Роль и место авиации в вооруженных конфликтах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 28-33

Роль и место авиации в вооруженных конфликтах

А.Б.КРАСНОВ,

доктор военных наук, профессор

Полковник Ю.Н.ШЕМУРАНОВ, кандидат военных наук

В СОВРЕМЕННОЙ обстановке в связи с глубокими изменениями военно-политической обстановки и коренными сдвигами в расстановке сил наибольшее распространение получили ограниченные (не разрастающиеся до масштабов войны) вооруженные конфликты. Они являются следствием территориальных, этнических, религиозных и других противоречий с сопредельными государствами или противоправной деятельности незаконных вооруженных формирований сепаратистов, направленной на дестабилизацию обстановки и ослабление конституционного порядка в отдельных регионах страны. Однако возникновение и эскалация даже небольшого конфликта крайне нежелательны для нашей страны по экономическим, экологическим и другим причинам. Поэтому предотвращение и ликвидация любого конфликта всеми имеющимися средствами становятся для России жизненно важной необходимостью.

Роль и место авиации в вооруженных конфликтах зависят от их масштаба, характера и объема решаемых вооруженными силами задач. Во внешнем вооруженном конфликте, в случае участия в нем значительных масс войск и авиации с обеих сторон, надлежит отразить вторжение агрессора, удержать важные военно-экономические районы и рубежи, а затем заставить его отказаться от продолжения агрессии или разгромить.

В таком конфликте, характеризующемся высокой напряженностью боевых действий, роль авиации будет решающей. Она первой перебрасывается в район назревающего конфликта, становится главной силой для нанесения мощных ударов и подчас единственным средством поражения удаленных объектов. Только она, благодаря своим уникальным оперативно-тактическим свойствам (универсальность и многократность применения, большая дальность и автономность действий, скорость полета и грузоподъемность современных самолетов), способна обеспечить быструю переброску войск и материальных средств в район конфликта, создать и усилить действующую группировку, осуществить ее авиационную поддержку и прикрытие с воздуха.

Велико значение авиации и в обеспечении боевых действий десантов и аэромобильных групп, в ведении разведки и выполнении специальных задач (постановка дымовых завес, эвакуация больных и раненых и др.). В составе группировки войск, действующей в районе конфликта, ей отводится роль главной ударной силы и средства, способного придать дополнительные маневренные и огневые возможности общевойсковым формированиям. Однако такие "классические" межгосударственные конфликты по интенсивности более близки к локальным войнам. Ни одно из военных столкновений в мире после конфликта в зоне Персидского залива (1991 год) не являлось межгосударственным. Поэтому логично предположить, что подобный характер действий авиации, равно как ее роль и место, может рассматриваться в качестве одного из вариантов ее применения.

В вооруженных конфликтах, происходящих внутри страны или в СНГ (а доминируют именно они), складывается иная картина. Войска, выделенные для их разрешения или оказания военной помощи правительству дружественного государства, если тому не под силу самому локализовать конфликт, окружают и блокируют незаконные вооруженные формирования, охраняют тыловые базы, пункты снабжения, транспортные коммуникации, важные промышленные и энергетические объекты, деблокируют свои гарнизоны.

Менее масштабна и роль авиации, которая главным образом решает обеспечивающие задачи. Кроме того, она может блокировать воздушное пространство над районом конфликта и выполнять достаточно большой объем огневых задач, связанных с выборочным поражением крупных бандформирований, складов боеприпасов, отдельных объектов на коммуникациях. Важной особенностью является выполнение авиацией в районах конфликтов невоенных задач, таких, как доставка гуманитарных грузов мирному населению, эвакуация пострадавших, участие в ликвидации последствий экологических катастроф, вызванных боевыми действиями.

Вместе с тем роль авиации может быть и большей, если на нее возложить задачи демонстрации военной силы (готовности к решительным действиям), а также по дезорганизации управления и деморализации противника путем нанесения внезапных ударов высокоточным оружием по штабам, командным пунктам и местам дислокации формирований мятежников. Эти задачи, как показывает зарубежный опыт, авиация способна успешно выполнять при условии организации тесного взаимодействия с разведывательными органами всех министерств и ведомств, тщательного многовариантного планирования и специальной подготовки летных экипажей. Демонстративные полеты, проведение различных учений с перебазированием авиационных частей, сбрасывание листовок, использование вертолетных звуковещательных установок для разъяснения ситуации и побуждения к добровольной сдаче оружия - весь этот комплекс мероприятий, осуществляемый в рамках информационно-пропагандистского обеспечения, особенно необходим на ранних стадиях конфликта или когда применение оружия неприемлемо по политическим и этическим соображениям.

Бесспорно, продуманное проведение подобных мероприятий при подготовке операции по разоружению боевиков в Чечне (декабрь 1994 года) во многом сказалось бы на снижении их активности и способствовало формированию у местного населения лояльного отношения к федеральным войскам.

При проведении миротворческих операций, когда целью действий войск является разъединение враждующих группировок, контроль за соблюдением соглашений о прекращении военных действий, пресечение провокационных акций, военная сила, в том числе авиация, используется ограниченно.

В многочисленных миротворческих операциях она действовала относительно малыми группами, вела воздушную разведку, осуществляла воздушную блокаду районов конфликтов, прикрывала миротворческие силы от возможных ударов, сопровождала автоколонны с гуманитарными грузами, выполняла транспортные задачи. Однако, если требовалось, ее роль существенно возрастала. Так было, например, в операции НАТО "Мертвый глаз" на Балканах (1995 год), где авиация нанесла серию мощных ударов по объектам боснийских сербов. Особенно важную роль она будет играть в удаленных регионах, при возобновлении военных действий между враждующими сторонами и столкновении их с миротворческими силами (наблюдателями), а также в других случаях, требующих немедленного реагирования.

Значение авиации всегда велико там, где войска ведут активные боевые действия. Некоторые же миротворческие операции могут проводиться при минимальном ее участии, поскольку существует ряд факторов, не позволяющих ей полностью использовать свой боевой потенциал. Один из них - многочисленные ограничения, устанавливаемые для авиации при действиях над территорией собственной страны, где недопустимы массовые разрушения и жертвы мирного населения. В этих случаях для нее определяются районы и объекты, по которым запрещается нанесение ударов, накладываются ограничения на применение некоторых, как правило, наиболее эффективных боеприпасов.

Другим немаловажным фактором, также не способствующим сохранению ведущей роли авиации, является недостаточный уровень развития техники и вооружения, плохое состояние материально-технической базы. В результате значительного сокращения расходов на военную авиацию в течение ряда лет почти прекратилось поступление новых самолетов, резко уменьшилось количество НИОКР. Выход из этого положения будет нелегким, потому что потеряны темпы развития.

Таким образом, роль и место авиации в вооруженных конфликтах определяются не только ее способностью решать задачи военного, экономического и гуманитарного характера, но и возможностью реализовать свой боевой потенциал.

Однако, если роль, место и предназначение авиации особых разногласий не вызывают, то в организации ее боевых действий возникли совершенно новые явления и моменты, с которыми приходится сталкиваться впервые. Дело в том, что стягиваемые в район конфликта федеральные войска действуют в составе объединенных оперативных группировок - временных нештатных формирований, которые включают соединения и части, выделяемые от различных силовых структур (Сухопутных войск, ВМФ, ВВС, внутренних и пограничных войск), а при разрешении конфликтов на территории СНГ - и соответствующих национальных структур.

Согласно новой концепции строительства ВС, в военных округах реализуется территориальный принцип управления и они приобретают статус оперативно-стратегических командований, объединяя все войска, воинские формирования и инфраструктуру. Это в наибольшей степени соответствует сложившемуся положению дел и соотношению силовых структур. Жизнеспособность таких нетрадиционных формирований была апробирована в Чечне и в других "горячих точках".

