Современные правовые проблемы военно-космической деятельности
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1(1-2)/1997
Современные правовые проблемы военно-космической деятельности
Полковник И.Н.ГОЛОВАНЕВ,
кандидат технических наук
Полковник В.В.УРЯДОВ
Подполковник С.В.ЧЕРКАС,
кандидат технических наук
Подполковник И.В.ВАСИН
ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ деятельность (ВКД) занимает особое место в обеспечении обороноспособности России, поддержании на международной арене ее престижа. Под военно-космической деятельностью, как правило, понимают комплекс мероприятий и работ по исследованию и использованию космического пространства, проводимых в интересах военных ведомств: космическая связь и разведка, предупреждение о стартах баллистических ракет, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение с использованием космических систем, военно-прикладные научные исследования в космическом пространстве, решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны.
События последних лет убедительно свидетельствуют о возрастании роли ВКД в поддержании стратегической стабильности и обеспечении международной безопасности (контроль процесса ракетно-ядерного разоружения, использование космических средств в ходе локальных войн и военных конфликтов). Отсутствие развернутых в космосе боевых (ударных) космических систем на протяжении уже многих лет служит своего рода демаркационной линией, которая эффективно используется для предотвращения широкомасштабной гонки стратегических вооружений. Вместе с тем космические средства военного назначения, обладая ключевым стабилизирующим свойством - возможностью оперативного и надежного выявления событий, происходящих в любом районе мира, - способны существенным образом влиять на боевой потенциал вооруженных сил. Поэтому ВКД в силу уникальности и значимости в плане влияния на международную и национальную безопасность подлежит международно-правовому регулированию (см. рисунок).
Радикальные изменения геополитической ситуации в мире, бурное развитие ракетно-космической техники и ее широкое использование в войсках поставили на повестку дня ряд вопросов, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования международно-правового регулирования и внутригосударственного законодательного обеспечения ВКД.
Современные проблемы международно-правового регулирования ВКД сконцентрированы в нескольких основных направлениях.
Ограничение космических вооружений. Здесь главное состоит в системном анализе особенностей современного толкования норм международного права применительно к космическому пространству (добросовестность в соблюдении норм, так называемые мирные цели в космосе, условия денонсации соответствующих договоров и соглашений с началом войны, включая право на превентивную самооборону в этой новой сфере вооруженной борьбы), в выработке понятийного аппарата для единого понимания проблем, решаемых на международном уровне, разработке правовых аспектов предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (этимология термина «космические вооружения» и подходы к классификации последних, критерии «оборонительности» и «наступательности», вопросы ограничения систем, обеспечивающих применение космического оружия), в исследовании процесса верификации относительно ограничений космических вооружений и связанных с этим политико-правовых аспектов «иммунитета космических объектов», космической инспекции, а также особого правового статуса аэрокосмических средств.
Предотвращение появления в космосе систем оружия в условиях радикального сокращения стратегических наступательных вооружений и повышения актуальности проблематики ПРО. Основным представляется комплексный анализ влияния военно-космических средств на стратегическую стабильность, возможных стратегических последствий создания систем космического оружия, российско-американских соглашений в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также оценка ближайших перспектив военно-космической деятельности в мире в ее ключевых аспектах (создание космического эшелона ПРО, противоспутниковых средств, развитие космических систем военного назначения, предназначенных для поддержания военно-стратегического равновесия). Самостоятельное военно-прикладное значение имеют проблемы использования космических средств в интересах контроля стратегических наступательных и космических вооружений.
Натурная отработка космических вооружений в реальных условиях космического пространства. Такой специфический вид деятельности недостаточно упорядочен международным правом, поскольку отсутствуют конкретные критерии его регламентации. Весьма показательны в этом плане многолетние российско-американские дискуссии, связанные с созданием и натурной отработкой космических компонентов ПРО.
По мнению американской стороны, запрет на создание компонентов ПРО космического базирования (согласно Договору по ПРО 1972 года) распространяется на деятельность, осуществляемую лишь после того, как тот или иной компонент после лабораторных разработок вступает в стадию натурных испытаний. Отсюда следует, что эксперименты в космосе по отработке отдельных элементов компонентов ПРО космического базирования (на так называемом подкомпонентном уровне) Договором по ПРО не запрещены.
Российская же сторона придерживается мнения, что положение разграничительной линии (применительно к тому, какие испытания и эксперименты в космосе запрещаются Договором по ПРО 1972 года) зависит от способности национальных технических средств контроля определять, смогут ли системы, проходящие отработку, создать в будущем техническую основу компонентов противоракетной обороны.
Распределение радиочастотного ресурса и защита частотно-орбитальных присвоений радиоэлектронных средств космических систем военного назначения. За инженерным характером этой проблемы скрывается напряженная борьба за право обладания той или иной частью электромагнитного спектра, особенно частотного ресурса геостационарных орбит. Отсутствие должного внимания к ней может привести к срыву выполнения задач из-за нарушения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, к неудовлетворению заявок новых потребителей спектра и др.
Использование военно-космических средств в интересах экологического мониторинга Земли и космоса. В настоящее время это очень важно как в конверсионном, так и в общечеловеческом аспекте. Бурное развитие таких идей открывает простор для активных действий военных по налаживанию мониторинговой деятельности с использованием широкого спектра военно-космических средств. Однако это может привести к неконтролируемому распространению результатов космической разведки и ее технологий, а следовательно, к негативным последствиям в отношениях между государствами, нарушению военно-политической стабильности, региональной и международной безопасности. Недостаточно изученными остаются также и правовые аспекты проблемы экологии космоса в ее военно-прикладном ракурсе.
Актуальность решения перечисленных международно-правовых проблем обусловлена: важностью продолжения эффективной космической деятельности для развития страны; необходимостью безусловного соблюдения в ходе ее правовых норм для исключения возможности нарушения сложившегося в мире военно-стратегического равновесия; интенсификацией правотворческого процесса, связанного с космической деятельностью и ее военной составляющей как у нас в стране, так и на международном уровне.
Влияние правовых норм на сохранение стратегической стабильности и военной безопасности может быть проиллюстрировано следующим примером. В настоящее время в США усиленно разрабатывается концепция применения в боевых действиях различных по характеру решаемых задач систем высокоточного оружия. Известно также, что при широком использовании космического информационного компонента эффективность применения средств поражения возрастает в несколько раз. Поэтому следует предполагать дальнейшее совершенствование США орбитальных группировок обеспечивающих космических аппаратов. Учитывая характерную для сегодняшнего времени индифферентность международного космического права к развитию информационных космических комплексов, можно ожидать достижения Соединенными Штатами стратегического превосходства в космосе уже к началу XXI века.
Очевидно, что всесторонний учет международно-правовых аспектов военно-космической деятельности в практике военного и государственного строительства позволит формировать сбалансированные предложения российской делегации на двусторонних и многосторонних переговорах по космосу, определять целесообразные варианты развития космических вооружений и ВКД в целом, прорабатывать вопросы национальной космической политики РФ на ближнюю и дальнюю перспективу, включая налаживание международного сотрудничества в области военно-прикладного использования космоса.
Правовая регламентация военно-космической деятельности на национальном уровне предполагает прежде всего формирование ключевых направлений внутринационального правового регулирования космической деятельности и ее военной составляющей в ведущих странах мира.
Острота правовых проблем для России обусловлена тем, что СССР, занимавший лидирующие позиции в освоении космоса, в течение длительного времени оставался единственной державой, не имевшей официально оформленных национальных правовых норм, которые регламентировали бы космическую деятельность. Конечно, существовали (и существуют) внутриведомственные документы, обеспечивающие в определенной мере выполнение этой задачи. Вопрос же разработки национального космического законодательства серьезно не поднимался до конца 80-х годов, что, несомненно, имело негативные последствия с точки зрения как организации в стране эффективной деятельности по исследованию и использованию космоса, так и построения правового государства.
Как известно, в 1993 году был, наконец, принят Закон «О космической деятельности», который определил и закрепил организационно-правовые основы космической деятельности Российской Федерации. В нем впервые была принята система ограничений, накладываемых на деятельность по исследованию и использованию космического пространства с точки зрения стратегической и экологической безопасности страны, а также система органов, обеспечивающих руководство и реализацию ВКД.
Так, определение национальной космической политики, разработка законодательных актов ее реализующих, контроль выполнения Федеральной космической программы относятся к компетенции Государственной Думы. Общее руководство осуществлением космической политики - прерогатива Президента, а непосредственное руководство космической деятельностью и разработка конкретных мер по защите интересов России в этой области - функции Правительства.
Небезынтересно и распределение ответственности по вопросам ВКД между Министерством обороны (МО) и Российским космическим агентством. МО осуществляет космическую деятельность в интересах обороны и безопасности - разрабатывает необходимую нормативно-техническую документацию, проекты долгосрочной программы и годовые планы работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, формирует и размещает государственный заказ на их реализацию, осуществляет целевое использование ракетно-космической техники военного назначения, космической инфраструктуры и др.
Российское космическое агентство в пределах компетенции, определенной ему Правительством, участвует в осуществлении космической деятельности в интересах обороны и безопасности, в том числе совместно с МО разрабатывает проекты долгосрочной программы и годовые планы работ по созданию и использованию космической техники двойного назначения, формирует и размещает государственный заказ на эти работы. Другие ведомства совместно с МО обеспечивают безопасность космической деятельности, поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры, участвуют в сертификации космической техники.
Вместе с тем принятый закон не смог устранить всех проблем обеспечения космической деятельности Российской Федерации. Более того, круг этих проблем стремительно расширяется вследствие происходящих в стране политических и экономических преобразований. Например, определенный законом общий порядок взаимоотношений между различными государственными структурами при осуществлении космической деятельности конкретизируется в различных ведомственных подзаконных актах. Однако стремление упорядочить ее посредством положений, распоряжений и инструкций не всегда достигает цели как по причине неоднозначности трактования ряда положений закона и их несоответствия ранее принятым документам, так и вследствие столкновений ведомственных интересов. Такого рода обстоятельства могут негативно повлиять на процесс разработки и производства космических средств в интересах обеспечения обороны и безопасности России. Проблема, на наш взгляд, вызвана отсутствием четко налаженного и закрепленного в правовом порядке механизма межведомственного согласования и выработки военно-политических решений.
Другая группа проблем обусловлена неувязками между формируемым правовым режимом исследования и использования космического пространства и перечнем необходимых прав организаций, эксплуатирующих объекты космической инфраструктуры. Так, согласно Постановлению Правительства от 24 декабря 1994 года №1418 лицензирование космической деятельности в РФ осуществляется Российским космическим агентством. При этом ни в Постановлении, ни в Законе ни слова не сказано об участии МО в процессе лицензирования. В итоге складывается парадоксальная ситуация - Российское космическое агентство, никоим образом не несущее прямой ответственности за обороноспособность государства, устанавливает лицензионный режим содержания, эксплуатации и развития космической инфраструктуры для ведомства, осуществляющего обеспечение обороноспособности.
Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что в целях осуществления эффективной ВКД космическое законодательство России следует совершенствовать, и прежде всего в части уточнения роли каждого ведомства, организации и учреждения в процессе как осуществления конкретного вида такой деятельности, так и подготовки, введения в практику договорно-правовых норм, регламентирующих отношения между отдельными ведомствами, государствами или международными организациями.
Необходимо отметить, что наметились определенные тенденции к интенсификации внутринационального правотворчества применительно к космической деятельности в целом и военной ее составляющей в частности. Так, в 1995 году Государственной Думой был проведен широкий комплекс мероприятий, направленных на выработку мер по совершенствованию правовых основ отечественной космонавтики (специальные слушания, работа межведомственной комиссии). Итогом явились подготовка и рассмотрение изменений и дополнений к Закону РФ «О космической деятельности», а также законопроект «Об исследовании и использовании космических средств в интересах обороны и безопасности». В этих документах достаточно четко определены функции военных ведомств в исследовании и использовании космического пространства.
Немаловажным аспектом внутригосударственного правового регулирования космической деятельности явилось одобрение Правительством в мае 1996 года «Концепции национальной космической политики», представляющей собой единую государственную систему взглядов на перспективы космической деятельности страны, приоритеты в развитии ракетно-космической техники и вооружения.
Самостоятельной проблемой регулирования ВКД следует считать сотрудничество России со странами СНГ. Ее выделение из международно-правовой области связано со спецификой отношений России с бывшими союзными республиками, на территориях которых остались многие объекты космической инфраструктуры и промышленности, используемые нашей страной и по сей день.
В рамках решения этой проблемы правового регулирования требуют вопросы: формирования сбалансированной космической политики СНГ (в том числе ее военной составляющей) в условиях жестких экономических ограничений и политической нестабильности; отношений между государствами на территории бывшего Советского Союза, возникающих в связи с необходимостью осуществления космической (военно-космической) деятельности России; координации деятельности заинтересованных государств - членов СНГ при эксплуатации космических систем, обеспечивающих коллективную безопасность Содружества (например, средств СПРН); управления пока еще не погибшей ракетно-космической отраслью бывшего СССР, включая вопросы определения перспектив ее развития с учетом интересов как России, так и других государств - членов СНГ; организации производства средств ракетно-космической техники, разработки (включая испытания) их перспективных образцов; сохранения, эффективного использования и развития объектов космической инфраструктуры, находящихся за пределами территории России, в том числе воинских частей, осуществляющих запуск и управление космическими аппаратами военного и народнохозяйственного назначения, съем и обработку получаемой от них информации. Решение этих и других задач возможно в рамках единой межгосударственной космической программы, выработка и утверждение которой дополняют сегодня круг проблем национального обеспечения космической деятельности Российской Федерации. В заключение отметим, что дальнейшее развитие военно-космической техносферы и вовлечение в космическую деятельность все большего числа стран неизбежно ведет к появлению новых правовых проблем военной космонавтики как на международном, так и на национальном уровне. Чтобы исключить лавинообразное нарастание противоречий в рассматриваемой области, «белые пятна» в правовом обеспечении военно-космической деятельности должны устраняться уже сегодня. В противном случае мировое сообщество окажется перед реальной угрозой нарушения стратегической стабильности.