Реформирование системы военно-научного обеспечения Вооруженных Сил экономический аспект

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 59-60

Реформирование системы военно-научного обеспечения Вооруженных Сил: экономический аспект

Майор В.А.ПЛОТНИКОВ, кандидат экономических наук

В ТЕЧЕНИЕ ряда лет в печати не прекращается дискуссия о военной реформе. В последнее время предпринимаются энергичные практические шаги в данном направлении. При этом главное внимание уделяется вопросам комплектования ВС РФ, выбора их рациональной структуры и состава. Безусловно, эти проблемы чрезвычайно сложны и требуют незамедлительного решения на основе тщательной теоретической проработки и обоснования. Однако не стоит забывать, что мы стоим на пороге XXI века - периода научного и технологического прорыва во всех областях человеческой деятельности.

В этой связи удивляет, сколь малое внимание в материалах по проблемам военного строительства уделяется реформированию военной науки. А между тем эксперты недвусмысленно говорят о выявленной тенденции превращения науки в «непосредственную боевую силу». Она отчетливо прослеживается и на практике: операция «Буря в пустыне» стала примером войны с широким применением высоких технологий, основанных на использовании новейших достижений науки.

Актуальность проблемы повышения эффективности системы военно-научного обеспечения (ВНО) обусловливается прежде всего двумя факторами. Во-первых, сокращение боевого состава ВС РФ делает неизбежным адекватное уменьшение объема обеспечивающих подсистем. Во-вторых, в условиях хронического бюджетного недофинансирования ВС необходимо особое внимание уделять всесторонней экономии и оптимальному использованию тех скудных ресурсов, которые имеются.

В настоящее время система ВНО ВС РФ представляет собой мощную иерархическую структуру, на верхних (управленческих) уровнях которой находятся военно-научные органы Генерального штаба, видов Вооруженных Сил и родов войск, а на нижнем (исполнительском) - творческие коллективы военных ученых, проходящих действительную военную службу и работающих в научно-исследовательских учреждениях и организациях высшего профессионального образования Министерства обороны. Она сформировалась в совершенно иных, чем сейчас, политических, военных, экономических, исторических условиях и не в полной мере отвечает современным требованиям. Предпринимаемые же попытки механического сокращения количества научно-исследовательских учреждений и численности их сотрудников - бесперспективный путь консервации существующих недостатков, их воспроизводства в меньших масштабах.

Дело, на наш взгляд, заключается в административном принципе построения системы ВНО, при котором превалирует стремление ее составляющих не к развитию, а к самосохранению. Ни для кого не секрет, что сегодня такая стратегия «выживания» характерна для многих военно-научных организаций. Иными словами, имеет место ориентация их деятельности на достижение внутренних целей, нередко идущих вразрез с целями функционирования системы в целом. Следовательно, повышение эффективности ВНО связано с переходом на функциональный принцип построения. Действительно, именно творческие коллективы военных ученых в процессе совместного интеллектуального труда создают новые ценности - научно-техническую продукцию (НТП) специального назначения. А многочисленная управляющая прослойка между производителями и конечными потребителями НТП выступает во многом в роли посредников, что вызывает удорожание продукции и увеличение времени ее прохождения до потребителя. Именно в разумном сокращении этих издержек состоит, на наш взгляд, главный резерв повышения эффективности системы ВНО.

Построение системы военно-научного обеспечения по функциональному принципу существенно изменяет схему организации военно-научных исследований. Основным ее элементом становятся творческие коллективы как непосредственные производители НТП, первичные субъекты военно-научного творчества. Иначе говоря, в сфере военно-научных исследований осуществляется переход от административно-командного механизма хозяйствования к рыночному. Исходной нормативной базой для этого могут стать Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305, который предусматривает обязательное проведение отбора поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе, а также документы, разработанные в развитие его отдельных положений.

Такой подход ставит органы управления ВНО в положение ответственного представителя заказчика, формулирующего актуальные проблемы научных исследований, разрабатывающего требования к качеству НТП, подготавливающего конкурсы, определяющего лимиты финансирования и выделения других ресурсов, а также сроки и этапы выполнения работ.

Важным моментом в организации исследований является проведение конкурса. Может быть объявлен как открытый конкурс путем размещения соответствующей информации в прессе, на радио и телевидении, так и закрытый (узкоспециализированный). Сведения о последнем распространяются через систему военных органов управления, научно-исследовательских и образовательных учреждений Министерства обороны.

В установленные сроки осуществляется анализ, обобщение поданных заявок и выявляется победитель (победители) конкурса. Для анализа заявок целесообразно применять компьютерные методы обработки информации, что позволит попутно создать и поддерживать в актуальном состоянии банк данных о возможностях профессиональных ученых. Информация банка данных в дальнейшем может использоваться, например, для адресной рассылки объявлений о проведении конкурсов, привлечения наиболее активных и подготовленных специалистов к экспертизе важных проектов и т.д.

Подготовительный этап исследований заканчивается заключением трехстороннего договора между органом управления - заказчиком продукции, временным творческим коллективом (победителем конкурса) и научной организацией, в которой проходят службу (работают) члены творческого коллектива.

В процессе выполнения НИОКР заказчик их финансирует и в итоге получает соответствующую НТП, а творческий коллектив - установленную договором оплату. Научная организация выступает в качестве гаранта проведения исследований, создавая условия для производства НТП: предоставляет необходимые исходные данные и другую информацию, технические средства, имущество, материалы и оборудование, осуществляет надзор за соблюдением режима секретности, обслуживает финансовые расчеты, выполняет другие задачи в соответствии с трехсторонним договором на возмездной основе.

Преимуществом такой схемы является формирование более устойчивого к организационным изменениям в военной сфере государства механизма выполнения военно-научных исследований, что особенно важно в условиях реформирования Вооруженных Сил. Предварительные расчеты показывают: переход к рыночной (договорной) системе взаимоотношений между потребителями и поставщиками НТП позволит сократить сроки выполнения работ и затраты на них. Рассмотренный подход способствует решению в ВС РФ важнейшей задачи государственной политики в научной сфере по селективной поддержке наиболее перспективных научных направлений; появляются действенные экономические стимулы повышения профессионального уровня военных ученых, развития научных школ. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт организации выполнения научно-исследовательских работ по фантам, здоровая конкуренция творческих коллективов обеспечивает лучшее соотношение цены и качества разрабатываемой НТП.

Военная мысль. - 1998. - №2. - С.52-59.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации