Учет влияния преднамеренных чрезвычайных ситуаций на действия войск
«Военная мысль» №6.2004г.
Учет влияния преднамеренных чрезвычайных ситуаций на действия войск
Подполковник Г. Г. СЕРЕГИН, кандидат технических наук
АНАЛИЗ современных взглядов зарубежных военных специалистов на формы и способы ведения военных действий показывает принципиальную возможность создания в необходимых случаях преднамеренных чрезвычайных ситуаций (ПЧС) в регионах военных конфликтов. Так, согласно принципам боевого применения сил специального назначения сухопутных войск и военно-морских сил стран НАТО предусматривается разрушение потенциально опасных и других экономических объектов на территории противника в угрожаемый период и с началом боевых действий. Опыт военных кампаний стран НАТО против Югославии (1999) и Ирака (1991, 1993) является тому подтверждением. В случае разрушения подобных объектов могут появиться новые оперативно-стратегические факторы, которые окажут существенное влияние на действия войск. Одним из таких факторов, требующим всесторонней оценки и учета еще в мирное время, в частности в ходе строительства ВС и совершенствования системы государственного и военного управления, является возможное нарушение стратегического развертывания войск и сковывание их маневра.
Ввиду особой тяжести и масштабов последствий ПЧС с радиационным и химическим заражением особенно сложная ситуация может сложиться на Западном театре военных действий (ТВД), так как именно там сосредоточено большинство представляющих данную опасность объектов. Следовательно, для успешного решения задач при отмобилизовании войск и их развертывании на ТВД еще в мирное время необходимо спланировать и провести мероприятия по заблаговременной инженерной подготовке территории вблизи потенциально опасных объектов (ПОО).
Безопасные районы сосредоточения (отмобилизования) войск могут быть выявлены на основе заблаговременного прогнозирования радиационной и химической обстановки в районах размещения ПОО. Это позволит определить порядок вывода войск и мобилизационных ресурсов из районов возможного заражения и пересмотреть районы сосредоточения (отмобилизования) соединений и частей в целях их перемещения в места, прогнозируемые как безопасные при воздействии поражающих факторов, возникающих при разрушении (аварии) ПОО.
На этапе оценки обстановки и при обосновании решения на стратегическое развертывание войск, а также для заблаговременного определения полос и маршрутов их выдвижения на ТВД и перемещения при оперативно-стратегических перегруппировках может быть использована обобщенная модель (рис.) учета влияния ПЧС на развертывание группировки войск.
При выборе районов сосредоточения (отмобилизования) войск, а также географического расположения военных объектов на территории страны следует особо обратить внимание на размещение аварийно-спасательных формирований (АСФ) МО РФ. Значимость этой задачи обусловлена тем, что от качества и оперативности ее решения зависят время начала аварийно-спасательных работ (АСР) и их общая продолжительность. Эти показатели имеют определяющее значение для выполнения задачи, так как скорейшее начало АСР может существенно снизить вероятность расширения зоны поражающих факторов ПЧС. В свою очередь это уменьшит отрицательное влияние ПЧС на полноту и сроки стратегического развертывания ВС и будет препятствовать снижению боевого потенциала ВС как в результате прямых потерь, так и по причине отвлечения части сил и средств для ликвидации ПЧС.
По опыту ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий в Чернобыле, Спитаке, Кировакане, Ленинакане в АСР из общего количества привлекаемых сил и средств 50-60% составили войска РХБ защиты, инженерные и другие рода войск, 20-25% формирования гражданской обороны и 15-20% ведомственные аварийно-спасательные и обеспечивающие подразделения. Об актуальности задачи размещения АСФ также свидетельствует тот факт, что зачастую силы и средства для проведения АСР прибывают к месту выполнения задачи с задержкой. Так, в Армении основные силы, позволившие развернуть широкомасштабные работы, прибыли только на третьи сутки после землетрясения (по статистике через четверо суток после землетрясения 60% людей, оказавшихся под руинами, относятся к безвозвратным потерям, а через семь суток в живых остается менее 5%). Если бы часть сил, привлекаемых для проведения АСР, была заблаговременно дислоцирована вблизи района бедствия, то спасательные работы были бы проведены с большей эффективностью.
При обосновании районов размещения аварийно-спасательных сил и средств целесообразно, на наш взгляд, использовать теорию графов. При этом населенные пункты (районы), в которых размещены ПОО, будут задавать вершины графа G, а существующая дорожная сеть между ними его дуги. Решение задачи заключается в определении места пунктов постоянных дислокаций заданного количества АСФ в любых точках графа, чтобы расстояние (время) L до самого удаленного ПОО от ближайшего к нему АСФ было минимальным. Обозначая за Х множество вершин исходного графа, а за v производственную мощность ПОО, данную задачу можно формализовать следующим образом.
Найти Yр произвольное множество каких-либо р точек на графе G, для которого
где vj- коэффициент производственной мощности ПОО; d (Yp ,Xj) наикратчайшее из расстояний между точками множества Yp и вершиной Xj, содержащей ПОО:
Целесообразность введения vj- определяется тем, что при выборе районов размещения АСФ необходимо учитывать масштаб возможных ПЧС, который связан с производственной мощностью ПОО. Этот учет должен состоять в том, чтобы искусственно приблизить аварийно-спасательные силы и средства к ПОО, последствия разрушений (аварий) которых могут быть довольно значительны. При этом выражение vj • d (Yp, xj) имеет смысл взвешенной длины дуги между АСФ и ПОО.
В приведенной постановке задачи число АСФ (оно равно р) каждого типа (войска РХБ защиты, инженерные войска и специальные силы и средства) фиксировано и считается известным. Однако в условиях жестких ограничений в выделении бюджетных средств на военное строительство и отсутствия экономической стабильности в стране было бы логичней и правильней, на наш взгляд, минимизировать количество АСФ при заданной эффективности ликвидации последствий ПЧС. Поэтому постановка задачи, в которой для заданного «критического» расстояния (времени) требуется найти наименьшее количество АСФ каждого типа и такое их размещение, при котором все вершины графа (т.е. ПОО) лежали бы в пределах этого «критического» расстояния (времени), наиболее адекватно отражает реальную ситуацию, а значит, более предпочтительна, т.е. в отличие от (1) решение данной задачи сводится к нахождению Yp, для которого значение р минимально и, кроме того, выполняется условие
По нашему мнению, указанную задачу целесообразно разделять на несколько независимых аналогичных подзадач, для решения которых использовать итерационный алгоритм нахождения абсолютных центров графа. При этом для каждой подзадачи должен быть определен свой исходный граф, являющийся подграфом исходного графа G, порожденным подмножеством вершин ПОО. Этот граф должен соответствовать разбиению территории РФ на зоны с учетом физико-географических, экономических данных, а также навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и климатических условий, влияющих на возможное развитие ПЧС. Выбор итерационного метода связан с тем, что он позволяет сократить время решения задачи, практически не снижая точности расчета, поскольку является быстросходящимся методом. Следует отметить, что этим же методом довольно эффективно может быть решена представленная выше задача (1).
Предложенный в статье подход поможет, на наш взгляд, учесть влияние ПЧС на стратегическое развертывание Вооруженных Сил и тем самым снизить негативное воздействие таких ситуаций.
Военная мысль. 2002. № 5. С. 49.
Военная мысль. 1993. № 2. С. 60.
Майника Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах/ Пер. с англ. М.: Мир, 1981. 326 с.
Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход/ Пер. с англ. М.: Мир, 1978. 432 с.