетов стратегической и тактической авиации - носителей ядерного и высокоточного оружия с обычным оснащением; сосредоточение надводных и подводных кораблей ВМС потенциального противника - носителей высокоточных средств поражения с обычным оснащением либо движение значительного количества кораблей к морским (океанским) зонам, дальность которых обеспечивает возможность боевого применения авианосной авиации и крылатых ракет по объектам России и ее союзников.

Осуществление перечисленных факторов дает возможность агрессору нанести России неприемлемый ущерб. Состав факторов может существенно меняться: в сторону увеличения - при реализации технико-технологических прорывов в создании средств вооруженной борьбы; в сторону уменьшения - вследствие договорных процессов по сокращению вооруженных сил и вооружений, военной деятельности вне национальной территории в различных формах ее проявления, по увеличению взаимного доверия, контроля и т.д.

Российская Федерация в настоящее время не располагает системой национальных средств для определения и контроля состояния и развития некоторых из вышеуказанных факторов. Это может внести неопределенность в оценку последствий их воздействия до начала и в ходе войны с применением обычных средств поражения.

Учитывая, что до 2005 года возможность применения Россией при определенных обстоятельствах ядерного оружия против агрессора будет практически единственным сдерживающим фактором военного характера, представляется целесообразным создание на основе имеющихся компонентов разведывательно-информационной системы надведомственного уровня. Она должна обеспечивать оценку угрозы агрессии против России и ее союзников, определять факт агрессии, ее масштабы, характер, развитие, что позволит готовить предложения по применению ядерных средств тактического либо стратегического уровня.

Для методического обеспечения функционирования такой системы и деятельности подразделений специалистов, проводящих анализ развития ситуаций, необходимо разработать научно обоснованные показатели условий перехода к применению ядерного оружия. Основным показателем является ущерб, соответствующий воздействию конкретного фактора или различных сочетаний факторов.

В качестве критерия перехода к применению ядерного оружия в процессе войны с использованием обычных средств поражения может быть принята величина ущерба, при котором дальнейшее ведение боевых действий обычными средствами становится бессмысленным с позиций достижения победы, и следующим шагом может стать альтернатива - принятие политических решений на прекращение военных действий при сохранении государственности либо переход к ядерной войне.

Мера ущерба может быть опосредована через показатели величины людских потерь (боевого потенциала оперативных группировок, резервов), промышленного потенциала, связанной с продолжительностью их восстановления и мобилизационных ресурсов, а также уменьшением вероятности доведения сигналов боевого управления и т.д.

В интересах получения интегральных данных о величине ущерба, связанного с различными факторами перехода к применению ядерного оружия, показатели целесообразно выражать в относительных цифрах, тарифицированных по степени важности с позиций достижения безопасности государства, решения задач в войне.

Применение ядерного оружия в зависимости от состава коалиции государств-агрессоров может осуществляться в форме массированного удара либо демонстрационных пусков, а при необходимости эскалации объема, состава и адресности ударов - с использованием группировок СЯС или ядерных средств группировок сил общего назначения.

По факторам мирного времени и некоторым факторам военного периода в качестве критерия условий перехода к подготовке применения ядерного оружия может быть принята мера военной угрозы, определяемая как произведение вероятности развязывания войны государством (коалицией государств) - потенциальным агрессором на соотношение боевых потенциалов Вооруженных Сил России и государств-агрессоров.

Соответствующий показатель в качественном виде может быть определен как величина военной угрозы, при которой в случае ее реализации в форме военной агрессии ведение боевых действий группировками сил общего назначения, оснащенными обычным оружием, становится бессмысленным с точки зрения сохранения суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости.

Учитывая исключительную важность принятия решения на применение ядерного оружия, в Вооруженных Силах целесообразно иметь подразделение для анализа и оценки развития военно-стратегической обстановки в мире и регионах, сбора, изучения и обобщения данных по текущим потерям населения, ВС, территории, экономики в интересах систематической подготовки соответствующих проектов решений. Кроме того, это подразделение может подготавливать предложения по характеру и формам использования ЯО, составу и содержанию комплекса сопутствующих мероприятий военного и невоенного характера.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в статье не ставилась цель предлагать конкретные количественные показатели ущерба по каждому из рассмотренных факторов и их возможным сочетаниям, обусловливающие необходимость перехода к применению ядерного оружия. Эта проблема требует дополнительных исследований, выработки соответствующего методического аппарата, подготовки предложений по используемым информационно-расчетным средствам. Создание системы анализа хода и результатов войны с применением обычных средств поражения, оценки состояния Вооруженных Сил и государства в целом для подготовки решения на возможное использование ядерного потенциала страны позволит успешно решать не только важнейшие военные, но и политические проблемы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации