Реформирование боевой подготовки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 12-16

Реформирование боевой подготовки:

компьютерные формы обучения

Генерал-майор Х.И.САЙФЕТДИНОВ,

доктор военных наук

ОДНОЙ из важнейших задач реформирования ВС РФ является совершенствования системы воинского обучения и воспитания в частности изыскание наиболее дешевых в то же время эффективных форм и методов боевой подготовки. Экономические, и прежде всего финансовые, трудности, с одно стороны, и открывающиеся возможности электронной вычислительной техники компьютерных технологий - с другой, заставляют применять наряду с традиционными новые формы и методы организации проведения боевой подготовки. Этими новыми формами, как показывает анализ опыта боевой подготовки армий развитых зарубежных государств, а также исследования, проведенные по этой проблеме в ВС РФ, являются компьютерные командно-штабные учения (ККШУ), военные игры (КВИ), групповые занятия (КГрЗ), групповые летучки (КГрЛ), командно-штабные тренировки (ККШТ). ККШУ и КВИ имеют двусторонний характер, при проведении компьютерных летучек, тренировок, групповых летучек за противоположную сторону действует руководство.

Особенностью компьютерных форм боевой подготовки (КФБП) является то, что руководство оценивает правильность решений, принятых обучаемыми, по результатам моделирования боя (боевых действий). Это дает возможность проводить такие учения (игры) методом «свободной игры», объективно оценивать действия обучаемых и, кроме того, значительно сокращать финансовые расходы и материально-технические ресурсы, выделяемые на боевую подготовку, снижать ущерб, наносимый окружающей среде, моделировать любую местность. Все это ставит на повестку дня проблему создания и применения КФБП в ВС РФ.

Поскольку боевая подготовка представляет собой целенаправленный организованный процесс воинского обучения и воспитания, боевого слаживания подразделений, частей и соединений для выполнения боевых задач в соответствии с их предназначением, КФБП должны быть дифференцированными для каждого вида ВС и рода войск (специальных войск) и обеспечивать их боевую выучку путем индивидуальной подготовки военнослужащих и боевого слаживания органов управления всех уровней. Как известно, составными частями боевой подготовки являются командирская подготовка, подготовка офицеров в академиях и на ВА подготовка подразделений, частей и соединений, подготовка орган управления тактического звена.

В тактическом звене компьютерными формами боевой подготовки могут быть командно-штабные учения, военные и командно-штабные военные игры, командно-штабные и штабные тренировки, командирские и тактические занятия (специальные сборы), групповые занятия. Методы обучения при этом различны: практические занятия по выработке решений основе моделирования боевых действий сторон, розыгрыш боевых действий методом «свободной игры», компьютерные и телеконференции, компьютерные методы разбора учения (игры).

Чтобы добиться требуемой степени адекватности компьютерных форм боевой подготовки реальной боевой действительности, необходимо детально анализировать сущность и содержание вооруженной борьбы и порядок работы должностных лиц органов управления при подготовке и ведении боевых действий. При создании КФБП следует обязательно учитывать взгляды военного руководства сторон на формы боевых действий и их содержание; требования к управлению войсками; взгляды на организацию и проведение боевой подготовки в ВС РФ; порядок функционально-информационного взаимодействия должностных лиц органов управления тактического звена в процессе управления подразделениями, частями и соединениями.

Применение КФБП должно обеспечивать: комплексную отработку всех форм боевых действий войск (сил) с учетом возможности изменения характера и способов ведения вооруженной борьбы; совершенствование должностными лицами органов управления тактического звена навыков выполнения своих функциональных обязанностей в полном объеме в автоматизированном режиме; проведение мероприятий боевой подготовки в стационарных и полевых условиях; реалистичность отрабатываемых учебных задач и поучительность мероприятий боевой подготовки проведением розыгрыша боевых действий в реальном или заданном масштабе времени с наглядным отображением результатов реализации решений, принимаемых обучаемыми.

Каждому уровню тактического звена руководства требуются модели и задачи соответствующего масштаба - дивизионного, полкового, батальонного и ротного. Их целесообразно создавать унифицированными: для оборонительных и наступательных (контрнаступательных) действий, для перегруппировок, марша, преследования, отхода и т.п., а также по всем видам обеспечения: боевому, техническому и тыловому.

В каждом тактическом звене руководства целесообразно иметь модели на одну-две ступени ниже, например в дивизионном - полковые. Это позволит вышестоящим звеньям управления прогнозировать ход и исход боевых действий в подчиненных им инстанциях. Отсюда следует, что математические модели боевых действий тактических войсковых организационных структур должны представлять собой многоуровневый интегрированный комплекс частных моделей и задач, обеспечивающих моделирование процессов двусторонней вооруженной борьбы тактических группировок войск (сил) на требуемых уровнях. Комплексный учет всех основных факторов, влияющих на боевые возможности тактических группировок, должен обеспечиваться совместным моделированием боевых действий общевойсковых соединений (частей) и частей (подразделений) родов войск и специальных войск (служб); управления войсками (силами); всестороннего боевого, технического и тылового обеспечения боевых действий. Необходим также тщательный учет содержания и форм боевых действий противника.

Для каждого компьютерного учения (игры) выбираются, уточняются или вновь разрабатываются соответствующие модели и задачи. Так, при подготовке и в ходе компьютерного командно-штабного учения «Брейв игл-97», проведенного на полигоне Дравско-Поморске (Польша) со 2-й многонациональной бригадой, оперативно подчиненной 1-й бронетанковой дивизии США, модели и задачи, а также электронные технологии отрабатывались для каждого звена - дивизии, бригады, батальона. Поскольку замыслом учения предусматривалось участие многонациональной бригады в операции по разведению враждующих сторон и поддержанию мира в регионе, модели, информационные, информационно-расчетные задачи и электронные технологии были разработаны для миротворческих целей. Опыт этого учения и работы по созданию компьютерных форм оперативной подготовки (КФОП) показывают, что в интересах определения требуемых моделей и задач целесообразно разработать типовые алгоритмы работы обучаемых органов управления и аппарата руководства.

Компьютерные формы боевой подготовки в тактическом звене управления могут быть реализованы при наличии автоматизированных систем моделирования боевых действий (АСМБД), представляющих собой комплексы математических, информационных, программных и технических средств. Обеспечивая единую информационную, расчетную (модельную и коммуникационную) среду для всех участников КВИ (ККШУ, КШУ), такие системы позволяют каждому из них получать на своем автоматизированном рабочем месте (АРМ) любую информацию, к которой предусмотрен его допуск, и обладать строго регламентированными возможностями взаимодействия (информационного обмена) с другими участниками. Все участники игры (учения) действуют в рамках единой оперативно-тактической обстановки, но доступ к информации каждое должностное лицо получает лишь в части, его касающейся. Руководство игры (учения) имеет доступ ко всей циркулирующей в АСМБД информации и возможность рефлексивного управления обучаемыми путем целенаправленного изменения хода развития КВИ посредством наращивания обстановки (доведением дополнительных вводных, оперативных скачков и т.п.).

С учетом сказанного АСМБД в структурном отношении представляет собой комплекс следующих подсистем: расчетно-моделирующей (для обеспечения выработки, принятия решений и оценки результатов их реализации), информационной, коммуникационной и технологической. Предназначение каждой из подсистем определяется ее наименованием и целевой направленностью.

Одним из основных звеньев АСМБД является специальное математическое и программное обеспечение (СМПО) - совокупность аналитических и логических методов, алгоритмов и программ их реализации, отражающих специфику КФБП и предназначаемых для обеспечения разработки, практического создания и функционирования соответствующих систем моделирования. СМПО включает специальное математическое (СМО) и специальное программное обеспечение (СПО). Основой СМПО КФБП тактического звена являются сегодня математические модели, расчетные методики, информационно-расчетные и информационные задачи, разработанные и разрабатываемые в НИИ МО РФ, военных академиях и других учреждениях. Разумеется, все средства СМПО (в том числе и непосредственно в интересах реализации КФБП) должны быть адаптированы к требованиям, предъявляемым к техническим средствам создаваемых КФБП, а потому необходимо предусматривать возможность их реализации в локальных вычислительных сетях (ЛВС), а также использования как распределенных, так и локальных баз данных, в том числе картографических.

Важнейшим элементом АСМБД является информационное обеспечение. Оно включает оперативную информацию, хранящуюся в интегрированной и локальных базах данных; классификаторы и словари информации с данными о боевом и численном составе, вооружении и военной технике как своих войск, так и войск противника, государствах, территориях и т.д.; нормативно-справочную информацию (данные о штатном составе ВС сторон, их структуре, оперативно-тактические нормативы и т.д.); унифицированные формы входных и выходных документов.

Достоверные, конфиденциальные и защищенные от возможного искажения данные должны быть организованы таким образом, чтобы могли быть использованы в различных математических моделях и информационно-расчетных задачах. Что касается систем обработки данных, то они, как правило, в процессе использования развиваются, поэтому следует предусматривать изменение состава и структуры хранимых данных с минимальными затратами.

Базы данных АСМБД должны отвечать ряду требований. Это системность, информационное единство, оперативность работы, соответствие уровню моделей, минимальная избыточность, целостность, вариантность обслуживания, распределенная обработка.

Организационно-технические направления и этапы создания КФБП, на

наш взгляд, должны быть такими же, как и при разработке компьютерных форм оперативной подготовки. При этом следует иметь в виду, что компьютерные центры оперативной подготовки (КЦОП) могут успешно применяться и в тактическом звене. Так, в ходе многостепенных компьютерных учений наряду с обучением должностных лиц оперативного звена целесообразно осуществлять подготовку тактических звеньев.

Совершенно очевидно, что количество компьютерных центров боевой подготовки (КЦБП) должно быть больше, чем КЦОП. При наличии одного-двух КЦОП в каждом военном округе (на флоте) достаточно двух-трех КЦБП. Это позволит проводить одновременно до пяти компьютерных учений (игр) тактического звена (дивизионных, бригадных, полковых).

Прерогатива создания КЦБП должна принадлежать, по нашему мнению, военным округам и флотам, которые, используя опыт разработок в НИИ МО типовых компьютерных центров оперативной и боевой подготовки, смогут справиться с этой задачей своими силами и средствами. Для создания типового КЦБП целесообразно провести НИОКР, аналогичную той, которая была осуществлена в интересах КЦОП.

Опыт внедрения компьютерных форм оперативной и тактической подготовки за рубежом, а также проведенные в ВС РФ исследования показывают, что практические работы по созданию КЦБП могут вестись по трем направлениям:

во-первых, на основе перспективной единой автоматизированной системы управления ВС РФ (ЕАСУ). В этом случае технические средства ЕАСУ используются в качестве АСМБД в соответствующих звеньях управления. Это направление потребует, как известно, больших затрат времени и материальных средств;

во-вторых, на основе специально создаваемых окружных (флотских) автономных компьютерных центров боевой подготовки, где размещаются обучаемые органы управления;

в-третьих, на базе существующих средств управления, развернутых в штабах объединений (соединений), военных академиях и НИУ. Это направление, подобно первому, потребует значительных затрат времени и привлечения всех видов ресурсов.

Детальный анализ показал, что второе направление более приемлемо как по времени, так и по затрачиваемым ресурсам. Такие центры боевой подготовки (используя накопленный в НИУ и военных вузах опыт) можно развернуть за два-три года. Проблема заключается в разработке требуемого СМПО для каждого вида ВС, рода войск, специальных войск и служб, что и обусловит основные затраты.

Создание КЦБП, судя по зарубежному и отечественному опыту, может проводиться в два этапа.

На первом (продолжительностью 1-1,5 года) разрабатываются целевая программа, а также оперативно-тактические, системотехнические и организационные основы создания и применения КЦБП. Все эти вопросы должны быть решены в одной или нескольких НИР (НИОКР). На втором (2,5-3 года) создаются опытный образец КЦБП, необходимые средства СМПО, а также методики подготовки, проведения и разбора компьютерных военных игр тактического звена.

Подготовка, проведение и разбор компьютерных учений (игр) тактического звена имеют ряд важных особенностей.

Подготовка компьютерного учения (игры) включает два аспекта. Первый (организационный) заключается в решении комплекса задач, связанных с организацией и проведением самой компьютерной игры как таковой (подготовка СМПО, технических средств моделирования боевых действий и обучения, должностных лиц штаба руководства, учебных компьютерных центров боевой подготовки и должностных лиц играющих сторон). Второй аспект включает разработку оперативно-тактических вопросов, и прежде всего замысла ККШУ (КШУ), методик подготовки, розыгрыша боевых действий и разбора учения (игры).

Следует отметить, что подготовка КВИ может занимать много времени, в основном из-за необходимости разработки соответствующего СМПО. Так, подготовка упомянутого ККШУ «Брейв игл-97» длилась 18 месяцев. За это время была разработана база данных с необходимой и весьма детальной информацией о районе учения, участвующих войсках, вооружении и военной технике, а с его участниками проведены три семинара (в США, Германии и Польше). За два дня до начала учения состоялась мини-тренировка с целью проверки готовности технических средств имитации обстановки, ЛВС и уровня подготовки всех участников.

Разработка замысла компьютерного учения (игры) осуществляется либо на обычных бумажных носителях (картах, бумаге) с последующим его переносом на электронные карты и магнитные носители, либо сразу на последних. Это зависит от степени подготовленности личного состава штаба руководства. План розыгрыша боевых действий должен разрабатываться на основе многократного моделирования боевых действий с учетом учебных задач, отрабатываемых на учении, и поставленных целей.

Розыгрыш боевых действий целесообразно проводить методом «свободной игры», суть которого Состоит в том, что обучаемые принимают решения на основе реально складывающейся тактической обстановки, а руководство оценивает их действия по реально принимаемым решениям. При этом используются методы рефлексивного управления, в частности посредством вручения обучаемым сторонам по ЛВС промежуточных вводных. В ходе учения могут проводиться теле- и компьютерные конференции. Например, на ККШУ «Брейв игл-97» демонстрировались отдельные эпизоды учения, наглядно показывались возможности средств информационного обеспечения по планированию боевых действий и управлению войсками при подготовке и выполнении боевых задач подразделениями (частями) в реальном масштабе времени.

В ходе розыгрыша осуществляется боевое слаживание органов управления и обучение должностных лиц методам управления с использованием средств ЭВТ.

Одним из важнейших этапов обучения является разбор ККШУ (КВИ). Чтобы он носил поучительный характер, к нему следует готовиться заблаговременно и проводить его в компьютерном центре обучения с широким привлечением электронно-вычислительной и видеотехники. В процессе разбора на больших электронных табло и экранах демонстрируют кино- и видеокадры работы обучаемых, при необходимости проводят моделирование отдельных, наиболее важных эпизодов и демонстрацию результатов моделирования.

Таким образом, оснащение органов управления средствами автоматизации и ЭВТ является материальной основой для разработки и внедрения новых, перспективных форм боевой подготовки войск (сил), а также для обучения командиров (начальников) и должностных лиц штабов. При этом, как показывает практика, необходимо рациональное сочетание традиционных и компьютерных форм боевой подготовки.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации