О проблемах применения группировок Вооруженных Сил на стратегических направлениях

"Военная мысль" № 3.2004 г.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

О проблемах применения группировок Вооруженных Сил на стратегических направлениях

Контр-адмирал И.П. РУСАНОВ, кандидат военных наук

РУСАНОВ Иван Петрович родился в 1949 году в селе Тизек Алтайского края. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова, Военно-Морскую академию, Военную академию Генерального штаба. Службу проходил на подводных лодках Тихоокеанского флота, занимая последовательно должности от командира боевой части дизельной подводной лодки до начальника штаба дивизии атомных подводных лодок. С 1996 года - заместитель начальника кафедры Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

ОПЫТ Второй мировой войны, оперативной подготовки Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий подтверждает необходимость применения разновидовых группировок вооруженных сил для достижения конечных результатов военных действий. Это должно быть учтено при создании оперативно-стратегических командований группировками вооруженных сил на стратегических направлениях. При этом решение задач в ходе стратегических действий (операций) на стратегических направлениях (СН) возможно только совместными усилиями разновидовой группировки.

Участие сил флота в стратегических действиях (операциях) группировки вооруженных сил на стратегическом направлении значительно увеличивает показатели операции: ее глубину, размах, а также усиливает устойчивость обороны и обеспечивает прикрытие всей группировки от ударов с моря. Ряд стратегических направлений включает в себя от одного до нескольких операционных направлений. При этом пространственный размах операций и боевых действий группировки ВС на СН будет составлять по ширине несколько тысяч километров, в глубину от нескольких сотен до тысячи километров. Высокоточное оружие, оружие на новых физических принципах, информационные средства и системы ставят много новых проблем, связанных как с характером и содержанием войн будущего, со строительством Вооруженных Сил, так и с разработкой теории стратегического и оперативного применения группировок вооруженных сил.

Рассматривая проблемы применения группировки ВС на СН, нельзя не отметить характерные черты, присущие современным военным действиям. К ним следует отнести: массовое внедрение новейших средств вооруженной борьбы; повышение огневой мощи, ударной силы и мобильности войск; внедрение автоматизированных систем управления войсками, силами и оружием, разведки и РЭБ, позволяющих оценивать обстановку, уточнять (принимать) решение в реальном масштабе времени; широкое применение военно-космических систем.

Кроме того, операции и боевые действия на СН, во-первых, будут носить маневренный характер, иметь большой пространственный размах и проводиться одновременно во всех сферах - в космосе, воздухе, на море и суше; во-вторых, в операциях (боевых действиях) при наличии больших разрывов и промежутков в боевых порядках как наступающих, так и обороняющихся группировок войск не будет четко выраженного переднего края; в-третьих, следует считаться с тем, что противнику будет принадлежать инициатива, как в выборе времени нападения, так и в формах и способах развязывания военных действий; в-четвертых, приходится учитывать несовершенство оргштатной структуры оперативно-стратегического командования (ОСК) как единого органа управления разновидовыми и разноведомственными группировками, влияющее на его формирование, подготовку, организацию и ведение совместных военных действий.

При участии сил флота в стратегических действиях (операциях) группировки ВС на СН возникает ряд общих проблем, связанных с развитием оружия и изменением характера вооруженной борьбы. К ним относятся: совместная организация и ведение разведки, а также отражения воздушно-космического нападения противника (ударов высокоточного оружия, и в частности крылатыми ракетами морского базирования, по войскам и силам флота) объединениями видов вооруженных сил; необходимость обеспечения надежного прикрытия особо важных объектов стратегических ядерных сил (СЯС), в том числе морских стратегических ядерных сил (МСЯС), ПВО, пунктов базирования флота, системы управления и др.; недопущение высадки комбинированных воздушных и морских десантов противника; ведение силами флота боевых действий при складывающейся в последнее время очаговой системе базирования на некоторых отдельных изолированных направлениях; необходимость эвакуации блокированных на побережье группировок войск; организация взаимодействия и управления.

Рассмотрим некоторые из них. Главной проблемой угрожаемого периода является своевременное выявление непосредственной подготовки группировки противника к нападению, а в начальный период войны - вскрытие характера действий его ударных сил, определение момента начала агрессии и отражение первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ) противника. Основным путем решения этой проблемы является создание на СН единой системы разведки и предупреждения, в которую должны войти силы и средства разведки флотов, группировок сухопутных войск, объединений ВВС и ПВО, соединений и частей разведки центрального подчинения. Такая система должна обеспечить предупреждение об агрессии: на стратегическом уровне - за несколько десятков суток, оперативном - не менее чем за несколько суток и тактическом - не менее чем за сутки до начала военных действий. Указанная система должна создаваться заблаговременно под единым командованием, при едином планировании применения всех сил и средств различных видов (родов) войск и ведомств. Спонтанное создание системы в ходе формирования стратегических командований не допускается.

По экспертным оценкам, в ходе подготовки операции всеми видами разведки сухопутной группировки ВС на СН противостоящий противник вскрывается лишь частично и то при условии, что наши войска и силы будут находиться с ним в непосредственном соприкосновении. А опыт локальных войн показывает, что первые удары наносятся из-за пределов соприкосновения войск, в результате чего эффективность разведки сухопутных войск будет еще ниже. Отсюда следует, что необходимо повышать эффективность не только разведки сухопутной группировки на СН, но и разведки других видов ВС, в том числе военно-морской разведки.

Низкие возможности сил и средств разведки по вскрытию объектов поражения в группировке противника не позволят нанести эффективный упреждающий удар имеющимися силами и средствами группировки ВС на СН и принудить противника в начале агрессии отказаться от своих замыслов. Отсутствие единой системы разведки на СН влияет на время прохождения развединформации. Цикл «вскрытие объекта - его поражение» затягивается непростительно долго. За этот промежуток времени цель успевает сменить местоположение, а огневое поражение всей группировки противника становится малоэффективным. Поэтому необходимо создать единую информационно-разведывательную систему на СН, которая должна решать следующие задачи: сбор развединформации, ее накопление и обработка в целях выявления данных о положении, состоянии и характере деятельности объектов и группировок противника; доведение разведданных до соответствующих органов управления всей группировки в масштабе времени, близком к реальному. При этом следует обеспечить необходимый и достаточный состав сил и средств разведки на СН, возможности которого должны соответствовать характеру предстоящих операций или боевых действий.

Для решения оперативно-стратегических задач на СН разведка, наряду с традиционными требованиями (целеустремленность, непрерывность, активность, оперативность, скрытность, достоверность, точность определения местоположения (координат) объектов), должна отвечать следующим требованиям: гарантированное предупреждение о начале непосредственной подготовки противника к нападению; контроль обстановки в сроки и с периодичностью, соответствующей возможностям противника по изменению состава группировки и характера ее деятельности.

Таким образом, основным путем решения этой проблемы является создание на СН объединенной системы раннего предупреждения о нападении противника на базе существующих сил стратегической, оперативной и тактической разведок видов (родов) ВС, других войск и ведомств, размещенных и выполняющих задачи в границах стратегического направления под единым руководством.

Кроме того, опыт боевых действий в военных конфликтах в Ираке, Югославии, Афганистане остро поставил актуальную проблему ведения радиоэлектронной борьбы с высокоточным оружием и в первую очередь - с крылатыми ракетами и их носителями. Ее активное осуществление является необходимым условием успеха действий группировок войск на СН.

Полностью реализовать возможности группировки ВС на СН в ожидаемой очень сложной воздушно-космической и информационной обстановке возможно лишь при условии обеспечения непрерывного и устойчивого управления в текущем масштабе времени. В настоящее время говорить о системе управления группировкой ВС на СН как целостной и уже созданной еще нельзя. Сейчас существуют только отдельные ее элементы.

К недостаткам существующих элементов системы управления группировки ВС на СН следует отнести: отсутствие принципа централизации управления группировкой ВС на СН; отсутствие рабочего органа управления, наделенного полномочиями в полном объеме и способного объединить усилия объединений видов ВС, входящих в группировку; слабую техническую оснащенность; отсутствие совместимости систем управления различных видов вооруженных сил и ведомств. К этому следует добавить, что оргштатная структура органов управления для мирного и военного времени должна быть единой.

Необходимо отметить, что действующая система пунктов управления на СН не в полной мере обеспечивает устойчивость управления, особенно в начальный период войны. Система связи не полностью гарантирует надежное, скрытное и своевременное циркулирование информации, а степень автоматизации органов управления объединений видов вооруженных сил не позволяет в текущем масштабе времени осуществлять сбор, обработку, отображение и передачу данных обстановки, что увеличивает продолжительность цикла управления и делает невозможным достижение цели управления.

Все вышеизложенное настоятельно требует объединения существующих в настоящее время отдельных органов управления войсками округа, силами флота, ВВС и ПВО на оперативно-стратегическом уровне. Для этого на стратегических направлениях при штабах военных округов целесообразно уже в мирное время возродить соответствующие органы управления: военно-морское управление, управление (отдел) авиации и ПВО округа, на которые будет возложена функция планирования применения видовых группировок, развернутых и дислоцированных на территории округа, и руководства ими.

Опыт вооруженных конфликтов убедительно подтверждает необходимость постоянного совершенствования процесса планирования и организации взаимодействия различных видов и родов вооруженных сил при подготовке и ведении операций и боевых действий. Взаимодействие между группировками видов и родов ВС, действующих в границах одного стратегического направления, целесообразно организовать по задачам, вытекающим из поставленной цели действий группировки ВС. Кроме того, необходимо уделять внимание согласованию и распределению усилий во времени, объектам, направлениям и районам действий в целях достижения превосходства над противником в решающем месте и на главных направлениях. В частности, комплексное применение войск ВВС и ПВО во взаимодействии с силами флота и группировкой сухопутных войск позволяет более эффективно осуществить завоевание господства в воздухе и на море и тем самым решить одну из ключевых проблем современного военного противоборства. В настоящее время управление и штаб ОСК (округа) не сможет выполнять эти задачи, так как у него для этого нет сил и средств, да и уровень подготовки соответствующих органов не позволит сделать этого.

В современных условиях ведения военных действий значение взаимодействия постоянно возрастает. Это обусловлено быстрым развитием качественно новых средств вооруженной борьбы, возрастающими возможностями взаимного вторжения сил и средств в смежные сферы боевых действий, возросшим количеством вопросов, подлежащих согласованию, большим пространственным размахом операций, более сложной структурой и содержанием современных операций, возрастанием их влияния на ход и исход войны. Поэтому взаимодействие все более приобретает стратегический характер.

Предлагается ввести определения понятия «стратегическое взаимодействие» и ряда его функциональных составляющих в следующих формулировках.

Стратегическое взаимодействие - это взаимное влияние действий объединений, входящих в стратегическую группировку, друг на друга или результатов их действий на конечный результат операции (боевых действий).

Цель стратегического взаимодействия состоит в эффективном выполнении войсками и силами задач в стратегических действиях (операции) с использованием их оперативных и боевых возможностей.

Организация стратегического взаимодействия включает: определение его основ, отражаемых в решении на операцию (боевые действия); планирование взаимодействия; проведение мероприятий по согласованию действий войск и сил в стратегических действиях (операции) и доведение их до взаимодействующих войск и сил; практическую отработку вопросов взаимодействия; поддержание взаимодействия путем систематического уточнения и доведения изменений войск и сил; принятие мер по восстановлению утраченного взаимодействия и другие мероприятия.

Успех организации стратегического взаимодействия достигается: единым пониманием всеми должностными лицами различных звеньев управления взаимодействующих войск и сил целей и задач, определенных Генеральным штабом ВС, роли и места группировки ВС на СН, группировок войск и сил на операционных направлениях и объединений видов ВС; четким пониманием своих задач войсками и силами, входящими в состав группировки ВС на СН; непрерывным согласованием способов решения этих задач; знанием должностными лицами складывающейся обстановки и умелым использованием оперативных и боевых возможностей своих и взаимодействующих войск и сил; систематическим обменом информацией; предвидением возможного хода военных действий и определением наиболее целесообразных способов применения имеющихся сил и средств в ходе стратегических действий (операции); своевременным принятием мер по восстановлению утраченного взаимодействия.

Организация взаимодействия между объединениями видов ВС из состава группировки ВС на СН в стратегических действиях (операциях) зависит от конкретной обстановки в регионе, возможного характера действий вероятного противника, целей, задач и замысла применения группировки ВС. Кроме того, на порядок взаимодействия оказывают влияние продолжительность угрожаемого периода, предполагаемые условия развязывания военных действий, коалиционный состав группировки ВС на СН, физико-географические условий театра и другие факторы.

В основах стратегического взаимодействия отражаются: его цель; основные задачи, по которым оно организуется при решении задач мирного времени, в угрожаемый период, в стратегических действиях (операциях) в военное время; ответственные лица за организацию и поддержание взаимодействия.

Нельзя не учитывать новые подходы в развитых государствах к ведению военных действий с длительным массированным применением сил и средств воздушно-космическими группировками с Нанесением ракетно-авиационных ударов по объектам на территории противника. Превосходство вооруженных сил таких государств в количестве и качестве средств дальнего огневого поражения дает им возможность осуществить нанесение внезапных первого и последующих МРАУ без заблаговременного создания значительной группировки сухопутных войск, под прикрытием воздушной операции (воздушной кампании) создать ударные группировки и перейти в наступление при нарушенном оперативном развертывании обороняющейся стороны. С появлением в вооруженных силах ведущих стран мира высокоточного оружия в количестве, достаточном для ведения войны, разгром и уничтожение противника достигается, главным образом, лишь нанесением ударов по его средствам ответного удара (это подтверждается войнами в Ираке и Югославии). Что касается живой силы противостоящей стороны, то она первоначально не подвергается ударам. Многочисленные массированные высокоточные огневые удары в первую очередь наносятся по объектам противовоздушной обороны и экономики, элементам инфраструктуры и органам государственного и военного управления противника в пределах всей глубины территории его страны. Становится очевидным, что современное высокоточное оружие превращается в решающий фактор вооруженной борьбы и победы в войне. Внезапное и массированное в течение длительного времени применение высокоточного оружия может обеспечить решение тех же задач, которые ранее возлагались на ядерное оружие, пилотируемую авиацию или сухопутные войска.

. Войны XXI века могут начаться и практически завершиться проведением длительной воздушно-космической наступательной операции, включающей операции (действия) ударных сил и средств военно-морских сил. По продолжительности такая операция может осуществляться от одного до нескольких месяцев, что перекрывает все ныне существующие нормативы. Ежесуточно могут осуществляться сотни и более самолетовылетов для нанесения массированных ударов высокоточными ракетами класса «воздух-земля» без применения авиации над территорией противника. Как правило, в ударах примут участие атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Фактически со стороны группировки ВС на СН будет проводиться стратегическая воздушно-космическая операция. Она будет характеризоваться решительностью целей, иметь крупномасштабный пространственный размах и, как указывалось выше, может длиться в течение нескольких месяцев. Широкое применение найдут силы и средства радиоэлектронной борьбы для подавления средств нападения, систем управления и радионавигационных систем противника

Следует отметить, что в такой операции уменьшается значимость соотношения в силах авиации по числу самолетов, в ВМС - по числу надводных и подводных кораблей, в космических силах - по количеству космических аппаратов различного назначения и на первое место выходят соотношения по высокоточным вооружениям класса «космос - земля», «воздух - земля», «море - земля». «космос - космос», «воздух - воздух», по скорострельности, дальнобойности оружия, точности стрельбы, помехозащищенности, Другой особенностью такой операции является то, что при нанесении воздушно-космических ударов высокоточные средства нападения будут действовать на широком фронте без сосредоточения основных усилий на каком-либо одном направлении. Эти действия носят характер одновременных массированных ударов большой плотности с разных направлений в условиях исключительно сложной радиоэлектронной обстановки, создаваемой нападающей стороной. Следовательно, требуются иные способы противодействия, отличные от некоторых традиционных и ставших шаблонными.

Основные цели локальных войн последних десятилетий по разгрому противника достигались путем длительного огневого и информационного воздействия на административно-политические, экономические центры стран, их инфраструктуру, вооруженные силы и давлением на правительства со стороны международного сообщества. В «информационной войне» нет явно обозначенного фронта и тыла, начала и конца, каких-либо пространственных границ, может не быть и традиционного противника. В этой связи перед группировкой ВС на СН встает принципиально новая задача - вскрыть источник и начало развязывания и ведения «информационной войны» в целом или ее отдельных компонентов.

Существуют также общие проблемы огневого поражения противника в операциях и боевых действиях группировки ВС на СН, которые необходимо учитывать заблаговременно при подготовке операций (боевых действий). Таковыми являются: получение своевременной и полной информации о группировках и объектах противника, координатах целей в текущем масштабе времени; сокращение сроков планирования огневого поражения, развитие и освоение его новых форм и способов; решение задачи эффективного взаимодействия всех сил и средств огневого поражения и согласование их действий с другими видами поражения; повышение эффективности управления огневым поражением и своевременного использования его результатов своими войсками.

Одной из проблем при действиях группировки ВС на СН является организация руководства обороной морского побережья, противодесантной операцией и противодесантной обороной. Ни у кого не вызывает сомнения то, что обороной морского побережья руководит Главком группировкой ВС на СН. В то же время следует учесть, что в связи с ликвидацией главных командований на стратегических направлениях обозначилась проблема руководства войсками и силами в противодесантной .операции. А значительное сокращение группировок Сухопутных войск на СН требует определения оптимального варианта организации руководства подготовкой и ведением противодесантной обороны в ходе противодесантной операции на СН. Анализ боевого опыта ВС СССР в Великой Отечественной войне показывает, что наспех созданные звенья стратегического управления не могут эффективно управлять широкомасштабными боевыми действиями объединений и соединений различных видов вооруженных сил, особенно в такой сложной операции, как противодесантная. Поэтому правомерно заключение, что управлять войсками и силами в противодесантной операции должен штатный орган управления, оперативный состав которого хорошо знает театр военных действий, возможности своих войск и противника, а также владеет теорией и практикой организации и ведения борьбы с воздушными и морскими десантами противника.

В настоящее время существует мнение, что на отдельных операционных направлениях руководство противодесантной обороной необходимо возлагать на командующего войсками фронта, а решение вопросов противодесантной обороны островов поручать командующему флотом с подчинением ему части сухопутной группировки войск. При этом целесообразность такого подхода обусловливается, главным образом, удаленностью островных зон от основных группировок и разобщенностью их акваториями морей и проливов, а также тем, что командование силами ВМФ заинтересовано в безопасности баз флота, расположенных в прилегающих районах. Этот вариант управления войсками и силами, по нашему мнению, противоречит здравому смыслу по следующим причинам.

Во-первых, командующий флотом по сравнению с командующим округом (фронтом, ГК ВС на СН) не имеет стратегических резервов для решения всех задач в противодесантной операции.

Во-вторых, у командующего флотом, как правило, не будет сухопутных формирований береговой обороны и других войск и сил для защиты пунктов базирования в ходе операции (боевых действий) флота.

В-третьих, организация и ведение противодесантной обороны побережья являются компетенцией армейского начальника, а не флотского, перед которым наряду с задачами, выполняемыми вверенными ему силами в противодесантной операции, стоят задачи, решаемые флотом в морской (океанской) зоне в ходе операции (боевых действий) сил ВМФ. При этом следует помнить, что противодесантная оборона является основой обороны морского побережья и включает: группировки войск, созданных для противодесантной обороны и их оперативное построение; систему подготовленных оборонительных рубежей, районов и позиций; систему комплексного огневого поражения противника на акваториях, прилегающих к побережью и на берегу; систему противовоздушной обороны; систему инженерных заграждений в море, на берегу и в глубине обороны; систему борьбы с воздушным десантом и др.

Поэтому группировка сил флота в противодесантной операции должна быть составной частью общей группировки ВС на СН и ее оперативного построения. А руководить противодесантной операцией на СН должен командующий группировкой ВС на СН. Но при этом следует иметь в виду, что на отдельных операционных направлениях войска и силы флота могут вести противодесантные действия в рамках общей противодесантной операции на СН.

В заключение следует отметить, что решение проблем применения группировок вооруженных сил на стратегических направлениях позволит повысить эффективность выполнения задач, поставленных перед ними в мирное и военное время.

Слипченко В.И. Бесконтактные войны. М.: Изд. дом «Гран-Пресс», 2001. С. 108.

Там же. С. 111.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации