О правах на результаты научно-технической деятельности

Военная мысль № 4. 2004г.

О правах на результаты научно-технической деятельности

Полковник в отставке В.Ф. ЕВСТАФЬЕВ,

доктор технических наук

Л.Н. ХИТРОВА,

кандидат технических наук

ПРАВА на объекты промышленной собственности в нашей стране до 1992 года принадлежали государству, за исключением небольшого количества изобретений, охраняемых патентами. Принятый тогда патентный закон коренным образом изменил ситуацию: права на результаты интеллектуальной деятельности были отданы физическим лицам, творческим трудом которых они созданы, или их работодателям. За государством сохранены лишь две функции - выдача охранных документов на такие объекты и официальная регистрация передачи прав на них внутри страны. Продекларированное же государственное стимулирование их создания и использования (ст. 34) не получило практической реализации. Новая патентная система фактически лишила государство рычагов управления в области интеллектуальной собственности. Результатом стали свободная передача (зачастую на невыгодных условиях) важнейших достижений науки и техники иностранным фирмам, патентование за рубежом отечественных разработок, выполненных на средства федерального бюджета, и другие негативные последствия. Подобная «утечка» наукоемких технологий наносит значительный ущерб технологической безопасности России. По имеющимся данным, тематический охват патентования российских разработок за рубежом чрезвычайно широк: переработка нефти и газа, электронная, лазерная, оптоволоконная и даже военная техника (например, основные конструктивные элементы вертолета «Черная акула»). Все это стало возможным из-за отсутствия правового механизма регулирования передачи технологий в Российской Федерации.

В рамках совершенствования действующего законодательства в состав субъектов правоотношений, касающихся вопросов создания и использования интеллектуальной собственности при выполнении работ для нужд страны, было включено и само государство. Указы Президента РФ 1998 года и последовавшие за ними постановления Правительства РФ предоставили государству права на результаты научно-технической деятельности, созданные на средства федерального бюджета. Правомочия распоряжения ими от имени государства возложены на федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции государственных заказчиков. К числу последних относится и Министерство обороны РФ, которое согласно перечисленным документам должно осуществлять: инвентаризацию прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ(НИОКТР); ведение их единого реестра; контроль за реализацией этих прав; вовлечение результатов НИОКТР в хозяйственный оборот.

Основные направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности определены распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года № 1607-р. В нем подчеркивается, что приоритетными для государства являются такие разработки, которые обеспечивают оборонную, технологическую, экономическую и экологическую безопасность Российской Федерации. Усилия МО РФ должны быть направлены на первоочередное финансовое обеспечение именно этих разработок и последующее коммерческое их использование.

Реализацию государственной политики в отношении результатов НИОКТР необходимо осуществлять на единой организационной и методологической основе, в связи с чем предлагается сформировать следующий организационный механизм учета прав на результаты НИОКТР, выполненных по заказам Министерства обороны (рис.).

О правах на результаты научно-технической деятельности

Учет результатов НИОКТР, созданных на средства федерального бюджета, т.е. сбор и анализ информации о них, целесообразно возложить на исполнителей данных работ и органы военного управления, по заказам которых они выполняются (далее - заказывающие управления). Последние будут обязаны формировать базы данных (БД) всех без исключения работ и передавать их в специальное подразделение Министерства обороны по управлению правами, где будет создан единый ведомственный банк данных (БнД). Используемые при этом учетные карты (УК) результатов НИОКТР должны содержать не только библиографические описания и технические данные выполненных работ, но и правовые и экономические их характеристики.

Управлением правами МО РФ на результаты НИОКТР будут заниматься заказывающие управления и специальное подразделение со следующим распределением функций между ними. На заказывающие управления предлагается возложить: формирование условий государственного контракта по вопросам учета НИОКТР и распределения прав на их результаты, по порядку материального поощрения организаций-исполнителей и выплаты авторского вознаграждения; формирование и ведение баз данных результатов выполненных работ; разработку и осуществление мероприятий по реализации прав на их результаты; подготовку ежегодных отчетов и предложений по совершенствованию этой деятельности. Специальное подразделение (по управлению правами на результаты НИОКТР) должно: формировать суммарную базу данных по результатам НИОКТР; осуществлять контроль над их использованием; проводить анализ и разрабатывать рекомендации для заказывающих управлений по реализации прав на результаты НИОКТР; выполнять функции федерального инновационного центра по отдельным разработкам; передавать суммарную базу данных результатов НИОКТР в Минпромнауки (без привязки их к военным и специальным задачам) и Минюста (по результатам, подпадающим под действие экспортного контроля) для формирования единого государственного реестра прав Российской Федерации на результаты НИОКТР, созданные на средства федерального бюджета; разрабатывать единую идеологию и нормативно-методическое обеспечение работ по вовлечению НИОКТР в хозяйственный оборот.

При таком организационном механизме основным действующим звеном станут заказывающие управления МО РФ, что вполне оправдано, поскольку их специалисты не только разрабатывают технические и тактико-технические задания на НИОКТР, но и принимают участие в научном и методическом обеспечении выполняемых работ. Они в состоянии правильно оценивать технический уровень и перспективы использования в интересах ВС РФ и в гражданском секторе производства новых разработок и принимать обоснованные решения по закреплению прав государства на полученные результаты НИОКТР. К тому же «Положением о научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» ответственность за реализацию результатов выполненных исследований уже возложена на заказчиков. В пределах своей компетенции именно они смогут эффективно распоряжаться закрепленными за государством правами на результаты НИОКТР посредством: доведения их до стадии промышленного производства и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков; передачи прав на результаты НИОКТР другим исполнителям по безвозмездной лицензии при выполнении ими работ для государственных нужд или любым хозяйствующим субъектам на лицензионной основе.

Важное значение имеет и информационная составляющая организационного механизма. Разработку и ведение единой базы данных Министерства обороны, содержащей сведения как о проведенных по его заказам работах, так и об их использовании, включая данные о бюджетном финансировании и прибыли от коммерческой реализации этих прав, можно возложить на Центр военно-научной информации (ЦВНИ) МО РФ. Создание такой базы данных повысит объективность анализа действий заказывающих управлений со стороны вышестоящих инстанций и принятия решений по ним.

Предложенный организационный механизм учета прав на результаты НИОКТР, выполненных по заказам МО РФ, позволит, на наш взгляд, централизовать процессы реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, выработать единую методологию реализации прав на результаты НИОКТР и оптимизировать соответствующие информационные потоки.

Орлова Н.С. Передача российских технологий: контроль необходим//Патенты и лицензии. 2000. № 8. С. 29-32.

Указы Президента РФ 1998 года № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

Постановления Правительства РФ 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и 1999 года № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

Специально для этого в 1998 году в Министерстве юстиции РФ создан рабочий орган - Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации