Предупреждение правонарушений в Вооруженных Силах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2000, стр. 65-68

Предупреждение правонарушений в Вооруженных Силах

Полковник юстиции Н.Н.КАРПОВ,

кандидат юридических наук

БЕЗУСЛОВНАЯ важность решения такого вопроса, как предупреждение правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации, определяется выполнением войсками особо ответственных задач по обеспечению обороноспособности государства. Между тем только зарегистрированная органами военной прокуратуры информация о состоянии преступности и законности в войсках свидетельствует о крайне серьезной ситуации, сложившейся в этой области. Ежегодно, начиная с 1992 года, в Вооруженных Силах и воинских формированиях других силовых министерств и ведомств Российской Федерации совершается в среднем около 28 тыс. правонарушений. Нельзя при этом не отметить, что значительное количество выявляемых военными прокурорами преступлений командование скрывает от учета. Как показали социологические исследования, проведенные в 1998 году Главной военной прокуратурой совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, уровень латентной преступности весьма высок - более 30%.

Высокий уровень преступности в войсках, рост количества удовлетворенных военными судами жалоб на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц, значительное количество скрываемых командованием правонарушений позволяют сделать вывод о необходимости незамедлительного принятия государством решительных и адекватных мер по предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах.

Основными причинами кризисного состояния законности и правопорядка в ВС РФ являются серьезные недостатки в функционировании правоохранительной системы, резкое ухудшение социальных условий жизни военнослужащих и их семей, несовершенство механизма военного строительства в стране, отсутствие морально-нравственных, национально-патриотических, идеологических основ формирования личности российского воина - гражданина своей страны и, как одно из важнейших, то обстоятельство, что военная сфера деятельности государства оказалась по существу вне контроля со стороны представительных и законодательных органов власти, прежде всего федерального уровня.

Все эти факторы предопределяют приоритетность предупреждения правонарушений в войсках посредством, в первую очередь, общегосударственных мер правового и организационного характера. Предупреждение правонарушений (а не «борьба» с преступностью, «контроль» за нею и т.д.) - термин, наиболее правильно отражающий содержание мер, которые должно предпринимать государство для укрепления правопорядка в ВС РФ.

Под предупреждением правонарушений, на взгляд автора, следует понимать деятельность государственных органов, общественных объединений, организаций различных форм собственности, частных лиц и заинтересованных граждан по созданию экономических, политических, социальных, идеологических, морально-нравственных (этических), уголовно-правовых, административно-правовых и другого рода предпосылок для выполнения гражданами страны и лицами, временно находящимися на ее территории, требований действующего законодательства, а также для соблюдения данными категориями лиц этических норм. Предупреждение правонарушений в российских войсках призвано способствовать укреплению в них законности и правопорядка и тем самым повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Работа по предупреждению правонарушений в войсках должна вестись по следующим направлениям:

выработка и реализация государственной идеологии, обеспечивающей утверждение в стране режима законности и морально-этических приоритетов в поведении граждан;

создание оптимального (с точки зрения соотношения интересов государства и личности) организационно-правового механизма, регламентирующего прохождение военной службы, в первую очередь системы социальной и правовой защиты военнослужащих;

формирование в войсках эффективно действующей системы правоохранительных органов и системы гражданского контроля в области обороны страны, составной частью которой должны явиться функционирующие в войсках правозащитные организации.

Рассмотрим более подробно каждое из этих направлений.

Государственная идеологам призвана ориентировать общественное и индивидуальное сознание на оптимальное сочетание интересов общества и личности. При ее выработке должны быть оценены этапы развития страны, предложены продуманные, реалистические шаги на пути дальнейшего совершенствования российского общества и государства, прежде всего перспективные и незамедлительные меры экономического, правового и нравственного характера, способные объединить народ, определить ориентиры эволюционного развития общества и государства.

Одновременно российская государственная идеология должна стать своего рода фундаментом нормативно-правовой базы общественных отношений. В основы идеологической политики государства необходимо включить в качестве важнейших принципы верховенства закона, высокой ответственности, приоритета нравственности и справедливости.

Чтобы создать действенный организационно-правовой механизм, регламентирующий прохождение военной службы, а также подготовку и призыв (поступление) на нее, необходимо:

пересмотреть положения Расписания болезней (Приложения к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации) в части ужесточения требований к состоянию здоровья, социально-психологическим и интеллектуальным характеристикам лиц, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу по контракту;

внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», пункт 2 статьи 23 которого по существу допускает призыв на военную службу лиц, отбывших наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, после снятия или погашения их судимости за совершенное преступление, а также лиц, ранее расследованное в отношении которых уголовное дело по нереабилитирующим основаниям прекращено органами предварительного следствия или судом. Указанные лица не должны подлежать призыву на военную службу;

ввести в учебные программы общеобразовательных школ, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования предмет «Основы военной подготовки»;

создать в штабах воинских частей (от соединения и выше), округов (флотов, групп войск) и при Министерстве обороны постоянно действующие, в том числе в выходные и праздничные дни, юридические приемно-консультационные пункты.

Кроме того, для повышения роли и авторитета младших командиров в укреплении дисциплины и правопорядка в войсках необходимо, во-первых, значительно расширить программы подготовки и увеличить сроки обучения в школах сержантского состава до одного года; во-вторых, значительно увеличить денежное содержание данной категории военнослужащих (оно должно превышать денежное содержание рядового состава не менее чем в два раза); в-третьих, предоставить этим лицам гарантию поступления в высшее военное образовательное учреждение по выполняемой ими служебной специальности, например после трех лет безупречной службы на сержантской должности в войсках; в-четвертых, расширить дисциплинарные права данной категории военнослужащих вплоть до предоставления им права дисциплинарного ареста, а также объявления дополнительных дней отпуска (с последующим утверждением всех этих мер командирами подразделений).

Безусловный положительный эффект в плане предупреждения правонарушений уже в масштабах всей страны даст изменение правового механизма увольнения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, с военной службы. Предлагается исключать уволенного в запас военнослужащего из списков воинской части с момента прибытия его в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Эта мера, возможно, несколько увеличит количество правонарушений, совершаемых военнослужащими, однако в целом по стране призвана существенно их сократить.

Важным направлением работы по предупреждению правонарушений в ВС РФ является формирование эффективно действующей системы правоохранительных органов. Существующая система страдает рядом недостатков, среди них: отсутствие структур, правомочных в полном объеме осуществлять в войсках оперативно-розыскную деятельность; правовая, организационная (административная) и социальная зависимость функционирующих в войсках органов дознания от военного командования; несовершенство правовой базы, регламентирующей деятельность в войсках органов военной прокуратуры; отсутствие единых правовых основ, регламентирующих цели, задачи, принципы деятельности правоохранительных органов, условия и порядок их взаимодействия между собою и с другими как государственными органами, так и общественными организациями, частными структурами и просто с заинтересованными лицами.

Одним из путей совершенствования указанной системы является создание военной полиции, которая призвана сыграть особо активную, наступательную роль в борьбе с преступностью в войсках и внести серьезный вклад в ее предупреждение. На органы военной полиции, как представляется, следует возложить следующие функции: осуществление в войсках оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений; проведение дознаний и расследование отдельных, определенных законодательством категорий уголовных дел о преступлениях; осуществление вневедомственного государственного контроля за исполнением в войсках законодательства Российской Федерации; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в случаях, связанных с функционированием Вооруженных Сил; проведение воспитательной профилактической работы.

Важная роль в предупреждении правонарушений в ВС РФ, безусловно, принадлежит органам военной прокуратуры. Однако деятельность последних не всегда дает должный эффект. Причин здесь несколько: их недостаточная самостоятельность (зависимость от военного командования), несовершенство организационной структуры (наличие военных прокуратур объединений), ограниченный объем мер реагирования, недостатки в кадровой политике.

Для улучшения работы органов военной прокуратуры необходимо, по нашему мнению, осуществить следующее: организовать финансирование этих органов по отдельным статьям федерального бюджета; их личный состав вывести из штата Вооруженных Сил; установить личную ответственность прокурорско-следственного состава за организацию работы по предупреждению правонарушений; придать органам военной прокуратуры более широкие полномочия в координации деятельности по предупреждению правонарушений в войсках; применять исключительно территориальный принцип формирования прокуратур, не допускать их создания в видах ВС (родах войск) и объединениях; установить обязательность проведения предварительного расследования по каждому факту гибели или насильственной смерти военнослужащих, а также причинения им тяжких (средней тяжести) телесных повреждений, при этом органами военной прокуратуры должно обеспечиваться предъявление от имени государства регрессных исков к виновным в размерах выплаченной потерпевшему или членам его семьи суммы страхового и единовременного пособия; расширить полномочия военных прокуроров, в частности, предоставить им право выносить предписания, возбуждать дела о дисциплинарных правонарушениях; улучшить кадровую политику в органах военной прокуратуры.

В свою очередь, на функционирующие в Вооруженных Силах органы федеральной службы безопасности представляется необходимым возложить обязанность оказывать содействие органам военной прокуратуры и военной полиции в пресечении, раскрытии и расследовании тяжких преступлений, а также предупреждении в целом правонарушений и нарушений законности в войсках с использованием присущих им методов и средств.

Эффективным средством предупреждения правонарушений в российских войсках является установление всестороннего и полного гражданского контроля в области обороны. Под ним следует понимать деятельность государственных (в том числе правоохранительных) органов, а также общественных организаций и объединений (в том числе политических партий) и других заинтересованных граждан и их групп, направленную на получение объективной информации о функционировании Вооруженных Сил и обеспечение исполнения предусмотренных законодательством прав и интересов военнослужащих, членов их семей и других граждан. Позитивное воздействие в этом плане призвано оказать создание профессионального союза военнослужащих, права и обязанности которого будут четко регламентированы законом. Представляется очевидной и j необходимость воссоздания в войсках органов общественного контроля с соответствующим закреплением их полномочий в законодательном акте, которым, по мнению автора, должен стать Федеральный закон «О деятельности органов общественного контроля в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации».

Считаем, что положительный эффект даст привлечение (по согласованию) к организации идейно-нравственной, патриотической и воспитательной работы в войсках Православной церкви (других религиозных конфессий), организация в войсках службы военных священников. Полезность создания в структурах Вооруженных Сил института военных священников совершенно очевидна. Миссия военных священнослужителей в войсках может заключаться как раз в целенаправленной, постоянной (ежедневной и ежечасной) работе именно по нравственному воспитанию личного состава.

Рассмотренные выше направления деятельности по предупреждению правонарушений в ВС РФ могут явиться конструктивной основой, базой государственной политики предупреждения правонарушений. Ее составляющими, как представляется, должны стать инициирование и активизация мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства, этических норм и правил, защиту определенных Конституцией страны прав и интересов личности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации