ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1. 2006 Г. (стр. 4-11)

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1. 2006 Г. (стр. 4-11)

СЛОВО ЮБИЛЯРАМ

Михайловская военная артиллерийская академия: 185 лет деятельности в сфере военного образования и науки

Начальник Михайловской военной артиллерийской академии

генерал-лейтенант В.А. КОНСТАНТИНОВ,

кандидат военных наук

КОНСТАНТИНОВ Владимир Александрович родился 13 августа 1952 года. Окончил высшее артиллерийское училище (1973), Военную артиллерийскую академию (1987), ВАК Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (2002). Проходил службу в должностях: командира артиллерийского взвода, командира батареи, начальника штаба артиллерийского дивизиона, командира дивизиона, начальника штаба артиллерийского полка, командира полка, преподавателя кафедры оперативно-тактической подготовки РВиА Военной артиллерийской академии, начальника отдела боевой подготовки управления РВиА округа, начальника РВиА общевойсковой армии, заместителя начальника РВиА округа, начальника РВиА округа. Участник боевых действий в Чеченской республике (2000). С 2003 года - начальник Михайловской военной артиллерийской академии.

СВОЮ историю старейшее военное учебное заведение России ведет от артиллерийского училища, открытого 26 ноября 1820 года и получившего наименование Михайловское в честь его основателя и заботливого куратора генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича. Уже в то время училище вполне отвечало формальным признакам высшего военного образовательного учреждения. Наряду с низшими (юнкерскими) в нем существовали офицерские классы (второй уровень образования), а в образовательном процессе сложилось единство обучения и научной работы, в частности, под руководством первого начальника училища генерала А.Д. Засядко проводились опыты по созданию ракетного оружия. В историю училища золотыми буквами вписаны имена известнейшего ученого и педагога В.А. Анкудовича, стараниями которого был поставлен курс внешней баллистики; математика академика М.В. Остроградского, который решил ряд важнейших военно-научных задач, прежде всего в области баллистики и механики артиллерии; крупного ученого и педагога Е.Х. Весселя, ставшего первым в истории России профессором артиллерии. Здесь же начиналась научная и педагогическая карьера крупного русского военного теоретика, специалиста в области стратегии и тактики Н.В. Медема (генерала от артиллерии), который с 1833 года был определен профессором Военной академии.

Именно в эти годы сформировалась важная традиция - привлекать для работы в учебном заведении лучших профессионалов в своей области знаний и военной практики, бережно относиться к носителям идей научных и педагогических школ и направлений. Основатель Михайловского артиллерийского училища великий князь Михаил Павлович даже доплачивал из личных средств педагогам училища, если их имя было связано с крупными результатами в научно-педагогическом творчестве. Забота о создании благоприятных условий для деятельности опытных педагогов позволила добиться преемственности в организации научно-педагогического процесса и научных исследований и в передаче ценного опыта.

Наиболее благоприятно научно-педагогические школы, созданные яркими педагогами и учеными академии, функционировали, когда рядом трудились два-три поколения специалистов. В училище, а потом и в академии были созданы все условия, чтобы ученые отдавали работе в академии фактически всю свою сознательную жизнь. В XIX-XX веках более 40 лет преподавали в академии А.В. Га-долин, Н.Ф. Дроздов, П.А. Гельвих, И.П. Граве, Н.А. Забудский; более 30 лет - Н.В. Маиевский, В.Н. Ипатьев, С.Г. Петрович - всего не менее 16 ученых. Двадцать лет в академии трудились Н.В. Медем, П.Л. Лавров, И.А. Вышнеградский, А.А. Благонравов. Этот перечень может быть продолжен. Даже годы революционных перемен начала XX века не нарушили традиции бережного отношения к именитым педагогам. Благодаря ей рождались новые научно-педагогические школы профессионалов высочайшего уровня. У истоков одной из них стоял профессор П.А. Гельвих, который многие годы считался ведущим специалистом в области стрельбы артиллерии. Под его влиянием сформировались В.Г. Дьяконов, Г.И. Блинов, впоследствии выросшие в известных ученых-артиллеристов и организаторов артиллерийского образования и науки. В свою очередь генерал-майор артиллерии Г.И. Блинов открыл дорогу в большую науку А.И. Матвееву - будущему начальнику академии, генерал-полковнику, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР.

Однако эта замечательная традиция в 90-е годы прошлого века не устояла перед банальным сокращением Вооруженных Сил под лозунгом военной реформы. Учебное заведение теряло даже докторов наук, достигших вершин в педагогическом и научном творчестве. Тем не менее академия сохранила золотое ядро научно-педагогических кадров, что позволяет ей поддерживать авторитет одного из ведущих военных вузов России. По состоянию на 2005 год не менее чем сорокалетний стаж работы в академии имеют Б.Н. Друганов, Е.В. Ефимов, А.Т. Геращенко, В.П. Демиденко, Д.А. Доманов, А.К. Епихин, А.С. Круковский, И.Ф. Ладыга, Ю.С. Федоров, А.В. Хоренков, Ю.В. Чудаков. Сегодня в учебном заведении среди профессорско-преподавательского состава - 6 заслуженных деятелей науки (науки и техники): В.Г. Анисимов, В.П. Демиденко, А.Ф. Иванов, В.Г. Староселец, Ю.С. Федоров, Г.Н. Ульянов; 10 заслуженных работников высшей школы: С.Д. Беляева, Б.Н. Друганов, А.К. Епихин, Е.Н. Жучева, И.Ф. Ладыга, Л.Г. Плотницкий, B.C. Подлевских, М.П. Самсонов, Б.Ф. Сингаевский, А.В. Хоренков. Образовательную деятельность в академии ведут 27 докторов, 172 кандидата наук, 40 профессоров, 102 доцента. Около 65 % педагогов-военнослужащих и более 75 % педагогов из числа гражданского персонала имеют ученые степени и звания.

К сожалению, современному ученому и педагогу, чтобы быть в лидерах, мало иметь опыт, знания, звания, степени и творческую натуру. Время выдающегося артиллериста А.Д. Засядко, который мог позволить себе на собственные деньги проводить опыты в области ракетной техники, давно ушло в прошлое. На зарплату наших офицеров дай бог достойно содержать семью. Тем не менее сегодня ситуация для развития военной науки значительно лучше, чем в 90-е годы. В настоящее время в академии научные исследования ведутся в рамках шести отраслей науки (военной, технической, педагогической, экономической, исторической и социологической). Они нацелены на переработку уставных и руководящих документов (до 20 %); обобщение опыта боевого применения ракетных войск и артиллерии в Великой Отечественной войне, локальных войнах и вооруженных конфликтах и выработку на его основе предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию организационно-штатной структуры формирований ракетных войск и артиллерии, системы артиллерийской разведки, системы управления и системы ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время (45-55 %); совершенствование форм и методов образовательной деятельности в академии, других вузах ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения непрерывности и повышения эффективности учебного процесса (10-25 %).

В проводимых исследованиях особое внимание уделяется выработке рекомендаций по вопросам повышения эффективности боевого применения рода войск в операции (бою), управления ударами и огнем, выполнения задач по всестороннему обеспечению боевых действий, применения новых образцов техники и вооружения ракетных войск и артиллерии; изучению и внедрению в практику результатов исследований и зарубежного опыта проведения командно-штабных учений с использованием новых информационных технологий, а также совершенствованию форм и методов руководства научной работой в целях повышения ее эффективности, практической ценности результатов научных исследований.

Результаты выполненных исследований реализованы прежде всего в новой системе руководящих и уставных документов для войск (боевых уставах, наставлениях, методиках оперативно-тактических расчетов, руководствах, программах боевой подготовки и т. п.), в разработку которых руководящий и научно-педагогический состав вуза внес значительный вклад. За пять последних лет в академии подготовлены и изданы 14 монографий и 12 учебников, в том числе: «Тактика артиллерии», «Теоретические основы управления ракетными ударами и огнем артиллерии», «Стрельба и управление огнем», «Управление ударами и огнем ракетных войск и артиллерии армии (группировки войск)», «Тактика артиллерийских подразделений», «Основы построения средств артиллерийской разведки», «Испытания ракетно-артиллерийского вооружения», «Теория управления и методы обоснования и принятия решений».

Помимо теоретических трудов специалисты академии разработали целый ряд обучающих программ, в том числе хорошо известный в войсках симулятор артиллерийского огня «Аркада». Он предоставляет возможность в классных условиях имитировать выполнение всех видов огневых задач, определяемых курсом подготовки артиллерии. Программа используется в вузах РВиА и во многих частях рода войск. Особое удовлетворение вызывает работа ученых академии, принимавших участие в создании компьютерного артиллерийского полигона на основе трехмерного отображения фоноцелевой обстановки. Этот учебный комплекс значительно повышает эффективность обучения артиллеристов выполнению широкого круга огневых задач. По своим возможностям и техническим характеристикам он ничем не уступает аналогичным объектам учебно-материальной базы, созданным в США и Великобритании. Задача в том, чтобы этой, не побоюсь сказать, чудо-техникой были обеспечены хотя бы все артиллерийские вузы. Дело за финансированием.

Академия тесно сотрудничает с предприятиями оборонного комплекса страны: федеральными государственными унитарными предприятиями - «Научно-производственное предприятие «Рубин», «Конструкторское бюро приборостроения», «Концерн «Системпром», «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», «Конструкторское бюро машиностроения»; открытыми акционерными обществами - «Радиозавод», «ВНИИтрансмаш», «Научно-исследовательский институт «Стрела»; научно-производственным объединением «Спецматериалы». Благодаря этим устойчивым научным связям важнейшие результаты исследований наших ученых реализуются при разработке новейших систем и комплексов военного назначения, прежде всего при создании специального математического и программного обеспечения перспективных комплексов средств автоматизации управления формированиями ракетных войск и артиллерии в рамках единой системы управления тактического звена и АСУВ региона, новых технических средств артиллерийской и других видов разведки.

В целях обмена положительным опытом, научными достижениями, получения необходимой информации и доведения научных результатов до широкой общественности академия поддерживает научные связи с Российской академией ракетных и артиллерийских наук, Академией военных наук, многими организациями и вузами Министерства обороны Российской Федерации. При этом важным преимуществом в организации учебного процесса в академии традиционно являлась высокая роль практических занятий. Сегодня их доля в ходе отработки у слушателей и курсантов навыков управления соединениями (частями, подразделениями) составляет от 60 % времени обучения на основных специальностях до 90 % на специальностях по программам дополнительного образования. Подготовка слушателей и курсантов осуществляется в ходе деловых игр, командно-штабных учений и военных игр, практических занятий, групповых упражнений. Доля таких занятий на ведущих кафедрах академии составляет 60-80 %.

Но и эти, казалось бы, благополучные цифры нас уже не устраивают. В последние годы за ними стоят важные новые тенденции. Например, на кафедре оперативного искусства с 2005 года в подготовке слушателей в ходе отработки комплексных оперативных задач более широко используются ситуационные методы. Командно-штабные военные игры (КШВИ) проводятся на учебных командных пунктах с широким использованием ЭВТ, локальных вычислительных сетей. Но основная новизна не в этом. Ранее в обучении слушателей большая часть времени отводилась планированию боевого применения РВиА в операциях. Сегодня центр тяжести перенесен на организацию боевых действий и управление соединениями и частями рода войск в ходе операции. С 2000 года заметно возросло внимание к теории и практике боевого применения РВиА в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов. В настоящее время ведется разработка КШВИ по боевому применению РВиА в первой оборонительной операции начального периода войны в условиях бесконтактных форм боевых и маневренных действий, апробированных в последние десятилетия в локальных войнах войсками западных стран.

По устоявшейся традиции в академии значительная часть занятий проводится в поле. Согласно плану подготовки в Лужском учебном центре помимо обычных полевых занятий с курсантами четвертого и пятого курсов два раза в год проводится цикл тактических учений. Не так давно подобные учения были проведены с боевыми пусками ракет. Поскольку они вышли из достаточно «накатанной колеи» организации учений, то потребовали нестандартных решений, заставили кое-кого вспомнить подзабытые навыки, выявили неготовность некоторых служб и преподавателей отказаться от привычных стереотипов. Другими словами, эти учения стали полевой академией не только для курсантов, но и для преподавателей и для подразделения обеспечения учебного процесса.

Ряд перспективных наработок в области инновационных технологий в образовательном процессе связаны с заметно прогрессирующей учебно-материальной базой учебного заведения. Ее компонентами являются более 320 помещений, в том числе 18 аудиторий, 17 компьютерных классов, 2 клуба, 3 спортивных зала, более 80 специализированных классов, в том числе компьютеризированные центр боевого управления объединения, учебные командные пункты соединений (частей и подразделений) рода войск. Общее количество персональных ЭВМ, задействованных в учебном процессе, за последние годы возросло до 258 единиц. В академии совместно с Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования открыта аудитория научных исследований и инновационных образовательных технологий. Она оборудована современными средствами передачи и отображения информации, которые позволяют проводить мультимедийные лекции, интернет-конференции, устраивать телемосты с использованием интернет-технологий .

Одной из важных проблем на сегодняшний день остается преодоление кадрового кризиса, доставшегося нам в наследие от 90-х годов. В ее решении большие надежды мы возлагаем на адъюнктуру. Сегодня там учится ряд молодых и талантливых офицеров. Мы смотрим и в будущее, уделяя немалое внимание вовлечению в научное творчество слушателей и курсантов, поиску среди выпускников вуза специалистов, обладающих склонностью к научной работе. Так, в последнее десятилетие в кружках военно-научного общества ежегодно около 360 слушателей и курсантов занимались исследованиями актуальных проблем военного дела. Под руководством опытных педагогов и ученых многие начинающие исследователи добились неплохих результатов. С 1991 года слушатели и курсанты академии, подготовившие научные работы на всероссийский конкурс, завоевали 6 золотых медалей и 17 дипломов. В последние годы курсанты академии стабильно занимали призовые места на военно-исторических олимпиадах учащихся военно-учебных заведений России, аналогичных состязаниях по информатике и математике.

Высокое качество учебного процесса, подтвержденное практикой, явилось основанием для широкого участия вуза в программах сотрудничества СССР, а затем и России с военными ведомствами 39 стран. Немало выпускников академии заняли руководящие посты в армиях, а также государственных структурах этих государств. Широкие международные контакты всегда играли заметную роль в обогащении учебного процесса и научной работы в вузе. В свое время этой цели служили заграничные командировки ученых и педагогов. Так, с 1837 года ежегодно два офицера учебного заведения направлялись за границу для ознакомления с развитием артиллерийского дела. Загранкомандировки были типичны не только для периода Российской империи, но и для 20-30-х годов прошлого века. В этот период преподаватели и адъюнкты регулярно выезжали за рубеж на срок от двух до шести месяцев: в Германию, Францию, Чехословакию, США, Голландию. Иногда они даже устанавливали контакты с эмигрантами, которые из патриотических чувств оказывали им необходимую помощь. К сожалению, в последующем традиция служебных командировок за границу была утрачена, а педагоги перешли к изучению зарубежного опыта только по специальной переводной литературе. Может быть поэтому знание иностранных языков перестало быть отличительной чертой выпускников нашего вуза, хотя вплоть до начала XX века многие из них владели двумя и более иностранными языками. Отсутствие педагогов, в совершенстве владеющих иностранными языками, в наш информационный век все чаще создает определенные проблемы, в частности в работе с иностранцами, в организации поездок наших представителей за рубеж. Уже ясно, что знание языка должно стать неотъемлемым атрибутом культуры офицера-артиллериста.

За последние пять лет группы курсантов во главе с преподавателями уже трижды побывали в Греции по официальному приглашению Академии вооруженных сил этой страны. В составе международного контингента, представленного Грецией, Польшей, Чехией, Венгрией, Арменией, Черногорией они проходили лагерный сбор. Помимо самых лучших, незабываемых впечатлений о гостеприимстве хозяев наши курсанты и офицеры привезли с собой и полезные наблюдения. Например, они не без гордости отмечали, что, хотя уровень бытового обслуживания в военно-учебных заведениях Греции пока значительно выше, боевая учеба у нас ведется в более интенсивном режиме и мы ни в чем не уступаем сверстникам из-за рубежа.

Особое внимание в академии уделяется формированию гордости за свой род войск и учебное заведение. Эта традиция имеет прочную моральную основу. Изначально артиллерия приобрела репутацию как интеллектуальный, «ученый» род войск, а в народе даже стала бытовать пословица, что в артиллерии служат умницы. Подобное отношение общества к артиллерии наложило дополнительную моральную ответственность на артиллерийскую академию.

Традиция гордости за свой род войск и военно-учебное заведение проявляется в стремлении и желании поддержать авторитет артиллеристов и ракетчиков достойным поведением в стенах вуза и за его пределами, образцовым внешним видом, безупречным выполнением служебных обязанностей, победами в спортивных соревнованиях, на олимпиадах по учебным дисциплинам. Эта традиция во многом формировалась благодаря тому, что, входя в военно-учебное заведение, курсанты и офицеры погружались в атмосферу преклонения перед историческим прошлым вуза, рода войск, армии России, прославленными учеными, педагогами, выпускниками военно-учебного заведения, героями - защитниками Отечества. Помещения академии издавна украшают портреты основателей научных и педагогических школ, крупных ученых и педагогов, военачальников-артиллеристов. Некоторые аудитории носят имена выдающихся представителей артиллерийского образования и науки.

Традиционно источником воспитания высокого духа михайловцев был музей академии, считающийся лицом вуза. Заведующими музеем было принято назначать замечательных ветеранов учебного заведения. Сегодня его возглавляет полный кавалер ордена Славы Г. К. Кравцов.

Один из обычаев «погружения» в историю вуза, появившийся в Михайловском артиллерийском училище в середине XX века, был связан с ежегодным поминовением памяти основателя учебного заведения великого князя Михаила Павловича на месте его захоронения в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В конце XX века этот обычай был восстановлен.

Традиционными формами использования потенциала военной истории в училище и академии стали посещения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, уход за могилами воинов, павших в боях за Родину, возложение венков к воинским захоронениям и памятникам воинской доблести, принятие присяги курсантами, проведение выпуска в военных музеях, у монументов воинской славы артиллеристов и др. Значительную роль в жизни военно-учебного заведения играет ежегодное празднование 19 ноября Дня ракетных войск и артиллерии, б современной России официально этот праздник был перенесен на третье воскресенье ноября, чтобы совместить его с выходным днем. В то же время по опыту празднования знаменательных событий в русской армии этот праздник необязательно должен быть увязан с установлением «неприсутственных дней».

Одной из хороших традиций является поддержание тесных неформальных связей между выпускниками вуза и учебным заведением. Она проявляется в самых разнообразных формах. Одна из них - немаловажное для нашего непростого времени меценатство на благо вуза, развития артиллерийской науки, а также оказание помощи офицерам и их семьям. В прошлом меценатство выражалось в создании специальных фондов за счет добровольных пожертвований офицеров или завещания денежных сумм, учреждения выпускниками вуза специальных именных капиталов, которые предназначались для поощрения исследований в области артиллерии и т. п. Нередко преподаватели завещали учебным заведениям свои библиотеки, приборы для исследований. Так, в 2003 году родственники крупного ученого-химика профессора В.Г. Сапожникова, умершего в 1935 году, передали музею академии его библиотеку и документы из личного архива.

В обновленной России традиции меценатства и благотворительности переживают второе рождение. Уволенные в запас офицеры-артиллеристы и ракетчики, сделавшие карьеру в бизнесе или в органах государственной власти, используют свои новые возможности, чтобы оказать разумное и одобряемое обществом содействие академии в развитии материальной базы, оформлении наглядной агитации.

Здесь важно подчеркнуть, что Михайловская артиллерийская академия и училище тысячами зримых и незримых нитей всегда была связана с обществом. В XX веке эти связи приобрели еще большее разнообразие. Важной формой проявления этой традиции являлись тесные контакты руководства академии с местными органами власти, государственными и общественными организациями. Так, пользуясь большим авторитетом в Ленинграде, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, являясь начальником академии с 1953 года, сумел в пределах ограниченных возможностей города, перенесшего жестокую блокаду в годы войны, расширить жилищный фонд учебного заведения. В советское время появилась и такая традиция, как участие военно-учебного заведения в военно-патриотическом воспитании населения через шефство над дошкольными и средними учебными заведениями, детскими домами. Плодотворные контакты с администрацией Санкт-Петербурга, Калининского района, города Луги отличают академию и сегодня.

В заключение хочется отметить следующее. Только с 1953 по 2005 год из академии выпущено 16 тыс. офицеров. Об уровне подготовки выпускников говорят многочисленные государственные награды и высокие должности, которые они заслужили честным ратным трудом. Из стен академии вышли 80 георгиевских кавалеров, 52 Героя Советского Союза, 2 Героя России, маршалы и генералы, крупные военные ученые. По данным обобщенных отзывов из войск за 2002-2004 годы, 11 % выпускников-слушателей награждены государственными наградами, 89 % - поощрены за службу командованием, 68 % из их числа возглавляют части и подразделения, имеющие хорошие и отличные показатели в боевой учебе и службе. В 70 % отзывов о питомцах вуза из числа курсантов также отмечаются их добротные знания и навыки. И именно подготовка значительного числа высококвалифицированных специалистов командного и инженерного профиля, доказавших свою компетентность в повседневной деятельности войск и в боевых действиях, является главным достижением академии за все годы ее деятельности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации