ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1. 2006 Г. (стр. 29-34)
«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1. 2006 Г. (стр. 29-34)
Подготовка органов управления и войск к боевым действиям: чему учит опыт истории
Полковник А.Б. ЗУБАЧЕВ, кандидат технических наук, доцент
Полковник запаса Ю.Б. РИПЕНКО,
кандидат военных наук, доцент
УСПЕХ в современной операции (бою) во многом зависит от того, насколько целенаправленно решаются задачи управления войсками. Одной из таких задач является подготовка органов управления и войск к боевым действиям. Однако данная задача в настоящее время не в полной мере проработана в теоретическом плане. В связи с этим целесообразно обратиться к опыту подготовки органов управления и войск в Великой Отечественной войне, локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Этот опыт убедительно показывает, что очень важно проводить занятия (учения, тренировки) с подчиненными органами управления, соединениями (частями, подразделениями) родов войск, специальных войск в условиях, максимально приближенных к боевым. Разумеется, подготовка органов управления и войск к предстоящим боевым действиям не ограничивается только занятиями, учениями и тренировками. Она тесно связана с мероприятиями по всестороннему обеспечению войск, а также с их перегруппировкой, занятием и оборудованием исходных районов и т. д.
Показателен в этом отношении опыт управленческой деятельности Маршала Советского Союза Л.А. Говорова по подготовке органов управления и войск.
В первые дни Великой Отечественной войны Леонид Александрович с должности начальника Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского был назначен начальником артиллерии Западного направления, затем Резервного фронта. С весны 1942 года Верховное Главнокомандование доверило Леониду Александровичу новое ответственное поручение: в апреле он был назначен командующим группой войск Ленинградского фронта, а в августе вступил в командование войсками всего фронта. С этого времени имя Л.А. Говорова навсегда вошло в славную историю обороны Ленинграда. Из 900 дней героической обороны города он непосредственно руководил войсками свыше 670 дней.
Работу командующего войсками фронта Л.А. Говорова по подготовке войск и штабов к конкретным операциям целесообразно рассматривать не только накануне, но и задолго до их проведения, потому что войска оборонялись и в то же время готовились к ведению предстоящих наступательных операций.
Творчески применяя опыт организации обороны, Л.А. Говоров вел жесткий личный контроль за ходом работ и вскоре добился усовершенствования построенных ранее оборонительных рубежей, сооружения новых отсечных позиций и ходов сообщений. В густую сеть траншей умело вписывались прочные железобетонные и деревоземляные огневые точки, различного рода убежища, в ряде мест траншеи вплотную приближались к вражескому переднему краю. Все это резко снизило потери войск от артиллерийского и минометного огня противника.
В интересах достижения огневого превосходства Л.А. Говоров особое внимание уделял контрбатарейной борьбе. Только в непрерывном совершенствовании ее методов командующий видел реальную возможность уберечь город от уничтожения вражеским артиллерийским огнем. Осуществляя руководство контрбатарейной борьбой, Л.А. Говоров не опекал подчиненных, а предоставлял им широкий простор для творчества, умело направляя их инициативу на поиски новых возможностей эффективного подавления и уничтожения осадной артиллерии противника. Вскоре наступательная тактика ленинградских артиллеристов принесла ощутимые результаты. Уже во второй половине 1942 года враг выпустил по городу только 7679 снарядов, тогда как за первые три месяца - более 20 тыс. Ущерб, причиняемый Ленинграду, уменьшился, причем не только за счет снижения интенсивности обстрелов, но и потому, что противник большую часть снарядов вынужден был расходовать на контрбатарейную борьбу.
В ходе непосредственной подготовки операции «Искра» (прорыв блокады Ленинграда) в течение всей осени 1942 года под руководством Л.А. Говорова командование фронта и армий прорабатывало ключевые вопросы прорыва вражеской блокады и дальнейших действий. Планировались учения и боевые тренировки частей, предназначенных для наступления.
Искусно и настойчиво готовил к наступлению свои силы командующий фронтом. Он обязывал командиров соединений тщательно изучать местность на переднем крае и в ближайшей глубине вражеской обороны. После этого на учебных полях создавалась оборона, аналогичная той, которую предстояло штурмовать и прорывать. Днем и ночью там велись напряженные тренировки. Их участники отрабатывали стремительные атаки, элементы ведения боя в траншеях, разминирования, блокирования ДОТов и ДЗОТов, закрепления захваченных рубежей, действия в лесу. При этом условия на разных участках создавались неодинаковые: одним частям приходилось штурмовать высоты, другим - форсировать водные преграды и стремительно преодолевать крутые берега, третьим - прорывать долговременные укрепления и вести борьбу с огневыми средствами противника как в лесу, так и на открытой местности и т. д. Важное значение придавалось умению и навыкам стрелковых и танковых подразделений двигаться за разрывами артиллерийских снарядов на удалении 150-200 м.
Для подготовки командиров соединений и штабов применялись также макеты местности, изготовленные с точным воспроизведением рельефа, оборонительных сооружений противника и исходного положения своих войск. На таком макете командующий фронтом проводил с командирами дивизий проигрыш предстоящих действий. Особое внимание он уделял прорыву подготовленной обороны и развитию тактического успеха в оперативный. За месяц до начала операции Л.А. Говоров организовал командно-штабную игру, в основу которой была положена реальная обстановка предстоящего сражения.
Усилия, которые затрачивались всякий раз на подготовку к наступлению, с лихвой оправдывались в ходе операций. На войне, как известно, не часто случается, чтобы планирование и ход операции совпадали. В операциях, которыми руководил Говоров, такие совпадения не были исключением. Первая и сложнейшая из них - как раз операция «Искра». Казалось, принципиально невозможно преодолеть по льду реку шириной 600-700 м, а затем взобраться на ее обрывистый, обледеневший берег, в котором противник заблаговременно соорудил систему мощных долговременных огневых точек. Для решения этой проблемы требовалось продуманное и хорошо спланированное огневое поражение противника. Это прекрасно понимал Леонид Александрович и сделал все, от него зависящее, для организации эффективного огневого поражения противника.
К началу наступления на 13-километровом участке прорыва 67-й армии, несмотря на труднейшие условия блокады, только за счет внутри-фронтовой перегруппировки командующему войсками фронта удалось сосредоточить 22 артиллерийских и минометных полка, в том числе 28-ю артиллерийскую дивизию, три дивизиона артиллерии большой мощности береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота, 12 тяжелых дивизионов М-30 и три полка М-13 реактивной артиллерии. В состав реактивной артиллерии входили, кроме того, два дивизиона, применяющие мощные 280-мм фугасные турбореактивные снаряды, созданные на ленинградских заводах.
Всего на участке прорыва с учетом артиллерии флота (88 орудий) было 1909 орудий и минометов. Это позволило создать среднюю плотность артиллерии (на фронте 13 км) - 133 орудия и миномета (без 45-мм) на 1 км фронта и добиться более чем пятикратного превосходства в артиллерии над противником, не считая реактивной артиллерии.
Следует отметить, что Леонид Александрович Говоров был искусным мастером огневого поражения противника, выдающимся специалистом по организации боевого применения крупных масс артиллерии для решения самых разнообразных оперативно-тактических задач. Поэтому в годы войны за Ленинградским фронтом прочно закрепилась репутация «артиллерийского».
Командующий фронтом много внимания уделял подготовке артиллерии, повышению эффективности ее боевого использования в операциях. Под его руководством артиллерийские командиры и начальники постоянно искали и находили наиболее эффективные формы применения своего оружия, избегали ошибок, допущенных артиллерией других фронтов. Л.А. Говоров в числе первых показал пример творческой реализации указаний Ставки ВГК о соблюдении принципа массированного и гибкого использования артиллерии на главных направлениях. Он вел настойчивую борьбу за его внедрение в любом звене, решительно пресекал попытки распределять огневые средства равномерно по дивизиям. Вскоре концентрация артиллерии под единым руководством на главных направлениях стала одной из характерных особенностей ее боевого применения. Именно на этом фронте она впервые стала как тактическим, так и оперативным средством в руках командования.
В ходе проведения Ленинградско-Новгородской операции (январь- февраль 1944 года) в целях полного снятия блокады Ленинграда особо важной задачей войск Ленинградского фронта являлся прорыв сильной, глубоко эшелонированной обороны, которая совершенствовалась противником более 2,5 лет. В связи с этим возрастала роль артиллерии в решении предстоящих задач. Поэтому Леонид Александрович при подготовке операции прежде всего отдал предварительные указания о распределении артиллерии усиления" между армиями, о накапливании боеприпасов, оборудовании огневых позиций, проведении боевой подготовки и ряд других.
Несмотря на то что командующий фронтом сосредоточивал свои усилия на решении главных проблем, он не снижал жесткого и повседневного контроля, применяя своеобразный «сквозной» метод. Приезжая в штаб армии, он выбирал один из вопросов готовности армии к наступательным действиям и проверял его, начиная от штаба армии и кончая командиром полка, а иногда батальона (дивизиона), роты (батареи). Излюбленным выражением Леонида Александровича в те дни было: «Отработка шаг за шагом действий каждого командира и его штаба на каждом этапе операции и боя».
Подготовка войск к наступлению продолжалась около двух с половиной месяцев. Войска занимались в любую погоду, днем и ночью. Тренировочные занятия проводились на местности, схожей с той, которую занимал противник, и на учебных полях, оборудованных с учетом особенностей немецкой обороны, солдаты учились штурмовать долговременные и деревоземляные огневые точки, преодолевать проволочные заграждения и минные поля, приобретали опыт прорыва глубоко эшелонированной обороны.
Всесторонне готовилась к наступательной операции и 13-я воздушная армия. Штабы авиасоединений отрабатывали различные способы взаимодействия со стрелковыми и танковыми соединениями. На тренировки с танковыми частями вылетали самолеты 277-й штурмовой авиационной дивизии, пилотируемые ведущими групп, которые добивались устойчивой радиосвязи с экипажами танков. В одном из районов под Ленинградом оборудовали специальный полигон с опорными пунктами, землянками, траншеями. Летные экипажи отрабатывали бомбометание по малоразмерным целям: орудиям, мостам, блиндажам, а также порядок захода и удара по траншеям.
В конце ноября 1943 года, когда было разрешено ознакомить с предстоящими действиями командиров артиллерийских дивизий и полков, офицеры штабов артиллерии фронта и армий начали соответствующую проверку среди командиров артиллерийских (минометных) полков, бригад, дивизий. «В процессе проверки приходилось сталкиваться, в частности, с непониманием метода «сползания огня». Офицеры штабов в таких случаях давали нужные пояснения, а через несколько дней вновь возвращались к этим командирам, чтобы убедиться в твердом уяснении метода... К началу декабря в нашем сложном артиллерийском «оркестре» все руководители и исполнители знали свои «партии» - приемы и методы артиллерийского наступления».
В соответствии с указаниями командующего фронтом о проведении занятий руководящим составом артиллерии фронта с общевойсковыми командирами в декабре 1943 года была проведена специальная конференция с участием командующих армиями, командиров стрелковых корпусов и дивизий, старших офицеров штабов артиллерии фронта, армий и стрелковых корпусов, командиров артиллерийских дивизий, бригад и контрбатарейного корпуса. На конференции обсуждались доклады «Планирование артиллерийского наступления», «Использование артиллерии дальнего действия», «Организация и использование контрминометных групп», «Использование артиллерии разрушения».
На четырехдневных занятиях с командирами корпусов, дивизий и их штабами, с командирами и штабами артиллерии стрелковых соединений и артиллерии усиления отрабатывались темы «Принятие артиллерийского решения», «Использование артиллерии при прорыве обороны противника и его преследовании».
Для высших и старших общевойсковых и артиллерийских командиров в декабре на артиллерийском полигоне состоялись опытно-показательные стрельбы. Присутствовавшие на них могли убедиться в эффективности огня артиллерии, которая прямой наводкой и с закрытых позиций пробивала проходы в проволочных и минных заграждениях, разрушала траншеи в условиях плохой видимости.
Следует отметить, что конференции, занятия и стрельбы вооружили должностных лиц не только знанием новых методов артиллерийской поддержки атаки, но и твердым пониманием того, что они могут потребовать от артиллерии в предстоящих боях.
Как была спланирована и подготовлена эта операция, так она и проходила. «В военном искусстве еще не было случая, когда бы осажденные войска накопили нужные силы и перешли в наступление, а их наступательные действия по решительности ничем бы не отличались от действия войск, наступавших на внешнем фронте блокированного города, как это было под Ленинградом». Итак, в период Великой Отечественной войны сложилась определенная система подготовки органов управления и войск к предстоящим боевым действиям.
К сожалению, в последние годы XX столетия наметилась тенденция к недооценке тщательной организации боевых действий, взаимодействия родов войск, детальной отработки многих сложных вопросов подготовки и ведения боевых действий. Разрабатывались чрезмерно детальные планы проведения учений, в которых заранее определялись возможные варианты действий обучаемых, и поэтому иногда розыгрыш отдельных тактических эпизодов проводился без достаточного учета решений действий командиров и войск.
Отрицательно сказывалась на обучении органов управления и войск главным образом недооценка практической подготовки боевых действий. Иногда она сводилась в основном к выработке решения, планированию боя (операции) и постановке задач подчиненным. Мало внимания уделялось практической работе по организации взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения боевых действий, особенно вопросам разведки и огневого поражения противника. Это приводило к тому, что в некоторых случаях соединения (части, подразделения) были вынуждены начинать недостаточно подготовленный бой, что конечно недопустимо.
Такое отношение командиров к опыту Великой Отечественной войны, а также боевых действий в Афганистане привело к большим и неоправданным потерям федеральных войск, в частности при штурме Грозного и других населенных пунктов, а также при ведении боевых действий в горно-лесистой местности.
К примеру, США почти десять лет готовились к войне с Ираком (2003). Совершенствование управленческой деятельности командования и штабов всех уровней систематически осуществлялось как с использованием компьютерных форм оперативно-тактической подготовки при ведении боевых действий в компьютерных классах Национального учебного центра в пустыне Мохаве, так и в ходе почти постоянных тактических учений и миротворческих операций. Так, 3-я пехотная дивизия в течение нескольких месяцев готовилась в условиях пустыни, оттачивая свое мастерство стрельбы боевыми снарядами. В результате американские войска смогли решать поставленные задачи гораздо эффективнее, чем более крупная группировка многонациональных сил, участвовавшая в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.
Вероятно, и в современном мире очень сложно будет обойтись без вооруженного противостояния. Поэтому если сложившаяся военно-политическая обстановка объективно этого требует, то готовить органы управления и войска к предстоящим боевым действиям необходимо заранее и обязательно с учетом опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов.
Одинцов Г.Ф. Повелители огня. Лениздат, 1980. С. 116, 118.
Советская артиллерия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1960. С. 192-193.
Бычевский Б.В. Маршал Говоров. М.: Воениздат, 1970.
История Ордена Ленина Ленинградского военного округа. М.: Воениздат, 1988. С. 267.
Одинцов Г.Ф. Повелители огня. С. 195, 196.
Там же. С. 198.
Жданов Н.Н. Огневой щит Ленинграда. М.: Воениздат, 1965. С. 183.
Уэлсли К. Кларк. Как победить в современной войне. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 37.
Там же. С. 39.