Реформирование Вооруженных Сил и система вооружения
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/1998
Реформирование Вооруженных Сил и система вооружения
Генерал-майор запаса Ю.А.НИКОЛАЕВ,
доктор военных наук, академик АВН и РАРАН
Полковник В.П.ПЧЕЛЯНОЙ,
кандидат технических наук
Полковник запаса В.И.ЦЫМБАЛ,
доктор технических наук,
профессор, академик АВН и МАИ
УЖЕ несколько лет в печати идет дискуссия о военной реформе и реформировании Вооруженных Сил РФ. Однако при этом затрагиваются главным образом проблемы их комплектования, разделения функций Министерства обороны и Генерального штаба, сохранения или изменения видовой структуры. Вместе с тем остаются в стороне проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, их системы вооружения. В лучшем случае говорят о технической оснащенности видов ВС, родов войск и компонентов стратегических ядерных сил. Между тем вопрос о сохранении или реформировании системы вооружения в настоящее время приобретает первостепенное значение. Во-первых, совершенно очевидно, что невозможно поддерживать в неизменном виде прежнюю систему вооружения, оставшуюся в России после распада СССР, в связи со сложным экономическим положением. Во-вторых, как следует из активно ведущейся на Западе дискуссии, сущность «армии XXI века» видится в высоком техническом уровне ее оснащенности.
Что представляет собой система вооружения ВС РФ?
Как известно, вооружение и военная техника (ВВТ) применяются не изолированно, в качестве отдельных образцов, а в совокупности с другими системами, состоящими на вооружении в том или ином формировании. Эти формирования (применительно к ВС РФ - батальон, полк, дивизия, корпус, армия) имеют определенный боевой состав и организационно-штатную структуру, а состоящие в них конкретные образцы ВВТ и личный состав функционально связаны между собой и образуют сбалансированную систему. Основными элементами каждой такой системы являются средства поражения, разведки, управления и связи, а также всестороннего обеспечения. Вооружение нескольких формирований более низкого уровня, например полков, объединяется системой управления и обеспечения в систему вооружения формирований следующего уровня - дивизии, ряда дивизий - в систему вооружения корпусов и армий, ряда армий - в систему вооружения фронта, образуя в итоге систему вооружения ВС. Таким образом, на каждой ступени иерархии к совокупности ВВТ нижнего уровня добавляются некоторые новые средства, являющиеся системообразующими, а вся система вооружения представляет собой совокупность функционально связанных подсистем вооружения оргштатных формирований, а также системообразующих средств высшего командования. Сопоставление задач, стоящих перед ВС, и системы вооружения, посредством которой предполагается их решать, позволяет установить степень их адекватности и, если это необходимо, выработать предложения по корректировке либо существующей системы вооружения, либо задач, которые должны решать ВС, либо того и другого на разумной компромиссной основе.
Существующая система вооружения ориентирована на решение следующих основных задач: первая - сдерживание возможных агрессоров от развязывания ядерной войны; вторая - отражение агрессии, если она будет развязана, на континентальных театрах военных действий; третья - отражение агрессии на океанских (морских) театрах военных действий; четвертая - всестороннее обеспечение действий ВС в мирное и военное время.
Для решения каждой из этих задач в системе вооружения ВС РФ предусмотрены соответствующие подсистемы. Анализ состояния ВС, их системы вооружения и перспектив ее развития, заложенных в утвержденной Программе вооружения на 1996-2005 годы, показывает, что из вышеуказанных четырех задач достаточно эффективно будет обеспечено только решение задачи ядерного сдерживания. Предназначенная для этого подсистема вооружения включает систему предупреждения о ракетно-ядерном нападении и ядерные средства поражения наземного, морского и воздушного базирования, систему управления и обеспечения. Ее развитие осуществляется в приоритетном порядке. Что касается других подсистем, то в связи с недостаточным финансированием возможности их развития резко ограничены. Подсистемы вооружения, предназначенные для отражения агрессии на континентальных и океанских (морских) ТВД и состоящие из систем вооружения группировок ВС РФ, в силу сокращения их боевого состава, численности и количества ВВТ практически не в состоянии, на наш взгляд, эффективно отразить широкомасштабную агрессию на ряде стратегических направлений традиционными формами и способами, даже с учетом мобилизационного развертывания. Минимальные объемы финансирования не позволяют перевооружать войска (силы) в приемлемые сроки. Подсистема всестороннего обеспечения развивается практически только в части управления Стратегическими ядерными силами. На другие ее элементы (для управления силами общего назначения, оперативного, технического, специально-технического и тылового обеспечения) ассигнований не хватает, как и на совершенствование технических средств, обеспечивающих решение других, весьма актуальных задач, связанных, в частности, с проблемами экологического характера, возникшими при массовом сокращении ВВТ, их ликвидации и подготовке к утилизации, экологической реабилитации территорий, техническом переоснащении полигонов и учебных заведений.
Но может быть, нет необходимости совершенствовать систему вооружения ВС РФ?
Анализ военно-политической обстановки свидетельствует об обратном. Сохраняются и усиливаются множественные угрозы национальной безопасности России с различных направлений. Постоянно совершенствуются вооруженные силы ведущих западных держав, Японии и Китая, растет их техническая оснащенность. А состояние экономики России таково, что вряд ли удастся в обозримой перспективе устранить острый дефицит ассигнований на разработку и производство ВВТ, заметно повысить чрезвычайно низкие темпы перевооружения ВС РФ и тем более оснастить их достаточным количеством дорогостоящего оружия, отвечающего требованиям, предъявляемым к армии XXI века. Таким образом, налицо острейшее противоречие между объективной необходимостью обеспечить оборону страны и невозможностью развивать все элементы существующей системы вооружения ВС.
Вместе с тем научная база и комплекс оборонной промышленности России еще позволяют создавать перспективные образцы ВВТ на основе передовых научно-технических достижений. В условиях сохранившегося высокого потенциала оборонного комплекса и явно недостаточного финансирования решить задачи обеспечения оборонной безопасности страны можно лишь при нестандартном подходе к определению облика перспективной системы вооружения ВС. При этом необходимо учитывать, во-первых, возрастание роли ВС в недопущении эскалации развязанных военных конфликтов, их локализации и прекращении; во-вторых, требования к армии XXI века. По мнению западных военных теоретиков, к ним относятся: наличие усовершенствованного ядерного оружия, высокоэффективных и высокомобильных обычных средств вооруженной борьбы с возрастанием доли высокоточного оружия; большая насыщенность автоматизированными системами сбора и обработки информации, подготовки и доведения решений в реальном масштабе времени, созданными с использованием современных информационных технологий; дальнейшая интеллектуализация оружия и боевого оснащения экипажей (личного состава) при уменьшении численности подразделений. Оружием XXI века будут оснащены в первую очередь армии индустриально развитых государств. И хотя в вооруженные силы ряда граничащих с Россией стран такое оружие в ближайшем будущем не поступит, они тем не менее могут существенно превосходить наши группировки на некоторых направлениях по численности и незначительно или, в связи с низкими темпами перевооружения ВС РФ, совсем не уступать нам по качеству ВВТ.
С учетом изложенного можно сделать такой вывод: для того чтобы Вооруженные Силы России были способны обеспечить решение вышеуказанных задач в условиях противостояния зарубежным армиям, оснащенным оружием XXI века или превосходящим наши ВС по численности, система вооружения должна иметь в своем составе в качестве приоритетных следующие обязательные элементы, причем интенсивно развиваемые: первый - средства ядерного сдерживания - для сдерживания ядерных держав от развязывания ядерной войны и неядерных государств (коалиций государств), обладающих превосходством в обычных вооружениях, от развязывания широкомасштабной агрессии; второй - средства неядерного сдерживания - для сдерживания возможного агрессора от развязывания региональных конфликтов и гибкого реагирования на возникающие угрозы с целью локализации и прекращения конфликтов малой интенсивности; третий - ВВТ Мобильных сил, обеспечивающих оперативное вмешательство и быстрое наращивание усилий войск при локализации и прекращении военных конфликтов различной интенсивности; четвертый - средства информационного противоборства (для противодействия противнику в информационной войне).
Некоторые из обязательных элементов в существующей системе вооружения Российской армии уже имеются, другие требуется создавать в приоритетном порядке. Все они даже в условиях недостаточного финансирования должны поддерживаться в боеспособном состоянии и по мере возможности совершенствоваться.
Подсистема ядерного сдерживания должна включать стратегический и оперативно-тактический компоненты. Они существуют и продолжают развиваться, в том числе система предупреждения о ракетном нападении, ядерные средства различных видов базирования, системы управления и обеспечения. В настоящее время главная проблема здесь - обеспечить защиту ядерных средств от разоружающего удара и уничтожения их в период военных действий с применением обычных средств поражения. В условиях дисбаланса сил необходимо уделить особое внимание ядерным минно-взрывным заграждениям, имеющим ярко выраженный оборонительный характер, а также мерам пропагандистского характера, объясняющим принципы ядерного сдерживания.
Подсистема неядерного сдерживания предназначена для сдерживания потенциального агрессора от развязывания военных действий обычными средствами поражения путем создания угрозы нанесения ему неприемлемого ущерба неядерным оружием. Таковой в России пока нет. До распада Советского Союза функцию неядерного сдерживания осуществляли мощные Вооруженные Силы СССР, оснащенные высокоэффективным обычным оружием, способные успешно противостоять эвентуальному противнику на Западе, Востоке и Юге.
В современных условиях, когда стало невозможно поддерживать боевой потенциал ВС РФ на уровне, обеспечивающем отражение агрессии традиционными способами (с применением обычных средств поражения), необходим принципиально иной подход к решению проблемы неядерного сдерживания потенциального агрессора. Речь идет о создании угрозы неотвратимого уничтожения на его территории специально выбранных жизненно важных объектов обычными средствами поражения (например, объектов топливно-энергетического потенциала, транспортной, кредитно-финансовой систем и т.п.). В пользу такого подхода говорит ряд факторов: высокая цена угрозы применения ядерного оружия даже в минимальных количествах в связи с возможностью неконтролируемой эскалации вооруженного конфликта; наличие высокоточного оружия, наиболее подходящего для реализации концепции неядерного сдерживания; все еще высокие технические возможности оборонного комплекса страны по созданию перспективных образцов оружия.
Идея неядерного сдерживания может быть осуществлена при наличии специальной подсистемы, включающей: средства стратегического предупреждения, стратегической разведки и обработки поступающей информации; высокоточные средства поражения в обычном оснащении; систему управления, составными частями которой должны быть система перманентной оценки обстановки и подготовки предложений, система принятия решений, система предотвращения несанкционированных действий с оружием неядерного сдерживания; средства технического обеспечения; систему пропагандистского обеспечения.
Для создания подсистемы неядерного сдерживания есть все условия - наличие стратегической разведки, научно-технического задела, необходимого для фактического появления высокоточного неядерного оружия стратегического и оперативного предназначения. Важнейшая проблема здесь - принятие политического решения о создании такой системы и ее пропагандистское обеспечение.
Заметим, что выделение средств неядерного сдерживания в особую подсистему, конечно же, не означает ее развития в отрыве от подсистемы ядерного сдерживания. Скорее всего система сдерживания агрессии должна быть единой (неядерной на начальной стадии нарастания военной угрозы или конфликта, ядерной на более поздних стадиях), но специфика у каждого из двух видов сдерживания есть. Неядерное сдерживание не всегда должно осуществляться силами центра. Угроза локального конфликта может быть парирована ограниченным набором средств, расположенных на данном стратегическом (оперативном) направлении. Однако в любом случае вопрос о войне или мире является стратегическим военно-политическим вопросом и санкцию на демонстрацию угрозы применения сил сдерживания, а тем более на ответное их применение дает высшее военно-политическое руководство страны.
