Преднамеренные чрезвычайные ситуации вопросы прогнозирования

Военная мысль №05(09-10)/ 2002, стр.

Преднамеренные чрезвычайные ситуации: вопросы прогнозирования

Полковник С.М. ПЯТИКОП,

кандидат военных наук

Подполковник A.M. ГУРАЛЬНИК,

кандидат технических наук

ОДНА из отличительных черт современных войн и военных конфликтов - создание противоборствующими сторонами преднамеренных чрезвычайных ситуаций (ПЧС) техногенного и экологического характера для достижения оперативно-стратегических целей. Анализ показывает, что, формируя масштабы последствий инициируемых (управляемых) извне чрезвычайных ситуаций (ЧС), можно влиять на ход, а иногда и на исход боевых действий (военной кампании).

Использованию ПЧС как средства и способа достижения военных и политических целей способствует быстрый рост числа и мощности объектов современной техносферы. Их опасность, в том числе и для вооруженных сил, многократно усиливается в случае объединения в технологическую систему ввиду увеличения масштабов совокупных последствий потенциальных аварий (катастроф).

Вместе с тем результаты исследований проблемы безопасности объектов оборонно-промышленного комплекса позволяют утверждать, что использование даже самых совершенных мер повышения надежности технических систем не гарантирует их абсолютной безопасности, а значительные экономические затраты делают эти меры нерентабельными. Большой уровень риска техногенных аварий в высокоразвитых государствах подтверждается статистикой. В Российской Федерации из общего числа ЧС на долю техногенных приходится примерно 75%. Особую потенциальную опасность представляют энергоемкие военные и народнохозяйственные объекты (атомные электростанции, предприятия ядерно-топливного цикла, хранилища горючих веществ, предприятия тяжелой химии, газотрубопроводы, транспортные узлы, линии электропередач с напряжением более 400 кВ). Последствия от аварий усиливаются в случае высокой плотности размещения объектов техносферы (возможен так называемый эффект домино).

Чрезвычайные ситуации негативно воздействуют на все стороны жизнедеятельности населения, группировок войск (сил), ухудшают условия выполнения ими боевых задач. Например, в период военных действий МНС против Ирака (1991) были поражены его объекты по разработке и производству химического оружия, ядерный исследовательский центр, военные заводы по производству боеприпасов и зоны их хранения. Эффект от таких ударов выразился не только в снижении военно-промышленного потенциала Ирака, но и в отвлечении его значительных сил и средств на ликвидацию последствий аварий и катастроф. В свою очередь, Ирак преднамеренно разрушил ряд нефтепромыслов на своей территории и территории Кувейта. Масштаб последствий был таков, что создались условия экологической катастрофы в регионе. В определенной мере это ограничило наступательные возможности МНС, не позволило им в полной мере достичь поставленных целей (аналогичные черты имели действия НАТО в Югославии).

События 11 сентября 2001 года в США продемонстрировали современные возможности сил международного терроризма по созданию ПЧС. Финансово-экономические и морально-психологические последствия от их действий оказались необычайно тяжелы даже для такого мощного и развитого государства, как Соединенные Штаты. Военные аналитики прогнозируют расширение в ближайшем будущем масштабов использования террористических методов разрешения различного рода конфликтов.

Анализ сложившейся в настоящее время ситуации, связанной с опасностью применения ПЧС, позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, в мире наблюдается устойчивая тенденция роста вероятности возникновения, масштабов и тяжести последствий для общества и окружающей среды техногенных ЧС (в том числе ПЧС). Этому способствуют, в частности, накопление потенциально опасных продуктов (отходов) и ядерного отработанного топлива, а также неуклонный рост числа видов и боевых возможностей вооружения, в первую очередь оружия массового поражения (ОМП). Отсюда ужесточаются требования к соблюдению эксплуатационной дисциплины на всем протяжении жизненного цикла вооружения и военной техники (ВВТ) от его производства до утилизации.

Во-вторых, в современных войнах и конфликтах противоборствующими сторонами все чаще применяются преднамеренные ЧС как средство достижения политических и военных целей. Большую потенциальную опасность в этом плане представляют: деятельность организаций различного уровня, практикующих и проповедующих террористические методы достижения своих целей; принятие руководством стран военных доктрин (концепций), в которых упор делается на первоочередное поражение элементов государственной инфраструктуры противника, его энергетических и производственных объектов, не говоря уже о применении ОМП; возможность диверсий и захвата объектов ОМП.

В-третьих, все большую остроту и актуальность для страны и ее Вооруженных Сил приобретают вопросы разработки комплекса организационно-практических мероприятий государственного масштаба по недопущению ПЧС и ликвидации их последствий, всесторонней оценки влияния ЧС, инициируемых эвентуальным противником, на боевые возможности войск (сил).

Опасность ПЧС заключается в комплексном прямом и косвенном влиянии их факторов на боеспособность группировок войск (сил) - укомплектованность личным составом, ВВТ и их состояние, эффективность управления войсками (силами), обеспеченность последних материально-техническими средствами, а также на физико-географические условия ведения боевых действий и другие параметры оперативно-стратегической обстановки. Боевые возможности воинских формирований будут снижаться не только из-за прямых потерь, но и за счет отвлечения части сил и средств для решения внезапных, не предусмотренных их оперативным предназначением задач по ликвидации последствий ЧС (см. таблицу).

Преднамеренные чрезвычайные ситуации вопросы прогнозирования

Основной целью применения противником ПЧС будет обеспечение минимальными средствами резкого снижения боеспособности противостоящих ему группировок войск (сил), создание для них неприемлемых физико-географических и других условий ведения боевых действий. По силе воздействия поражающих факторов на группировки войск (сил) инициируемые ЧС могут достичь эффекта, сравнимого с применением ОМП. Косвенно это подтверждается следующим фактом. На начальном этапе ликвидации последствий чернобыльской аварии от войск бывшего Киевского военного округа одновременно привлекалось до 14% ВВТ и 6% личного состава с последующей его ротацией. Такое снижение укомплектованности воинских формирований сопоставимо с потерями в общевойсковой операции.

Своеобразная экономичность достижения цели операции (боя) созданием ПЧС делает его наиболее предпочтительным для ограниченного в выборе средств ведения боевых действий противника. Для террористов и бандформирований она подчас является единственно возможным способом достижения своей цели. Следовательно, угрозу возникновения ПЧС необходимо учитывать еще в мирное время, в частности в ходе военного строительства и совершенствования системы государственного и военного управления.

Вместе с тем в методическом обеспечении существующей системы управления ВС отсутствует аппарат комплексной оценки влияния ПЧС на группировки войск (сил) и расчета необходимых сил и средств для ликвидации их последствий. Кроме того, ПЧС присущи быстрота воздействия и многообразие поражающих факторов, что требует четкого взаимодействия между Министерством обороны и все возрастающим числом других ведомств (министерств). Поэтому для эффективного реагирования, принятия ВС своевременных и обоснованных мер, улучшения их взаимодействия с органами государственного управления особое внимание целесообразно уделить разработке, созданию и вводу в эксплуатацию функциональной подсистемы по предупреждению и ликвидации последствий ЧС (ПЧС) в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Ее основу должен составить типовой комплекс средств автоматизации (КСА), разработанный на общих организационно-технических принципах с учетом задач, структуры и возможностей министерств и ведомств, подразделения которых входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. В КСА следует также включить подсистемы контроля обстановки на потенциально опасных объектах и передачи данных на автоматизированные рабочие места должностных лиц органов военного управления, относящихся к указанной системе. Такой подход к созданию функциональной подсистемы АСУВ позволит органично расширить существующую систему управления войсками (силами), повысить оперативность ликвидации последствий аварий и катастроф, значительно сэкономить время и средства на ее создание и развертывание.

Для комплексного прогнозирования возможного воздействия ПЧС на войска (силы) целесообразно в рамках АСУВ предусмотреть наличие специального программного компонента «Моделирование последствий ЧС». Наибольшую сложность при его создании представит разработка математического и информационного обеспечения на базе существующих научных методик.

Совокупность информационного, математического и других видов обеспечения функциональной подсистемы АСУВ может быть реализована в виде расчетно-моделирующего комплекса (РМК) (см. рисунок). Это обусловлено существованием уже разработанных расчетных задач и моделей для прогнозирования значений показателей воздействия различных факторов ЧС на войска и определения сил и средств, необходимых для нейтрализации негативного влияния ЧС на выполнение боевых задач.

Преднамеренные чрезвычайные ситуации вопросы прогнозирования

В качестве источников входной информации РМК можно выделить следующие: донесения о произошедшей ЧС; паспорт (формуляр) потенциально опасного объекта; распоряжения вышестоящих штабов по РХБЗ и инженерному обеспечению. Паспорта (формуляры) необходимо разрабатывать на каждый потенциально опасный объект на этапе его проектирования. В дальнейшем паспорт объекта должен периодически обновляться и передаваться в распоряжение Минобороны для поддержания в актуальном состоянии соответствующего банка данных, являющегося элементом информационного обеспечения РМК.

Использование РМК по возможности не должно изменять сложившиеся к настоящему времени функциональные обязанности соответствующих должностных лиц. Исходя из этого, выходную информацию РМК предлагается рассматривать в качестве дополняющей содержание документа «План защиты от оружия массового поражения» и пояснительной записки к нему Информационная совместимость РМК с другими компонентами АСУВ обеспечивается использованием классификаторов, входящих в разрабатываемую в настоящее время Единую систему классификации и кодирования информации в ВС РФ и унифицированных форм документов, а также применением унифицированного протокола информационного обмена.

В заключение отметим, что затронутая в статье проблема прогнозирования ПЧС требует глубокого комплексного решения с участием государственных структур самого высокого уровня, специалистов как МО РФ, так и других министерств и ведомств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации