Разработка вооружения и военной техники в новых экономических условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/1998

Разработка вооружения и военной техники в новых экономических условиях

Генерал-майор В.Е.ШУЛЬГИН,

кандидат технических наук,

член-корреспондент АВН и РАРАН

Полковник в отставке Ю.Н.ФЕСЕНКО,

доктор технических наук, профессор,

член-корреспондент РАРАН

ИСТОРИЯ развития военного дела учит, что вооружение и военная техника (ВВТ) развиваются под воздействием трех факторов: потребностей вооруженных сил, научно-технического прогресса и экономических возможностей страны. Снижение угрозы мировой войны (как ядерной, так и обычной) и возрастание опасности возникновения «молекулярных войн» (локальных войн и вооруженных конфликтов), в том числе внутри страны, заставляют по-новому взглянуть на проблему развития ВВТ. Если раньше потребности Вооруженных Сил обусловливались их постоянной готовностью к ведению широкомасштабных боевых действий с участием десятков тысяч самолетов, танков и других бронированных машин, то перспектива возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов выдвигает на первый план способность войск к быстрому реагированию на внешнюю и внутреннюю угрозу, а также к решению новых задач (оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, контрабандой оружия и наркотиков, предотвращению распространения внутренних вооруженных конфликтов за пределы Российской Федерации, осуществлению миротворческих мероприятий по мандату ООН). Не меньшую значимость приобретает проблема сдерживания международного терроризма, особенно со стороны стран, которые могут приобрести или наладить производство баллистических ракет средней дальности, превратив их в орудие международного шантажа.

Возможность участия ВС РФ в локальных войнах, вооруженных конфликтах и миротворческих операциях ООН с особой остротой ставит вопрос о способности войск наносить точные удары, сводя к минимуму сопутствующий ущерб, особенно среди гражданского населения. С другой стороны, это требует от систем вооружения высокой постоянной готовности к автономным действиям в составе войсковых формирований различной численности и предназначения. Прошло время, когда появление какого-то отдельного образца оружия могло серьезно сказаться на тактике войск. Сегодня помимо всего необходима надежная система управления и всестороннего обеспечения, причем в ряде случаев их элементы потребуется создавать одновременно с разработкой новых систем оружия. В частности, артиллерия, чтобы полностью реализовать свои огневые возможности, должна располагать средствами разведки, обеспечивающими точное и своевременное определение координат важнейших объектов в глубине расположения противника, а также системой управления, позволяющей доводить необходимую информацию до соответствующих командных инстанций в реальном масштабе времени и в форме, удобной для лиц, принимающих решение на применение сил и средств в операции. Только на этой основе возможна эффективная реализация общевойскового принципа управления огневым поражением противника в операции и новой формы интеграции сил и средств разведки и поражения - разведывательно-огневой системы общевойсковых формирований.

Таким образом, в соответствии с логикой развития современных средств поражения, форм и способов их боевого применения необходимо создавать не отдельные образцы оружия, а боевые комплексы, объединяющие в единое целое средства разведки и поражения на базе автоматизированных систем управления. Это серьезно усложняет планирование и организацию разработки перспективных ВВТ. Не случайно в США, например, для решения подобной задачи формируются специальные программы, которые выполняются под руководством ответственного представителя министерства обороны, координирующего усилия многочисленных подрядчиков. Кроме того, при создании сложных систем там практикуется, во-первых, параллельная разработка подсистем различных уровней иерархии на базе глобальной идеи нового комплекса; во-вторых, срочное внедрение отдельных разработок в войска, даже если опытные образцы ВВТ не соответствуют требованиям тактико-технического задания (ТТЗ). Это позволяет своевременно определить правильность принятой концепции, вскрыть недостатки ее технической реализации и в конечном итоге получить опыт создания принципиально новых систем оружия.

Сокращение ассигнований на оборону сегодня серьезно обостряет проблему финансирования разработок ВВТ. В этой связи, на наш взгляд, заслуживает внимания опыт работы командования и Генерального штаба Красной Армии в 20-е годы. Несмотря на существенное сокращение ВС и расходов на их финансирование, эти органы шли в ногу с передовыми достижениями военно-технической мысли и оперативного искусства, готовя армию к тому времени, когда советская промышленность сможет оснастить ее современным вооружением. Именно в тот период создавались кадры конструкторов и военных специалистов в новых для России областях - авиа- и танкостроении, военной химии и др. Правильность подобной политики подтвердил опыт Великой Отечественной войны, когда советская военно-техническая мысль обеспечила превосходство отечественной военной техники на поле боя.

Однако приверженность той или иной политике выживания не снимает проблемы выбора новых образцов ВВТ исходя из потребностей ВС и экономических возможностей страны. За рубежом да и в нашей стране существуют два подхода к ее решению: «нисходящий», в основу которого положены потребности ВС (он сводится к формированию точных, всесторонне обоснованных ТТЗ и к определению трудностей научно-технического характера, которые потребуется преодолеть при выполнении этих заданий); и «восходящий», опирающийся на уже имеющиеся технические возможности по созданию новых образцов ВВТ. В первом случае есть опасность упустить из виду новые, перспективные технологии, во втором возможна утрата точного выбора, поскольку все предлагаемые технологии вроде бы представляют интерес.

Чтобы избежать недостатков обоих подходов, разработку ВВТ за рубежом, первоначально ведут на концептуальном уровне, т.е. ТТЗ формулируется в общем виде. Это позволяет стимулировать творческий поиск конструкторов вооружения, развязать их инициативу в нахождении новых и использовании уже имеющихся технических решений и технологий. Но здесь требуется подготовка ТТЗ для двух уровней создания образца - концептуального и непосредственного.

Порядок разработки ТТЗ нуждается в серьезных изменениях и по другим соображениям. Сейчас это многостраничный документ, который наряду с характеристиками, определяющими облик того или иного вооружения, содержит многочисленные, общие для всех образцов ВВТ требования (по стойкости, живучести, снижению заметности, стойкости к климатическому воздействию и т.п.). Обычно в нем имеется множество ссылок на другие нормативные документы (ГОСТы, общетехнические требования и т.п.). На создание и согласование такого документа тратится масса времени и много усилий. Очевидно, есть смысл разработать единые требования к технике военного назначения, с тем чтобы значительно упростить и ускорить выработку ТТЗ, поскольку они ограничивались бы лишь требованиями, определяемыми спецификой нового образца ВВТ.

К сожалению, в области разработки вооружения (в частности, ракетного и артиллерийского), где даже в годы Великой Отечественной войны господствовала конкурсная система, в последнее время возобладали монополизм и диктат производителя. Конструирование обычно ведется на безальтернативной основе и поручается предприятию, специализирующемуся на производстве конкретного вида вооружения. Это позволяет в определенной степени сократить время и уменьшить стоимость разработки вооружения, но в конечном итоге приводит к такому положению, когда создание качественно новых образцов ВВТ подменяется «ползучим совершенствованием» уже имеющегося вооружения, а его тактико-технические характеристики определяются не столько оперативно-тактическими требованиями, сколько наличием научно-технических заделов у фирм - разработчиков ВВТ, многократно эксплуатирующих найденные ранее технологические решения.

Особенно наглядно это можно показать на примере развития отечественной номенклатуры артиллерийских боеприпасов. Несмотря на насыщение армий ведущих государств бронированной техникой, основу этой номенклатуры по-прежнему составляют осколочно-фугасные боеприпасы, которые практически достигли предела своих физических возможностей. Тем не менее наша промышленность продолжала плодить новые образцы этих боеприпасов, которые по могуществу действия у цели лишь незначительно превосходили своих предшественников. Между тем хорошо известно, что при поражении, например, танка используется лишь 15% энергии 152-мм осколочно-фугасного снаряда. Это означает, что даже при прямом попадании снаряда в танк 85% его энергии расходуется впустую. Чтобы рационально распределить эту избыточную энергию, за рубежом уже давно пошли по пути создания кассетных снарядов (боевых частей ракет) с боевыми элементами двойного (кумулятивного и осколочного) действия. Именно они составляют сейчас основу номенклатуры боеприпасов зарубежной полевой артиллерии. Правильность такого подхода подтвердил опыт войны в зоне Персидского залива, свидетельствующий, что подобные боеприпасы обладают не только высоким поражающим, но и сильным морально-психологическим воздействием на живую силу противника, поскольку обеспечивают высокую плотность огня и более рациональное распределение поражающих факторов по площади цели. У нас, несмотря на то, что предложения о создании кассетных снарядов поступили в организации промышленности более 15 лет назад, таких боеприпасов до сих пор нет. Это существенно снижает возможности отечественной артиллерии по поражению подразделений, оснащенных бронированной техникой, и особенно в контрбатарейной борьбе.

Следует отметить, что плановая экономика требовала доведения до государственных испытаний любого (даже морально устаревшего) образца, запущенного в разработку. После этого он, как правило, рекомендовался к принятию на вооружение, несмотря на внушительное количество недостатков. Их устранение обычно превращалось в предмет тяжбы между Министерством обороны и министерствами оборонных отраслей промышленности. Заключения же государственных комиссий зачастую просто игнорировались, поскольку разработчик пребывал в абсолютной уверенности, что устранение обнаруженных недостатков неизбежно будет принесено в жертву необходимости принятия образца на вооружение по оперативно-тактическим (а иногда и политическим) соображениям.

Ничего подобного не происходило бы, если бы к фирмам-разработчикам применялись экономические санкции за нарушение требований ТТЗ и затягивание сроков создания образца.

Нет сомнений, что переход к рыночной экономике требует четкой экономической ответственности в области разработки ВВТ. Подобный тезис звучит несколько наивно в обстановке повсеместных неплатежей за оборонные заказы, но такое положение не может длиться вечно. Рано или поздно наша экономика начнет выздоравливать и предприятия за счет экспорта ВВТ, выпуска продукции двойного назначения и конверсионного производства накопят средства, необходимые для поисковых исследований, позволяющих сделать качественный скачок в создании вооружения. Тогда и заработают в полном объеме рыночные рычаги. И тем не менее отлаживать их нужно уже сейчас, разрабатывая основы контрактной системы создания ВВТ, которая предусматривала бы не только гарантийные обязательства заказчика и подрядчика, но и штрафные санкции за превышение запланированных затрат, времени разработки образцов, несвоевременное их представление на испытания, нарушение требований ТТЗ и т.д. Кроме того, поскольку для большинства производителей ВВТ доход от экспортных поставок является единственным источником средств для дальнейшего существования, необходимо, чтобы он не оседал на фирмах - изготовителях готовой продукции, а доходил до субподрядчиков - изготовителей комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Мы также поддерживаем высказанное в статье Н.П.Капрана соображение о важности формирования «экономического» образа мышления у заказчиков ВВТ и необходимости выработки нормативно-методической базы государственных заказов на контрактной основе.

Одной из важных особенностей создания вооружения является сложность точного прогнозирования потребностей в нем в случае возникновения тех или иных военных конфликтов. Более того, как показывает исторический опыт, уже в ходе войны появляются новые средства нападения и защиты. При этом наряду с жестокими битвами на суше, в воздухе и на море, напряженной борьбой военных экономик противоборствующих государств всегда идут не менее важные и бескомпромиссные сражения научной, конструкторской, инженерной и технологической мысли (проигрыш в последних, как правило, предопределяет поражение в войне в целом). К этому необходимо готовить конструкторские коллективы заблаговременно, так же как Вооруженные Силы страны к отпору агрессии.

Указанное обстоятельство существенно повышает роль институтов родов войск, хорошо знающих их потребности и специфику решаемых ими задач. Видовые институты, в свою очередь, должны играть главную роль в координации программ по разработке ВВТ внутри вида Вооруженных Сил, обеспечивать его стандартизацию и унификацию. Сейчас нередко высказывается мысль о создании на базе научно-исследовательских институтов и военных академий неких учебно-научных «монстров». Как видно, мы не всегда делаем правильные выводы даже из собственного опыта. Подобные эксперименты в интересах, далеких от нужд военной науки, уже имели место в 60-х годах и привели лишь к свертыванию военно-научных исследований и снижению их уровня, поскольку означали монополизацию науки и ликвидацию целых научных направлений и школ. На это направлен и существующий порядок увольнения в запас научного состава институтов, когда уходят полные сил перспективные ученые, в том числе и высшей квалификации, нарушается преемственность научных школ. На качестве вырабатываемых ТТЗ не лучшим образом сказывается отсутствие в СВ РФ видового института, который вырабатывал бы общевойсковую основу программных исследований, единую для всех родов войск этого вида ВС. На наш взгляд, эту роль мог бы сыграть 3 ЦНИИ МО, где должны быть сосредоточены опытные исследовательские кадры оперативно-тактического профиля общевойсковой направленности.

Контрактная система разработки вооружения является основой для перехода к конкурсной системе распределения заданий на его создание. Как свидетельствует мировой опыт, она также позволяет расширить область поиска технических решений и стимулирует творческую инициативу разработчиков. Насколько жесткой бывает при этом конкурентная борьба, свидетельствует опыт создания американской РСЗО MLRS. Если к концептуальной разработке системы привлекалось пять фирм, то к созданию экспериментальных образцов - только две, победившие в конкурсе концепций. В производство же был запущен лучший образец, причем разработчики предусмотрели комплексное решение всех вопросов боевого применения и обеспечения системы, что подтвердили ее успешные действия в войне в зоне Персидского залива. О преимуществах конкурсной разработки ВВТ говорит и опыт отечественного авиастроения, где постоянно соперничали изделия ряда фирм (Туполева, Ильюшина, Сухого, Микояна и др.). Не случайно именно они успешно конкурируют сейчас с зарубежными изготовителями авиационной техники на мировом рынке.

Итак, судя по отечественному и зарубежному опыту, конкурсная система создания ВВТ является хорошим гарантом их конструктивного совершенства и. технической надежности. Кроме того, внедрение конкурсной системы распределения заказов на разработку вооружения обеспечивает наилучшие условия для реализации научного потенциала его разработчиков, активизирует их творческое мышление, вырабатывает вкус к поиску новых решений, к совершенствованию технологии конструкторского труда. Обязательным условием допуска к конкурсу должно быть безусловное выполнение ТТЗ, особенно в части эффективности боевого применения образца. При конкурсном отборе следует также учитывать планируемую фирмой-разработчиком стоимость создания, серийного производства и эксплуатации ВВТ, его ремонтопригодность и возможность дальнейшего улучшения тактико-технических характеристик при последующих модернизациях, их предполагаемые направления и т.п. Чтобы исключить какое бы то ни было ведомственное влияние, конкурсный отбор проектов, по нашему мнению, должна вести государственная комиссия. Однако в последние годы при формировании комиссий для проведения государственных испытаний ВВТ возобладала, как нам представляется, вредная тенденция включения в их состав представителей фирм-разработчиков, которых иногда бывало больше, чем представителей заказчика. Это зачастую приводило к блокированию предложений, по тем или иным причинам не устраивавших разработчика. Последнее обстоятельство приобретает особую значимость в связи с обозначившейся тенденцией монополизации разработки и производства ВВТ, находящей свое проявление в образовании мощных научно-производственных концернов. Несомненно, что их создание существенно повышает экспортные возможности отечественной промышленности в условия ожесточенной конкуренции на мировом рынке вооружений. Но при этом несравненно увеличиваются и возможности по лоббированию разработок этих концернов внутри страны, что может не только сузить базу для конкуренции образцов ВВТ, но и привести к установлению высоких монопольных цен на них.

По нашему мнению, пора решительно менять сам подход к стандартизации. Предпочтение должно отдаваться не максимальному использованию агрегатов, механизмов и деталей, уже освоенных промышленностью (что в прошлом зачастую приводило к рождению крупногабаритных и металлоемких «уродцев»), а активному поиску новых, перспективных технических и технологических решений и их широкому внедрению в образцы ВВТ на межродовом и межвидовом уровне. Это позволит достичь максимальной унификации ВВТ, устранить параллелизм разработчиков и производителей комплектующих вооружения. Кроме того, будет обеспечена рациональная кооперация, поскольку изготовление отдельных деталей и узлов, агрегатов и механизмов можно сосредоточить на производствах, соответствующих мировым стандартам. Однако ориентация на мировые стандарты не всегда оправданна, поскольку они зачастую сильно уступают требованиям отечественных ГОСТов.

Нуждается в радикальном изменении и порядок проведения государственных испытании новой техники. Известно, что их главная цель состоит в определении степени соответствия образца ВВТ требованиям ТТЗ. Зарубежный опыт, однако, показывает, что этого недостаточно. Зачастую перед государственными испытаниями там ставится такая задача, как вскрытие максимальных возможностей образца ВВТ. Это позволяет более правильно определить допустимые границы эксплуатации системы, полностью выявить ее скрытые возможности, установить предельные границы работы агрегатов и механизмов.

В последние годы обозначилась недопустимая, на наш взгляд, тенденция, когда значительно сокращаются ассигнования на проведение государственных испытаний. Обоснование подобной политики становится темой диссертационных работ различного уровня, а необходимость дальнейшего сокращения расхода материальных средств объясняется их серьезным удорожанием в условиях рыночной экономики. Однако, несмотря на кажущуюся обоснованность рекомендаций об объеме работ, необходимых в ходе испытаний, расход, например, боеприпасов, отпускаемых на них, нередко назначается произвольно, что не позволяет не только оценить истинную боевую эффективность комплексов, но и проверить надежность артиллерийского вооружения при длительной эксплуатации и стрельбе на предельных режимах. Так, суммарный настрел и пробег на орудие при проведении технических и войсковых испытаний за рубежом в ряде случаев в 1,5-3 раза превышает тот, который принят у нас. Это может самым отрицательным образом сказаться в реальной боевой обстановке. Наконец, в практику государственных испытаний вошло правило, когда оценка боевой эффективности образца проводится на основании результатов стрельбы по имитаторам боевой техники или расчетным способом с использованием не контролируемых в ходе испытаний технических характеристик. В результате иногда многократно завышаются характеристики боевой эффективности комплексов вооружения, что обнаруживается лишь при проведении стрельб в войсках.

Серьезное сокращение ассигнований на оборону привело к заметному снижению уровня технической оснащенности ВС РФ: доля современных ВВТ в настоящее время не превышает 30% (при 60-80% в армиях стран Запада). К 2000 году, когда в большинстве стран мира произойдет частичная, а кое-где и полная замена вооружения, при сохранении существующего положения с финансированием Российских Вооруженных Сил доля в них современных образцов может уменьшиться в три раза.

Реальным путем поддержания имеющегося вооружения на уровне мировых стандартов при резком ограничении затрат на закупку новых образцов является его модернизация, так как она зачастую обходится значительно дешевле, чем приобретение новых систем оружия. Модернизация не только позволяет существенно повысить боевые возможности ВВТ и тем самым реализовать его адаптивные возможности, заложенные на этапе проектирования, но и дает возможность в ряде случаев устранить диспропорции в соотношении отдельных образцов или грубые ошибки, обнаружившиеся в ходе их эксплуатации. Одной из таких ошибок является создание машин управления (в том числе управления огнем артиллерийских подразделении) на базе, отличающейся от основной базы техники мотострелковых подразделений. Это, не говоря уже о значительном снижении их маневренных возможностей, позволяет легко идентифицировать машины управления в боевых и походных порядках подразделений. Указанное обстоятельство отрицательным образом сказалось в ходе боевых действий в Чечне - боевики старались в первую очередь вывести из строя именно такие машины, что, как правило, приводило к нарушению управления подразделениями и увеличению общих потерь.

Раньше создание подобных машин объяснялось отсутствием соответствующей базы. Однако сейчас, когда тысячи боевых машин идут в переплавку или применяются для конверсионного производства, часть из них можно использовать для модернизации машин управления мотострелковых и артиллерийских подразделений, что позволит существенно повысить их живучесть на поле боя. Не менее целесообразным представляется значительное повышение боевых возможностей ракетного комплекса «Точка» за счет оснащения его более эффективными боевыми частями и современными средствами управления. Словом, модернизация ВВТ позволит по-хозяйски распорядиться арсеналом имеющихся боевых средств и вывести их на уровень современных требований.

Таким образом, изменение порядка разработки ВВТ назрело. Более того, оно становится неизбежным, если мы намерены оснастить ВС РФ современным вооружением и хотим в новых экономических условиях удержаться на мировом рынке вооружений.

Военная мысль. - 1996. - №4. - С.34.

Известия. - 1995. - 28 дек.

Военная мысль. - 1997. - №3. - С.58-64.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации