Служба военных сообщений России проблемы функционирования и перспективы развития

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000

Служба военных сообщений России: проблемы функционирования и перспективы развития

Генерал-лейтенант Г.Г. СОКОЛОВ

В УСЛОВИЯХ реформирования Вооруженных Сил РФ и перехода к немногочисленной, но высокомобильной армии, значительного пространственного размаха возможных боевых действий, существенного повышения их интенсивности, а значит, увеличения расхода материальных средств и потребности в их доставке войскам особую важность приобретают воинские перевозки.

Служба военных сообщений, одна из старейших в Вооруженных Силах Российской Федерации, прошла большой и сложный путь развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 года, утвержденном Петром I, указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генерал-вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться военными сообщениями.

В настоящее время служба военных сообщений (ВОСО) решает специфические и важные для боевой готовности Вооруженных Сил задачи мирного и военного времени: обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в их интересах.

Контроль за подготовкой железных дорог, морских, речных и воздушных путей сообщения страны и их использование для воинских перевозок, организация и управление этими перевозками осуществляются Центральным управлением военных сообщений (ЦУП ВОСО) Министерства обороны РФ, в пределах военных округов и флотов - соответствующими службами военных сообщений, а на видах транспорта - линейными органами ВОСО, на которые возложена непосредственная организация воинских перевозок и контроль за их выполнением. Начальники линейных органов ВОСО являются представителями Министерства обороны при административных единицах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте и наделены полномочиями разрешать с военным командованием и органами транспорта в пределах своей деятельности все вопросы, связанные с воинскими перевозками. ЦУП ВОСО МО РФ полномочно разрешать с министерствами, ведомствами, главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями МО РФ все вопросы, касающиеся организации и выполнения воинских перевозок и подготовки видов транспорта в стране и на ТВД.

В современных условиях успешному решению поставленных перед службой задач мешают отсталость материально-технической базы и продолжающееся ухудшение организации перевозочного процесса. Резко снизились поставки железнодорожного подвижного состава, воздушных, морских и речных судов. Зачастую они эксплуатируются сверх нормативных сроков, запасные части и другие виды материально-технических ресурсов поставляются не в полном объеме, сокращены капиталовложения в строительство и реконструкцию транспортных коммуникаций.

Распад Советского Союза резко обострил проблемы морского транспорта России. Суда нам достались в основном малорентабельные, с низкими технико-эксплуатационными и экономическими показателями. С каждым годом флот продолжает катастрофически сокращаться, так как многие суда перешагнули предельный «возрастной ценз». Если сегодня не принять срочных мер к возрождению национального флота, способного защитить экономические и политические интересы страны, то уже через несколько лет Россия попадет в полную зависимость от иностранных судовладельцев и практически лишится морского транспорта. Нарушится нормальная жизнедеятельность в северных и восточных регионах РФ, а ВМФ потеряет возможность использовать средства морского транспорта гражданских владельцев в тех объемах, которые необходимы для выполнения перевозок в интересах безопасности страны. Несбалансированность между транспортной системой и потребностями Вооруженных Сил отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (сил) и обороноспособность государства.

Для выполнения поставленных задач ЦУП ВОСО МО РФ детально прорабатывает все заявки на воинские перевозки и производит расчет потребности в денежных средствах на транспортные расходы. Однако даже утвержденные ассигнования поступают не в полном объеме, к тому же неритмично. В течение последних трех лет финансирование осуществлялось в пределах 33-37% от заявляемой потребности, так что из года в год сохраняется задолженность перед транспортными предприятиями.

В настоящее время сложилась критическая ситуация с реализацией прав военнослужащих на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Чтобы разрядить обстановку, ЦУП ВОСО МО РФ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».

Необходимо отметить, что с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям и новым формам собственности работа службы военных сообщений всех уровней управления усложнилась, а ее объемы увеличились. Если при плановом ведении хозяйства ЦУП ВОСО МО, решая вопросы воинских морских и речных перевозок, взаимодействовало с министерствами (морского флота СССР и речного флота РСФСР) и тридцатью пароходствами, то в настоящее время в ходе реформ на морском и речном транспорте сформировались тысячи акционерных и частных компаний, самостоятельно определяющих свою хозяйственную деятельность.

Воздушный транспорт России переживает трудные времена. В условиях стихийного перехода к рыночной экономике некогда единая и мощная система «Аэрофлот» распалась на множество больших и малых авиапредприятий различных форм собственности. Выполняя воинские перевозки в кредит и не получая в последние годы за это от государства практически ни копейки, многие авиапредприятия от такой непосильной «благотворительности» были вынуждены отказаться. Руководство остальных авиапредприятий, идя навстречу военнослужащим и членам их семей и не теряя надежды на погашение государством накопившихся долгов, пока разрешает принимать воинские требования к оплате. Однако в ряде случаев авиабилеты оформляются при этом по повышенным тарифам.

За последние годы в деятельности органов ВОСО появилось много новых функций и задач. Одна из них - организация межгосударственных воинских перевозок в пределах стран СНГ. В совершенно необычных для себя условиях работала служба ВОСО при разрешении региональных конфликтов. Для того чтобы воинские перевозки в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе выполнялись своевременно, был проведен комплекс организационных и технических мероприятий: совещания с руководством Министерства путей сообщения Российской Федерации с целью выработки решений на организацию этих перевозок; всесторонняя подготовка железнодорожных станций на Северо-Кавказской железной дороге для выгрузки войск и различных материальных средств; планирование перевозок; организация погрузки эшелонов с войсками и воинских транспортов с военной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материальными средствами; установление диспетчерского контроля за ходом погрузки, продвижения и выгрузки воинских эшелонов и транспортов.

В кратчайшие сроки органами военных сообщений и железнодорожного транспорта было подготовлено и подано под погрузку 469 пассажирских вагонов, 135 вагонов-кухонь, 310 крытых вагонов под боеприпасы и имущество, свыше 6000 железнодорожных платформ. Воинские эшелоны и транспорты обеспечивались порожним подвижным составом полностью и своевременно. К месту назначения они доставлялись строго в сроки, установленные директивами начальника Генерального штаба. Перевозки вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств планировались и осуществлялись в срочном порядке. С руководством МПС РФ и железных дорог был решен вопрос об ускоренном пропуске воинских эшелонов и транспортов к местам назначения. Среднесуточная скорость продвижения воинских эшелонов составила 900-950 км в сутки, а отдельных воинских транспортов значительно превысила нормативную и достигла 600-800 км в сутки.

Погрузка (выгрузка) войск осуществлялась на стационарных воинских и коммерческих погрузочно-выгрузочных местах. В отдельных случаях на станциях выгрузки широко использовались временные погрузочно-выгрузочные устройства и выгрузочные устройства промышленных предприятий.

Так, например, установка на станции Кочубей Северо-Кавказской железной дороги пяти-секционной металлической аппарели, а также использование стационарных погрузочно-выгрузочных устройств, расположенных вблизи завода, позволили увеличить выгрузочную способность станции с одного до трех эшелонов в сутки и тем самым значительно сократить сроки создания группировки войск на западном направлении. В целях оперативной выгрузки прибывающих воинских эшелонов и транспортов в районах выгрузки были созданы оперативные группы и временные комендатуры военных сообщений. Перевозимые войска обеспечивались крепежным материалом за счет эксплуатационного запаса железных дорог, при необходимости принимались меры к его досылке. На всех маршрутах движения было организовано снабжение воинских эшелонов и транспортов продовольствием, топливом, свечами, заправка водой. В отдельных случаях, по заявкам начальников эшелонов, в пути следования была осуществлена помывка личного состава. Для обеспечения безопасности на Северо-Кавказской железной дороге был разработан и проведен целый комплекс мероприятий по защите, охране и обороне транспортных объектов, а также их оперативной маскировке. Все станции, мосты, другие искусственные сооружения на железнодорожных участках, примыкающих к территории Чеченской Республики, были взяты под усиленную охрану подразделениями внутренних войск и милиции. На наиболее опасных участках командование армейской авиации СКВО обеспечило авиационное сопровождение воинских поездов. Движение по участку Артензиан-Карлан-Юрт осуществлялось только в светлое время суток. Воинские поезда, не успевающие проследовать данный железнодорожный участок до наступления темноты, задерживались на подходе. Во избежание подрывов радиоуправляемых взрывных устройств на воинских поездах устанавливались генераторы помех, выделялись специальные саперные подразделения со средствами поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Кроме того, на двух основных направлениях воинских перевозок были задействованы сформированные из подразделений железнодорожных войск специальные передвижные железнодорожные комплексы, предназначенные для проверки целостности железнодорожного пути, а в случае обнаружения разрушения - его восстановления.

Вместе с тем при выполнении массовых воинских перевозок для наращивания Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе службе ВОСО пришлось столкнуться с рядом проблем организационного характера. В частности, оказалось, что в военных округах не уделяют должного внимания обучению войск перевозкам, личный состав не имеет достаточных навыков в размещении и креплении военной техники на железнодорожном подвижном составе, в результате чего на погрузку воинских эшелонов уходило очень много времени, что отрицательно сказывалось на сроках наращивания группировки федеральных сил и выполнении ими поставленных боевых задач. Из-за того, что штабы перевозимых войск, довольствующих управлений и служб несвоевременно представляли органам военных сообщений заявки на перевозки, значительно усложнялась работа по их своевременному обеспечению подвижным составом. Часть заявок составлялась формально, указанные в них сведения не всегда соответствовали реальному составу перевозимых войск и окончательно уточнялись уже входе погрузки, что свидетельствует о низком качестве заблаговременных расчетов на перевозку войск. В некоторых случаях заявки на планирование снабженческих перевозок составлялись без учета реальных потребностей получателей, что приводило к большому скоплению невостребованных вагонов на станциях выгрузки.

Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования службы военных сообщений является автоматизация процессов планирования и управления воинскими перевозками на железнодорожном, морском, речном и воздушном видах транспорта. Это касается всех звеньев управления: ЦУП ВОСО МО РФ, округов (флотов) и линейных органов военных сообщений. В настоящее время развернуты работы по созданию многоуровневой автоматизированной системы управления военными сообщениями (АСУ ВОСО) для повышения оперативности и скрытности управления военными

сообщениями в мирное и военное время, при переходе с мирного на военное положение и в чрезвычайных ситуациях. Она предназначена для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи военно-транспортной, организационно-мобилизационной и финансово-экономической информации о состоянии транспортных коммуникаций, воинских перевозок, а также органов ВОСО и создается как совокупность взаимосвязанных комплексов средств автоматизации органов ВОСО, взаимодействующих с существующими и разрабатываемыми АСУ транспортных ведомств. К сожалению, на сегодня финансирование опытно-конструкторской работы по созданию АСУ ВОСО практически прекращено.

Решение всех перечисленных выше проблем невозможно без дальнейшего совершенствования службы военных сообщений. На наш взгляд, главными направлениями реформирования ВОСО на современном этапе являются: приведение организационно-штатной структуры службы в соответствие с замыслом создания группировок войск (сил) и применения Вооруженных Сил, повышение ее технической оснащенности и профессиональной подготовки личного состава, поднятие престижа военной службы в органах военных сообщений.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации