Система срочной доставки материальных средств для обеспечения боевых действий ракетных войск и артиллерии в операциях
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 14-17
Система срочной доставки материальных средств для обеспечения боевых действий ракетных войск и артиллерии в операциях
Полковник В.С.БОЧКЛРЕВ,
кандидат военных наук, профессор АВН
Подполковник А.Н.БОРИДЬКО,
кандидат технических наук
ОДНОЙ из важнейших проблем подготовки и ведения современных операций является организация всестороннего обеспечения боевых действий, поскольку, несмотря на относительную скоротечность, они требуют значительных материальных затрат. Положение усложняется тем, что технические возможности современных средств разведки и поражения армий развитых государств позволяют обнаруживать и подвергать огневому или диверсионному воздействию практически любое сосредоточение запасов материальных средств, в том числе и удаленных от линии боевого соприкосновения. Кроме того, высокая стоимость вооружения, военной техники и военно-технического имущества, их быстрое устаревание делают сегодня нецелесообразным заблаговременное создание больших запасов в районах возможного ведения боевых действий. Все это приводит к росту противоречий между потребностями войск в материальных средствах и возможностями соответствующих служб по их удовлетворению в кратчайшие сроки, обусловливая тем самым необходимость поиска новых форм и способов обеспечения группировок войск вооружением и военной техникой, расходными материальными средствами в операциях. На наш взгляд, решить эту проблему при подготовке к крупномасштабным боевым действиям возможно путем планирования и проведения транспортных операций, однако и в их рамках будут неизбежно возникать ситуации, требующие доставки какой-то части грузов в первую очередь, срочно. Поэтому, по нашему мнению, необходим качественно новый подход к организации всестороннего обеспечения войск, а именно создание единой системы срочной доставки (ЕССД) материальных средств. Она должна представлять собой организационно, технически, информационно и функционально интегрированную структуру обеспечения войск, опирающуюся на возможности воздушных и наземных транспортных средств высокой грузоподъемности и повышенной мобильности, и выполнять задачи в условиях жесткого дефицита времени.
Вместе с тем ЕССД необходимо рассматривать как субсистему, т.е. непременную и неотъемлемую часть системы всестороннего обеспечения, интегрирующую в своем составе отдельные элементы оперативного, технического и тылового обеспечения войск. Ее принципиальное отличие от существующей системы обеспечения должно заключаться в автоматизации процессов подачи заявок, их обработки и поиска оптимальных планов обеспечения войск материальными средствами.
При создании единой системы срочной доставки необходимо учесть различные факторы, влияющие на эффективность ее функционирования: количество потенциальных адресатов (по их типам и важности); временные ограничения по доставке материальных средств; характеристики перевозимых грузов и средств их доставки и т.д.
Основными принципами, определяющими организацию этой системы, должны быть: минимизация затрат времени на организационные и технические мероприятия; полная автоматизация процесса сбора и обработки поступающей информации; высокая оперативность в решении задач; согласованность действий с различными видами обеспечения; экономия сил и средств; разнообразие форм и способов применения; наличие органа, координирующего управление ЕССД; высокая степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение модульного принципа подготовки грузов; специальная подготовка подразделений, осуществляющих обеспечение.
Первым этапом строительства ЕССД может стать создание ее подсистем в масштабах фронта и группировки войск на стратегическом направлении (в регионе) на основе уже существующих структур: подразделений, частей, соединений, органов управления различных видов ВС и родов войск, специальных войск, войск и учреждений тыла как Вооруженных Сил, так и других ведомств. Основными исполнительными органами должны быть части и подразделения, непосредственно осуществляющие перевозку грузов: на уровне выше фронтового - военно-транспортная авиация; на фронтовом уровне - специализированные вертолетные подразделения, сформированные на базе эскадрилий отдельных вертолетных полков авиации Сухопутных войск, а также специальные траспортно-боевые автомобильные подразделения из состава штатных автомобильных формирований.
Вертолетные подразделения могут применяться для выполнения транспортно-десантных задач в пределах оперативного построения войск фронта, однако интенсивный расход топлива в процессе полетов и необходимость проведения технического обслуживания потребуют периодического возвращения вертолетов на площадки базирования. Это ограничит возможность последовательного выполнения задач по доставке грузов адресатам. Изменить такое положение, на наш взгляд, можно путем подготовки и развертывания промежуточных площадок дозаправки вертолетов.
К наземным транспортным средствам, включаемым в состав ЕССД, должны предъявляться жесткие требования. Главными из них являются: высокая грузоподъемность; мобильность; вездеходность; наличие легкой противопульной брони; способность к самоокапыванию, самовытаскиванию и самообороне; наличие оборудования для погрузки контейнеров и их фиксации на грузовой платформе; оснащение системой жизнеобеспечения экипажа, а также современными средствами связи и навигации.
К основным задачам формирований ЕССД можно отнести: доставку в части и подразделения остродефицитных грузов при решении внезапно возникающих задач; обеспечение войск в труднодоступных районах и на обособленных направлениях (при бое в окружении и выходе из него, при действиях в рейдовых отрядах, в составе морских и воздушных десантов и т.п.); эвакуацию раненых и больных, персонала дипломатических миссий и гражданских специалистов, а также уникального специального оборудования из районов боевых действий; замену поврежденных образцов и элементов систем и комплексов новейшего вооружения; доставку специальных групп и команд в районы конфликтов и стихийных бедствий, к местам катастроф и аварий. Часть этих задач может выполняться в тесном взаимодействии с формированиями МЧС РФ и аналогичными подразделениями государств-союзников.
Главное место в ЕССД должно, на наш взгляд, отводиться артиллерийско-техническому обеспечению. Это обусловлено возрастанием роли огневого поражения и, следовательно, необходимостью подачи большого количества боеприпасов (в том числе высокоточных и специальных) для решения задач огневого поражения противника, потребностью в восполнении и ремонте стрелкового оружия, а также артиллерийских комплексов.
Необходимо отметить, что в настоящее время существуют, по сути, созданные искусственно предпосылки к заведомой перегрузке ЕССД заявками на подачу боеприпасов. Это связано со сложившимся порядком распределения выделенных на операцию (бой) боеприпасов и осуществления их поставки. Так, при планировании огневого поражения противника в штабе РВиА объединения выделенный на операцию ресурс боеприпасов распределяется по оперативно-тактическим задачам, направлениям действий войск, соединениям и частям. На этой основе службой ракетно-артиллерийского вооружения, подчиненной заместителю командующего по вооружению, устанавливается порядок обеспечения формирований боеприпасами. Их непосредственный подвоз в ходе операции организуется заместителем командующего по тылу. Таким образом, важнейшую задачу - обеспечение формирований РВиА боеприпасами в ходе боевых действий - решают несколько инстанций, друг другу напрямую не подчиненных и, как правило, параллельно с этим выполняющих ряд других специфических функций.
Кроме того, существующий порядок согласования вопросов обеспечения группировок войск ракетами, высокоточными и обычными боеприпасами по количеству, времени и месту подачи не учитывает возможности резкого изменения боевой обстановки, а также особенности действий войск при выполнении отдельных оперативных задач. Усложняет положение то, что в современных операциях огневые подразделения для сохранения живучести должны будут действовать по принципу «маневр - удар - маневр», исключающему возможность традиционного заблаговременного складирования боеприпасов «на грунт». Очевидно, что в этих условиях даже мощная, прекрасно отлаженная ЕССД едва ли справится с задачей своевременной поставки боеприпасов в огневые подразделения. Все эти проблемы ждут своего (по-видимому, организационного) решения.
Особое место в задачах ЕССД занимают ядерно-техническое обеспечение и ракетно-техническое обеспечение, поскольку ядерное оружие (в том числе тактическое) остается главным фактором сдерживания возможных агрессоров от развязывания крупномасштабной войны против России. Это дает основание считать ядерные артиллерийские боеприпасы, а также ядерные боевые части оперативно-тактических и тактических ракет наиболее важными, первоочередными грузами для ЕССД.
Эффективность функционирования ЕССД во многом будет зависеть от оперативности, устойчивости, непрерывности и скрытности управления. Поэтому необходима разработка автоматизированной системы управления (АСУ ЕССД), базирующейся на новых технических решениях и сопрягающейся с перспективной АСУВ фронта. При этом органы управления системы срочной доставки должны обладать возможностью в реальном масштабе времени осуществлять прием и обработку поступающих заявок; принимать обоснованные решения на обеспечение частей и подразделений материальными средствами и наиболее рационально располагать места их складирования; оперативно формировать необходимые транспорты; координировать действия сил и средств, осуществляющих подготовку, погрузку и доставку ракет, высокоточных боеприпасов и других остродефицитных материальных средств к местам их предназначения.
Как показывают проведенные исследования, управление ЕССД целесообразно осуществлять, опираясь на возможности единых специальных органов управления, координирующих техническое и тыловое обеспечение силовых ведомств на уровнях Центр (регион) - стратегическое направление (фронт). Необходимость создания таких органов (центров управления техническим и тыловым обеспечением) подтверждается опытом военных конфликтов последних лет. Расчеты показывают, что в составе таких центров должна быть группа управления срочной доставкой в составе четырех-шести человек во главе с начальником. Главными задачами этой группы являются: сбор, обработка и учет поступающих заявок; оценка обстановки и выработка вариантов оптимального распределения материальных ресурсов; планирование и координация усилий сил и средств в интересах своевременного обеспечения боевых частей и подразделений в соответствии с поданными заявками; согласование выбранного варианта распределения ресурсов с соответствующими органами управления; доведение приказов и распоряжений до транспортных подразделений, учетно-операционных органов, командиров частей, начальников баз и складов, а также до обеспечиваемых частей (подразделений).
В заключение хотелось бы отметить, что проведенное авторами моделирование боевого применения основных элементов ЕССД позволило оценить ожидаемую эффективность ее внедрения в существующую систему ракетно-технического обеспечения. Так, в условиях лесисто-болотистой местности, редкой сети автомобильных и железных дорог, высокой вероятности применения противником десантно-диверсионных сил отряд транспортно-десантных вертолетов Ми-26 за два дня ведения армейской операции может подать в части боевого применения до четверти выделенного на всю операцию количества ракет с боевыми частями в обычном снаряжении. При этом общая продолжительность доставки ракет сократится почти вдвое и будет обеспечена высокая степень их сохранности, поскольку прогнозируемые потери вертолетов не превысят 3-5%.
Таким образом, на наш взгляд, создание ЕССД позволит решить важную проблему совершенствования системы обеспечения группировок войск, и в первую очередь формирований РВиА, боеприпасами и другими материально-техническими средствами. Детальное развитие теоретических основ ее функционирования и последующая реализация полученных результатов на практике позволят значительно увеличить эффективность выполнения задач всестороннего обеспечения войск, а значит, применения сил и средств поражения в операциях. В мирное время такая система может выполнять различные заявки на «быстрое реагирование» от МЧС, МВД и других министерств и ведомств.
Военная мысль. - 1996. - №2. - С.41- 46.