ВМФ и безопасность России
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2006
ВМФ и безопасность России
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ
адмирал В.В. МАСОРИН
КОМАНДОВАНИЕ Военно-Морского Флота всегда с глубоким уважением относилось и будет относиться в дальнейшем к деятельности Академии военных наук РФ и ее руководству, понимая особые роль и место академии в развитии отечественной военной мысли. Мы выражаем также признательность Морскому отделению академии, которое со дня его основания по праву возглавляет авторитетный и заслуженный флотоводец адмирал флота Капитанец Иван Матвеевич. Опыт работы Морского отделения подтвердил, что президиум академии и ее президент поступили совершенно правильно, не ограничиваясь созданием собственно военно-морского отделения в Академии военных наук. Привлечение в академию ученых из
всех, в том числе гражданских, морских структур по всем направлениям морской деятельности Российской Федерации дает возможность выйти на государственный, а также системный научный уровень решения проблем флота. Более того, признание результатов деятельности Морского отделения было отмечено награждением адмирала флота Капитанца Ивана Матвеевича медалью Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации «За отличие в морской деятельности».
Действительно, многое из задуманного нами при создании Морского отделения не только выполнено, но и заняло достойное место в деле реализации национальной морской политики государства, а именно:
во-первых, при Правительстве Российской Федерации создана и плодотворно функционирует Морская коллегия как постоянно действующий координационный орган в области морской деятельности Российской Федерации в целях реализации положений и требований Морской доктрины РФ. Недавно принято решение, что в дальнейшем работа коллегии будет проходить под непосредственным руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации -министра обороны Российской Федерации Сергея Борисовича Иванова;
во-вторых, на постоянной основе ведется системный анализ состояния и тенденций развития морской деятельности Российской Федерации и в мире в целом, результаты которого ежегодно докладываются Президенту Российской Федерации и учитываются при подготовке его ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации. В соответствии с решением Морской коллегии издан первый ежегодник по морской деятельности Российской Федерации. Активное участие в его подготовке приняли ученые Морского отделения АВН;
в-третьих, с одобрения президиума Академии военных наук и ее президента завершена подготовка военно-теоретического труда «Военно-морская наука» и принимаются меры о придании военно-морской науке официального статуса.
Следует особо отметить регулярность посещений и предметную работу в приморских регионах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ и министра обороны, а также их особое внимание к проблемам Военно-Морского Флота. Это приносит значительную помощь командованию ВМФ и флотов в решении этих проблем.
В настоящее время в Военно-Морском Флоте и промышленности развернуто строительство надводных боевых кораблей подкласса «корвет», готовится инфраструктура обеспечения их базирования на флотах. Всего планируется построить около 20 кораблей этой серии. Началось строительство серии новых десантных кораблей. Заканчивается проектирование, и в начале февраля 2006 года на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге будет заложен головной корабль типа «фрегат» -«Адмирал Флота Советского Союза Горшков».
Строящиеся корабли новых проектов и типов в соответствии с заложенными в их проекты принципами оснащения боевыми и техническими средствами обладают универсальностью, высоким боевым потенциалом при решении задач вооруженной борьбы на море и способны действовать как одиночно, так и в составе соединений и групп кораблей. При их проектировании и разработке новых образцов вооружения получили приоритетное развитие ракетные комплексы с вертикальным стартом и унифицированными пусковыми установками, сделан качественный скачок к переходу на многофункциональные информационные системы, использующие неподвижные антенные решетки, внедрены новые средства радиоэлектронной борьбы, освещения надводной и подводной обстановки, боевые информационные управляющие системы нового поколения. Усовершенствованы также корабельные авиационные комплексы. В целом повышены надежность, безопасность, эксплуатационные и ремонтные возможности будущего корабельного состава. Однако жизнь не стоит на месте, и в следующих «новостройках» корабельного состава планируется внедрять еще более совершенные образцы оружия и технических средств.
При строительстве боевых кораблей не забывается и вспомогательный флот. В настоящее время проходят государственные испытания три вспомогательных судна различного назначения, которые в ближайшее время будут приняты в состав ВМФ: малое гидрографическое судно, судно контроля физических полей и крановое судно - погрузчик разрядных грузов. До конца года на ОАО «Адмиралтейские верфи» ожидается закладка спасательного судна нового проекта «Игорь Белоусов». По боевым надводным кораблям и вспомогательным судам ВМФ в настоящее время заложен практически полный типоряд головных кораблей и судов для действий в ближней и дальней морских зонах, а также предусмотрено их серийное строительство в будущем в соответствии с принимаемыми планами и программами кораблестроения.
Наши новые атомные подводные ракетоносцы «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» планируется включить в состав Северного и Тихоокеанского флотов для усиления и повышения боевых возможностей морских стратегических ядерных сил этих флотов. Кроме того, продолжается строительство головной многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения. Ввод ее в состав Северного флота ожидается несколько позже, чем хотелось бы, но уже в обозримой перспективе. В настоящее время проходит заводские и ходовые испытания новая дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что кризисные явления в российском кораблестроении в значительной степени преодолены и наступает этап обновления корабельного состава ВМФ. Налицо долгожданный переход к долгосрочной политике нашего государства в отношении строительства Военно-Морского Флота как единственной силовой основы защиты страны с морских и океанских направлений и обеспечения реализации наших интересов в Мировом океане. Есть все основания утверждать, что она будет реализована. В то же время эта проблема остается по известным причинам сложной в ее решении.
Несколько слов о нашем авианосном флоте. В соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года Военно-Морской Флот осуществляет сдерживание военной силы противника и угрозы ее применения в отношении Российской Федерации, защиту военными методами суверенитета Российской Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на морские акватории в пределах территориальных вод, суверенных прав России в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободу действий для наших судов и объектов морехозяйственной деятельности в открытом море. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для безопасности деятельности российских хозяйствующих структур, обеспечивает военно-морское присутствие Российской Федерации в Мировом океане, осуществляет демонстрацию флага и военной силы, проводит визиты кораблей и судов Военно-Морского Флота в иностранные порты, участвует с ВМС дружественных стран в военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации. Военно-морским и военным специалистам, разбирающимся в проблемах ВМФ, нет необходимости доказывать, что наибольшая эффективность решения перечисленных задач в удаленных стратегических оперативно и экономически важных районах Мирового океана достигается только с применением авианесущих кораблей. Сегодня это общепризнанная и принятая всеми морскими державами аксиома, что подтверждается постоянным расширением «клуба» авианосных стран, имеющих в составе своих флотов авианосцы.
Россия прошла непростой путь строительства национального авианосного флота. Затрачены огромные материальные и интеллектуальные ресурсы, и государство должно наконец получать военные, политические и экономические дивиденды от этих вложений. Поэтому разного рода «экспертам», слабо разбирающимся в интересах и насущных проблемах ВМФ, пора прекратить бездоказательные утверждения об якобы «ненужности» авианосцев для ВМФ России. Более чем 70-летний опыт боевого применения авианосцев ВМС крупных морских государств во Второй мировой войне и многочисленных послевоенных локальных конфликтах, участие в «развязке» напряженной обстановки в различных регионах Мирового океана подтверждают обратное заверениям таких «знатоков» морского дела. Этот опыт воспринят большинством «солидных» в морском отношении государств, а именно: авианосцы - необходимый атрибут в составе ВМС морских стран, тем более великих морских держав, к которым принадлежала и принадлежит Россия.
Россия - не бедное государство, и ей вполне под силу содержать авианосный флот.
Высказываемые некоторыми «специалистами» сетования о необходимости «экономии» средств при строительстве флота за счет отказа от авианосцев для нашего ВМФ не имеют под собой никакого обоснования и смысла. В военно-морских и военных кругах военного ведомства и ОПК известны результаты многочисленных оперативно-тактических и военно-экономических исследований, проведенных в 70-80-х годах прошлого столетия. Исследованиями исчерпывающе доказано, что при отсутствии авианосцев в боевых порядках соединений ВМФ в условиях проведения, к примеру, «стандартной» морской операции стоимость боевых потерь наших сил может в несколько раз превысить стоимость самого авианосца и всех погибших в операции кораблей. Таким образом, по известному военно-экономическому критерию исследований «эффективность - стоимость» необходимость и целесообразность наличия авианосцев в составе нашего ВМФ не подлежат сомнению. Пора прекратить все споры по этому вопросу. Другое дело, конечно, экономические и производственно-технические возможности страны строить авианосцы и содержать авианосный флот, но это уже другая, вне ведения ВМФ проблема.
Сегодня единственный наш авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» все чаще выходит в океан, растет уровень подготовки его экипажа, морских летчиков, штабов и сил обеспечения. Полагаю, в обозримой перспективе корабль будет готов принять участие и в многонациональных учениях, и в миротворческих операциях.
Наиболее значимым мероприятием ВМФ, проведенным в 2005 году, стал поход корабельного авианесущего соединения Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и отряда боевых кораблей Балтийского флота. После длительного перерыва возрождена практика проведения на боевой службе командно-штабных двусторонних учений с привлечением в качестве противоборствующих сторон отрядов кораблей и судов двух флотов.
Одной из наиболее важных задач сил боевой службы ВМФ в прошедшем году, как и в прежние «золотые» времена нашего флота, была поддержка внешнеполитических акций Российской Федерации, демонстрация военно-морского присутствия (Военно-морского флага России) в стратегически и оперативно важных районах Мирового океана с выполнением визитов и деловых заходов в иностранные порты. Следует отметить, что интенсивность решения этой задачи в последние годы постоянно возрастает. Если в 2000 году корабли ВМФ осуществили всего 20 визитов и деловых заходов, то в 2005 году корабли и суда ВМФ выполнили уже 45 визитов и деловых заходов в 36 портов 24 иностранных государств.
У флота еще очень много проблем, они известны командованию и соответствующим должностным лицам ВМФ. И их, естественно, необходимо без промедлений решать. Но понятно, что не все так просто в их решении и преодолении трудностей, стоящих перед флотом. Безусловно, что какие бы умные и правильные идеи и предложения ни выдвигались на любых совещаниях или конференциях независимо от их уровня и представительства, реализация таких идей будет зависеть от того, насколько они войдут в государственные решения, точнее, насколько смогут понять, проникнуться, отстаивать и претворять в жизнь эти идеи соответствующие должностные лица органов государственной власти, от которых зависит формирование и принятие решений. С этой позиции деятельность Академии военных наук, специалистов по изучению проблем морской деятельности России, тем более всех участников проводимого собрания трудно переоценить.
Морская мощь нашего государства, как и во все времена, должна быть направлена на обеспечение неустанного укрепления его обороноспособности в интересах благоприятного экономического развития страны. Объединению усилий государства на развитие всех компонентов морской мощи России мы должны уделять неослабное внимание. Это наш долг перед Отечеством, судьба которого находится в наших руках.
В целом строительство Вооруженных Сил Российской Федерации и их неотъемлемой части Военно-Морского Флота в XXI веке должно иметь прочную научную основу.