Управление морально-психологическим обеспечением боевых действий вопросы теории и практики

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2004, стр.49-54

Управление морально-психологическим обеспечением боевых действий: вопросы теории и практики

Подполковник С. В. ГОНЧАРОВ,

кандидат педагогических наук

НАЧАЛО 90-х годов прошлого столетия стало переломным этапом для всех сфер социально-политической и экономической жизни России. Новых форм потребовала и деятельность по поддержанию морального духа личного состава ее Вооруженных Сил: на смену партийно-политической (политической - в боевой обстановке) работе пришли воспитательная работа и морально-психологическое обеспечение (МПО). Кратко анализируя первые итоги этого преобразования, можно констатировать, что они довольно успешны. Проведено большое количество исследований. По их результатам разработан и проверен в войсках ряд проектов руководящих документов, изданы учебные пособия, методические рекомендации, научные труды. Накоплен немалый практический опыт морально-психологического обеспечения боевых действий в «горячих точках».

Вместе с тем говорить об окончательном становлении МПО, по-видимому, еще рано. Несмотря на основательную теоретическую проработку содержания этого вида обеспечения, механизм его эффективного функционирования в реальных условиях боя полностью не создан. В ряду проблем (организационных, материально-технических, кадровых, правовых и других) создания такого механизма особо следует отметить проблему личностно-психологического характера. Она прежде всего связана с формированием у командира-единоначальника особого типа сознания. Это предполагает понимание роли духовного фактора в достижении победы, четкое видение путей его максимальной реализации и своего места в данном процессе. Пока же, к сожалению, многие находящиеся на командных должностях офицеры, прапорщики и сержанты в силу сложившихся стереотипов, иных субъективных и объективных причин не включают морально-психологическое обеспечение в сферу своих функциональных обязанностей. На обыденном уровне оно продолжает восприниматься как совокупность мероприятий, проводимых офицерами воспитательных структур. Все это, безусловно, снижает потенциал рассматриваемого вида обеспечения, не позволяет использовать все его возможности.

В Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ поиск решения вышеуказанной проблемы стал особенно актуален с введением в 2001 году самостоятельной учебной дисциплины «морально-психологическое обеспечение деятельности войск». Его результатом можно считать создание в рамках дисциплины модели МПО боевых действий, апробируемой ныне в учебном процессе. Главное своеобразие модели заключается в том, что она ориентирована на изучение слушателями сущности и содержания МПО именно как общевойсковыми командирами. Кроме того, освоение предмета предполагает не столько запоминание готовых формулировок и методических рекомендаций, сколько логическое осмысление материала. Все это позволяет сформировать у обучаемых четкий динамический образ действий по руководству морально-психологическим обеспечением в боевой обстановке, развить творческий, системный подход к решению его проблем.

Концептуальным для указанной модели является положение о сущности и содержании морально-психологического состояния военнослужащих как основного объекта управления в процессе МПО. В научной литературе под морально-психологическим состоянием понимается состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной ситуации, проявляющееся в боевой активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям. Это прежде всего свидетельствует о высокой динамичности рассматриваемого явления и о его обусловленности характером основных психических процессов - познавательных и регуляционных (эмоциональных и волевых), что в свою очередь дает возможность обозначить структуру морально-психологического состояния военнослужащих в бою. Она может рассматриваться как совокупность мотивационного (комплекс побуждений к активному боевому поведению), эмоционально-волевого (способность адекватно реагировать на стресс-факторы обстановки, сохранять самообладание) и операционального (представление о предстоящем бое, поставленных задачах и способах их выполнения) компонентов. В силу их тесной взаимосвязи недостаточная сформированность даже одного из них резко снижает общий уровень морально-психологического состояния и результативность действий военнослужащих. Много ли пользы в боевой обстановке от «идеологически подкованного», но слабовольного солдата? И наоборот: можно ли командиру быть полностью уверенным в подчиненном с закалкой «рейнджера», но воюющем исключительно по материальным мотивам?

Знание структуры морально-психологического состояния позволяет определить следующие основные (общие) задачи МПО боевой деятельности войск: выработку и актуализацию мировоззренческих, морально-политических и духовно-нравственных мотивационных установок военнослужащих на активное участие в боевых действиях; недопущение деморализации личного состава, защиту войск от негативного информационно-психологического воздействия; сплочение коллективов подразделений, установление в них отношений боевого товарищества, взаимовыручки; укрепление авторитета командиров (начальников), обеспечение незыблемости их приказов, поддержание организованности, бдительности и дисциплинированности личного состава; формирование и поддержание высокой эмоционально-волевой устойчивости, позитивного боевого настроя военнослужащих; обеспечение операциональной готовности личного состава к выполнению поставленных боевых задач, формирование четкого динамического образа предстоящих действий. Обозначенные задачи предполагают влияние на все уровни и элементы психики военнослужащих - от духовных ценностей до элементарных умений и представлений, что делает основные задачи не только более целенаправленными, но и дифференцирует их со способами своей же реализации.

Определенность структуры морально-психологического состояния военнослужащих способствует также конкретизации факторов, оказывающих в боевых условиях наиболее существенное влияние на его уровень и особенности. В первую очередь, среди них следует выделить объективные (факторы внешней обстановки, в том числе социально-политические, организационно-управленческие, оперативно-тактические, материально-технические, природно-географические и временные) и субъективные (устойчивые, уже сформировавшиеся качества личности военнослужащего и характеристики воинского коллектива: морально-политические, военно-профессиональные, психофизиологические). Помимо этого, объективно-субъективный характер в ряде случаев будут носить социально-психологические факторы.

Классификация факторов, обусловливающих морально-психологическое состояние военнослужащих, позволяет в свою очередь смоделировать психолого-педагогический механизм морально-психологического обеспечения боя. Так, в целях достижения необходимого уровня каждого из компонентов морально-психологического состояния войск субъектами (организаторами, силами) МПО могут быть использованы три основные группы способов воздействия: способы формирующего воздействия, применяющиеся в интересах заблаговременного развития качеств личности и воинского коллектива (в том числе убеждений, установок, свойств, знаний, умений, навыков), необходимых в боевой обстановке, и включающие методы и приемы воспитательной работы, боевой, психологической подготовки; способы прямого регуляционного воздействия, которые служат для оперативного влияния на поведение военнослужащих и воинских коллективов в боевой остановке при непосредственном контакте с ними (посредством актуализации ранее сформированных качеств или создания условий для их проявления) и включают методы и приемы психологической мобилизации, поддержки, помощи; способы опосредованного регуляционного воздействия, обеспечивающие влияние на поведение личного состава путем регуляции некоторых (управляемых на данном уровне) факторов обстановки. В этой связи важно заметить, что порой вовремя доставленные в боевые порядки боеприпасы, горячая пища будут иметь для поддержания морального духа личного состава большее значение, чем самые пламенные призывы.

Таким образом, принципиальным является положение, что морально-психологическое обеспечение боевых действий связано не только и не столько с формированием комплекса устойчивых профессионально важных качеств личности военнослужащего, сколько с последовательным и всесторонним созданием условий для надежного функционирования его психики в наиболее сложных, жизнеопасных, нестабильных ситуациях. Именно в этом видится отличие МПО от воспитательной работы. Потому-то грамотный командир, стремясь к победе в бою, в первую очередь позаботится о реализации таких способов наращивания морально-психологического состояния подчиненных, как разъяснение им наиболее эффективной тактики действий, ограждение от деморализующей информации и освобождение от потенциальных паникеров, а также действенное поражение противника артиллерийским огнем, своевременное введение резервов и т.д. Особый талант в этом отношении был присущ, кстати, великим полководцам. Например, при штурме Измаила А. В. Суворов В тот момент, когда первые русские отряды достигли верха крепост-9ых стен и по существующим правилам следовало прекратить огонь своей артиллерии, приказал все же продолжать стрельбу, но уже холостыми зарядами. Данный прием позволил поддержать моральный дух наступающих в наиболее напряженный период боя.

Вышеизложенное дает возможность определить сущность управления морально-психологическим обеспечением боевой деятельности войск. Она, по-видимому, заключается в таком руководстве силами и средствами МПО, в результате которого появляются возможности для активного функционирования факторов, оказывающих позитивное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, и, напротив, нейтрализуются (устраняются, снижают интенсивность воздействия) негативные факторы.

Разнообразие названных факторов, их «привязанность» к различным сферам деятельности по подготовке и ведению боя выводит состав сил МПО далеко за штатные рамки органов воспитательной работы, включая в него самых разных должностных лиц. Роль же командира при этом состоит в координации осуществляемых ими действий, для чего он обязан предельно ясно представлять себе, на какой компонент морально-психологического состояния подчиненных и как следует оказать воздействие, какие силы и средства здесь наиболее востребованы.

Следовательно, работа командира по управлению морально-психологическим обеспечением, с одной стороны, не может копировать деятельность заместителя по воспитательной работе, а с другой - не должна сводиться к отдельным бессистемным указаниям. Вероятно, на этапе организации (подготовки) боя наиболее приемлемый для командира соединения или части вариант управления МПО будет включать следующий порядок действий: уяснение морально-психологических аспектов боевой задачи, формулирование выводов;

доведение до своего заместителя по воспитательной работе, других должностных лиц соединения (части) основных задач МПО; отдача указаний на проведение первоочередных мероприятий МПО и на подготовку данных морально-психологического характера, необходимых для принятия обоснованного решения на бой; заслушивание замысла морально-психологического обеспечения (предложений по МПО) боевых действий, принятие соответствующего решения, утверждение плана; отдача необходимых указаний и координация, контроль действий подчиненных должностных лиц в интересах МПО подготовки боя; личное участие в наиболее важных мероприятиях МПО и контроль выполнения поставленных задач.

Для принятия грамотного решения на МПО боя большое значение имеет умение командира правильно оценить морально-психологическую обстановку. Подтверждением этому опять же служат многочисленные факты военной истории. Начиная с древних времен полководцы предпочитали использовать на решающих участках действий наиболее «твердые духом» формирования своих войск, сосредоточивая при этом главные силы против психологически нестойкого противника. Так, окружение фашистских войск под Сталинградом во многом было обусловлено правильным с морально-психологической точки зрения выбором направлений главных ударов фронтов, которые пришлись по более слабым в морально-психологическом отношении итальянским и румынским соединениям.

Вместе с тем войсковая практика показывает, что далеко не все современные командиры усвоили этот ценный исторический опыт. Необходимость качественной (в том числе морально-психологической) оценки войск и обстановки иногда просто игнорируется. До сих пор немало случаев, когда на учениях она подменяется подсчетом процентной доли различных социальных групп военнослужащих.

Поэтому на содержании оценки морально-психологического состояния войск хотелось бы остановиться подробнее. Исходя из современного научного видения структуры психологической готовности к бою (мотивационный, эмоционально-волевой и операциональный компоненты) и принципа оценки личностных и социально-психологических характеристик (оцениваться должны лишь те из них, которые будут непосредственно влиять на успешность выполнения военнослужащими поставленных задач) особо значимыми показателями этого состояния можно считать в рамках:

мотивационного критерия - преобладающие мотивационные установки, направленность коллективного мнения об оправданности ведущихся военных действий и необходимости самоотверженного выполнения воинского долга; отношение к фактам трусости, дезертирства, уклонения от участия в боевых действиях; степень выраженности проявлений недовольства своим положением (условиями жизнедеятельности, уровнем обеспечения и т.д.) и нелояльности к руководству; степень антагонизма к противнику; эмоционально-волевого критерия - преобладающие коллективные и личностные настроения военнослужащих; распространенные оценочные мнения о возможности одержать победу над противником (выполнить боевую задачу); уровень дисциплинированности, сплоченности и характер взаимоотношений в коллективе; состояние физического и психического здоровья; операционального критерия - общий уровень боевой слаженности экипажей, расчетов, подразделений, личной военно-профессиональной подготовленности военнослужащих, наличие у них боевого опыта; глубина представления о модели предстоящего боя, его временных и пространственных параметрах, собственных задачах, наиболее эффективных способах их выполнения.

Безусловно, в процессе оценки морально-психологического состояния войск необходимо учитывать и такие данные, как укомплектованность основными командными и боевыми специальностями, а также (в зависимости от ситуации) социальный, национальный, религиозный, возрастной состав соединения (части).

В заключение хотелось бы отметить, что изложенные взгляды не претендуют на безупречность и требуют сопоставления мнений многих специалистов. В серьезном обсуждении нуждается, по-видимому, и проблема организации морально-психологической подготовки. Она особенно актуальна в войсках, где сегодня существующими планами профессионально-должностной и общественно-государственной подготовки фактически не предусмотрено формирование у командиров (начальников) конкретных знаний и умений, необходимых для управления морально-психологическим состоянием подчиненных в боевой обстановке.

Одна из них, в частности, заключается в том, что нормативные документы и учебные пособия по МПО ориентированы в большей части на специалистов органов воспитательной работы

Тютченко A.M. Морально-психологическое состояние: оценка и пути формирования. М.: ГА ВС, 1994. С.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации