США на пути к военному превосходству в космосе
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 73-77
США на пути к военному превосходству в космосе
Полковник С.А.БАБУШКИН
В НАСТОЯЩЕЕ время США продолжают оптимизацию целей и задач военной стратегии в соответствии со складывающейся международной обстановкой. По-прежнему делая ставку на ядерное оружие как. средство сдерживания и учитывая, однако, целесообразность его дальнейшего сокращения, США ведут поиск новых возможностей для достижения стратегического превосходства в области освоения космического пространства.
Если раньше стимулом для стремления к достижению приоритета в космосе являлось соперничество с СССР, то в настоящее время пропагандируется лозунг превращения космоса в зону жизненных интересов и необходимости противоборства в космосе с гипотетическим противником.
Использование космического пространства в военных целях США планируют начиная с 50-х годов, однако наличие военно-стратегического равновесия с СССР оказывало сдерживающее влияние на милитаризацию космического пространства. В основном развивались вспомогательные средства: связи, разведки, навигации, метеообеспечения и картографирования. В период «холодной войны» они использовались в интересах военно-политического руководства и стратегических сил. Тем не менее космические системы военного назначения активно применялись для обеспечения боевых действий сил общего назначения в региональных конфликтах в Гренаде, Ливии, Персидском заливе и Панаме.
В начале 1995 года военное руководство США приняло новую военную стратегию «гибкой и избирательной вовлеченности», предусматривающую быстрое реагирование вооруженных сил США на неопределенные по месту, времени и масштабам региональные угрозы. При этом, как показал опыт боевых действий в различных региональных конфликтах, роль космических сил и средств в них резко возросла.
В настоящее время космические системы военного назначения прочно вошли в структуру вооруженных сил США и признаны их неотъемлемой частью, которая предназначена для гарантированного решения стоящих перед ВС задач. Наряду с обеспечением высокой боевой готовности стратегических наступательных и оборонительных сил космические системы военного назначения США все в большей степени привлекаются к выполнению задач обеспечения боевых действий войск, а также их защиты от применения противником ракетного оружия, вплоть до тактического звена.
После войны в зоне Персидского залива космические силы и средства стали играть важную роль практически в каждом конфликте, в котором задействовались ВС США, включая операции в Ираке («Провайд Комфорт»), Сомали («Рестор Хоуп») и бывшей Югославии («Провайд Промис»}.
Анализ боевых действий в зоне Персидского залива заставил руководство США и европейских стран НАТО уделять космосу более пристальное внимание. Стало очевидным, что в настоящее время, и тем более в перспективе, практически невозможно решать такие задачи, как ведение разведки, обеспечение глобальной связью, выдача сигналов стратегического и тактического предупреждения о ракетном ударе противника, глобальное навигационное, метеорологическое и геодезическое обеспечение, без использования обеспечивающих космических систем.
Поэтому при разработке планов и программ дальнейшего развития вооруженных сил США все больший акцент делается на необходимости создания мощного военного космического потенциала.
В сентябре 1996 года в США была опубликована новая «Национальная космическая политика», где определены следующие приоритетные направления развития космической деятельности в интересах безопасности: наращивание возможностей в интересах вооруженных сил в любой точке земного шара; предупреждение угроз стратегического масштаба; контроль выполнения соглашений по ограничению и нераспространению вооружений.
Новая космическая политика определяет четыре основные задачи, стоящие перед министерством обороны США: обеспечение космической группировки (вывод на орбиту и эксплуатация космических средств); усиление боевой мощи (управление спутниками наблюдения, обзорной разведки, предупреждения о ракетном нападении, тактической разведки, навигации, связи и метеообеспечения в интересах боевых формирований на суше, море и в воздухе); контроль космического пространства (защита и повышение живучести космических систем для обеспечения свободы действий в космосе и возможность противодействия использованию космоса во враждебных целях, для достижения военного превосходства); боевое применение (возможности по поражению целей из космоса на земле и в космосе).
В настоящее время первоочередными задачами космического командования США являются обеспечение космической группировки и усиление боевой мощи, в то время как контроль и применение пока еще не находят полной поддержки в высших военных и политических кругах.
Военно-техническая политика США в интересах выполнения существующих и новых задач в космической области предусматривает несколько основных направлений на ближайшие годы. Приоритетными являются создание нового класса ракет-носителей (взамен существующих «Дельта 2», «Атлас» и «Титан»), а также создание и ввод в оперативное использование двухуровневой космической системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе и слежения за пусками баллистических ракет любого класса. Продолжается наращивание функциональных и боевых возможностей глобальной системы навигации, а также систем наблюдения и космической связи для удовлетворения потребностей всех звеньев ВС, до боевой единицы включительно.
Согласно космической политике США должны быть обеспечены необходимые возможности для осуществления космической деятельности. Это требование должно учитываться и выполняться на всех стадиях структурного и системного планирования, развития, оснащения, эксплуатации и обслуживания. Поэтому национальная политика космического транспортирования направлена на модернизацию существующих средств выведения, с тем чтобы развивать новые возможности, сокращая расходы и сохраняя надежность, работоспособность, устойчивость и безопасность.
За вывод полезной нагрузки в космос как в оборонном, так и в разведывательном секторе отвечает министерство обороны США, и оно обязано поддерживать возможности по развитию и обеспечению действий, соответствующих требованиям национальной безопасности.
В настоящее время в космосе постоянно находятся более 500 спутников, из них более 200 принадлежат США, около половины которых имеют военное назначение. Чтобы обеспечить возможности для гарантированной доставки необходимой информации из космоса и в то же время лишить этих возможностей противника, разрабатываются меры, в первую очередь по обладанию бесспорными возможностями для восполнения и наращивания орбитальной группировки.
Так, МО США ведет разработку новой программы одноразовых носителей. Ожидается, что эта программа окупит себя к 2007 году, а к 2020 году позволит сэкономить 5-10 млрд дол. благодаря запуску носителей средней и большой грузоподъемности с одного и того же комплекса. Стандартизация процедур, использование общего пускового комплекса, и особенно стандартное соединение с полезной нагрузкой, приведут к тому, что стоимость всех носителей будет одинаковой. По мнению руководства космического командования США, использование в военном, гражданском и коммерческом секторах такой системы приведет к более низкой стоимости космического транспортирования.
Основной задачей программы является создание целого семейства ракет-носителей среднего и тяжелого классов, что позволит существенно (на 25-50%) сократить затраты на доставку грузов в космос. Новые системы должны быть достаточно универсальными, чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность выведения на орбиту космических аппаратов, имеющих широкий диапазон масс (1,1-20,4 т).
В период 2001-2020 годов в рамках федеральных программ ВВС США планируется осуществить около 200 запусков одноразовых ракет-носителей, 15 из которых - тяжелого класса. При использовании существующих ракет затраты на выполнение этой программы составили бы 20 млрд дол., с усовершенствованными носителями - лишь 10-15 млрд дол.
Благодаря выполнению сборки и предполетного обслуживания ракет в горизонтальном положении продолжительность работ с ними на стартовой площадке предполагается сократить до 6-8 дней (по другому проекту - до 15-18 часов). Удельные затраты на выведение грузов на орбиту новыми транспортными системами должны составить 13,2 тыс. дол ./кг, что почти в два раза ниже показателей современных ракет. Необходимо также отметить, что, выбрав для решения задач транспортного обеспечения перспективных проектов жидкостные ракеты-носители, ВВС отказываются от использования в ближайшие годы мощных твердотопливных двигателей, технология производства которых совершенствовалась в течение нескольких десятилетий.
МО США тесно сотрудничает с НАСА, где разрабатывается многоразовый носитель Х-33. Руководство космического командования США рассматривает эту технику с точки зрения ее пригодности для создания в дальнейшем военного космического самолета, который предполагается начать использовать в 2020-х годах. Новую транспортную систему намечается использовать для решения различных задач как в верхних слоях атмосферы, так и на низких околоземных орбитах. Она должна отличаться высокой надежностью, безопасностью и простотой подготовки к полетам, сопоставимой с работами по обслуживанию самолетов. Ввод в строй первой эскадрильи космических самолетов планируется к 2030 году.
Одной из приоритетных задач было и остается создание надежной системы противоракетной обороны (ПРО) войск США передового базирования, а также городов, отдельных объектов и районов. В интересах ее решения разрабатывается эшелонированная система ПРО на ТВД, включающая системы наземного, морского, воздушного и космического базирования. Для защиты территории страны США разрабатывают к 2000 году национальную систему ПРО, которая при необходимости может быть развернута в течение трех последующих лет.
Важность вопроса создания новых космических систем в интересах ПРО США заключается в том, что они будут способны не только фиксировать время и место запуска, но и производить траекторные измерения для выдачи целеуказаний на активные средства обороны.
Американское военное руководство считает, что космические силы и средства должны играть главную роль при решении задачи установления информационного превосходства в зоне ведения боевых действий в возможных региональных конфликтах. Предполагается, что это может резко повысить возможности ВС США и их союзников по ведению боевых действий в более выгодных условиях в результате перехвата инициативы у противника.
Суть решения этой задачи заключается в обеспечении гарантированного функционирования системы управления, контроля, связи, автоматизации и разведки ВС США и блокировании его для противника, что позволит принимать решения и реагировать на обстановку быстрее, чем неприятель, и таким образом навязывать ему свой порядок действий. Достижение, удержание и наращивание информационного превосходства помогут парализовать способность противника управлять своими силами.
Таким образом, спектр задач, решение которых возлагается американским руководством на космические силы и средства на современном этапе, обусловливает возможность их задействования для поддержки различных компонентов ВС США практически в любых кризисных ситуациях как в мирное время (при борьбе со стихийными бедствиями, проведении миротворческих операций), так и в любых видах региональных вооруженных конфликтов. При этом увеличивается доля решаемых задач, связанных с обеспечением действий сил общего назначения (по сравнению со стратегическими силами), а также оперативного и тактического звеньев управления войсками.
В последнее время все большее внимание уделяется использованию космических систем военного назначения (КСВН) в интересах войск на ТВД. Традиционно КСВН использовались прежде всего в интересах высших органов управления и планирования стратегических наступательных и оборонительных сил. С изменением геополитической обстановки и появлением новых очагов нестабильности, с расширением спектра угроз интересам США возникла острая необходимость в использовании возможностей космоса, в первую очередь в районах ведения боевых действий.
Космическим командованием США ведется большая работа по обучению личного состава действиям в интересах боевых формирований и совершенствованию сруктуры космических частей и подразделений. Созданы органы управления и сформированы подразделения, непосредственно обеспечивающие войска на ТВД данными от космических средств разведки, ракетного предупреждения, навигационного и метеообеспечения и др. В зональных командованиях и отдельных частях сформированы группы космической поддержки. Налажен процесс обучения командного состава ВС по вопросам использования возможностей космических сил и средств.
Поскольку многие страны уже получили доступ к космическим системам, технологиям и изделиям (как в результате собственных и совместных разработок, так и путем приобретения космических систем и услуг), американское военное руководство считает, что в условиях региональных конфликтов необходимо обеспечить гарантированный доступ в космос своих и союзных сил и средств, а также блокировать (при необходимости) способность противника использовать космические системы военного назначения.
Опубликованный в январе 1996 года доклад научного консультативного совета ВВС «Новые глобальные перспективы: воздушная и космическая мощь в 21-м веке» освещает технические возможности стратегических и тактических средств космического контроля и боевых космических средств.
В дополнение к военным контрмерам планируется усилить контроль США на мировом рынке космических технологий и услуг; принять меры по защите технологий, методологии и общесистемных исследований в целом, которые обеспечат США лидерство в космосе; установить отношения с дружественными государствами, предполагающие совместное использование и защиту космических технологий и результатов космической деятельности; заключить соглашения, ограничивающие или блокирующие доступ к космическим технологиям странам, которые рассматриваются США в качестве вероятных военных противников.
В настоящее время контроль космического пространства для обеспечения национальной безопасности в сочетании со сменой приоритетов в международной политике Соединенных Штатов превращается в более отчетливую стратегию создания превосходства в космосе.
Одним из наиболее важных является утверждение, что в настоящее время космос становится в большей степени коммерческой сферой деятельности, чем государственной или военной. Поэтому признано целесообразным увеличить зависимость военных пользователей от коммерческих и государственных спутников для организации связи, получения метеоданных и т.д. Считается, что это кроме экономии средств расширит возможности по использованию космоса в интересах обороны. С другой стороны, как коммерческие, так и государственные владельцы будут зависеть от вооруженных сил в части обеспечения защиты космических аппаратов и гарантированного доступа в космос.
Поскольку коммерциализация космического пространства привела к тому, что некоторые системы имеют не одного собственника и обслуживают значительное количество пользователей, «космический контроль» с военной точки зрения это не столько контроль космического пространства, сколько контроль способности противника эксплуатировать и извлекать выгоду из этой среды.
Таким образом, несмотря на отсутствие ясной политики в области милитаризации космоса, космическое командование США закладывает фундамент будущих боевых действий в космосе.
Руководство и органы планирования космического командования США в течение последних лет ведут подготовку к оборонительным и наступательным операциям в космосе. Уже разработаны концепции операций, по существу, созданы органы управления, а также составлен перечень потребностей для выполнения основных задач.
В качестве реальных шагов к достижению превосходства в космосе США предпринимаются усилия по созданию новой системы противоспутникового оружия (АСАТ). Ее разработка велась еще в 1970-80-х годах. «Ранний» АСАТ включал в себя систему оружия «прямого» действия, запускаемую с борта самолета F-15. Она имела инфракрасный датчик для наведения на космический объект.
Предполагается, что существующие и доработанные носители могут быть использованы для вывода на орбиту кинетических средств перехвата спутников противника на низкой околоземной орбите. В качестве носителей могут служить две первые ступени разукомплектованной баллистической ракеты морского базирования «Поларис» или снятой с вооружения МБР «Минитмен-2». Летные испытания планируются в 1998 году на тихоокеанском испытательном полигоне на Гавайях.
В будущем для уничтожения спутников противника возможно использование наземных лазерных установок, которые планируется создать в ближайшие 10 лет. Кроме того, для временного выведения из строя аппаратов противника над территорией США или над зоной боевых действий предлагается использовать микроволновые установки большой мощности. Считается, что создание наземных лазерных установок не будет нарушением договоров, которые ограничивают разработку и применение противоспутникового оружия космического базирования.
Военное руководство Пентагона и часть конгрессменов признают приоритетность этого направления, но на открытые дискуссии в политических и военных кругах по вопросу создания и обеспечения космического превосходства пока существует своего рода табу. Вместе с тем определенная работа по планированию и организации будущих боевых действий в космосе ведется постоянно. Изучаются и отрабатываются технические приемы по нарушению связи со спутниками, разрушению их различными видами воздействия.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что финансирование космических программ МО США и в дальнейшем будет только увеличиваться.
Несмотря на отход от глобальной конфронтации, США (с учетом существующих и будущих угроз) будут продолжать наращивание потенциала космических сил и средств военного назначения в целях сохранения лидирующего положения в освоении космоса, обеспечения повседневной деятельности вооруженных сил и ведения ими боевых действий, создания эшелонированной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. До настоящего времени взвешенная политика Белого дома ограничивала реализацию этих планов рамками исследовательских и опытно-конструкторских работ. Видимо, позиция России и других стран мирового сообщества по ключевым вопросам международной безопасности внесет большую определенность в перспективные планы США по реализации военной космической программы.