Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 31-37

Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской Федерации

В.М.КУЗЬМИН, доктор военных наук

Полковник запаса Е.М.СУШКЕВИЧ,

действительный член Международной академии наук

экологии, безопасности человека и природы,

член-корреспондент Академии военных наук

Полковник запаса А.В.АРТАМОНОВ,

член-корреспондент МАИ,

кандидат технических наук

ВОЕННАЯ служба - особый вид государственной деятельности, связанный с вооруженной защитой Отечества. Исполнение воинского долга предусматривает беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях. Быт военнослужащих жестко регламентирован. Их гражданские, личные, политические и социально-экономические права ограничены. Кроме того, нередко им приходится действовать в условиях потенциальных и реальных угроз (опасностей) для жизни и здоровья личного состава и населения, а также для окружающей среды. К числу таких угроз относятся: экологическая, ядерная, технологическая, информационная опасность, травматизм и профессиональные заболевания (составные части социально-экономической опасности).

Многообразие источников опасностей, различные формы их проявления, особенности воздействия на человека и окружающую среду требуют научного (прежде всего системного) подхода к решению проблемы обеспечения безопасности военной службы. Но государство пока не имеет четкой политической линии в этой области, нет и нормативно-правовой базы проведения военной реформы. Мы полагаем, что в условиях подготовки к ней эта проблема становится приоритетной. Для ее разрешения необходимо разработать концепцию безопасности военной службы, обосновать ее методологию, структуру и содержание отдельных разделов.

Концептуально указанную проблему целесообразно рассматривать как систему взглядов государства на безопасность службы в силах обороны РФ, принципов, основных направлений и приоритетов, связанных с защитой от экологической, ядерной, технологической и других видов угроз. Сегодня общепризнано, что варварское отношение человечества к природе ведет к экологическому кризису, а использование ядерной энергии чревато уничтожением всего живого. Необходимость осмысления и преодоления этой ситуации ставит экологическую и ядерную опасности на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем обеспечения безопасности военной службы. Они в равной степени смертоносны. Разница лишь в том, что угроза ядерной войны остается угрозой, ядерная опасность, которую несут ядерное оружие (Я О) и ядерные энергетические установки (ЯЭУ), может возникнуть только при серьезных нарушениях условий их эксплуатации, в то время как экологический кризис - уже реальность.

Ухудшение экологической ситуации в РФ обусловлено: резким усилением антропогенного воздействия на природу вследствие пусков, стрельб и использования военной техники в больших масштабах; неконтролируемым переходом к рыночной экономике, в результате чего в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте применяются несовершенные, а потому и крайне опасные в смысле вероятности экологических катастроф технологии.

Актуальность постановки и решения задачи обеспечения ядерной безопасности вызвана возрастанием вероятности несанкционированного применения Я О и ЯЭУ (в том числе их захват в целях шантажа), внешних воздействий на них вследствие расширения в местах их дислокации сети потенциально опасных энергоемких хозяйственных объектов и снижения ответственности как государственных органов, так и обслуживающего персонала за безаварийную эксплуатацию, кроме того, ухудшением состояния транспортных сетей страны.

Вопросы экологической и ядерной опасности имеют и военную составляющую. О первых шагах в признании государством этого факта свидетельствует, например, появление в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» положения о том, что «экологические требования к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций). Военные органы обязаны возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека».

Так, военный транспортно-строительный комплекс сил обороны РФ, как и транспортно-дорожный комплекс страны в целом, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. По некоторым данным, ежегодные выбросы в атмосферу, вызванные работой транспорта, составляют по России около 35 млн т вредных веществ, причем 58% от этого количества приходится на автотранспорт; 25% - на железнодорожный транспорт, 14% - на дорожно-строительный комплекс, около 2% - на авиатранспорт и около 1% - на водный транспорт. Существенна роль транспорта и в загрязнении водных бассейнов. Кроме того, это один из основных источников шума, а также теплового загрязнения окружающей среды.

Сбросы с береговых объектов ВМФ и сточных вод с кораблей без очистки во внутренние и международные воды, деятельность сил флота в экологически нестойких зонах (например, северные военно-морские базы), особенно с учетом возможного трансграничного переноса на значительные расстояния морскими течениями, - это угроза крупномасштабных загрязнений морских акваторий.

Необходимость решения Вооруженными Силами и другими войсками РФ задач, связанных с эксплуатацией и применением вооружения и военной техники (в том числе ЯО и ЯЭУ), пресечением вооруженных столкновений и разъединением противоборствующих сторон, защитой стратегически важных объектов (атомных электростанций, нефтехимических комбинатов, плотин, гидроэлектростанций и других потенциально опасных объектов, последствия разрушения которых в результате террористических актов весьма значительны), возводит проблему экологической и ядерной безопасности в силах обороны РФ в ранг общегосударственной. Непосредственно с этой проблемой связано и значительное ухудшение состояния здоровья военнослужащих в отдельных видах Вооруженных Сил, родах войск и районах дислокации.

Неблагополучная экологическая обстановка в местах постоянной дислокации частей и подразделений сил обороны РФ, обусловленная их повседневной деятельностью, дорого обходится военному бюджету. Попытки военно-административного управления защитой окружающей среды в военных ведомствах без реальной заинтересованности и ответственности производителей военной продукции и органов военного управления при существующем состоянии экономики оказываются малоэффективными. В связи с этим становится очевидной необходимость разработки и внедрения в военные структуры, в том числе в ВС, действенных административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью.

В проблему первостепенной важности превращается технологическая опасность, угрожающая целым регионам. Тяжелейшие последствия технологических катастроф охватывают зоны большой протяженности и могут повлиять на здоровье нескольких поколений людей. В настоящее время промышленные аварии, катастрофы, а также стихийные бедствия стали угрозой национальной безопасности и в России. По экспертным оценкам, ежегодно в авариях и катастрофах в РФ гибнет около 100 тыс. человек и травмируется около 500 тыс., причем экономический ущерб достигает нескольких триллионов рублей. Эти потери ежегодно в среднем возрастают на 10-15%. Страна быстро приближается к ситуации, когда значительная доля бюджета должна будет расходоваться на ликвидацию последствий аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций природного характера.

За последнее время наиболее аварийно опасными отраслями промышленности стали химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, нефтегазодобывающая, металлургическая, горнодобывающая и атомная, а также магистральные нефте- и газопроводы, железнодорожный и воздушный транспорт.

Резко возрастает опасность техногенных катастроф, связанных с использованием вооружения и военной техники. Такое положение заставляет отнести их к одному из важных источников потенциальной опасности, особенно если учитывать риск, связанный с хранением и транспортированием ядерного, химического и других видов оружия.

В настоящее время исключительную опасность представляют технология и громадный объем работ по утилизации ядерных боеприпасов, ракетного вооружения, атомных подводных лодок и надводных кораблей, уничтожение химического оружия в соответствии с Договорами СНВ-1 и СНВ-2, Конвенцией о запрещении разработки и уничтожения химического оружия и односторонними обязательствами РФ.

Так, в течение ближайшего десятилетия России предстоит уничтожить свыше 22 тыс. ядерных боеприпасов, при этом, как показывают расчеты, будет высвобождено около 60 т оружейного плутония. К сожалению, приемлемой технологии уничтожения химического оружия, запасы которого составляют 40 тыс. т высокотоксичных веществ в емкостях и корпусах боеприпасов и в специальных устройствах, пока нет. Рекомендуемые в настоящее время технологии связаны с ростом объема отходов, опасности самих процессов утилизации, количества привлекаемых людей и ресурсов, экологических нагрузок. Все это вызывает необходимость разработки нормативно-правовой базы, организационного и кадрового обеспечения решения существующих проблем.

Уровень травматизма в экономически развитых странах

Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской Федерации

Не менее актуален травматизм людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, в транспорте, быту, а также рост нервно-психических заболеваний. Ученые отмечают, что человечество справилось с эпидемиями чумы, оспы, холеры, нашло способы борьбы со многими заболеваниями и изыскивает пути продления жизни, сдерживания войн, но до сих пор не научилось надежно защищать самого человека, его здоровье в процессе повседневной деятельности. Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но если от болезней умирают в основном люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут главным образом молодые. О том, что травматизм в наше время может быть приравнен к эпидемии, свидетельствует международная статистика: число людей, ежегодно страдающих от несчастных случаев, составляет более 10 млн, причем полмиллиона из них гибнет. Это означает, что «эпидемия» травматизма каждый год уносит большие города трудоспособных людей и оставляет целые государства калек. Кроме того, травматизм - это большие потери рабочего времени. Так, французские ученые установили, что, учтенное только за год, оно оказалось равным потерям времени от забастовок в течение полувека. В одном из докладов конгрессу США прозвучало предупреждение, что если в американской промышленности не будут улучшены условия труда, то, прогнозируя судьбу ста молодых рабочих в возрасте 20 лет, можно ожидать, что один из них погибнет от несчастного случая на производстве, шесть станут инвалидами, а 68 получат травмы, т.е. за всю свою трудовую жизнь избежит увечий лишь каждый четвертый.

По уровню травматизма с летальным исходом Россия среди экономически развитых стран выглядит довольно неприглядно. Об этом свидетельствует приведенная выше таблица.

В последнее время наметилась стойкая тенденция к росту профессиональных заболеваний. Свыше 90% из их общего числа являются хроническими и сопровождаются, как правило, утратой профессиональной трудоспособности.

Распределение причин производственного травматизма со смертельным исходом, по данным экспертизы условий и охраны труда, выполненной специалистами Минтруда РФ и социальной защиты, представлено на диаграмме (рис.1).

Анализ данных показывает, что только в трех процентах случаев производственный травматизм со смертельным исходом вызван техническими причинами (конструктивными недостатками машин и оборудования), в 11% - организационными (недоработками в организации производства и труда); нарушение трудовой дисциплины, правил эксплуатации технических средств и дорожного движения, технологии выполнения работ, неиспользование средств защиты и другие причины составили 86%.

По мнению экспертов Минтруда РФ и социальной защиты, при самых благоприятных сценариях развития экономической ситуации в стране на ближайшие годы недостаток финансовых средств ухудшит положение с охраной труда. Выход видится в решительном изменении методов управления условиями и охраной труда, в переходе на системы страхования рисков, и прежде всего профессиональных рисков утраты трудоспособности, во введении государственной классификации предприятий по степени производственных рисков и состоянию безопасности, обязательной экспертизы проектов Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской Федерациистроящихся и реконструируемых предприятий с точки зрения безопасности работников. По оценкам специалистов по охране труда (подготовка таких специалистов регламентирована российским законодательством), введение с 1997 года страховых систем обеспечит снижение уже в последующие два-три года уровня травматизма на 10-15%, а профзаболеваний - на 7-10%. Согласно данным военной статистики главным виновником аварий, катастроф, несчастных случаев и других происшествий в Российской Федерации являются, как правило, не техника и организация работ, а сами военнослужащие. На их долю приходится 40-70% всех отказов сложных военно-технических систем. Особенно этот процент велик в авиации. Распределение исходных предпосылок (причин), приведших в конечном счете к зарегистрированным происшествиям на вооружении и военной технике в виде ВС, показано на диаграмме (рис.2).

Анализ приведенных данных свидетельствует, что при установившемся к настоящему времени уровне организации работ и принятой технологии их выполнения, степени надежности техники можно говорить о доминирующей роли человеческого фактора в формировании первичных условий для возникновения происшествий на военных системах. Выявлено, что военнослужащий создает их либо по причине слабой профессиональной подготовки, либо тогда, когда его побуждают к нарушению регламентированных действий обстоятельства. Предупредить появление подобных происшествий возможно, если выявить причины и специальным комплексом мер уменьшить их воздействие на исполнителя. Общее рассмотрение проблемы позволяет сформулировать три основные тенденции современного военно-технического прогресса, сопровождающиеся повышением опасности воинской деятельности и ростом аварийности и травматизма: с развитием военной техносферы опасности растут быстрее, чем противодействие им со стороны человека; при тенденции к уменьшению вероятности отдельно взятого происшествия масштабы последствий, если оно все же случается, как правило, заметно возрастают - имеет место рост цены ошибки; адаптация человека к опасности и к нарушениям установленных норм и правил деятельности.

Помимо общих причин, обнаруживается много индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих нарушению правил безопасности и росту числа аварий и несчастных случаев (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску, отсутствие самообладания, стрессовое состояние, слабые навыки действия в сложной ситуации). Все это дает основание утверждать, что человеческий фактор в вопросах безопасности играет большую роль, чем это принято считать, и следовательно, заслуживает более пристального внимания.

В последнее время одной из серьезных проблем становится проблема информационной безопасности. Здесь необходимо выделить три аспекта: социально-этический, организационно-технический и военный. Первый заключается в том, что ввиду необычайной сложности информации ее обработка постепенно превращается в монополию специалистов и государственных институтов власти, способных подавать ее в любом виде и манипулировать ею. Таким образом, общество попадает в зависимость от определенных групп лиц, что создает почву для злоупотреблений, мошенничества, терроризма, нарушения прав человека.

Решение задач, связанных с обеспечением защиты самой информации, составляющей, например, служебную и государственную тайну, от ее утечки по техническим каналам связи и с противодействием иностранным техническим разведкам на территории своего государства, составляет цель и содержание организационно-технического аспекта информационной безопасности.

В составе созданной в 1992 году по Указу Президента РФ государственной системы защиты информации действуют структурные подразделения федерального и регионального уровней, а также предприятий, учреждений и организаций, осуществляется подготовка соответствующих специалистов, развиваются системы лицензирования деятельности на право оказания услуг в области защиты информации и сертификации технических средств защиты. По мнению председателя Государственной технической комиссии при Президенте РФ, в новом столетии проблемы защиты информации станут еще актуальнее для безопасности общества, государства и личности.

Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской ФедерацииВоенный аспект информационной безопасности включает не только задачи по защите военной информации, но и комплекс мероприятий информационно-психологического противоборства, осуществляемых органами государственного и военного управления, по достижению высокого морально-психологического состояния личного состава войск и населения во время вооруженных конфликтов и военного положения.

Информационно-психологическое противоборство в армиях ряда стран (США и некоторых государств Западной Европы) рассматривается как самостоятельный вид обеспечения боевых действий. В них создаются и развиваются специальные структуры (силы, средства и органы), предназначенные для морально-психологического воздействия на личный состав и население.

Опыт локальных войн и конфликтов за рубежом показывает, что информационно-психологическое противоборство все больше приобретает вид самостоятельной боевой деятельности, применяется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных и других целей и является обязательной составной частью морально-психологического обеспечения войск (сил) и их применения. «Фронт без выстрелов» - так оценивается роль информационно-психологического противоборства в решении задач по обеспечению безопасности страны в целом и военной службы в частности в локальных конфликтах и вооруженной борьбе. События в Чечне показали, что информационно-психологическое противоборство в конфликте оказалось более эффективным со стороны сепаратистов.

Аварии и катастрофы на вооружении и военной технике с последствиями для уровня боеспособности войск, для здоровья населения и состояния окружающей среды, факты повседневных негативных воздействий формирований сил обороны РФ на окружающую среду, использование специальных сил и средств войск для предотвращения последствий чрезвычайных ситуаций, высокий показатель гибели и увечий военнослужащих в вооруженных конфликтах, травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний в повседневной деятельности войск (сил флота), преступность и криминализация среди военнослужащих и, как результат, снижение престижа военной службы подтверждают мысль о том, что проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности в силах обороны РФ является общегосударственной. Сама же концепция безопасности военнослужащих должна представлять собой систему официально принятых в стране взглядов, которые, как нам кажется, должны быть отображены в следующих разделах: военно-политическом, социальном, военно-техническом и организационном, нормативно-психологическом, экономическом и военном.

Обеспечение безопасности военной службы носит многоплановый, комплексный характер, предполагает обоснование и реализацию широкого круга правовых, научно-теоретических, организационно-технических, социально-психологических, экономических и других мер, направленных на повышение безопасности вооружения и военной техники на всех этапах жизненного цикла, технологии их эксплуатации и применения, на эффективное решение политических, военно-технических, социально-экономических, военных и других проблем. Такой системный подход к их решению возможен только при наличии научно обоснованной концепции безопасности военной службы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации