Ракетные войска и артиллерия в локальных войнах и вооруженных конфликтах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 34-38

Ракетные войска и артиллерия в локальных войнах и вооруженных конфликтахРакетные войска и артиллерия в локальных войнах и вооруженных конфликтах

Генерал-лейтенант М.И.КАРАТУЕВ,

командующий РВиА ВС РФ,

кандидат военных наук

В последние годы вопросы огневого поражения противника в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов приобретают важное значение. Учитывая интерес читателей к этой проблеме и ее актуальность, редакция обратилась к командующему РВиА ВС РФ генерал-лейтенанту М. И. Каратуеву с просьбой обобщить опыт боевого применения ракетных войск и артиллерии в военных конфликтах последних лет.

НЕСМОТРЯ на общее потепление международных отношений, в последнее десятилетие наблюдается тенденция к возрастанию количества, размаха и интенсивности локальных войн и вооруженных конфликтов. Причем если раньше они возникали в удаленных от нашего государства регионах, были периферийными, то в настоящее время вплотную придвинулись к границе России (особенно на южных рубежах) и даже перешагнули, их. Kaк показывает исторический опыт, практически во всех таких, "малых войнах" заметную роль в решении задач огневого поражения противника (ОПП) играли ракетные и артиллерийские формирования. Не случайно, начиная с 50-х годов насыщенность артиллерией группировок войск, участвующих в военных конфликтах, выросла в четыре раза. Сегодня ракетные войска и артиллерия - это основа огневой мощи общевойсковых группировок. Именно поэтому важно дальнейшее совершенствование форм и способов их боевого применения с учетом имеющегося (отечественного и зарубежного) опыта.

При всей разноликости локальных войн и вооруженных конфликтов в них есть немало общего в вопросах организации ОПП. Так, в ходе войны в Корее (1950-1953 годы) и Вьетнаме (1964-1975 годы), как правило, применялись те формы и способы боевых действий, которые были выработаны в период Второй Мировой войны. В наступательных и оборонительных операциях наносились массированныеавиационные и артиллерийские удары. Особенно широко, по сравнению с другими родами войск, артиллерия применялась во Вьетнаме. За пределами досягаемости ее огня американские войска боевых действий практически не вели. В то же время обе эти войны доказали необходимость поиска новых способов вооруженной борьбы, соответствующих условиям обстановки также дальнейшего совершенствования вооружения и военной техники; 'невозможность решения поставленных задач только военно-воздушными и военно-морскими силами значимость согласованного применения всех видов вооруженных сил и родов войск; несостоятельность попыток проведения «классических» операций, подобных операциям Второй мировой войны.

Отметим сразу, что полученный опыт не был оставлен без внимания в армиях развитых государств, о чем свидетельствуют подготовка и проведение Англией в 1982 году Фолклендской десантной операции. Несмотря на специфику театра военных действий, ограниченные цели и масштабы конфликта, была создана специальная группировка из соединений, частей и подразделений всех видов вооруженных сил. Личный состав прошел специальную подготовку для ведения боевых действий ночью. Экспедиционные силы были оснащены приборами ночного видения и новейшей техникой, имелись необходимые запасы материальных средств. Высадке предшествовала интенсивная огневая подготовка, В ходе десантной операции все наступательные действия английских подразделений начинались ночью после массированных артиллерийских и бомбовых ударов, наносимых авиацией, корабельной артиллерией формированиями полевой артиллерии оснащенньми 105 мм гаубицами и 81-мм минометами. Все это позволило экспедиционным силам успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

Говоря об огневом поражении противника в локальных войнах и вооруженных конфликтах, следует oтметить, что на ракетные войска, артиллерию и авиацию приходилось до 80% объема огневых задач. При этом в ближайшей тактической глубине долевое участие полевой артиллерии достигало 50-80% А в Чечне, например, с декабря 1994 по март 1995 года, когда авиация практически не участвовала в ОПП из-за сильных туманов и осадков, артиллерия выполняла до 90% огневых задач. Следовательно, в локальных войнах и вооруженных конфликтах ракетные войска и артиллерия по-прежнему остаются главным средством огневого поражения противника. К такому же выводу пришли и американские военные специалисты, исследовавшие опыт боевых действий в зоне Персидского залива. По их рекомендациям разработана соответствующая долгосрочная программа развития артиллерии и создана новая научно-исследовательская лаборатория, занимающаяся разработками в области огневого поражения, а на базе 5 АК проводятся исследования по обобщению опыта работы штатной группы планирования и координации огневого поражения.

Необходимо отметить значимость использования в ходе военных конфликтов новых средств вооруженной борьбы (в том числе ракетных и артиллерийских) и соответствующих их возможностям форм и способов ведения боевых действий. В частности, опыт арабо-израильских войн, подтвержденный на более высоком уровне в зоне Персидского залива, убедительно доказал, что применение новых видов оружия, а также неизвестных прежде форм ведения боевых действий (огневые, ударные, разведывательно-огневые, электронно-огневые операции, сражения, бои) значительно повышает эффективность огневого поражения противника и позволяет реализовать «бесконтактный» способ его разгрома дальним огневым или электронно-огневым воздействием.

В последние десятилетия одной из специфических функций армий развитых государств становится участие в миротворческих операциях, где нередко против дестабилизирующих мирный процесс сил приходится применять оружие. Здесь также высока роль ракетных и артиллерийских формирований, которые, имея на оснащении высокоточные средства поражения, способны внезапно и эффективно воздействовать на различного рода вооруженные формирования, обеспечивая безопасность мирного населения.

В целом анализ прошедших локальных войн и вооруженных конфликтов подтверждает известный вывод о том, что простое преимущество в силах и средствах в современных условиях далеко не всегда служит гарантом победы. Подтверждением тому являются действия федеральных сил в Чечне, когда их численное превосходство не удалось реализовать во многом из-за ведомственной разобщенности и отсутствия единого руководства вооруженными формированиями различных силовых ведомств. В частности, не был создан единый орган, который бы отвечал за вопросы планирования, организации и координации ОПП. Группировкой артиллерии из состава Сухопутных войск управлял начальник РВиА Северо-Кавказского военного округа, из состава воздушно-десантных войск - начальник артиллерии ВДВ, а артиллерийские (минометные) подразделения МВД подчинялись только своему командованию. Отрицательно сказался на организации ОПП и низкий уровень технической оснащенности органов управления. Так, для передачи сигналов и команд начальник и штаб РВиА округа имели всего один (совместно с начальником войск ПВО!) закрытый канал связи, полностью отсутствовали современные высокопроизводительные средства автоматизации управления.

Все это привело к тому, что федеральные силы не смогли реализовать новые формы и способы огневого поражения, дающие регулярным войскам преимущества перед иррегулярными формированиями. Была принята (отчасти навязанная боевиками и больше характерная для подразделений МВД) тактика действий, не приемлемая для войсковых формирований. Зачастую использовались нетрадиционные, не предусмотренные боевыми уставами и наставлениями способы ведения вооруженной борьбы блокирование и прочесывание районов и населенных пунктов, рейдовые действия, разоружение незаконных вооруженных формирований, операции по освобождению заложников и другие. Это, естественно, оказало влияние на задачи, формы и способы применения ракетных войск и артиллерии.

В чеченском конфликте основными задачами ракетных войск и артиллерии были: огневое обеспечение боевых действий общевойсковых и других формирований федеральных силовых структур; огневая поддержка штурмовых отрядов и групп; огневое воспрещение маневра боевиков огневое блокирование бандформирований в определенных районах; осве-щение местности с целью разведки и последующего поражения объектов во взаимодействии с авиацией и другими огневыми средствами; ведении контрорудийной (контрбатарейной) борьбы; ликвидация (уничтожение отрядов и групп боевиков. При разгроме крупных вооруженных формирований в зеленых массивах применялось своего рода последовательно сосредоточение огня. Участки выбирались в местах возможного расположения групп боевиков, а по каждому рубежу планировался огонь одного дивизиона. Одновременно велся неподвижный заградительный огонь по дорогам, выходящим из района сосредоточения незаконных вооруженных формирований.

Разведка организовывалась в основном с использованием только визуальных оптических средств, возможности которых ограничивались дальностью прямой видимости (в среднем 2-3 км, а в городе и некоторых других местах 200-500 м). Состоящие на вооружении радиолокационные средства оказались в тех условиях непригодными для ведения разведки Поэтому зачастую большинство участков сосредоточенного огня не про сматривалось с наземных наблюдательных пунктов, не обеспечивалась своевременная и точная засечка групп боевиков в местах их расположения, на маршрутах перемещения и отхода. Координаты элементов боевых порядков в большинстве случаев определялись с низкой точностью, практически отсутствовали метеообеспечение и баллистическая подготовка стрельбы. Сроки обработки разведывательных данных, принятия решений и подготовки огня, как правило, значительно превышали время нахождения объектов поражения на месте. Все это резко снижало эффективность огня, лишало огневое воздействие фактора внезапности, не позволяло полностью реализовать огневые возможности артиллерии.

В целом боевые действия велись устаревшими способами. Основой являлся ближний бой, характеризующийся большими потерями в личном составе, вооружении и военной технике. Огневым средствам, в том числе артиллерии, отводилась роль поддерживающих или обеспечивающих сил. Основной формой боевых действий артиллерии была огневая поддержка мелких общевойсковых формирований, подразделений внутренних войск, морской пехоты и ВДВ, единый замысел одновременного огневого воздействия не разрабатывался. При отсутствии конкретных данных о противнике применялось огневое прочесывание и другие нетрадиционные и, как оказалось, малоэффективные способы огневого поражения.

Еще раз проявились недостатки существующих методов планирования огневого поражения, их низкая адаптация к условиям боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах, ведущихся часто не по «классическим» правилам. Поэтому планирование ОПП (в его традиционном понимании) в большинстве случаев либо не проводилось, либо требовало значительных временных затрат

Отрицательное влияние на эффективность огня оказало полное отсутствие в войсках высокоточного оружия, дающего возможность наносить «хирургические» удары по ключевым объектам при минимальном ущербе мирному населению. Артиллерийские формирования не имели высокоточных артиллерийских боеприпасов, хотя они сравнительно давно приняты на вооружение (даже поставлялись на экспорт) и позволяют эффективно уничтожать цели одним-двумя выстрелами. Не нашел применения и ракетный комплекс «Точка», обладающий высокой точностью, но имеющий очень неэффективные боевые части.

Вместе с тем, по нашему мнению даже при том качестве и уровне оснащения войсковых формирований, который имели федеральные силы в ходе чеченского конфликта, можно было реализовать некоторые элементы разведывательно-огневой операции. Основным препятствием стало отсутствие рационального и четкого распределения функций, полномочий и ответственности между общевойсковыми штабами, штабами видов ВС, родов войск, специальных войск, органами управления других силовых структур, а также их тесного взаимодействия при организации и осуществлении ОПП. Поэтому, на наш взгляд, очень важно уже сегодня внедрять в практику подготовки войск и сил совместные учения, тренировки, командно-штабные военные игры по огневому поражению противника при проведении совместных операций. Кроме того, необходимо активизировать исследования по вопросам боевого применения сил и средств поражения в новых формах ведения боевых действий.

С принятием решения на проведение специальной операции необходимо создавать объединенное командование группировок ВС и других силовых структур. Его важнейшим элементам должен быть единый центр управления огневым поражением, возглавляемый заместителем командующего объединенной группировкой по огневому поражению - начальником ракетных войск и артиллерии и включающий в свой состав центр разведки в интересах ОПП, элементы органов управления РВиА, авиации, РЭБ, средств поражения ВМФ, ВДВ, других силовых министерств и ведомств.

В том случае, если объединенное командование будет создаваться на базе управления военного округа, основой центра управления ОПП должен стать центр (группа) планирования и координации огневого и ядерного поражения. На этот центр (группу) следует возложить решение вопросов, связанных с общим планированием ОПП, и прежде всего: определение задач, способов, структуры и порядка поражения группировки войск противника; распределение зон ответственности и задач между разнородными средствами ОПП с учетом их предназначения; координацию их действий; доведение задач до органов управления, участвующих в планировании и управлении ОПП. Последние обязаны заниматься непосредственным планированием ОПП и его организацией, а также детальным планированием ударов и огня, постановкой задач нижестоящим органам управления и подчиненным формированиям, управлением их боевыми действиями в ходе операции.

Начальнику РВиА объединенного командования должны подчиняться все ракетные и артиллерийские формирования, входящие в состав совместной группировки, независимо от их ведомственной принадлежности. Возникает необходимость разработки правовых положений и нормативных актов, определяющих взаимоотношения органов управления союзных государств (при их участии в операции), различных министерств и ведомств, а в последующем на их основе - руководящих оперативных и боевых документов, в которых нашли бы отражение вопросы подчиненности, управления и взаимодействия всех участвующих в ОПП сил и средств.

Реорганизуя сегодня Вооруженные Силы, а значит, и ракетные войска и артиллерию, мы должны четко сознавать, что в случае возникновения различных конфликтов с участием развитых в военном отношении стран основной формой боевых действий станет разведывательно-огневая операция. Исходя из этого, генеральным направлением развития вооружения мы считаем создание в объединениях (соединениях, частях) общевойсковых разведывательно-огневых систем на базе ракетно-артиллерийской разведывательно-огневой системы, материальной основой которой должна стать интегрированная высокоавтоматизированная система унифицированных ракетных и артиллерийских комплексов.

В составе этих комплексов необходимо иметь современные средства разведки (в том числе воздушной и космической), обеспечивающие полную реализацию огневых возможностей средств поражения. Среди них особое место мы отводим средствам, позволяющим в реальном масштабе времени добывать точные и достоверные разведывательные данные об объектах поражения на дальних подступах, не наблюдаемых с наземных пунктов управления. Это прежде всего беспилотные и пилотируемые летательные аппараты, оснащенные телевизионной, тепловизионной, радиолокационной и другой разведывательной аппаратурой, а также иные средства, которые обеспечивают вскрытие объектов противника, не проявляющих себя активными действиями (стрельбой, движением и т.п.).

В заключение хотелось бы отметить, что решение поднятых в статье проблем организации ОПП и боевого применения РВиА в локальных войнах и вооруженных конфликтах выходит за рамки рода войск. Оно во многом зависит от правильности выбора приоритетов в реформировании ВС РФ в целом и подготовке их к выполнению любых задач в военных конфликтах различного масштаба и интенсивности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации