Реализация Россией конвенциальных обязательств в области уничтожения химического оружия
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11-12)/1998, стр. 24-31
Реализация Россией конвенциальных обязательств в области уничтожения химического оружия
Генерал-лейтенант В.П.КАПАШИН,
заместитель начальника войск
радиационной, химической и
биологической защиты
Министерства обороны РФ
по ликвидации химического оружия -
директор Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов
химического оружия в Российской Федерации»
ЗА ГОДЫ «холодной войны» противоборствующие стороны накопили огромные запасы химического оружия (ХО). Разработанное в 40-50-х годах, оно в настоящее время представляет угрозу не столько противнику, сколько населению своей страны, проживающему в регионах его размещения. Вопрос о необходимости его уничтожения обсуждается достаточно долго. Но только в последние 10-15 лет мировое сообщество наконец осознало всю серьезность опасности не только применения, но и дальнейшего хранения химического оружия. В этой связи решение проблем его уничтожения перешло в плоскость практических действий.
Ратификация 5 ноября 1997 года Федеральным Собранием Российской Федерации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении явилась крупным вкладом России в укрепление глобальной безопасности. Следует подчеркнуть, что участие нашей страны в этом договоре - одно из обязательных условий эффективности самой Конвенции. Понимая это, Правительство РФ уделяет самое серьезное внимание выполнению обязательств, взятых государством. Их реализация предусматривается в ходе решения следующих задач: уничтожение запасов химического оружия в сроки и темпами, определенными Конвенцией; ликвидация или конверсия объектов по его производству; обеспечение на территории Российской Федерации международного контроля объектов по производству, хранению и уничтожению химического оружия; подготовка и своевременное представление в Организацию по запрещению химического оружия первоначальных и ежегодных объявлений о запасах химического оружия, об объектах по его производству, хранению и уничтожению.
Наиболее сложной и ответственной нам представляется задача уничтожения запасов химического оружия в определенные Конвенцией сроки и установленными темпами. В соответствии с договором Российская Федерация должна приступить к ее выполнению не позднее 1999 года и завершить - к середине 2007 года. При этом к маю 2000 года необходимо уничтожить 0,4 тыс. тонн (1% российских запасов), к апрелю 2002 года - 8,0 тыс. тонн (20%), к апрелю 2004 года - 18,0 тыс. тонн (45%) отравляющих веществ. Продление срока уничтожения разрешается не более чем на 5 лет.
Вместе с тем в Федеральном законе «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (ст. 2) сказано, что Президент Российской Федерации устанавливает сроки уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в стране и необходимости использования для этого наиболее безопасных технологий. Такое положение Закона убедительно демонстрирует взвешенность и величайшую ответственность, с которыми Россия подходит к решению данной проблемы.
Запасы ХО включают боеприпасы и устройства, снаряженные отравляющими веществами (ОВ), которые применяются в авиации, ракетных войсках и артиллерии, а также ОВ, хранящиеся в емкостях. Суммарное количество ХО (масса отравляющих веществ) составляет около 40 тыс. тонн. Все его запасы размещены на семи химических объектах, расположенных в шести регионах: пос. Марадыковский (Кировская обл.), пос. Почеп (Брянская обл.), пос. Леонидовка (Пензенская обл.), пос. Горный (Саратовская обл.), г. Щучье (Курганская обл.) и г. Кизнер и Камбарка (Удмуртская Республика).
По своим качественным характеристикам и составу запасы делятся на две основные группы: первая - ОВ кожно-нарывного действия (иприт, люизит и их смеси) в арсеналах пос. Горный и г. Камбарка (1,1 и 6,4 тыс. тонн соответственно), содержащиеся в крупнотоннажных емкостях, стационарно установленных в хранилищах; вторая - фосфорорганические ОВ (зарин, зоман, Vx), хранящиеся в авиабомбах, артиллерийских и реактивных снарядах, размещенных в других арсеналах (32,5 тыс. тонн).
Хранилища в основном отвечают современным требованиям и обеспечивают необходимую безопасность в случае стихийных бедствий, пожаров, прострелов и иных аварийных ситуаций. Однако большую озабоченность населения вызывает сам факт нахождения смертоносных ОВ на территории регионов (с 40-х годов), которая усиливается в связи с участившимися в последнее время техногенными катастрофами (аварии, падения самолетов и т.п.) и крупными диверсионными акциями (г. Кизляр в Дагестане). У некоторой части химических боеприпасов истекают гарантийные сроки хранения, и для определения возможности их дальнейшего безопасного нахождения на объекте требуется проведение соответствующего обследования. Назрела необходимость их уничтожения, иначе через несколько лет придется решать проблему ликвидации уже аварийных боеприпасов.
Следует подчеркнуть, что наше государство является участником ряда международных соглашений, запрещающих определенные действия в отношении оружия массового поражения, в том числе протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств, известного как Женевский протокол 1925 года. Если продолжить этот небольшой экскурс в историю, то выяснится, что в нашей стране научно-техническая проработка вопросов создания технологий уничтожения (утилизации) запасов химического оружия началась уже в 70-х годах, т.е. к решению уничтожать запасы химического оружия мы подошли не сегодня и не вчера, а задолго до подписания Конвенции.
Первые программные разработки осуществлялись в 80-х годах, а в 1990 году в высшие законодательные органы поступил проект государственной программы уничтожения ХО. Однако решение по нему принято не было. В 1992 году в Верховный Совет Российской Федерации была представлена программа поэтапной ликвидации запасов ХО. На первом этапе предусматривалось уничтожение кожно-нарывных ОВ в районах хранения (пос. Горный и г. Камбарка), а на последующих - перепрофилирование бывшего объекта по производству ОВ в Новочебоксарске для утилизации оставшегося ХО. Тем временем в стране динамично шел процесс социально-политических преобразований, активный рост самостоятельности субъектов РФ. Решения, принятые органами их власти, сделали реализацию этой программы невозможной.
Встал вопрос об организации уничтожения ХО исключительно в регионах его хранения. Такой подход в 1995 году и был установлен Указом Президента РФ №314. В соответствии с ним в целях выполнения международных обязательств в области химического разоружения была разработана Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации*, которая утверждена Правительством Российской Федерации в марте 1996 года, а Указом Президента России от 13 апреля ей присвоен статус президентской.
Государственным заказчиком Программы является Министерство обороны РФ, отвечающее за сохранность химического оружия, создание материально-технической базы (сети объектов уничтожения, выбор соответствующих технологий), обеспечение безопасности процесса уничтожения и эксплуатацию объектов совместно с промышленностью.
В Программе определены следующие приоритеты: опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия; обеспечение безопасности процесса уничтожения; защита и оздоровление окружающей среды; обеспечение минимальных бюджетных затрат на ее реализацию. Программа имеет четко выраженную целевую направленность - решение проблемы уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Главными результатами ее реализации станут безусловное выполнение Россией международных обязательств по ликвидации запасов химического оружия, оздоровление экологической обстановки и снятие социально-психологической напряженности в регионах его размещения, обусловленной риском длительного хранения ХО.
Все это предполагает комплексный подход к решению проблемы уничтожения химического оружия и предусматривает выполнение сопряженных задач, к числу которых относятся: формирование стратегии уничтожения запасов ХО в сроки, установленные Конвенцией; подготовка соответствующей законодательной основы; создание технической базы уничтожения ХО; обеспечение безопасности при его уничтожении; охрана окружающей среды; забота о здоровье персонала объектов уничтожения и населения, проживающего в районах их размещения; развитие инфраструктуры регионов размещения объектов по уничтожению химического оружия; укомплектование этих объектов специально подготовленными кадрами; информационное обеспечение.
Решение этих задач требует максимального использования научно-технического и производственного потенциала заинтересованных министерств и ведомств, региональных научно-производственных структур при надлежащем ресурсном и организационном обеспечении, управлении и контроле со стороны как государственных, так и местных надзорных органов с привлечением общественности регионов хранения ХО.
По заказу Министерства обороны выполняется целый комплекс НИОКР, направленных на доработку технологий уничтожения ХО; обеспечение технической и экологической безопасности этого процесса; разработка методов и технических средств мониторинга, медицинского обеспечения, обследования состояния здоровья населения; исследование вопросов санации мест, где хранилось и уничтожалось ХО; совершенствование информационного обеспечения. Для решения этих задач задействован научно-технический потенциал более 50 крупных научно-исследовательских учреждений РАН, промышленности, Министерства здравоохранения, МЧС и Министерства обороны России.
Разработка технологий уничтожения отравляющих веществ является одним из наиболее важных этапов работ. В соответствии с требованиями Конвенции каждое государство-участник определяет приемлемый для него метод уничтожения ХО, причем только на высоко технически оснащенных объектах, построенных на специально выделенных территориях. Запрещается уничтожение ХО путем затопления в водоемах, захоронения в земле или сжигания на открытом воздухе. Методы уничтожения должны основываться на принципе необратимости преобразования высокотоксичных химических продуктов и средств их применения в такое состояние, которое исключает возможность их последующего использования. Это сложная техническая проблема, требующая создания крупномасштабных производств. В их основу должны быть положены высокоэффективные технологии, которые можно было бы использовать после завершения уничтожения ХО для решения других хозяйственных задач.
Состояние и основные результаты разработки технологий широко освещаются в средствах массовой информации, сборниках научных трудов, являются предметом обсуждения на научных конференциях, семинарах, в том числе международных. Разрабатываемые технологии уничтожения химического оружия подвергаются всесторонней конкурсной оценке. Так, в 1992, 1994, 1995 и 1998 годах при участии широкого круга специалистов (технологов, проектантов, экологов, медицинских работников и др.), представителей надзорных органов, а также регионов размещения объектов по уничтожению ХО были рассмотрены различные варианты с использованием как химических, так и других методов (термических, электрохимических, биологических и др.) уничтожения ХО. Основными критериями отбора технологий являлись: безопасность, экологическая чистота, техническое совершенство, ресурсоемкость, экономическая приемлемость, отработанность технологических процессов на реальных ОВ. По результатам конкурса наиболее полно этим требованиям отвечает двухстадийная технология, основанная на химической детоксикации отравляющих веществ (разработчик - ГосНИИОХТ - ведущий институт в области разработки технологий уничтожения ХО, имеющий большой опыт работы с ОВ, научно-экспериментальную базу и подготовленные кадры). Эта технология прошла все необходимые этапы экспериментальной отработки на реальных образцах ХО и обеспечивает комплексное решение проблемы уничтожения химического оружия от расснаряжения боеприпасов до утилизации отходов. Максимальная степень безопасности процесса достигается благодаря его двухстадийности и периодичности.
На первой стадии в мягких контролируемых условиях под действием химических реагентов отравляющие вещества (зарин, зоман, Vx, иприт и ипритно-люизитные смеси) превращаются в нетоксичные продукты с последующей их утилизацией. Процесс осуществляется с оптимальным, строго ограниченным количеством ОВ в одном рабочем цикле, позволяющем локализовать любую аварийную ситуацию. В это же время проводится дегазация и термическая обработка корпусов химических боеприпасов после их расснаряжения. На второй стадии осуществляется переработка реакционных масс для их последующей утилизации. Такая последовательность выбранных стадий позволяет создать как бы двойной заслон, гарантирующий полноту детоксикации и безопасность технологического процесса.
В 1995 году был проведен совместный российско-американский эксперимент по оценке российской двухстадийной технологии уничтожения ХО. Полученные результаты подтвердили правильность выбора этой технологии (прошла международную экспертизу) для промышленной реализации ее в России.
Для уничтожения аварийных химических боеприпасов авиации, артиллерии и боевых частей тактических ракет, снаряженных отравляющими веществами нервно-паралитического действия типа зарин, зоман и Vx, на арсеналах имеются передвижные комплексы уничтожения ХО, в которых применяется та же двухстадийная технология. В настоящее время в целях повышения экологической безопасности процесса завершаются исследования в части разработки системы очистки абсорбционных газов, образующихся на комплексах. В июне этого года на марадыковском арсенале проведено практическое обучение расчетов таких комплексов работе с аварийными боеприпасами.
Важнейшим приоритетом Программы является обеспечение безопасности для населения и окружающей среды процесса хранения и уничтожения химического оружия. В этой связи в 1995-1997 годах специалистами Министерства здравоохранения России осуществлено первичное обследование состояния здоровья персонала объектов хранения, а также населения, проживающего в районах их размещения (пос. Горный, г. Камбарка, Щучье). Анализ полученных данных не выявил как специфических изменений в состоянии здоровья у лиц, проживающих в районах расположения объектов, так и различий в состоянии здоровья и структуре заболеваний населения и персонала объектов.
В минувшем году Российским отделением Международного Зеленого Креста была проведена независимая медицинская экспертиза состояния здоровья людей, живущих вблизи места хранения химического оружия (г. Щучье). Ее результаты свидетельствовали об отсутствии влияния объекта хранения ХО как причинно зависимого фактора на развитие соматических заболеваний у населения, проживающего в данном регионе. Оценка окружающей среды в районах расположения объектов хранения ХО в Горном и Камбарке специалистами Саратовского государственного университета не выявила отрицательного воздействия этих объектов на ее состояние.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что как у нас, так и за рубежом ряды сторонников скорейшего начала химического разоружения неизмеримо возросли. Это происходит потому, что уже не только специалисты и ученые, но и самая широкая общественность осознают возрастающий риск дальнейшего хранения этого вида оружия массового поражения. Вместе с тем использование высокоэффективных и экологически чистых производств по уничтожению ХО обеспечивает решение этой важной проблемы.
Высокие технологии, как известно, требуют немалых финансовых затрат (затраты на уничтожение российских запасов химического оружия составят более 32,7 млрд рублей). Бесспорно, что Программа должна выполняться под жестким контролем государства и финансироваться из федерального бюджета. Уничтожение ХО в соответствии с Конвенцией планировалось осуществлять в период с 1998 по 2005 год. Однако практическое отсутствие финансирования Программы в 1995-1998 годах вызвало отставание в ее выполнении, необходимость корректировки этих сроков. Только при условии выделения начиная с текущего года ассигнований в необходимых объемах Россия может приступить к уничтожению химического оружия в 2002 году и закончить его в 2009-м (см. рисунок), что позволит уложиться в рамки, предусмотренные Конвенцией.
График создания и эксплуатации объектов
(с учетом отставания в реализации Программы )
Закон о ратификации Конвенции предписывает федеральным органам власти предпринимать усилия по привлечению для этих целей внебюджетных средств. Одним из таких шагов со стороны МИД и Министерства обороны Российской Федерации стало проведение совместно с внешнеполитическими ведомствами Нидерландов и США 18 мая этого года международной встречи в Гааге, в которой приняли участие официальные представители около 30 государств, Организация по запрещению химического оружия, НАТО, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк. С одной стороны, страны, уже оказывающие нам содействие или принявшие решение об этом (Германия, США, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Италия и др.), подтвердили свое намерение развивать сотрудничество с Россией на долговременной основе, что особенно важно для нас с точки зрения бюджетного планирования. С другой стороны, встреча убедила участников в необходимости расширения масштабов помощи России и побудила ряд стран более определенно высказаться относительно своего вклада в решение данной задачи. Так, представители Великобритании обещали оказать содействие нашему государству, о чем предполагается объявить официально нынешней осенью. Впервые о намерении предоставить нам помощь заявили Франция и Норвегия.
Встреча в Гааге стала первой в серии предстоящих мероприятий на пути к конференции государств - потенциальных «доноров» в Москве, которая планируется на осень 1998 года. Ожидается, что на ней будет объявлено о новых проектах международного содействия России.
Нам уже оказывают практическую помощь США, Германия, а также Швеция. С 1992 по 1998 год США предусматривали выделить 168,7 млн дол. на поддержку российской программы уничтожения ХО. Реально получено только 47 млн дол. Германия за этот же период предоставила нам помощь в виде оборудования на сумму 41,7 млн марок (около 23,3 млн дол. США). Швеция с 1993 по 1994 год осуществила в г. Камбарка Удмуртской Республики проект стоимостью 125 тыс. дол. США и заявила о готовности оказать дополнительную помощь в размере 2,6 млн шведских крон (около 350 тыс. дол. США). Нидерланды, Финляндия, Евросоюз приняли решение о выделении на помощь России конкретных сумм: 25 млн гульденов (около 12,5 млн дол. США), 6 млн финских марок (около 1,2 млн дол. США) на 1997-1999 годы и 10-15 млн экю (11-16,5 млн дол. США) на 1998-1999 годы. Италия начиная с 1999 года в течение трех лет намерена предоставить нам финансовую помощь в размере 6,7-8,3 млн дол. США для создания объектов социальной и инженерной инфраструктуры в Кизнерском районе Удмуртской Республики. Однако эти цифры не должны вводить читателя в заблуждение: даже при условии выделения иностранными инвесторами всех перечисленных сумм их совокупный объем не превысит 5% затрат, необходимых на уничтожение российского ХО.
Министерством обороны РФ проведена также работа по изысканию внебюджетных средств внутри России, в частности по привлечению различных фондов.
Вместе с тем сдерживающим фактором получения иностранной помощи (как и отечественных внебюджетных средств) является отсутствие законодательства, позволяющего предоставлять льготы иностранным партнерам, оказывающим безвозмездную помощь России (освобождение от НДС, таможенных сборов, пошлин и т.д.). На рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект о снятии налогообложения на работы с привлечением иностранной безвозмездной помощи.
Таким образом, уничтожение ХО было и остается болезненной и очень актуальной нашей национальной проблемой, которую необходимо решать в крайне сложных социально-экономических условиях.
В настоящее время получено согласие всех регионов, где хранится химическое оружие, на размещение объектов по его уничтожению. Проработано и согласовано исключение этапа разработки обоснований инвестиций, что позволяет сократить сроки проектирования объектов на 1,5-2 года и сэкономить государственные средства (суммарно 15-20 млн рублей). Кроме того, для ускорения разработки проектно-сметной документации по созданию объектов заказчиком на конкурсной основе привлечены ведущие специализированные проектные институты страны.
Несмотря на недостаточное финансирование (долг составляет 17,6 млн рублей), проектные организации продолжают готовить необходимую документацию. Утверждены акты выбора площадок для строительства объектов в Саратовской, Курганской, Кировской и Пензенской областях. Завершаются работы по оформлению актов выбора площадок для размещения объектов в Кизнерском и Камбарском районах Удмуртской Республики, планируется к декабрю 1999 года разработать технико-экономическое обоснование для всех объектов.
В 1997 году в соответствии с правительственным решением начато строительство первоочередных объектов в пос. Горный Саратовской области: объекты двойного назначения (водовод протяженностью 18 км с очистными сооружениями, газовод, линии электропередачи, автомобильная дорога Горный - Березово с мостами через р. Сакма и Большой Иргиз); 50 жилых домов для специалистов объекта, 21 жилой дом для строителей (12 из них сданы); 15 жилых домов для врачей и учителей (5 из них сданы). Развитие социальной инфраструктуры региона позитивно отразилось на отношении населения к созданию объекта по уничтожению химического оружия, способствовало тесному сотрудничеству с администрациями района и Саратовской области. Благодаря этому началось строительство объектов промышленной зоны: основного технологического и административного корпусов; корпуса пенообразователей и пожарного депо; склада для временного хранения твердых отходов. В 1999 году планируется ввести в строй 1-ю очередь объекта. Однако отсутствие достаточного финансирования ставит выполнение этой задачи и в итоге ввод объекта в целом под угрозу срыва (на сегодня долг подрядным строительным организациям составляет более 25 млн рублей). Приостановить работы уже практически невозможно. На объекте развернуты строительные мощности, созданы базы строителей, проведено обустройство строительных организаций.
С сентября 1997 года начато создание инфраструктуры в Камбарском районе Удмуртской Республики, но из-за отсутствия финансирования дирекция Программы вынуждена эти работы временно прекратить (долг строительным организациям составляет 13,5 млн рублей).
Правительство РФ принимает меры для решения финансовых и организационных вопросов в интересах реализации Программы. Постановлением от 17 апреля текущего года оно разрешило Министерству обороны России до утверждения технико-экономического обоснования на объекты осуществлять строительство социальной инфраструктуры. Уже заключаются договоры на проведение строительных работ на таких объектах в г. Щучье Курганской области, пос. Марадыковский Кировской области и Кизнерском районе Удмуртской Республики.
Таким образом, государственным заказчиком (Министерство обороны России) в настоящее время подготовлена реальная база, обеспечивающая полномасштабное развертывание работ по уничтожению ХО. Создана и уже действует стройная система подготовки кадров для реализации Программы. Свидетельством высокого уровня специалистов войск РХБЗ МО РФ в области уничтожения химического оружия служит тот факт, что уже с 1997 года в России (на базе Саратовского высшего военного инженерного училища химической защиты и Центра подготовки специалистов в Чапаевске) проводится подготовка международных инспекторов-экспертов из многих стран. В сложившихся условиях представляется крайне важным не только сохранить весь наработанный потенциал и опыт, но и максимально эффективно использовать его в интересах безусловного выполнения Российской Федерацией своих конвенциальных обязательств в области уничтожения химического оружия.
Согласно нормативным документам РФ проектирование объектов осуществляется в три этапа: первый - обоснование инвестиций, второй - технико-экономическое обоснование, третий - рабочая документация.