Вопросы организации применения объединенных группировок федеральных войск уже рассматривались в журнале «Военная мысль». Однако, продолжая затронутую тему, следует напомнить, что все силовые структуры участвуют в конфликте со своей авиацией. Как же управлять столь многочисленной межвидовой, межведомственной авиационной группировкой, как обеспечить оперативную совместимость ее составных частей? Ведь в настоящее время система управления авиацией фактически дезинтегрирована.

Ясно одно: ее применение должно быть основано на едином замысле действий всех компонентов объединенной группировки. Поэтому вся авиация должна находиться под единым руководством старшего общевойскового начальника. Однако при этом возникает ряд новых проблем, и прежде всего в отношении порядка подчиненности и управления.

На наш взгляд, здесь не может быть однозначных решений, а требуется дифференцированный подход с учетом роли и численности авиации различных силовых структур, образующих авиационную группировку. В общем случае она может включать соединения и части военно-транспортной, разведывательной, истребительной, бомбардировочной, штурмовой, а при необходимости и дальней авиации ВВС, боевые и транспортно-боевые полки от авиации Сухопутных войск, а также авиационные подразделения внутренних и пограничных войск, главным образом те, которые базируются на территории военного округа, где развязан вооруженный конфликт. При этом во всех случаях авиацию целесообразно свести в объединенную оперативную авиационную группу, состоящую из оперативных групп, выделяемых от ВВС, авиации Сухопутных войск и др.

Командование ею следует возложить на командующего (командира) от ВВС (учитывая вклад, вносимый авиацией оперативной группы от ВВС в общий объем решаемых задач). Его заместителями могут быть командиры авиационных групп, выделяемых от каждого силового ведомства. Если же основу авиационной группировки составит авиация МВД и в нее войдут отдельные подразделения и части других силовых структур, то командование объединенной авиационной группой может осуществляться командиром от авиации МВД.

При таком порядке подчиненности появляется возможность быстро создавать авиационные формирования, структура которых в максимальной степени адаптирована к условиям конкретной обстановки, складывающейся в регионе. Вместе с тем кроме оперативно подчиненных сил не исключено привлечение других авиационных частей и подразделений, которые, находясь в подчинении своих начальников, участвуют в разрешении конфликта по единому замыслу и плану в пределах выделенного для этих целей летного ресурса.

Очевидно, что для централизованного управления авиационной группировкой нужно иметь единую систему, основанную на использовании пунктов управления различных министерств и ведомств. Это особенно актуально для районов, недостаточно оборудованных в оперативном отношении, где доразвертывание любой из существующих ведомственных систем требует длительного времени и значительных материальных затрат. К сожалению, в настоящее время не обеспечивается и универсальность управления авиацией. Так, в частях и соединениях внутренних и пограничных войск отсутствуют подготовленные группы боевого управления (ГБУ) и а'виана-водчики, способные грамотно управлять авиацией ВВС, между тем именно она имеет на вооружении наиболее мощные и разнообразные средства поражения.

Проблема состоит в приведении структуры системы управления в соответствие с оргструктурой авиационных группировок, в оснащении ее органов более совершенными средствами управления и в придании им высокой мобильности. Новым шагом в этом направлении может стать использование воздушных ПУ в интересах управления не только авиацией, но и прибывающими в район конфликта наземными войсками, а в дальнейшем - разработка мобильных пунктов управления и связи, а также компьютерных сетей, к которым могут подключаться все командиры и штабы.

Идеи эти постоянно присутствуют в рекомендациях различных авторов, однако возможности их реализации во многом зависят от состояния дел в экономике страны и в настоящий момент не вызывают большого оптимизма. Но если этот вопрос остается пока открытым, то уже сейчас целесообразно в состав частей внутренних войск выделять ГБУ от соединений и объединений военного округа, на территории которого происходит военный конфликт.

С проблемой управления непосредственно сопрягается и проблема планирования боевых действий авиационной группировки, которое должно осуществляться заблаговременно по нескольким вариантам. Конечно, в условиях неопределенности обстановки оно всегда затруднено, но в данном случае дополнительные трудности связаны с необходимостью согласования действий авиации различных силовых структур.

При заблаговременном планировании могут быть использованы традиционные методы, помимо них здесь нельзя обойтись и без методики многовариантного планирования. Сущность его сводится к разработке для каждого потенциально опасного района (операционного направления) нескольких сценариев возникновения возможных вооруженных конфликтов. Исходя из этого, разрабатываются типовые варианты создания и последующих действий совместной авиационной группировки. Причем учитываются цели применения и задачи авиации в конфликте по соответствующим критериям (располагаемое время для формирования совместной группировки в оперативном районе, степень поражения объектов противника, эффективность-стоимость), масштаб конфликта, характер подчиненности и состав сил авиации. Однако упомянутая методика еще недостаточно совершенна и, несмотря на применение компьютерной техники, требует больших трудозатрат.

Ждут своего решения и проблемы тылового обеспечения авиационных группировок, особенно в районах с ограниченно развитой инфраструктурой. Авиация в этом отношении более "капризна": если войскам требуется иметь транспортные коммуникации, различные объекты инфраструктуры в районе конфликта с заблаговременно складированными запасами военной техники и вооружения, то для нее этого недостаточно. Ей нужны и постоянно находящиеся в исправном состоянии аэродромы, пригодные для посадки тяжелых военно-транспортных самолетов, и емкости для хранения больших объемов топлива, и своя номенклатура боеприпасов, и многое другое. Но даже при доставке в район конфликта и на аэродромы маневра сотен тонн топлива и авиационных средств поражения вряд ли следует ожидать, что там окажутся в нужном количестве и ассортименте средства наземного обеспечения полетов, оборудование для обслуживания и ремонта самолетов. Это обстоятельство неизбежно повлечет за собой снижение коэффициента исправности самолетного парка и боеготовности авиации в целом.

В настоящее время совершенствование инженерно-авиационного обеспечения возможно за счет оснащения инженерно-авиационной службы всем необходимым для автономной работы при сопровождении авиационных частей, выполняющих маневр, включая наземное оборудование, пакетирование и контейнирование комплектов запасных частей, запасного имущества и приборов. Однако следует признать, что эти и подобные им мероприятия являются не более чем полумерами и трудноосуществимы не только по экономическим соображениям, но и потому, что должны проводиться во всех силовых структурах, что приведет к многократному дублированию и резкому увеличению материальных затрат.

На наш взгляд, более радикальный путь решения проблемы - это совершенствование системы тылового обеспечения на межведомственном уровне и развертывание на направлениях вероятного применения авиационных группировок межведомственных авиационных тыловых баз с сосредоточенными на них запасами топлива, авиационных средств поражения и других материальных средств с тем, чтобы они могли обслуживать все типы самолетов и вертолетов объединенной оперативной авиационной группы. Крайне необходимо и сопряжение этой системы с такой же системой объединенной группировки наземных войск.

Требуется и формирование более дееспособных органов управления тылом. Заметим, что вопросы тылового обеспечения решают все еще сложные по структуре многочисленные службы тыла, однако напомним, что в войне в зоне Персидского залива, на которую до сих пор ссылаются в нашей печати, 3/5 численности личного состава многонациональных сил составляли именно органы и службы тыла.

В целях исключения дублирования, повышения эффективности использования бюджетных средств различных ведомств, координации усилий всех заинтересованных министерств общее руководство проведением мероприятий по подготовке авиационной инфраструктуры в районах потенциальных конфликтов целесообразно осуществлять ГШ ВС, а финансирование - за счет средств, выделяемых целевым назначением из бюджетов соответствующих министерств и ведомств.

Рассматривая роль и место авиации в вооруженных конфликтах, нельзя не затронуть проблем применения ее на тактическом уровне. Приобретенный опыт разрешения конфликтов в Чечне, Таджикистане и других регионах свидетельствует, что они отличаются высокой неопределенностью обстановки, обусловленной "нелинейным" полем боя, открытыми флангами, очаговым характером действий сторон. Бои возникают то в одном, то в другом месте, иррегулярные формирования и полувоенные отряды используют партизанскую тактику, маскируются в лесах, горах, населенных пунктах, "растворяются" среди мирного населения. Поэтому поиск и опознавание объектов с воздуха существенно затруднены.

К этой проблеме непосредственно примыкает проблема поражения замаскированных малоразмерных объектов, причем минимальным нарядом сил. К тому же удары часто приходится наносить в непосредственной близости к местам нахождения мирных жителей и к экологически опасным производствам. Кроме того, проблема обостряется малой достоверностью развединформации и снижением численности боеготовых самолетов, в особенности оснащенных высокоточным оружием.

Нельзя сбрасывать со счетов и боевой подготовки частей, включаемых в состав объединенной оперативной авиационной группы. Она еще далеко не полностью соответствует требованиям срочной переброски авиации на большие расстояния и не обеспечивает отработки навыков командиров и летного состава, необходимых для действий в составе разнородной, межвидовой, межведомственной группировки войск. В современных условиях возрастают требования к командирам и штабам авиационных частей. Опыт показывает, что до прибытия в район конфликта они, как правило, недостаточно знают обстановку, которая, кроме того, может развиваться вопреки нашим прогнозам. Тем не менее, действуя в отрыве от вышестоящего командования, они должны уметь брать на себя всю ответственность за самостоятельно принимаемые решения, поскольку согласовывать и "утрясать" их с вышестоящими штабами часто бывает невозможно. Известно, что части, направляемые в Чечню, имели слабую практическую подготовку и приобретали необходимые навыки только в ходе боевых действий. Подобное наблюдается и в других конфликтах.

Таким образом, проблем в области тактики более чем достаточно.

Ключ к их решению, видимо, нужно искать не столько в разработке более совершенных образцов авиационной техники и оружия (восполнить дефицит в этом пока нереально), сколько в повышении профессионального уровня и натренированности личного состава. Для этого нужны новые, не имеющие аналогов методики обучения летчиков действиям в смешанных ударных группах и взаимодействию между авиационными группами различных ведомств, привитие навыков демонстративных действий (тренировки в полетах на предельно малых высотах и сверхзвуковых скоростях, имитация атак) и др.

Широкое поле деятельности для изыскания еще не отраженных в курсах и программах боевой подготовки методик предоставляется командирам всех степеней, организующим боевую учебу. Непреложным должно быть правило, что даже при жестком лимите средств, отпускаемых на учебу, авиационные части без соответствующей специальной подготовки не должны допускаться к участию в вооруженных конфликтах.

В длинном перечне проблем, так или иначе сдерживающих более активное участие авиации в вооруженных конфликтах, есть немало и других, еще нерешенных. Остается не до конца ясным, как организовывать переброску авиации в районы оперативного предназначения, расположенные в удаленных регионах России и за рубежом? Как обеспечить массирование усилий при ограниченном составе сил? Как исключить или свести до минимума ущерб невоенным объектам, окружающей среде, населению?

Вопросов здесь больше, чем ответов. Они остаются нерешенными не только из-за недостаточной научной проработки и практического опыта, но и в связи с отсутствием официальных законодательных актов и механизмов, регламентирующих функционирование авиации в составе объединенных группировок федеральных войск.

Военная мысль. - 1997. - №2. - С.30-35.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации