О совершенствовании подготовки органов управления войсками (силами) ПВО
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2 (3-4) /1997, стр. 50-53
О совершенствовании подготовки органов управления войсками (силами) ПВО
Генерал-лейтенант В.В.БАРВИНЕНКО,
доктор военных наук, академик АВН, профессор
Полковник Е.Г.ЕВМЕНЧИК,
кандидат военных наук
ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт свидетельствует, что победа в сражениях и боях добывалась в большой степени умением полководцев, а не только количеством и качеством войск и оружия. В современных условиях необходимость тщательной подготовки органов управления войсками (силами) убедительно продемонстрировали события в зоне Персидского залива. Перед операцией «Буря в пустыне» было проведено более 200 учений, на которых отрабатывались самостоятельные и совместные действия воинских формирований различных стран в целях выполнения общих боевых задач. Командованию МНС удалось объединить единым замыслом и четко согласовать действия разнообразных сил и средств воздушного нападения (СВН), осуществивших свыше 110 тысяч самолето-вылетов и 300 пусков тактических крылатых ракет «Томахок».
Процесс управления войсками, силами и средствами ПВО отличается быстротечностью и повышенной сложностью. К тому же нападающей стороне всегда принадлежит приоритет в выборе времени и варианта нанесения удара. Вместе с тем анализ учений показал, что задачи управления войсками (силами) ПВО при отражении ударов СВН противника в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки отрабатываются, как правило, не в полном объеме и с большими упрощениями, так как создать обстановку, адекватную действиям воздушного противника (особенно на оперативно-тактическом и тем более оперативном уровне), чрезвычайно сложно из-за различных ограничений. Сегодня при малой пропускной способности полигонов, оставшихся в России, недостатке ассигнований, материальных средств, низкой укомплектованности воинских формирований решение подобных задач стало практически невозможным.
Кроме того, проводимые на картах тренировки, учения и игры по отражению ударов воздушного противника с реальными полетами авиации не всегда позволяют обучаемым увидеть просчеты, «переиграть» свои действия, проанализировать различные варианты ведения сражений и боев. Существенно ограничивают процесс обучения требования безопасного применения вооружения и военной техники.
Таким образом, в современных условиях при организации противовоздушной обороны РФ имеют место две противоречивые тенденции: первая - вынужденное упрощение процесса подготовки органов управления войсками (силами) ПВО, вторая - повышение требований к ее качеству, вызванное приоритетным развитием СВН и способов их боевого применения, а также расширением и усложнением задач управления при переходе к территориальной системе ПВО РФ.
Исследования показывают, что эффективность подготовки органов управления может быть существенно повышена путем компьютеризации процесса обучения, разработки и внедрения новых информационных технологий, позволяющих реализовать искусственную среду обучения, а также компьютерных методов (форм) обучения на основе использования последней. Перспективность указанных направлений подтверждается опытом оперативной и боевой подготовки вооруженных сил США и НАТО - резко повышается ее качество, снижаются затраты на проведение мероприятий, более эффективно решаются исследовательские вопросы.
Компьютерные методы обучения в той или иной степени используются практически во всех военных учебных заведениях МО РФ. Так, давно функционирует центр оперативной подготовки в Военной академии Генерального штаба, имеются серьезные разработки по новым информационным технологиям в Военной академии им.Дзержинского, в других ввузах, а частично и в войсках.
Вместе с тем используемые в учебных заведениях и войсках программные средства представлены отдельными, нередко не связанными между собой информационно-расчетными задачами, математическими моделями или их комплексами, реализованными на отдельных ЭВМ или в локальных сетях. Из-за отсутствия единой методологии системного описания предметной области (вооруженной борьбы) в целом они пригодны для обучения только по частным вопросам управления войсками (силами). Это же обстоятельство не позволяет при разработке специального математического и программного обеспечения (СМПО) выполнять требования максимального соответствия описываемых объектов реальным и полноты отражения всех существенных связей между ними, учитывать в ходе обучения все основные факторы, влияющие на ход и исход операций (боевых действий).
Следовательно, для улучшения подготовки органов управления (должностных лиц) необходимы новые информационные технологии, позволяющие создавать системы виртуальных объектов в области вооруженного противоборства разновидовых группировок войск и сил, адекватные реальным, т.е. получать электронные копии реальных объектов. Наиболее дешево и быстро это можно сделать на основе применения объектно-ориентированных принципов программирования.
Отметим, что подобные информационные технологии, используемые в области противоборства сил и средств противовоздушной обороны и воздушного нападения, разработаны в Военной академии ПВО и реализованы (на базе локальной сети современных ПЭВМ) в системе виртуальных объектов с условным наименованием «Спектр». В указанной системе имеются все необходимые характеристики объектов (сил и средств ПВО, воздушного нападения) и их основных связей, проявляющихся не только в ходе вооруженной борьбы, но и в период подготовки к ней, предусмотрена возможность адаптации к условиям конкретных потребителей (изменение района действий, средств противоборства и др.). Кроме решения информационно-справочных и расчетных задач применительно к различным воинским формированиям и средствам противоборствующих группировок «Спектр» обеспечивает комплексное моделирование процессов функционирования объектов с учетом основных факторов, влияющих на их действия, а также наглядность и естественность представления оперативной (тактической) обстановки и результатов противоборства сторон.
Наличие искусственной среды обучения позволит командующим (командирам) и их штабам проигрывать будущие (планируемые) действия своих войск (сил), оценивать на количественной, а не на интуитивной основе различные варианты решений и обоснованно выбирать тот, который в наибольшей степени отвечает конкретно складывающейся обстановке. Возможность же повтора любой ситуации того или иного сражения (боя) либо всей операции, а также последовательной (эпизод за эпизодом) и всесторонней имитации хода боевых действий предоставляет командному составу всех звеньев управления возможность не только отрабатывать в условиях, максимально приближенных к реальным, основные задачи управления, но и проводить глубокие исследования (например, в ходе компьютерных командно-штабных учений, военных игр).
Создание такой обучающей системы требует проведения комплекса организационно-технических мероприятий и соответствующей материальной базы, основу которой должны составлять современные ЭВМ, объединенные в локальные вычислительные сети. Однако все же главным ее элементом является пакет СМПО, реализующий искусственную среду обучения.
Опыт создания системы «Спектр» свидетельствует о необходимости применения новых, нетрадиционных методов разработки СМПО. При разделении работы между специалистами, знающими процесс вооруженной борьбы (предметниками) и умеющими программировать (программистами), возникает значительная сложность в достижении поставленных целей. Так, военные специалисты в силу незнания тонкостей программирования, как правило, не могут в необходимой степени и в требуемом виде формализовать процесс вооруженной борьбы. В свою очередь, математики-программисты не могут учесть в СМПО все тонкости военного дела. Выход был найден в разработке СМПО (углубленное исследование моделируемого процесса, его формализация и написание программ) лицами, сочетающими знания как в области тактики и оперативного искусства, так и в сфере новых информационных технологий.
Повышенные требования к квалификации научных и педагогических кадров характерны и для других вопросов, связанных с внедрением передовых компьютерных форм оперативной и боевой подготовки. Поэтому можно утверждать, что в настоящее время только в ввузах (прежде всего в военных академиях) имеются необходимые условия для эффективного компьютерного обучения управлению войсками (силами) как слушателей (курсантов), так и должностных лиц органов управления.
Что касается Военной академии ПВО, то при ней целесообразно организовать центр оперативно-тактической подготовки (ЦОТП). Его основу должен составить комплекс автоматизированных средств обучения (КАСО) с иерархией от объединения (зоны) ПВО до подразделений родов войск. Каждый из подкомплексов представляет собой определенную систему программных и технических средств на базе локальной сети персональных ЭВМ, решающую задачи не только обучения, но и всевозможных исследований. Подкомплексы, объединенные в общую региональную вычислительную сеть, образуют единый автоматизированный комплекс, способный выполнять функции более высокого порядка сложности, в частности реализовывать многоуровневые компьютерные командно-штабные учения и военные игры.
Создание ЦОТП потребует разработки достаточно большого объема оригинального специального математического и программного обеспечения, а также порядка 200 персональных ЭВМ различного класса с соответствующими периферийными устройствами. Однако, как показывает военно-экономическая оценка, необходимые затраты окупаются в течение короткого времени за счет экономии ресурса боевой техники и вооружения, а также других материальных средств в процессе обучения. Например, применение компьютерных методов при подготовке должностных лиц КП зенитного ракетного полка С-300 позволяет экономить в расчете на один час 5 млн руб., для дивизионов - 8,5 млн руб. (в ценах 1996 года). Кроме того, ЦОТП может создаваться постепенно, по частям с «растягиванием» расходов во времени.
Центр позволит проводить компьютерные военные игры для решения задач оперативной (боевой) подготовки и научных исследований как общетеоретического плана, так и применительно к реальным зонам (районам) ПВО, соединениям и частям родов войск. При этом для обучаемых и исследователей может быть создано достаточно полное подобие реальной обстановки, складывающейся на всех этапах деятельности войск (штабов). Следовательно, в нем можно обучать и слушателей академии (академических курсов), и боевые расчеты КП зон (объединений), районов (соединений) ПВО, а также соединений и частей родов войск без использования боевой техники.
Главное достоинство ЦОТП состоит не столько в ресурсосбережении, сколько в возможности создавать динамичную, многообразную и показательную обстановку (искусственную среду), необходимую для качественного обучения органов управления различных уровней решению стоящих перед ними задач. Возможность наблюдать ее развитие в зависимости от принятых решений и других факторов, т.е. глубокое познание закономерностей вооруженного противоборства в воздушно-космическом пространстве, окажет огромное влияние на совершенствование оперативно-тактического мышления должностных лиц. Поиск новых способов подготовки и ведения операций (боевых действий), исследование структур органов управления, методов работы командующих (командиров) и штабов, решение проблем оперативного искусства и тактики - вот далеко не полный перечень вопросов, которые могут эффективно решаться на базе ЦОТП.
Военная мысль. - 1996. - №1. - С.59.


