ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1. 2006 Г. (стр. 15-20)
«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1. 2006 Г. (стр. 15-20)
Роль академии в развитии теории и практики стрельбы и управления огнем артиллерии Полковник запаса Ю.В. КОБЫЛИН, кандидат военных наук, доцент
Подполковник О.А. ОЧЕРЕТЬКО,
кандидат технических наук
НЕСМОТРЯ на более чем 620-летнюю историю развития отечественной артиллерии, стрельба и управление огнем сложилась в самостоятельную науку только в XIX веке. На протяжении многовековой истории существования гладкоствольной артиллерии было вполне достаточно простейших, полученных опытным путем рекомендаций по порядку открытия огня и его корректированию.
С появлением в середине XIX века нарезных орудий, имеющих большую дальность стрельбы и меньшее, чем у гладкоствольных, рассеивание, сильнее стали сказываться метеорологические и баллистические условия стрельбы, ошибки определения дальности до цели; усложнились наблюдение разрывов и достижение поражения целей. Все это потребовало разработки приемов и способов стрельбы артиллерии, научно обоснованных с использованием математического аппарата теории вероятностей и внешней баллистики. Хотя возникновение теории вероятностей относится к середине XVII века, к задачам стрельбы ее впервые применил лишь в начале XIX века французский ученый С. Пуассон (1781-1840). Однако со времени появления нарезной артиллерии развитие теории вероятностей уже теснейшим образом было связано с работами русских ученых. Великий математик П.Л. Чебышев (1821 - 1894) расширил и обобщил закон больших чисел, ввел в теорию метод моментов, а его ученик А.А. Марков (1856-1922) распространил область применения закона больших чисел и центральной предельной теоремы на зависимые опыты, заложил основы теории случайных процессов и т. д.
В XIX веке сложилась и русская баллистическая школа, во главе которой стоял выдающийся ученый, профессор Артиллерийской академии генерал-лейтенант Н.В. Маиевский (1823-1892). Он исследовал движение и рассеивание снарядов нарезной артиллерии, создал базу для составления таблиц стрельбы, установил зависимость силы сопротивления воздуха от скорости снаряда и т. д.
Впервые же задачу разработки и внедрения в практику научно обоснованных правил стрельбы в русской артиллерии решил великий русский артиллерист генерал-лейтенант В.Н. Шкларевич (1835-1915), преподававший некоторое время в академии. В 60-80 годах XIX века он разработал основы пристрелки по наблюдению знаков разрывов (НЗР) гранатой и шрапнелью захватом цели в вилку с последующим ее сужением до величины двух срединных отклонений по дальности. Объективности ради следует заметить, что в своих исследованиях он использовал «лучшие сочинения об артиллерийском искусстве иностранных писателей», например, труды французского артиллериста Персена, где «впервые были указаны способы применения теории вероятностей к вопросам пристрелки».
В 1886 году специальной комиссией под руководством В.Н. Шкларевича был подготовлен «Проект Правил стрельбы полевою батареею». После его широкого обсуждения среди артиллеристов и существенной доработки в 1891 году были изданы первые официальные в русской артиллерии «Правила стрельбы батарейных, легких и конных батарей», объявленные в руководящем приказе по артиллерии 1892 года за № 91. В них излагались: порядок пристрелки неподвижной цели гранатой и шрапнелью захватом в широкую, а затем в узкую вилки; правила стрельбы по движущейся цели; особенности производства стрельбы в некоторых частных случаях (при значительных размерах цели, ночью, по невидимой наводчику цели и т. д.). Несмотря на официальный характер Правил стрельбы, подчеркивалось, что их назначение «советовать, но не предписывать», они должны быть выполнимы «по духу, а не по букве». Содержание первых Правил стрельбы не отражало всех достижений в области стрельбы и управления огнем русской артиллерии в конце XIX века, хотя именно тогда были заложены основы развития самых известных сегодня способов и методов стрельбы.
В целях уменьшения потерь от огня пехоты и артиллерии противник в XIX веке на поле боя стал широко использовать естественные и искусственные укрытия, и, как следствие, возник вопрос о стрельбе артиллерии сначала по невидимой для наводчика цели, а затем с закрытых огневых позиций. Большой вклад в дело обучения артиллеристов различным методам «закрытой стрельбы» внес выпускник академии капитан К.Г. Гук, подготовивший в 1882 году книгу «Закрытая стрельба полевой артиллерии». Он «в прекрасно составленной брошюре собрал все, что по этому предмету сделано у нас, и все, что могло быть найдено в иностранных литературах». Спустя два десятилетия на полях сражений Русско-японской войны (1904-1905) воспитанники академии (Пащенко, Слюсаренко, Гобято и др.) доказали всем преимущество закрытой стрельбы, после чего произошел окончательный переход русской артиллерии к стрельбе с закрытых огневых позиций.
Одновременно с разработкой способов пристрелки целей по НЗР первые шаги были сделаны и в области пристрелки по измеренным отклонениям. В 70-80-е годы XIX века в береговой и крепостной артиллерии стали применяться горизонтально-базные дальномеры, а также стрельба «при пособии планов местности» - появилась стрельба с помощью дальномера и сопряженного наблюдения. В мобильной полевой артиллерии эти новые способы стрельбы, также как и многие другие, внедрялись гораздо позже и труднее. Это объяснялось отсутствием топографических карт, средств связи, громоздкостью и несовершенством измерительных приборов т. д. В стационарно расположенной крепостной артиллерии эти вопросы не играли такого значения или могли быть решены заранее. Первые официальные указания по пристрелке целей с дальномером были включены в правила стрельбы наземной артиллерии только в 1954 году.
Одним из важнейших условий достижения эффективности огня артиллерии является его внезапность, поэтому русские артиллеристы всегда рассматривали пристрелку цели как вынужденный период, предшествующий стрельбе на поражение, и уделяли большое внимание разработке способов определения установок, позволяющих сразу открывать огонь на подавление или уничтожение цели. Начало определению установок способом полной подготовки было положено трудами профессора академии генерал-лейтенанта Н.А. Забудского (1853-1917). В 80-е годы XIX века он теоретически обосновал необходимость введения поправок в установки для стрельбы на отклонение условий стрельбы от табличных и предложил способы расчета поправок, которые начиная с 1885 года нашли применение в береговой артиллерии. В полевой артиллерии полную подготовку начали внедрять после 1922 года, но только спустя более 50 лет (в 1975 году) она была объявлена основным способом определения установок для стрельбы на поражение по ненаблюдаемым и наблюдаемым целям.
В конце XIX - начале XX века родились способы переноса огня от репера (цели) и использования данных пристрелочного орудия.
Русские артиллеристы имели достаточно полно разработанные правила пристрелки по НЗР, доведенные до совершенства методику и практику стрельбы по угломеру с закрытых позиций, обоснованные правила учета отклонений условий стрельбы от табличных, простейшие рекомендации по стрельбе на поражение, по сосредоточенной стрельбе группы батарей, по поражению батарей, по ведению заградительного огня.
Из всего перечисленного к числу заслуг ученых академии следует с полным основанием отнести разработку фундаментальных основ теории вероятностей, баллистики, закрытой стрельбы артиллерии. В области разработки практических вопросов стрельбы артиллерии академия внесла за первое столетие своего существования гораздо более скромный вклад. В царской России «артиллерийская академия в той организации, какую она имела, подготавливала не старших строевых командиров, а инженеров артиллерийской техники, из числа которых вышло немало выдающихся специалистов - деятелей науки и артиллерийской техники. Что же касается возлагаемой на академию задачи распространения высших артиллерийских знаний в войсках, то эта задача достигалась в ограниченной степени». За время учебы в академии офицеры не проходили специального курса стрельбы. Вопросы теории стрельбы освещались частично в курсе артиллерии, частично - в курсе внешней баллистики.
В разработке в академии фундаментальных научных и методических основ преподавания стрельбы и управления огнем, ставших в 1922 году наконец самостоятельной дисциплиной, трудно переоценить роль генерал-майора П.А. Гельвиха. Его первым трудом была диссертация на звание штатного преподавателя Михайловской артиллерийской академии, состоящая из двух книг: «Некоторые вопросы теории вероятностей» (1907) и «О механических дистанционных трубках». Разработки по вопросам теории вероятностей, теории-ошибок и теории стрельбы, законченные профессором П.А. Гельвихом в 1926-1929 годах, позволили создать ряд учебных пособий, которые легли в основу преподавания этих предметов и положили начало правильному и теоретически грамотному прохождению курса стрельбы в стенах академии.
В 1930 году создается кафедра стрельбы, возглавляемая И.Ф. Сакриером. Однако в первые годы ее существования кафедра в основном занималась теоретическими вопросами. Практическим же стрельбам по-прежнему уделялось недостаточно внимания.
После перевода академии из Ленинграда в Москву в 1938 году кадры преподавателей стрельбы пополнились известными специалистами, такими, как Г.И. Блинов, В.Г. Дьяконов, С.Н. Капустин. Они были не только выдающимися учеными, но и блестящими лекторами, глубоко и доходчиво излагавшими сложные вопросы теории и практики стрельбы. Объединенные в одну кафедру под руководством Г.И. Блинова, они, по сути дела, разработали новый курс теории стрельбы наземной артиллерии и определили методику обучения стрельбе наземной артиллерии. При непосредственном участии преподавателей кафедры в 1939 году было разработано новое наиболее полное «Наставление артиллерии РККА. Правила стрельбы наземной артиллерии». В нем особое внимание уделялось способам определения установок для стрельбы на поражение ненаблюдаемых целей (переносы огня от пристрелянных реперов, полная подготовка), корректирования огня с применением средств воздушной и звукометрической разведки, стрельбе на разрушение, совершенствованию способов пристрелки по измеренным отклонениям и по НЗР, рикошетной стрельбы.
Существенный недостаток в области стрельбы артиллерии в эти годы заключался в том, что все рекомендации в основном предназначались для батареи-взвода, а в звене дивизион-группа они ограничивались несколькими фразами, практически отсутствовали рекомендации по поражению батарей противника, по ведению сопроводительного огня. Огромный вклад в решение этих и многих других вопросов теории и практики стрельбы внес видный ученый-артиллерист генерал-майор В.Г. Дьяконов (1898-1969). Еще в начале 30-х годов под его непосредственным руководством в артиллерии Красной Армии стали внедряться способы пристрелки по измеренным отклонениям, переноса огня. Результаты исследований, проделанных в его докторской диссертации по вопросам контрбатарейной борьбы, были включены в руководящие документы и широко применялись на фронте. Он внес большой вклад также в теорию и практику управления массированным огнем артиллерийской группы (дивизиона), в разработку методов артиллерийской поддержки атаки и т. д.
Первые месяцы боев в начале Великой Отечественной войны (1941- 1945) потребовали устранения имеющихся недостатков в разработке вопросов стрельбы и управления огнем. В решении этих задач большую роль сыграли ученые и практики академии, принявшие активное участие в подготовке соответствующих инструкций и пособий (всего было издано свыше 20 документов). Уже в 1941 году были разработаны «Указания по сосредоточению огня дивизиона без топографической основы», «Инструкция по подготовке и ведению огня дивизионом», учебное пособие «Управление огнем дивизиона» и др. Утвержденные в 1942 году новые Правила стрельбы существенно отличались по содержанию и структуре от всех предыдущих: подробно были рассмотрены вопросы управления огнем дивизиона при массировании огня, при подготовке и ведении сопроводительных огней, в ходе контрбатарейной борьбы; включены рекомендации по применению пристрелочных орудий; решены и систематизированы правила пристрелки целей, полной подготовки установок для стрельбы и т. д.
В послевоенные годы была развернута большая научная и практическая работа в целях обобщения бесценного боевого опыта и дальнейшего развития стрельбы и управления огнем артиллерии. В частности, еще во время Великой Отечественной войны, особенно на завершающем этапе, широко применялось массирование огня нескольких артиллерийских полков (дивизионов), однако теоретической базы и руководящих документов при стрельбе по одной цели нескольких дивизионов не было. Поэтому в каждой части массированный огонь велся способом, установленным командиром, что в ряде случаев не обеспечивало эффективность огня артиллерии. Если учесть, что в артиллерии были и офицеры запаса, и молодые офицеры, окончившие ускоренные курсы, то «творчество» в ведении огня не знало границ. Отсутствие единых способов ведения огня и команд, способов организации управления огнем приводило к тому, что при переводе офицера из одной части в другую он должен был изучать способы ведения огня и команды, применяемые в данной части.
Не случайно в конце 40 - начале 50-х годов деятельность кафедры стрельбы была направлена на разработку единых для всей артиллерии способов ведения сосредоточенного и массированного огня и управления артиллерией при подготовке и ведении огня, единых команд и нормативов точности и времени подготовки огня.
На основе этих работ сначала в 1951 году были изданы «Временные указания по управлению огнем», а затем в 1956 году первое в истории нашей артиллерии «Наставление по управлению огнем наземной артиллерии». В него вошли вопросы организации управления огнем, максимальные и минимальные размеры целей для различного количества артиллерии, способы ведения массированного и сосредоточенного огня, обеспечивающие необходимую эффективность, а также правила поражения различных целей.
В 50-е годы была завершена работа по обобщению опыта войны, которая нашла свое отражение в новых Правилах стрельбы (ПС-1957). Они устанавливали единый порядок пристрелки с помощью РЛС, дальномера, подразделения звуковой разведки, что способствовало значительному упрощению правил проведения пристрелки и сокращению времени выполнения огневых задач.
Результаты научных исследований ученых академии по вопросам стрельбы и управления огнем воплощались не только в руководящих документах, но и в многочисленных учебниках и учебных пособиях. Их разработкой занимались самые опытные преподаватели, и в первую очередь начальник кафедры генерал Г.И. Блинов. К этому времени на страницах «Артиллерийского журнала» закончилась дискуссия по методике обоснования пристрелки по НЗР. Ранее обоснование велось исходя из размеров района возможного положения цели. Г.И. Блинов выдвинул новую, существующую до сих пор методику обоснования пристрелки по НЗР исходя из величины математического ожидания удаления центра рассеивания снарядов от цели.
Шестидесятые годы в жизни кафедры ознаменованы напряженной работой по освоению управления ударами ракет оперативно-тактического и тактического назначения. Освоение нового оружия предполагало прежде всего создание теоретических основ с одновременной разработкой практических рекомендаций для войск. Учеными академии были разработаны: методики оценки поражающего действия боевых частей, методики оценки эффективности ракетных ударов, рекомендации по планированию поражения противника в операции (бою), методы определения установок для пуска оперативно-тактических и тактических ракет. В решение этих задач большой вклад внесли: Куренков В.В., Орлов В.А., Паншин В.И., Матвеев А.И., Полежаев Г.А., Власенко К.Г., Епихин А.К., Кузнецов И.Т.
В эти же годы начинается широкое внедрение в теорию боевого применения РВиА нового научного направления, получившего название «Исследование операций». Одной из первых работ в академии, где эти новые в то время идеи были использованы в интересах выработки рекомендаций по вопросам оценки возможных потерь сторон в общевойсковой операции, была докторская диссертация К.В. Тараканова. В дальнейшем моделирование получило широкое распространение в исследованиях кафедры.
В середине 60-х годов Ю.В. Чудаков выдвинул идею оптимизации степеней поражения объектов противника при выработке норм расхода снарядов и определении мощностей боевых частей ракет. Позднее им была разработана теория оценки эффективности системы ракетных ударов и огня артиллерии и положено начало новому направлению исследований в области повышения эффективности огневого поражения противника.
В начале 70-х годов перед кафедрой была поставлена задача разработки способов огневого поражения противника с учетом постоянной готовности РВиА к применению ядерного оружия. Эту задачу коллектив кафедры сначала решал под руководством А.С. Круковского, а затем С.Ч. Когновицкого. Война во Вьетнаме показала необходимость серьезно заняться зажигательным оружием. Возникло новое направление науки, в создании которого приняли участие А.К. Епихин, Г.А. Полежаев. Затем после защиты в 1974 году докторской диссертации руководителем этого направления становится Н.Н. Ильинский.
В последующие годы ученые академии продолжали развитие теории и практики артиллерийской науки по следующим важнейшим направлениям: совершенствование способов определения установок для стрельбы и разработка теоретических основ оценки точности стрельбы; исследование поражающего действия новых видов боеприпасов и разработка рекомендаций по их применению для поражения различных целей; оценка боеспособности объектов противника после огневого поражения; разработка теоретических основ оценки эффективности системы огня артиллерии и выполнения отдельных огневых задач; создание математических моделей для оценки эффективности огня артиллерии и выработки рекомендаций по стрельбе и управлению огнем; разработка теоретических основ принятия решений артиллерийскими командирами при управлении огнем с использованием комплексов автоматизированного управления огнем; разработка рекомендаций по стрельбе и управлению огнем артиллерии в особых условиях и в ходе ведения локальных войн и вооруженных конфликтов.
В настоящее время развитие теории и практики стрельбы и управления огнем артиллерии достигло высокого уровня, отвечающего современным требованиям ведения боевых действий. Однако все перечисленные направления развития стрельбы и управления огнем по-прежнему сохраняют свою актуальность. В условиях совершенствования вооружения и боеприпасов, развития и изменения взглядов на тактику ведения боя и боевое применение артиллерии возникают новые задачи, которые успешно решают наследники славных традиций Михайловской артиллерийской академии.
Дельвиг С. Исторический очерк деятельности полевого отдела Офицерской артиллерийской школы с 1883 по 1907. СПб. 1908.
Шкларевич В.Н. Выступление на открытии курсов артиллерийской школы// Артиллерийский журнал. 1883. № 3.
Барсуков Е. Артиллерия русской армии. М: Воениздат. 1948. Т. IV.
Епихин А.К.. История кафедры стрельбы и управления огнем наземной артиллерии. СПб.: ВАУ. 2000.