Мобильные силы ограниченной численности должны быть предназначены для оперативного усиления группировок пограничной службы и других войск, прикрывающих госграницу, на ранней стадии приграничного военного конфликта, его локализации и прекращения, а также для быстрого противодействия воздушным десантам противника в широкомасштабных военных действиях. В состав ВВТ Мобильных сил, на наш взгляд, должны включаться следующие средства: транспортные - для переброски подразделений и частей мобильных войск на дальности, определяемые расстоянием от мест их постоянной дислокации до наиболее удаленных участков госграницы; боевые - для ведения боевых действий в любых условиях; связи и управления, обеспечивающие действия малочисленной группировки на широком фронте; индивидуальной экипировки солдата (матроса). Основой вооружения Мобильных сил является существующее и перспективное ВВТ воздушно-десантных войск и транспортной авиации. Новые разработки необходимо увязывать с концепцией армии XXI века.
Все перечисленные выше системы должны включать в себя средства различного базирования, размещенные рациональным образом по всем пространственным сферам: литосфере (земной поверхности), гидросфере (моря, океаны, внутренние водоемы и реки), атмосфере и даже в околоземном космическом пространстве, - естественно, в рамках международного права по их использованию в военных целях.
Подсистема средств информационного противоборства. В настоящее время проблема ее создания становится все более актуальной и в силу новизны и специфики нуждается в более детальном обсуждении. Во-первых, сферой вооруженной борьбы становится искусственно созданная инфосфера, охватывающая так называемые поля и каналы, а также специальные технические средства, расположенные во всех пространственных сферах, и, кроме того, такие специфические искусственные сферы, как программное обеспечение ЭВМ, сети и телекоммуникационные системы обмена данными, радионавигационные системы, системы управления войсками и оружием, энергетикой, транспортом, финансовыми потоками, системы средств массовой информации и многие другие. Во-вторых, в инфосфере начинают использоваться не только традиционные, но и новые, специфические средства, получившие за рубежом название средств информационной войны (СИВ).
Импульс развитию таких средств задали США, получив первые положительные результаты, в частности, во время операции в Персидском заливе. В силу необычности СИВ спектр суждений о них и особенно об их эффективности очень широк. Одни считают, что это всего лишь дальнейший этап в информатизации и автоматизации управления войсками и оружием, другие видят в них новое средство в системе вооружений, способное радикально изменить характер войн, операций, боев. Поэтому имеет смысл выявить то принципиально новое, что действительно привносят современные, а главное, будущие СИВ в военное дело. Первое - информатизация и автоматизация всех уровней войсковой иерархии, вплоть до солдата (матроса). Некоторые скептически относятся к мысли о том, что персональные ЭВМ могут войти в комплект стандартного оснащения каждого бойца-профессионала, так же как и средства телекоммуникации. Но в цивилизованных странах средствами информатизации охвачены практически все сферы жизни. Почему же такой процесс нереален для вооруженных сил? Второе - объединение ранее разрозненных военно-технических средств (систем, комплексов) во все более сложные «системы систем». В связи с этим многие СИВ переходят из категории «обеспечивающих» в категорию «боевых», что способствует созданию устойчивых и живучих систем управления в собственных войсках и разрушению таковых у противника. Из этого следует вывод: СИВ будут использоваться в составе многих традиционных военно-технических систем либо против них. Прежде всего это перечисленные выше приоритетные элементы системы вооружения. Что касается характера воздействия СИВ, то в многочисленной их номенклатуре есть хотя и специфические, но все же средства поражения. Поражается ли ими радиоэлектронная аппаратура (СВЧ-бомбы) или информация, хранящаяся в памяти компьютера (программные «бомбы»), значения не имеет. Такие СИВ и люди, применяющие их, могут рассматриваться наряду с танком или самолетом и их экипажами как средства вооруженной борьбы, сопоставляться с ними по неким «боевым потенциалам» или «коэффициентам соизмеримости» и включаться в общий боевой потенциал группировки.
Существуют и специфические СИВ, качества которых своеобразно сказываются на ходе и исходе операции. Например, космическая система навигации с приемоиндикаторами, которые могут быть установлены на различных образцах ВВТ и даже размещены в ранцах бойцов-профессионалов, делает всю совокупность боевых средств системно объединенной. Каждое из них, снабженное приемоиндикатором, получая навигационную информацию, приобретает за счет этого некоторое приращение собственной эффективности, разное у разных средств. Точно так же средство, способное вывести из строя эту навигационную систему («поразить» навигационные спутники, надежно подавить помехами радиоканалы навигационной привязки, вывести из строя приемоиндикаторы на образцах ВВТ в пределах территории, на которой протекает операция, внедрить «программные закладки» в экспортируемую аппаратуру и т.п.), оказываются средством не просто поражения или радиоподавления, а системоразрушающим, лишающим эффективностной «прибавки» сразу всех потребителей навигационной информации в группировке противника. Поэтому такие средства следует рассматривать отдельно от обычных боевых и оценивать иными методами.
Влияние СИВ на ход боевых действий может быть и кибернетическим. Смысл его состоит в том, что в системе управления войсками и оружием происходит не только снижение действенности ударов по противнику, но и «ошибочное» их нанесение по своим войскам, «ошибочное» уменьшение собственного боевого потенциала. Проявляются и психологические эффекты. Даже тогда, когда непосредственного воздействия СИВ на мозг и органы чувств военнослужащих нет, специально организуемая дезинформация приводит к снижению их воли и стойкости. Можно ли комплексно оценить такое разноплановое воздействие СИВ? Оказывается, можно. И уже первые оценки на упрощенной модели военных действий показали, что любые воздействия СИВ обладают «кумулятивным» эффектом. Их малые влияния на отдельные компоненты боевых действий суммируются и в итоге приводят к решительному превосходству стороны, оснащенной СИВ хотя бы несколько лучше, чем противник. Однако ограничиться оценкой роли СИВ только в ходе и исходе возможной войны было бы неправильно. Главное влияние СИВ могут оказать не столько на ведение операций (боев), сколько на иные, невоенные воздействия: либо на сдерживание агрессора от войны, либо на достижение победы над деморализованным и дезинформированным противником «без единого выстрела». Этот аспект их применения очень мало изучен, поэтому можно говорить только о постановке проблемы. При этом нуждается в изучении система жизненно важных интересов современных государств, действующих в них информационных систем и соответствующих объектов поражения. Не случайно именно США, опередившие многие страны в сфере автоматизации и информатизации, начавшие, по существу, новый виток гонки специфических вооружений - СИВ, сами более других опасаются поражения собственных финансовых, банковских, транспортных, энергетических и иных систем, современное функционирование которых невозможно без компьютеров, программного обеспечения и средств телекоммуникаций.
Реформирование существующей системы вооружения не потребует, на наш взгляд, резкого увеличения ассигнований, поскольку основные элементы всех четырех главных подсистем реально существуют. Речь идет прежде всего об изменении приоритетов в их развитии.
Для создания подсистемы неядерного сдерживания необходимо сосредоточить усилия на разработке военно-технических средств, предназначенных для воздействия по вполне определенным объектам, и систем управления ими, включая аналитические, информационные, кибернетические и другие специальные средства, входящие в механизм неядерного сдерживания. Научные проработки, позволяющие заявить о реализуемости концепции неядерного сдерживания и ее рациональности в современных условиях, а также обосновывающие ее состав, структуру, способы и формы применения сил сдерживания, имеются.
При создании подсистемы средств информационной войны необходимо прежде всего развернуть научные исследования для выработки и официального признания концептуальных взглядов на их сущность, возможные технические средства, формы и способы применения в операции (бою).
В целом детальная проработка и реализация концепции реформирования существующей системы вооружения с ориентацией на XXI век позволит, по нашему мнению, существенно укрепить национальную безопасность России в условиях переживаемого страной системного кризиса.