Семьдесят лет в строю защитников Родины
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1(1-2)/1997
Семьдесят лет в строю защитников Родины
Полковник А.М.АЛАШЕЕВ,
кандидат военных наук, доцент
Полковник Г.С.ДЕМЕНТЬЕВ,
кандидат военных наук
ВОПРОСЫ вооруженной защиты государства на всех этапах исторического развития были и остаются непременным атрибутом обеспечения его безопасности. Решающую роль при этом играют возможности по развертыванию армии до штатов военного времени, которые, в свою очередь, в решающей мере зависят от источников накопления офицеров запаса. Основными из них являются: подготовка офицеров запаса в системе военной подготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также из выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не прошедших военного обучения и находящихся на действительной военной службе.
В 1996 году отмечался своеобразный юбилей: семьдесят лет назад, 1 октября 1926 года, в Московском высшем техническом училище, Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, а также в Ленинградском политехническом институте началось военное обучение студентов. Основанием для этого послужило Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года «Об утверждении Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в ВУЗах и техникумах и окончившими их». В 1927/28 учебном году уже в 131 вузе и техникуме проводилась высшая допризывная военная подготовка (ВДВП), а в 1928/29-м к ним прибавилось еще 18.
ВДВП слагалась из теоретического курса военного дела (четыре учебных курса в зимний период) и двухмесячной летней практики. Высшую допризывную военную подготовку обязаны были пройти все студенты (студентки - только теоретический курс). Ее успешное завершение приравнивалось к окончанию курса войсковой школы соответствующего рода войск.
Теоретическая подготовка студентов, например, в Московском высшем техническом училище была рассчитана на 180 часов и включала тактику, топографию, военную администрацию и уставы, материальную часть оружия и ряд специальных предметов, в зависимости от факультета. Общее количество часов распределялось так: на первых трех курсах - по 52 часа, на четвертом - 24. Преподавание военных предметов велось в форме лекций, бесед, решения показных и практических задач и лабораторных работ. В училище был оборудован военный кабинет, в котором были сосредоточены учебные пособия, чертежи, схемы, предметы вооружения и снаряжения. По всем пройденным предметам ВДВП сдавались зачеты. Летняя практика заключалась в прохождении двухмесячного лагерного сбора, где студенты приобретали практические знания и навыки рядового красноармейца, причем сборы отбывались при строевых артиллерийских частях. По окончании вуза все успешно прошедшие высшую допризывную военную подготовку получали удостоверение, которое давало право без испытаний поступать на младший курс военной школы РККА. Выпускники, прошедшие ВДВП, в первый год по окончании вуза призывались на действительную военную службу (обычно весной) сроком на 9 месяцев, после чего сдавали испытания на звание среднего начальствующего состава. Лица, не получившие удостоверения, должны были отбывать действительную службу в армии на общих основаниях.
Руководили ВДВП в вузах военруки, назначаемые из лиц командного состава приказом Реввоенсовета СССР по личному составу армии и штаба Московского военного округа и состоящие на действительной службе. Штатных преподавателей не было. Военрук для проведения занятий по военным предметам приглашал преподавателей вуза и военнослужащих из штабов и войсковых частей.
С 1930 года в военном обучении происходят изменения: в ряде вузов вводится военно-производственное обучение. Создаются соответствующие кафедры. Так, например, в штатной структуре МВТУ периода 1930- 1933 годов указаны «кафедра военного дела» и «кафедра военно-промышленного дела».
Высшая военно-производственная подготовка (ВВПП) имела целью подготовку цехового инженера для заводов военной и гражданской промышленности и слагалась из 20-дневного сбора, теоретического курса в 202 часа в течение четырех лет обучения и двухмесячной военно-производственной практики после 3-го года обучения.
На 1-м и 2-м курсах студенты изучали общевоенные дисциплины: партийно-политическую работу, общевоинские уставы, тактику сухопутных войск, военную топографию и химзащиту, а на 3-м и 4-м - специальные дисциплины. Военно-производственная подготовка, которая являлась для студентов действительной военной службой и заменяла службу в войсках, стала неотъемлемой частью академического курса. Диплом об окончании вуза выпускникам выдавался только после прохождения курса ВВПП и сдачи проверочного испытания комиссии, назначаемой Московским военным округом.
Если ВВПП была нацелена на мобилизационную подготовку промышленности, то с 1935 года в вузах параллельно с ней начинается подготовка специалистов непосредственно для армии (авиатехников, летчиков-наблюдателей и пр.). В 1944 году подготовка офицеров запаса на военных кафедрах велась уже в 244 гражданских вузах. Она базировалась на знаниях, получаемых студентами в соответствии с профилем подготовки в вузе, т.е. не требовала больших материальных затрат на организацию обучения. Это позволяло государству решить сразу две задачи: готовить высококвалифицированных специалистов для основных, в том числе наукоемких отраслей народного хозяйства и обучать мобилизационный резерв офицерских кадров, который мог быть использован как в военное, так и в мирное время.
Такая организация подготовки офицеров запаса сохранилась в основном и до нашего времени.
Необходимо отметить, что вышеназванное Постановление ЦИК и СНК СССР появилось в русле решения задач реформирования РККА, осуществлявшегося под руководством М.В.Фрунзе. Реформа была направлена на создание небольшой высокопрофессиональной армии, но обладающей достаточно мощным потенциалом по отмобилизованию. Именно последнее обстоятельство, связанное с накоплением в запасе младшего и среднего командного состава, и привело к созданию системы высшей допризывной военной подготовки.
Такой подход к подготовке военных кадров (причем не только запаса или резерва, но и кадра) уже давно существует в мировой практике. Родоначальницей ее общепризнанно считается Великобритания. Так, один из первых примеров использования для военных нужд гражданских учебных заведений относится к XV веку, когда в городе-порте Плимуте были созданы первые мореходные школы, отнесенные позднее к военному ведомству.
В настоящее время подготовка офицеров в гражданских вузах практикуется в большинстве государств. Интересен опыт ее организации в университетах США, имеющих инженерные факультеты. Подготовка осуществляется по диверсифицированным программам, рассчитанным на два и четыре года. На четырехлетнюю программу студенты принимаются по конкурсу и, как правило, по контракту, предусматривающему обязательное прохождение военной службы в течение четырех или пяти лет, после чего офицер остается в запасе еще восемь лет. Все получившие звание офицера запаса по контракту должны сразу же по окончании университета приступить к действительной службе. Студенты, желающие получить степень магистра или доктора, вправе подавать заявления о переносе начала действительной службы. Наиболее подготовленные офицеры могут получить степень магистра или доктора в специализированном высшем учебном заведении ВМС США, технологическом институте ВВС США или другом учебном заведении военного ведомства.
Представление о принятых в университетах США учебных планах четырехгодичной программы подготовки офицеров запаса параллельно с овладением гражданской специальностью можно получить на примере курса обучения офицеров запаса ВМС. В сочетании с обязательными по основной программе университета техническими и естественно-научными дисциплинами они проходят весь курс военной подготовки, включая летние сборы, и наряду с этим подготовку как специалисты по одной из многочисленных специальностей военно-морского флота, которая, как правило, определяется основной, избранной студентом. На освоение дисциплин по специальностям военно-морского флота отводится примерно 4 часа в неделю на 1-м курсе, 5 часов - на 2-м, 7 часов - на 3-м и 4 часа в неделю на 4-м. В программу обучения входит посещение объектов ВМС, краткосрочное плавание на судах ВМС, практика по кораблевождению и лоцманской службе на учебных судах. В некоторых университетах обязателен также односеместровый курс одного из индоевропейских или одного из языков стран Азии.
Актуальна ли сегодня подготовка офицеров в гражданских вузах? Постановка такого вопроса тем более правомочна, что в последние годы количество военных кафедр то сокращалось, то снова увеличивалось, а в настоящее время в определенных кругах вообще существует мнение, что необходимо сохранить военную подготовку только в нескольких десятках вузов (сегодня их больше двух с половиной сотен). 16 мая 1996 года подписан Указ Президента Российской Федерации №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе». Очевидно, что одним из самых сложных моментов при проведении в жизнь его требований станет создание новой системы накопления мобилизационных ресурсов, и особенно офицеров запаса. Эта проблема усугубится тем, что после реализации Указа попросту иссякнет второй основной источник - подготовка офицеров запаса из числа проходящих действительную военную службу выпускников вузов, не обучавшихся на военных кафедрах. Таким образом, военное обучение в вузах станет главным источником пополнения офицеров запаса.
Справится ли с этой задачей система военного обучения России? Расчеты показывают, что потенциально, даже без увеличения числа военных кафедр и факультетов военного образования, а только за счет их усиления, имеется возможность компенсировать отсутствие других из ныне существующих источников пополнения офицеров запаса. Однако при сложившейся сегодня практике, когда военное обучение в вузах строится на добровольной основе, подготовка офицеров запаса зависит в первую очередь от желания студентов, т.е. необходима система стимулов, которая побуждала бы к получению военного образования. Однако если, например, в США одним из таких стимулов является возможность получения бесплатного высшего образования, то для России это неактуально. Не секрет, что сегодня основной (естественно, не единственной) причиной, по которой многие проходят военное обучение, является перспектива уклониться в дальнейшем от действительной военной службы. При переходе же к добровольному принципу комплектования данный стимул теряет всякий смысл, а надеяться на морально-нравственные мотивы, к сожалению, в ближайшее время не приходится.
Выход в сложившейся ситуации видится только один: внесение соответствующих поправок в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», в котором бы устанавливалась обязательность военного обучения во всех государственных образовательных учреждениях высшего профессионального обучения.
Отметим, что потенциал вузов, уже осуществляющих военное обучение, при некотором увеличении числа профессорско-преподавательского состава кафедр и факультетов военного обучения позволяет покрыть всю потребность в пополнении офицеров запаса. Естественно, что это потребует более взвешенного подхода к определению профиля и объемов военного образования в каждом вузе, повышения качества военного образования, которое в некоторых вузах оставляет желать лучшего. Кроме того, надо учитывать, что основная масса студентов будет знакома с военной службой только по учебным сборам. Поэтому придется пересмотреть учебные программы обучения по основным специальностям, чтобы изыскать дополнительное учебное время для увеличения объема военной подготовки. Принципиально, по нашему мнению, военное обучение в вузах должно быть двухуровневым.
Первая ступень. Все студенты (студентки - по желанию), признанные по состоянию здоровья годными к военной службе, обязаны пройти военную подготовку и освоить за время учебы одну из военно-учетных специальностей рядового или сержантского состава. Обучение производится в течение трех семестров на 2-м и 3-м курсах и заканчивается лагерным сбором с принятием военной присяги. После этого производится зачисление в запас.
Однако остается открытым вопрос: а как же быть с вузами, не имеющими военных кафедр и факультетов? Думается, что необходимо предусмотреть возможность прохождения военной подготовки студентами таких учебных заведений на военных кафедрах и факультетах военного обучения других вузов. Кроме того, можно возродить опыт 20-30-х годов, когда для организации высшей допризывной военной подготовки привлекались нештатные военруки - кадровые офицеры, тем более что такой вид дополнительной деятельности военнослужащих не противоречит положениям Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Здесь возможны следующие варианты. Так, если поблизости от конкретного вуза имеется военное училище или учебный центр, то обучение можно осуществлять в ходе учебных семестров методом учебного дня с привлечением профессорско-преподавательского состава и на базе этих военных учебных заведений и центров. При отсутствии такой возможности военную подготовку осуществлять исключительно методом проведения летних лагерных сборов на базе военных училищ, центров и воинских частей. При этом студенты, не годные к военной службе по состоянию здоровья, в часы военной подготовки осваивают специальности, позволяющие их использование как некомбатантов.
Одним из положительных моментов предлагаемой системы подготовки мобилизационных ресурсов является то, что плотность распределения вузов примерно соответствует плотности населения в тех или иных регионах, а следовательно, в результате мы получим структуру, условно оптимизированную по требуемой пропускной способности.
Изложенный подход, на наш взгляд, социально справедлив: государство дает бесплатное высшее образование, а потому оно вправе и потребовать от выпускников в минуты опасности выполнить священный долг защиты Отечества. Кроме того, военное обучение положительно влияет на студентов в социально-нравственном плане: дисциплинирует, заставляет более ответственно относиться к своим делам и поступкам.
Второй ступенью военного обучения должна стать собственно подготовка офицеров запаса. Естественно, ею будут охвачены не все из прошедших военную подготовку и не все получат офицерское звание. Это обусловлено прежде всего тем, что офицер - это не только специалист, но и руководитель. Он должен обладать определенным перечнем качеств и способностей, которые не требуются рядовому исполнителю. Поэтому военные кафедры и факультеты военного обучения должны отобрать из лиц, прошедших военную подготовку, необходимое количество наиболее подходящих для военного обучения. Оно должно быть рассчитано на три-четыре семестра и заканчиваться войсковой стажировкой по получаемой военно-учетной специальности.
Закономерно возникает вопрос: а чем будут заниматься в это время те, кто не участвует во второй ступени военного обучения? Очевидно, таких студентов можно привлекать для выполнения социально необходимых работ (в том числе и по полученным некомбатантным специальностям).
Требует, на наш взгляд, рассмотрения еще один важный вопрос. Дело в том, что Вооруженные Силы - не только полки, дивизии, но и научно-исследовательские институты Министерства обороны, испытательные полигоны, органы, заказывающие вооружение и военную технику, а также органы военной приемки. Это, по сути, организации, осуществляющие связь Вооруженных Сил с промышленностью. Вполне естественно, что багаж знаний и умений, которым должны обладать офицеры, служащие в перечисленных органах, и строевые офицеры, существенно отличается. С другой стороны, военная промышленность напрямую заинтересована в уровне подготовки этой категории офицеров, так как от них в первую очередь зависит, какое вооружение и военная техника поступают сегодня, а что еще важнее - через пять, десять лет будут поступать в войска.
Поэтому ведущие вузы страны должны активно включиться в подготовку офицеров кадра по указанным специальностям. Например, такие вузы, как МГТУ им.Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный технический университет, совместно с военными вузами, а по некоторым направлениям и самостоятельно, используя возможности своих отраслевых факультетов, созданных при ведущих научно-производственных объединениях, кроме офицеров запаса могли бы готовить и выпускать ежегодно по 25-50 офицеров.
В чем преимущества гражданских образовательных учреждений перед военными?
Первое - их уникальная база и уникальные возможности по подготовке специалистов непосредственно на местах, где вооружение и техника создаются и производятся. Никто не станет отрицать, что лучше и более полно рассказать и объяснить особенности того или иного образца, чем его создатель, невозможно.
Второе - широчайший спектр базовых специальностей, позволяющий осуществлять подготовку единичных специалистов для Вооруженных Сил, что затруднительно в военных училищах при их поточной системе.
Третье - фундаментальная базовая подготовка, которую могут обеспечить не все военные общеобразовательные учреждения.
Параллельно с подготовкой офицеров кадра, если можно так выразиться, «научно-промышленного» направления не лишено смысла готовить и преподавателей технического профиля для военных общеобразовательных учреждений, особенно по новым образцам вооружения и военной техники, а также дефицитным, наукоемким специальностям.
Конечно, такими возможностями, как, например, МГТУ им. Баумана или СПГТУ, располагают далеко не все вузы, и здесь до некоторой степени правы, в частности, авторы статьи «Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования». Что же касается двух названных вузов, то их лабораторной и учебной базе факультетов военного образования могут позавидовать иные военные училища. Тем не менее другой формой участия вузов в подготовке офицеров кадра должна стать кооперация с военными вузами в целях улучшения базовой подготовки курсантов и получения последними гражданских специальностей. Таким образом решается одна из проблем обеспечения социальной защиты военнослужащих.
В заключение отметим, что наши предложения направлены не на разрушение, а исключительно на улучшение сложившейся системы военного обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Многое из изложенного далеко не бесспорно. Однако очевидно: значение военного образования в системе высшего профессионального образования возрастает, что требует реформирования последнего.
Военная мысль. - 1996. - №3. - С.43-51.