О переходе Войск ПВО на профессиональную основу
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 7-10
О переходе Войск ПВО на профессиональную основу
Полковник С.А.ВОЛКОВ,
кандидат военных наук, профессор АВН
Полковник С.А.ЗАКУРДАЕВ,
кандидат военных наук, профессор АВН
Полковник запаса Ю.С.КОВТУНЕНКО
ПЕРЕХОД Войск ПВО на профессиональную основу является одним из главных направлений их реформирования и обусловливается важнейшими особенностями современного этапа развития и применения сил воздушно-космического нападения (СВКН) эвентуального противника: их насыщенностью высокотехнологичным вооружением, многообразием форм и способов действий, увеличением доли беспилотных средств и т.п. Эти силы сегодня комплектуются высокоподготовленным в профессиональном отношении личным составом и могут самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи в воздушном и космическом пространстве. Для того чтобы противостоять современным СВКН, Войска ПВО должны иметь эффективное вооружение и военную технику, которыми в полной мере могут овладеть только высококвалифицированные специалисты - профессионалы своего дела.
Накопленный опыт комплектования наших Вооруженных Сил солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, свидетельствует о том, что выбранный путь в целом правилен, но требует совершенствования и связан с преодолением трудностей, особенно материального характера. Обобщение этого опыта в Войсках ПВО позволило вскрыть ряд недостатков: мал размер денежного довольствия военнослужащих-профессионалов и, как следствие, высок процент увольнений до истечения срока контракта, низка мотивация для продолжения службы прапорщиком, офицером или повторного заключения контракта; большое место занимает заполнение военнослужащими-контрактниками вспомогательных должностей; большинство солдат и сержантов, поступивших на службу по контракту, стремится избегать опасных и тяжелых видов деятельности; невысок их образовательный уровень.
Говоря о профессионализации Вооруженных Сил, на наш взгляд, нужно учитывать (но не копировать слепо) опыт других стран. Так, комплектование армии США на добровольной основе (с 1973 года) было обусловлено резким снижением морального духа и дисциплины военнослужащих из-за недовольства войной во Вьетнаме, нежеланием молодежи служить в армии. Переход к военной службе по контракту был длительным - лишь разработка его детализированного плана заняла четыре года. Следует отметить, что во Франции, например, определен шестилетний переходный период к армии профессионалов - с 1997 по 2002 год.
В армии США большое внимание уделяется рекламе и пропаганде военной службы, которыми занимаются специальные ведомства. Министерство обороны расходует большие средства на улучшение бытовых условий военнослужащих и предоставление им возможности продолжить свое образование. При этом основной упор в стимулировании поступления граждан на военную службу делается на денежное содержание (существует целая система различных надбавок, одноразовых и регулярных премий за особые условия службы, успешное выполнение функциональных обязанностей и т.п.). Из-за набора по найму США вынуждены держать значительное количество резервистов, которые в обязательном порядке проходят регулярную боевую подготовку, участвуют в различных учениях. Серьезное внимание уделяется привлечению в вооруженные силы высококвалифицированных гражданских специалистов для решения сложных задач, не связанных с непосредственным ведением боевых действий.
Надо отметить, что принцип добровольного комплектования вооруженных сил часто подвергается критике. Например, французы опасаются, что профессиональная армия может потерять свою функцию воспитания молодежи в духе патриотизма. Многие военные специалисты отмечают, что хотя уровень боевой готовности армии США высок, но в то же время, например, солдаты бундесвера, не являющиеся, в принципе, профессионалами, по своей выучке ни в чем не уступают американским.
Российскому гражданину органично присуща идея самоотверженного ратного труда по защите Отечества. Но внедрение в последнее время в сознание молодежи эталонов западного образа жизни, нарушение системы военно-патриотического воспитания, дискредитация службы в армии привели к подрыву престижа ратного труда, доверия общества к Вооруженным Силам. Уклонение призывников от службы приобрело угрожающий характер. В таких условиях профессионализацию ВС РФ можно рассматривать как способ преодоления указанных негативных явлений.
В настоящее время в Войсках ПВО подготовлены проекты концепции и программы перехода на профессиональную основу, но они разрабатывались при отсутствии исходных данных о численности войск, объемах и сроках целевого финансирования. Крайне затруднительным было планирование создания и совершенствования необходимой нормативно-правовой базы, которая в основе своей должна быть единой для всех Вооруженных Сил. По опыту мы можем сказать, что лимит времени (менее пяти месяцев), выделенный для разработки методологических основ концепции и программы, оказался недостаточен. Так, вопросы экономического обоснования, совершенствования организационно-штатной структуры и подготовки военнослужащих-профессионалов требуют более глубокой проработки и значительных затрат времени.
Рассмотрим, в чем же заключаются цель, основные задачи и этапы перехода Войск ПВО на профессиональную основу.
Целью перехода Войск ПВО на профессиональную основу является осуществление эффективного выполнения задач воздушно-космической обороны страны в условиях сокращения боевого состава и численности Войск ПВО благодаря повышению их укомплектованности высокоподготовленным в профессиональном отношении личным составом и постепенному оснащению более эффективными вооружением и военной техникой. При этом согласно выработанным положениям военнослужащие-профессионалы Войск ПВО (офицеры, прапорщики, а также солдаты и сержанты, проходящие службу по контракту) - это военные специалисты, соответствующие установленным квалификационным требованиям к определенной должности, проходящие военную службу по контракту и выполняющие все его условия.
Для достижения указанной цели требуется решить комплекс взаимосвязанных задач: разработать нормативно-правовую базу перехода Войск ПВО на профессиональную основу; перейти на комплектование основных специальностей, определяющих боевую готовность частей и подразделений, военнослужащими-профессионалами; определить квалификационные требования к каждой категории военнослужащих-профессионалов Войск ПВО; усовершенствовать организационно-штатную структуру частей (подразделений) и привести ее в соответствие с новыми принципами комплектования; изменить систему подготовки мобилизационных резервов; реформировать систему обучения военнослужащих-профессионалов и привести специализацию и емкость всех учебных заведений и частей в соответствие с потребностями войск; создать систему информационно-рекламного обеспечения добровольной военной службы по контракту в Войсках ПВО.
В соответствии с разработанными документами планируется постепенное повышение укомплектованности Войск ПВО солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту (до 80% штатной численности к 2005 году). Необходимо подчеркнуть, что сначала военнослужащими-профессионалами должны укомплектовываться основные должности боевых частей (подразделений). В подразделениях обеспечения и обслуживания предусматривается смешанное комплектование (сержантами - по контракту, солдатами - по призыву).
Для экономии ресурсов предполагается максимально возможное использование гражданского персонала на должностях, не связанных с боевой деятельностью. Думается, что повышение укомплектованности войск солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, и рост их профессионализма изменят в перспективе соотношение между численностью различных категорий военнослужащих (в частности, может уменьшиться доля офицерского состава).
В ходе совершенствования организационно-штатных структур необходимо устранить параллелизм в деятельности органов управления, привести в соответствие новому боевому составу общее количество подразделений (частей) обеспечения и обслуживания.
В результате реформирования системы обучения военнослужащих-профессионалов должна быть обеспечена непрерывность военного образования и военно-профессионального совершенствования. При этом потребуется оптимизация сети и емкости вузов (учебных частей) и приведение их в соответствие с потребностями войск с учетом дислокации.
Подготовку, повышение квалификации и переподготовку офицерского состава Войск ПВО планируется осуществлять в Военной академии ПВО, высших военных училищах, на военных кафедрах при гражданских вузах, Центральных офицерских курсах, в учебных центрах и центрах боевой подготовки, а подготовку офицеров запаса - на военных кафедрах, факультетах военного обучения гражданских вузов.
Первоначальную подготовку прапорщиков из числа гражданских лиц, поступивших на военную службу по контракту и не имеющих среднего специального образования, предполагается осуществлять в соответствующих школах прапорщиков со сроками обучения до шести месяцев. Учитывая низкую укомплектованность должностей прапорщиков для расширения базы их подготовки дополнительно планируется организовать школы прапорщиков при военных училищах. Повышение квалификации и подготовка прапорщиков, занимающих офицерские должности, будет осуществляться совместно с офицерами по родственным специальностям на Центральных офицерских курсах, в учебных центрах родов войск или соответствующих школах прапорщиков.
Наибольшего внимания и ресурсов потребует подготовка солдат и сержантов, проходящих службу по контракту. Их первоначальное обучение планируется осуществлять в учебных воинских частях: в течение трех месяцев - для граждан, поступивших на службу по контракту и имеющих соответствующую военно-учетную специальность; в течение шести месяцев - для граждан, поступивших на службу по контракту и не имеющих соответствующей военно-учетной специальности.
В связи с ограниченной емкостью существующей учебной сети и неравномерностью ее размещения на территории страны прорабатываются вопроеы дополнительного развертывания учебных частей и возможного использования учебной сети военных округов, а также других видов Вооруженных Сил.
Переход Войск ПВО на профессиональную основу предполагается осуществить в два этапа:
на первом этапе (до 2000 года) разработать в основном нормативно-правовую базу перехода и новые организационно-штатные структуры; укомплектовать солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, основные должности боевых частей и подразделений, обеспечив повышение их денежного содержания до уровня выше средней по региону заработной платы; совершенствовать системы подготовки военнослужащих-профессионалов и мобилизационного развертывания;
на втором этапе (2000-2005 годы) завершить разработку нормативно-правовой базы; перейти в основном на новые организационно-штатные структуры; повысить степень укомплектованности Войск ПВО солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, обеспечив их денежным содержанием, существенно превышающим среднюю по региону заработную плату; в основном завершить совершенствование систем подготовки военнослужащих-профессионалов и мобилизационного развертывания войск.
Следует особо подчеркнуть, что переход к новому принципу комплектования Войск ПВО потребует гарантированного, своевременного и полного обеспечения военнослужащих-профессионалов всеми видами довольствия в соответствии с установленными нормами, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном и культурном развитии, а также постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей права и обязанности военнослужащих-профессионалов.
В целях исключения нарушения социальной защищенности офицеров, не дослуживших до положенного пенсионного срока, и недопущения перерасхода финансовых средств при сокращении и замене офицерских должностей на должности гражданского персонала, по нашему мнению, общее количество сокращаемых и заменяемых офицерских должностей не должно превышать фактического количества ежегодно увольняемых офицеров.
Говоря о военно-экономической оценке перехода Войск ПВО на профессиональную основу, следует отметить, что наибольшие затраты при этом будут связаны с увеличением количества солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, и необходимостью повышения материальной обеспеченности военнослужащих-профессионалов. Потребуются дополнительные средства для расширения сети и емкости учебных частей, возобновления подготовки военнообязанных и т.п. В соответствии с нашим прогнозом проведение до 2005 года мероприятий по переходу Войск ПВО на профессиональную основу потребует ежегодного целевого выделения финансовых средств из государственного бюджета в размере 5 трлн рублей (в ценах 1997 года).
В заключение хотелось бы отметить следующее: во-первых, изложенные в статье методологические аспекты перехода Войск ПВО на профессиональную основу могут быть применимы при разработке концепций и программ профессионализации других видов ВС РФ; во-вторых, работу по переходу Войск ПВО на профессиональную основу целесообразно проводить в рамках Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации под руководством Министерства обороны и Генерального штаба.