Реформа армии проблемы комплектования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 8-10

Реформа армии: проблемы комплектования

Капитан В.А.ПЛОТНИКОВ,

кандидат экономических наук

Проблема реформирования Российских Вооруженных Сил назрела и требует незамедлительного решения. Лишенная достаточного финансирования, деидеологизированная армия стремительно разрушается: происходит утечка «человеческого капитала» (причем уходят в основном наиболее грамотные, талантливые офицеры, конкурентоспособные на гражданском рынке труда); разрушается научный потенциал; утрачиваются боевые навыки личного состава; ухудшается качество призывного контингента, растет число лиц, уклоняющихся от действительной военной службы; морально и физически устаревает вооружение и военная техника; сокращается финансирование на разработку и закупку новых систем вооружения; «проедаются» запасы материальных средств.

Тупиковость нынешней ситуации для страны состоит в том, что из-за малочисленности населения (в сравнении с площадью территории и протяженностью границ) и экономического упадка она объективно не может сегодня иметь Вооруженные Силы, позволяющие считать себя одной из ведущих военных держав мира и проводить самостоятельную внешнюю политику. В этих условиях необходимо вести поиск оптимальных путей решения проблемы реформирования ВС РФ. Одним из них, по нашему мнению, является пересмотр взглядов на принципы комплектования армии.

В настоящее время согласно действующему законодательству Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска комплектуются военнослужащими по призыву на основе всеобщей воинской обязанности и по контракту. Прохождение действительной военной службы организуется по экстерриториальному принципу. Декларированная законодательством возможность выбора альтернативной службы так и остается благим пожеланием законодателей и общественности - соответствующий закон пока не принят.

Многочисленные исследования показывают, что в ближайшие годы создание профессиональной армии в России неосуществимо по многим, прежде всего экономическим причинам. Указ Президента страны о профессионализации армии (1996 год) следует, по-видимому, расценивать лишь как постановку долгосрочной цели военной реформы в области комплектования. Если, конечно, не рассматривать вариант заключения со всеми призывниками в добровольно-принудительном порядке контрактов; о прохождении действительной военной службы наподобие тех, что подписаны два-три года назад офицерами Министерства обороны и являются контрактами лишь по названию, а не по существу.

В ближайшие 20 лет Российскую армию предстоит комплектовать по смешанному принципу, что обусловлено не только экономическими ограничениями, но и необходимостью подготовки мобилизационных ресурсов. Выбор такого пути подтверждается и мировой практикой военного строительства: иметь полностью профессиональные, хорошо оснащенные в техническом отношении армии могут позволить себе лишь немногие страны мира (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Нидерланды).

Кроме того, считаем, что в российское законодательство следует ввести понятие так называемого откупа от действительной военной службы. Обзор современной прессы показывает, что сегодняшние призывники и их родители используют целый арсенал средств, позволяющих избежать призыва на действительную военную службу. Достаточно широко известны экономические преступления, связанные с подкупом в различных формах должностных лиц призывных и врачебных комиссий. На борьбу с этим явлением отвлекаются значительные силы правоохранительных органов, однако проблема лишь загоняется вглубь. Введение права откупа от действительной военной службы может радикально изменить положение и дать положительный эффект.

Сумма откупа, порядок ее внесения и методика расчета должны быть определены законодательно. При этом важно, чтобы ее размер покрывал расходы на содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего службу по контракту, в течение всего срока действительной военной службы, т.е. должен действовать принцип: «не хочешь служить - плати, пусть за тебя служит другой».

Введение права откупа не исключает возможности принятия решения о прохождении призывниками - «откупниками» курса начальной военной подготовки по месту постоянного проживания с целью получения ими необходимых начальных знаний, умений и навыков в области военного дела. Первичное и, возможно, повторное (через определенный законодательством срок) прохождение военных сборов позволит рассматривать «откупников» как частично подготовленный мобилизационный резерв. Таким образом, откуп освободит лишь от действительной военной службы по призыву, но не от службы в запасе.

На нынешнем этапе развития государства целесообразно, на наш взгляд, частично отказаться от экстерриториального принципа прохождения военной службы путем создания территориальных воинских формирований. В эту схему органично вписался бы активно обсуждаемый в последнее время вопрос о статусе казачества. Казаки могли бы нести службу в территориальных формированиях на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в других регионах. Опыт использования таких формирований уже имеется (вооруженные столкновения в Ставропольском крае, Дагестане). Их бойцы и командиры, хорошо зная местность, традиции и обычаи местного населения, способны более эффективно охранять и оборонять свое Отечество, а в случае необходимости и вести вооруженную борьбу.

Если молодежь призывного возраста будет стоять перед дилеммой: служить в территориальных формированиях (войсках) либо вдали от дома в регулярной армии, то создадутся условия для конкурсного отбора, что позволит обеспечить необходимое качество подготовки личного состава. Для достижения последней цели, а также поддержания высокого уровня мобилизационной готовности командный (начальствующий) состав территориальных войск должен комплектоваться кадровыми военнослужащими, прошедшими подготовку в системе профессионального военного образования и имеющими опыт службы в регулярной армии.

Срок прохождения действительной военной службы по призыву в территориальных войсках, на наш взгляд, необходимо устанавливать исходя из принятых схем подготовки и обучения личного состава, с тем чтобы уровень их боеготовности и боеспособности соответствовал установленным требованиям. Он может в 1,5-2 раза превышать продолжительность службы в частях регулярной армии.

Наиболее целесообразен, с нашей точки зрения, вариант, при котором основная часть территориальных войск будет размещаться в приграничных районах, выполняя функцию войск прикрытия государственной границы. В этом случае для их дислокации могут быть частично использованы оборудованные территории, занимаемые военными объектами, а также объекты военной инфраструктуры (городки, полигоны и т.д.), личный состав которых подлежит сокращению в ходе военной реформы. Это позволит сэкономить значительные средства при формировании территориальных войск. К тому же относительные затраты на их содержание, как показывают военно-экономические расчеты, меньше, чем войск регулярной армии. Именно эти факторы (наряду с соображениями внешне- и внутриполитического характера) вынуждают некоторые страны Восточной Европы создавать территориальные войсковые формирования, например «домобраны» в Словакии, «земессарадзе» в Латвии.

Наибольшее распространение за рубежом получили три вида альтернативной службы: различного рода трудовые повинности (низкооплачиваемый, малопрестижный труд в области социального обеспечения, коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д.); помощь развивающимся странам; альтернативная служба в интересах обороны.

Введение альтернативной службы в России потребует значительных государственных инвестиций на создание новой и перестройку существующей инфраструктуры подготовки и призыва на действительную военную и альтернативную службу. Поэтому в условиях ограниченных экономических возможностей государства целесообразно введение пока лишь одного вида альтернативной службы - в интересах обороны страны. Для этого в федеральных министерствах и ведомствах, где законом предусмотрена действительная военная служба по призыву, необходимо пересмотреть штаты и штатные расписания с целью выявления должностей, на которые могут быть назначены лица, проходящие альтернативную службу. Очевидно, что альтернативная служба уже сегодня (при наличии соответствующей законодательной базы) может быть без особых проблем и затрат организована в железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, пожарных подразделениях и частях тылового и технического обеспечения ВС РФ, в военных учебных заведениях и других учреждениях, а также в подразделениях обеспечения и обслуживания.

В заключение отметим, что одна из важнейших прикладных задач военной науки в настоящее время - поиск рациональных путей перехода к новой структуре и численности армии и флота с учетом военно-стратегических интересов России.

Многое из изложенного далеко не бесспорно. Однако очевидно: вопросы комплектования Вооруженных Сил в ходе проведения военной реформы приобретают особое значение, что требует от специалистов критического и конструктивного подхода к их решению.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации